ЭССЭ. Эссе Церковь в системе государственной власти в России. Церковь в системе государственной власти России
Скачать 39.16 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЛТИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВОЕНМЕХ» ИМ. Д.Ф. УСТИНОВА» (БГТУ «ВОЕНМЕХ» ИМ. Д.Ф. УСТИНОВА») Эссе по дисциплине «История государственных учреждений» на тему: «Церковь в системе государственной власти России». Выполнил: Горячева Анна Владимировна группа ЗМР 401 Руководитель Алексеева Светлана Ивановна Кандидат исторических наук Санкт-Петербург 2021 г. Оглавление Введение………………………………………………………………….3 Основная часть……………………………………………………….….5 Заключение…………………………………………………..…………13 Список использованной литературы и источников………………..14 Введение В социально-политических условиях современной России наблюдается статистический рост религиозных объединений, особенно Русской православной церкви (далее РПЦ), и усиление их влияния на многие стороны жизни и деятельности российского общества. Учитывая длительное пребывание российской экономики в неустойчивом состоянии, относительно слабый ее подъем, наличие духовного кризиса в обществе, различных фобий у населения и неуверенности в завтрашнем дне, вполне можно прогнозировать дальнейшее усиление роли РПЦ (как и других религиозных конфессий) в социуме. В своей политической практике властям приходится так или иначе учитывать церковный фактор. Взаимоотношения власти и церкви сегодня выходят далеко не на последний план. В этом состоит актуальность данной темы. Взаимоотношения между церковью и властью на протяжении всего их сосуществования никогда не были ровными, не развивались прямолинейно, отличались динамикой, различной степенью сближения и отторжения. В то же время этот процесс носит взаимообусловленный и взаимосвязанный характер. Церковь и Государство имеют как разные природу и происхождение, так и разные цели. Власть оказывает свое влияние на церковь, а церковь на власть. Власть в силу своей природы стремится подчинить себе, подмять под себя все институты общества, включая церковь. В этих целях власть использует широкий арсенал своего воздействия. Убедить и, если это не дает желаемого эффективного результата, принудить все кластеры общества работать на себя или хотя бы в русле своих политических целеустремлений и целеполаганий — вот одна из основных задач власти. В этом состоит ее стержневое начало. Целью Церкви является вечное спасение людей. Церковь, убежденно считая себя духовным учреждением, точнее, «духовной общиной», Божьим созданием, ставит перед собой другую задачу, цель которой привести человека через покаяние к Богу. По мнению самой церкви, ее духовный статус всегда выше любой земной власти, поскольку она имеет неземное происхождение и служит нематериальным целям. Церковь и Государство ввиду отличия природ прибегают к различным средствам в достижении своих целей. Государство опирается на материальную силу, включая и прямое физическое принуждение, Церковь располагает лишь религиозно – нравственными средствами для духовного руководства своими пасомыми и для приобретения новых чад. Основная часть. Любая государственная власть начинает с того, что одной из первых своих политических задач ставит урегулирование взаимоотношений с церковью. Другой вопрос, чем это урегулирование может закончиться для обеих сторон. На практике в абсолютном большинстве случаев победу одерживает власть, христианская (православная) церковь, исходя из принципа целесообразности и самосохранения, руководствуясь догматическими установлениями и канонами, под давлением власти смиряется со своей участью. Такое, во всяком случае, наблюдалось в России на протяжении длительного периода. На этой почве между властью и церковью разыгрывались различные сценарии взаимоотношений. Для того чтобы убедительно показать это, сошлемся на пример взаимоотношения власти и РПЦ. За последние годы во взаимоотношениях Церкви и российской власти возникли явления, которые отсутствовали между ними ранее или возродились вновь. Чтобы сравнить их, нам необходимо определить точки отсчета, провести грани, которые позволят осуществить данный анализ. Такими гранями, или точками отсчета, на мой взгляд, могут быть досоветский, советский и постсоветский периоды взаимоотношений Церкви и власти. Именно в эти отрезки времени происходили наиболее коренные, подчас диаметрально противоположные изменения во взаимоотношениях РПЦ и власти. Досоветский период в основном характеризуется симфоническим характером взаимодействия Церкви и власти. И, только начиная со времени правления Петра I, происходит огосударствление Церкви, она становится частью государственного аппарата. При Петре I произошло окончательное и полное подчинение русской Церкви государству. В 1721 г. царь основал Синод (Духовную коллегию), который фактически заменил патриарха, но в светской жизни его авторитет был ниже. Множество дел перешло от церковных судов к судам светским. В 