Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект

  • Проблема

  • . История строительства храмов на Руси

  • 3. Гонения на церковь

  • 4. История храма в 30-90-е годы XX века

  • эссе. церковь. Церковь села Малый Змеинец рождение и возрождение


    Скачать 1.21 Mb.
    НазваниеЦерковь села Малый Змеинец рождение и возрождение
    Дата27.06.2022
    Размер1.21 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлацерковь.docx
    ТипДокументы
    #617502


    «Церковь села Малый Змеинец: рождение и возрождение».

    Родина! Как часто мы слышим и произносим это слово. История  малой родины - это прошлое самого близкого и родного для человека  места. Я очень люблю свою малую Родину. И мне очень интересно узнать историю своего села, обычаи, традиции и все что с ним связано. Без знания прошлого у человека не может быть будущего. Ведь прошлое, настоящее и будущее родной земли составляют непрерывную цепь жизни всего русского народа. Ее частью являемся и мы сами – молодое поколение XXI века. Не знать историю своей малой родины – значит, отделиться от своего народа, потерять свои корни.

    Очень важно, чтобы мы не были «Иванами, не помнящими родства», поэтому должны обратиться к своим истокам. И восстановить все то, что было утеряно ранее.

    Моя исследовательская работа актуальна тем, что в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мне хотелось бы написать в своей работе.

    Меня всегда интересовало, как раньше жили мои предки: как трудились, во что верили, где брали силы для преодоления   всех бед   и невзгод.   Ответ ясен: духовной основой жизни русского человека всегда была вера в Бога. С ней человек рождался, жил, умирал. Христианство было распространено по всей России. Даже в самых дальних уголках  страны возводились храмы и монастыри. 

    Цель исследовательской работы – изучить историю "рождения и возрождения" церкви села Малый Змеинец Щигровского района Курской области в связи с историческими событиям России XIX – XX веков.

    Задачи:

    • Найти сведения о строительстве православного храма в селе, его внешнем виде и внутреннем убранстве.

    • Изучить историю храма в советский период.

    • Найти сведения по теме в архивах села, района.

    • Побеседовать со старожилами села.

    • Проанализировать собранный материал, выделив общие сведения, полученные из разных источников.

    Объект исследованияхроника событий, связанных с церковью от построения по настоящее время.

    Предмет исследования: храм Святого Георгия Победоносца в селе Малый Змеинец.

    Проблема: что является причиной "рождения и возрождения" церкви Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли ни историю существования церкви

    Методы исследования:

    работа с архивными документами,

    анализ источников по истории православия,

    беседы с местными жителями и старожилами,

    поиск информации в сети Интернет,

    посещение храма.

    1. История строительства храмов на Руси.

    История строительства православных храмов в древнерусском государстве начинается в IX веке, когда в 867 году состоялось первое массовое крещение Киевской Руси.

    Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.

     С Крещением Руси связано начало каменного строительства по традициям византийской и болгарской архитектуры. Отношение верующих к храмам всегда было особым. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования. Основоположником благородного дела стал князь Владимир. Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение - церковь Святой Богородицы или Десятинная церковь.

     С древних времён храмы были особым местом, носившим не только религиозное, но и социальное значение. В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором в жизни.

     Монастыри и храмы Русской православной церкви несли на себе и функции образовательных  центров – здесь устраивались типографии, архивы и библиотеки, озвучивались царские указы, помазывали на царство, избирали митрополитов и патриархов. Храмы Древней Руси несли на себе функцию музеев, куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы.

     Немаловажное значение играли храмы и в обучении людей грамотности. Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы. Благодаря православным храмам развивалось не только искусство архитектуры, но и всего, что связано с храмовым строительством и внутренним убранством церквей: литейное и ювелирное дело, художественные школы, иконопись, мастерство мозаики и фрески. На весь мир знамениты образцы русского зодчества – деревянные храмы русского севера, являющиеся настоящим произведением искусства, даже купола их выполнены из дерева.

      Благословляя на защиту русской земли, Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства храма становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу. В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.

     Для верующего человека церковь всегда играла важную роль в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей. Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, "на красном месте", она служила точкой ориентира, по которой составлялась карты, план местности. 

    Для православного человека храм — особое, святое место. Во все времена они отражали духовно-нравственное состояние общества, являлись хранителями православной культуры. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу. Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

    2.  Строительство храма и первое упоминание о нём

    Церковь в селе Малый Змеинец построена на средства прихожан в 1774 году во имя святого Николая чудотворца и святых бессеребрянников Космы и Дамиана. К деревянному зданию храма прилегала деревянная колокольня. В 1914 году на средства протоирея Иверской церкви города Москвы и прихожан выстроено новое каменное здание церкви с такой же каменной колокольней. Было освящено три престола: главный во имя святителя Николая Чудотворца, два других во имя преподобного Серафима Саровского и во имя святителя Дмитрия Ростовского.

    В приход входили село Малый Змеинец, деревни Ачкасово, Масловка, Касиновка.

    Церковь владела 3 дес. усадебной земли, 30 дес. пахотной и 5 дес. сенокосной. Кроме того во владении находилось здание деревянного амбара, крытого железом и церковная сторожка, в которой размещалась церковно-приходская школа. В 1911 году священник Андрей Васильевич Переверзев стал законоучителем Масловской и Касиновской земских школ и заведующим церковно-приходской школы.