1729 г Синод издал одно из важнейших постановлений в жизни православной России – о разрешении браков с лицами другого вероисповедания (католиками и протестантами). С января 1700 г. Петр I ввел новое летоисчисление от Рождества Христова. Помимо того, что Церковь оставалась крупным землевладельцем и собственником вообще (культовые задания, сооружения, материальные ценности и пр.), в ее юрисдикции находилось ведение актов гражданского состояния, солидная часть образовательной системы; она выполняла идеологические функции, пользовалась различными государственными преференциями. Но чтобы окончательно подчинить себе Церковь, власть упраздняет пост ее верховного руководителя - патриарха. «Это лишало Церковь возможности самостоятельно решать такие важные вопросы, как избрание архиереев, назначение настоятелей и настоятельниц монастырей, не говоря уже о полной невозможности для Церкви давать оценку тому, что происходило в стране, в обществе. Церковь не могла тогда сказать ни одного слова, которое бы остановило приближение страшной катастрофы революции с последующим уничтожением страны».1 На рубеже XIX-XX веков Российская империя была многонациональным государством. Официальной государственной религией являлось православие на территории страны исповедовались католичество, протестантство, буддизм, ислам, иудаизм, не говоря уже о старообрядчестве. Первые попытки реализовать принцип отделения Церкви от государства происходит в период короткого пребывания у власти Временного правительства. Они были более щадящими для Церкви, учитывали ее историческую и политическую роль в стране. В силу известных причин данный проект не был реализован, как, впрочем, и другие планы, намеченные этим органом власти в отношении Церкви. После Октябрьской революции 1917 г. положение Церкви резко меняется в неблагоприятную для нее сторону. Она, попросту говоря, должна была исчезнуть из сознания советского человека, тем более «человека коммунистического завтра». В 1918 г РПЦ объявила о своем неприятии к советской власти. В первые же недели Советской власти был принят декрет об отделении Церкви от государства. Многие служители РПЦ погибли в годы Гражданской войны. Церковь лишается практически всех привилегий, которыми она обладала в досоветский период, секуляризируется значительная часть ее прав. Она подверглась небывалым политическим репрессиям, разорению ее материальной базы (уничтожение храмов, изъятие церковной утвари и т.д.). Фактически, несмотря на наличие закона о свободе совести, допускавшего (но не гарантирующего) по выбору человека исповедание какой-либо религии или не исповедание таковой, Церковь низводится до положения бесправной организации. В отдельные периоды в угоду, прежде всего, своим политическим целям и интересам тоталитарный режим допускал некоторые послабления для Церкви, которые часто сменялись очередным усилением гонений на нее. Новая власть позволила избрать РПЦ своего предстоятеля, «тем самым закладывая принципиально новый порядок управления Церковью, закладывая фундамент автономного, независимого от светской власти существования Церкви и ее свидетельства».2 Но негативное отношение советской власти к Церкви по-прежнему сохранялось. Она оставалась официально гонимой и презираемой. С началом НЭПа гонения на священнослужителей усилились. В феврале 1922 г был издан декрет о конфискации церковных ценностей для борьбы с голодом. Некоторые руководители Советского государства прямо призывали к полному уничтожению всех служителей Церкви. Вместо уроков Закона Божьего в школах стали проводить уроки атеизма. Статья 124 новой Конституции, принятой в 1936 г. провозглашала свободу вероисповедания, уравнивая в правах духовенство и советские лица, но несмотря на это преследования верующих продолжались, так как на тот момент была одна структура, занимавшаяся вопросами по делам религии «Церковный отдел НКВД». Епархий почти не осталось, а Церковь фактически стала незаконным объединением. После отстранения от власти руководителя НКВД Ежова, дела многих священнослужителей были пересмотрены, стали открываться приходы и семинарии, возобновилась печать религиозной литературы. Переломным моментом в изменении политики государства в отношении Церкви стало подписание пакта Молотова – Риббентропа и вступление русской армии в Польшу в сентябре 1939г, а затем и присоединение еще нескольких государств к Советскому Союзу. Перед правительством СССР встал вопрос о наиболее правильном курсе проводимой политики в столь сложной ситуации накануне Великой Отечественной войны. В 1941 г. в центр Москвы для нужд высшего руководства церкви был отведен особняк. Московская патриархия получила возможность обращения к народу напрямую по радио и в печати, во всех действующих храмах стали проводится службы и молитвы, открывались новые приходы. Значительным шагом навстречу РПЦ стало издание книги в 1942г. «Правда религии России», переведённой на несколько языков. С разрешения Сталина в 1943г. возобновилась работа духовных семинарий, церквей. Государство стало выделять РПЦ материальную помощь. Таким образом в суровое военные годы Церковь и Государственная власть проявили взаимодействие в общей борьбе против фашистской идеологии. Однако после В.О. войны, несмотря на видимую демократизацию церковной жизни, РПЦ была починена государственной власти, которая контролировала ее и ограничивала свободу деятельности. Лишь в конце своего господства, в «перестроечный период», коммунистическая власть под давлением снизу вынуждена была пойти навстречу Церкви и несколько ослабить «режим ее содержания». Однако политических шансов у советских реформаторов уже не оставалось. Настали другие времена. С приходом к власти в России новой либерально-демократической элиты пересматриваются вопросы ее взаимоотношения с Церковью. Принимается законодательство, которое резко контрастирует с советским правом. Государство объявляется светским, допускается плюрализм идеологий, в Основном законе закрепляется положение о том, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».3 Впервые эти конституционные положения не только декларируются, но гарантируются российским законодательством и другими нормативно-правовыми актами, государственной практикой. Фактически страна получает по-европейски сформулированное, пронизанное современным цивилизационным духом законодательство о свободе совести и религиозных объединениях. Церковь приобретает статус юридического лица в форме некоммерческой организации, для которой извлечение прибыли не является основной целью. Она располагает своей собственностью, обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, уплачивает налоги и обязательные платежи. Церковные объединения и организации имеют самостоятельный баланс или смету. Кадровый состав священно и церковнослужителей получает пенсии из государственных пенсионных фондов. Эти и другие новые явления, на которых мы остановимся ниже, имеют инновационный характер в сравнении с предыдущими периодами. В сравнении с советским периодом значительно расширены права Церкви. Так, она имеет право устраивать: - церковно церемониальные мероприятия вне церковной ограды (крестные ходы, молебны), проводить освящение объектов светского характера по просьбе владельцев. - без всяких ограничений осуществлять церковные требы на дому у частных лиц; - создавать в армейских подразделениях, учреждениях образования (включая высшее профессиональное), пенитенциарных исправительных учреждениях, медицинских заведениях храмы, молельни, книжные лавки, воскресные школы, вести активную просветительскую работу, участвовать в работе по борьбе с наркоманией, алкоголизмом, оказывать моральную и материальную поддержку лицам, страдающим от этих заболеваний. В Вооруженных силах РФ вводится институт армейских капелланов. Одним словом, Церковь проводит работу, которая на церковном языке называется служением. Большое распространение получили церковные средства массовой информации (сайты в Интернете, телевидение, печать, газеты). Высшие руководители страны, руководители регионального и муниципального уровня открыто демонстрируют свою приверженность православной христианской религии (осеняют себя крестным знамением, просят благословения у церковных иерархов, посещают храмы, участвуют в совместных церковно-светских мероприятиях). Некоторые религиозные праздники получили статус государственных (Рождество Христово, праздник Казанской иконы Божьей матери, День народного единства). Хорошим примером для людей является посещение богослужений Президентом России В.В. Путиным: в 2006 г он встречал Рождество в одной из церквей Якутска, где в это время стоял 50-градусный мороз, а в 2016 г. он вместе с бывшим премьер – министром Д. Медведевым совершил частную поездку на островной храм под Новгородом, основанный в 1292 году. Храм был отреставрирован за 2 года и охраняется ЮНЕСКО. Взаимодействие властей и Церкви определяется как партнерство государственных и религиозных институтов. Церковь называет это взаимодействие соработничеством. Государство выделят значительные средства на реставрацию церковных культовых сооружений. C каждым годом растет число вновь возведенных храмов. Высший иерарх РПЦ пользуется спецавтомобилями из государственного гаража особого назначения. Патриарх Московский и всея Руси является лицом, охраняемым государственными службами. В стране на федеральном, региональном и муниципальном уровне проводятся мероприятия с участием представителей церковных и властных структур, на которых принимаются документы, связанные с обеспечением взаимодействия между Церковью и различного уровня властями. Если взаимоотношения Церкви и современной российской власти в перспективе будут стабильно развиваться в указанном направлении, то нетрудно спрогнозировать их дальнейшее еще более тесное сближение и взаимодействие. Церкви не возбраняется выражать свое мнение