    3. Гонения на церковь

    Вскоре после революции повсеместно начали отвергать церковь. Политика государства после Октябрьской революции была направлена на искоренение веры в Бога.  Власть решила построить «новый мир» - без веры, без церквей. По всей России творилось  страшное - закрывали и разрушали храмы,  монастыри. Не обошла беда стороной и нашу церковь.

    Храм продолжал работать украдкой, службы велись по ночам. В 1923 году из церкви были изъяты все предметы, которые представляли материальную ценность. А в 1928 году по решению местных властей храм был закрыт для использования под зернохранилище.

     4. История храма в 30-90-е годы XX века

    После запрета на проведение служб и закрытия прихода. здание храма использовали как складское помещение. Во время немецкой оккупации здесь располагалась конюшня. Начиная с 50-х годов здание было разделено на две части . По воспоминаниям Рыжкова Юрия Владимировича, в одной части была конюшня, а в другой - крупорушка. Она служила для обмолота проса. Население близлежащих сел приходили на мельницу для получения муки. В каждом доме была русская печь, и хлеб пекли на два-три дня. Со временем хлеб стали продавать в магазине, муку стали молоть на усовершенствованных мельницах. Необходимость в крупорущке отпала. "Здание стало пустовать. Начала разрушаться кровля, гнить полы, были выбиты стекла. По помещениям "прогуливались" куры и овцы..." - так вспоминает местный житель Поляков Валерий Иванович.

    В конце 80-х годов здание церкви было переделано под клуб. Так духовный центр был превращен в культурный. По воспоминаниям заведующей клуба Головиной Майи Петровны, в центральной части храма находились зрительный и танцевальный залы, расставлены ряды стульев. Сценой являлось возвышенность алтаря, в трапезной находился бильярдный стол. Над сценой висел экран для демонстрации фильмов, в кинобудку можно было подняться по лестнице, которая раньше вела на колокольню. Местная жительница Головина Наталья Викторовна рассказала: "Сначала делали ремонт: всё покрасили светло-голубой краской. Повесили шторы. В зале были сиденья, сцена, комната для инструментов, гримёрка и киноаппаратная, здесь же и кино показывали, приезжали на выступления музыкальные коллективы. Конечно, мы грешили, веселясь в церкви...» 

    Весной 1995 года по инициативе уроженца села Вячеслава Ивановича Картавых на фасаде здания был установлен православный крест слева от входных дверей. На нём - несколько мемориальных досок с фамилиями 120-ти жителей села, участников Великой Отечественной войны. 77 из них погибли. В нижней части креста - надпись: "Спасибо вам, отцы и деды, мужья, братья, сыновья, за пролитую кровь и отданные жизни в жестокой войне с немецкими захватчиками за землю русскую, за свой народ... Земля вам пухом. Потомок, помни эти имена - это твои корни. 9 мая 1990 г."

    5. Возрождение храма

    Жители не раз обращались с просьбой о возобновлении богослужений, и лишь в 1997 году вновь был открыт православный приход храма Георгия Победоносца.  Люди с окрестных деревень вновь потянулись в церковь. Постепенно храм начал преображаться. Была перекрыта крыша и установлен крест на куполе храма, сделан ремонт внутренних помещений, заменены оконные блоки, подведен газ, преобразился и фасад здания. Настоятель храма отец Евгений (Чистяков) рассказал: "Приведение храма в надлежащее состояние началось сразу же после передачи его верующим. Епархия оказала некоторую помощь средствами, но главная помощь была оказана верующими. Они помогали материально, выполняли различную работу по облагораживанию храма и прилегающей территории. В результате мы смогли приобрести часть предметов для проведения службы, восстановили Иконостас, отреставрировали несколько икон. А главное то, что нельзя допускать заведомого разрушения храма!»  В настоящее время прихожан на службах намного меньше, чем раньше, но мы надеемся, что новое поколение сохранит церковь, какая она есть.  

    6. Заключение

    На основе вышесказанного можно сделать вывод, что исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви. Храм прошёл все исторические этапы, которые были в отношениях власти и Русской Православной Церкви. Я очень рада, что слова поэта М. Малеина стали пророческими:

    Чудо совершилось! Яркие лучи рассвета

    Прогоняют долгой ночи тьму.

    В людях пробудилась жажда веры

    И стремление к духовному.

    Вновь звонят колокола

    Над окрестными селеньями

    Восстановлен Божий храм,

    Святой Руси свидетель воскресения!



    Источники: 

      Кеслер, М. Развитие храмостроительства на Руси с IXпо XX век:  Международные образовательные Рождественские чтения. Раздел «Церковь и культура». Секция «Традиции русского храмового зодчества». – Режим доступа: http://chtenia.pavlovskayasloboda.ru/clauses/80-kesler-istoriya.html. – Дата обращения: 19.09.2016. 

                  Храмы на Руси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p13.html

                  История возникновения православных храмов в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sudba.info/istoriya-vozniknoveniya-pravoslavnyx-xramov-v-rossii/ 

    http://smartnews.ru/articles/16516.html#ixzz3ErVSAJ9p - Как строили храмы на Руси

    Приложение







    написать администратору сайта