по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики государства. Приветствуются диалоги и контакты Церкви с политическими организациями в случае, если подобные коммуникации не носят характера политической поддержки. Неучастие Церкви в политической борьбе, в работе политических партий и избирательных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам. Но такое выражение должно исходить исключительно от церковных соборов, священноначалия и уполномоченных ими лиц. «Миряне, участвующие в государственной или политической деятельности индивидуально или в рамках различных организаций, отмечается в основах социальной концепции РПЦ, делают это самостоятельно, не отождествляя свою политическую работу с позицией церковной полноты или каких-либо канонических церковных учреждений и не выступая от их имени. При этом высшая церковная власть не преподает специального благословения на политическую деятельность мирян».4 В настоящее время в Российской Федерации принцип отделения Церкви от Государства и правовой статус Церкви устанавливается рядом положений Конституции Российской Федерации 1993г. (Статьи 13,14,19,28,29.2), а также Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» Президент Владимир Владимирович Путин предложил внести изменения в Конституцию 15 января 2020г, во время послания к Федеральному собранию. В марте 2020 были внесены изменения. "Включение в текст Конституции Российской Федерации указания на веру в Бога, переданную народу России предками (статья 671, часть 2), не означает отказа от светского характера Российского государства, провозглашенного в ее статье 14, и от свободы совести, гарантируемой ее статьей 28, поскольку по своей формулировке не сопряжено с конфессиональной принадлежностью, не объявляет наличие тех или иных религиозных убеждений обязательным в Российской Федерации, не ставит вопреки статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждан России в неравное положение в зависимости от наличия такой веры и ее конкретной направленности", говорится в заключении КС РФ.5 Отмечается, что включение в текст этого положения призвано лишь подчеркнуть необходимость учета при осуществлении государственной политики исторически значимой социально-культурной роли, которую религиозная составляющая сыграла в становлении и развитии российской государственности. Заключение. Завершая краткий обзор новых явлений во взаимоотношениях Церкви и современной российской власти, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, в силу кардинально изменившихся политических, экономических и социальных условий в стране российская власть перестала быть богоборческой; придерживаясь демократического пути развития, она сменила антирелигиозный вектор своей политики на сотрудничество с гражданским обществом, включая Церковь, на консолидацию всех здоровых сил общества. Во-вторых, генезис моделей взаимоотношений Церкви и государства детерминирован не только конкретными социально экономическими условиями, в которых протекает их деятельность, но и в определенной степени церковной догматикой, а также государственной политикой, проводимой в отношении Церкви. В-третьих, сложившаяся политическая ситуация требует со стороны российского государства разработки и принятия на государственном уровне новой концептуальной модели взаимоотношения с религиозными организациями в Российской Федерации, внесения изменений в действующее законодательство о свободе совести. Список использованной литературы и источников Андерсон Дж. Публичная политика: введение // Публичная политика: от теории к практике/сост. и науч. ред. Н.Ю. Данилова, О.Ю. Гурова, Н.Г. Жидкова. СПб., 2008. Кураев А. Церковь в мире людей. М., 2009. 9 Официальный сайт Московского патриархата. http://www.patriarchia.ru Православная энциклопедия. Гомельская и Жлобинская Епархия - Григорий Пакуриан.( Том XII, под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) РПЦ в годы В.О. войны 1941-1945 гг. Сборник документов (Электронный ресурс) Исторический вестник №5 2000г. Основы социальной концепции Русской православной церкви. – М. : Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, 2008, с. 84. https://ria.ru/20200316/1568683617.html (Электронный ресурс) Конституция РФ с комментариями Конституционного Суда РФ. – 2-е изд. –М.:ИНФРА-М, 2001, с. 7. 1 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в годовщину избрания святителя Тихона на патриарший престол после литургии в храме Христа Спасителя// http://www.patriarchia.ru/db/ 2 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в годовщину избрания святителя Тихона на патриарший престол после литургии в храме Христа Спасителя// http://www.patriarchia.ru/db/ 3 Конституция РФ с комментариями Конституционного Суда РФ. – 2-е изд. –М.:ИНФРА-М, 2001, с. 7. 4 Основы социальной концепции Русской православной церкви. – М. : Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, 2008, с. 84. 5 https://ria.ru/20200316/1568683617.html |