Главная страница

философия. 8 неделя философия. Человек и его бытие в мире экзистенциализм


Скачать 17.5 Kb.
НазваниеЧеловек и его бытие в мире экзистенциализм
Анкорфилософия
Дата15.03.2023
Размер17.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла8 неделя философия.docx
ТипДокументы
#991894

Антропология

3. Человек и его бытие в мире; экзистенциализм.

Развернутую концепцию этого рода впервые создали немецкие экзистенциалисты. Предвосхищением онтологического поворота в экзистенциально-персоналистическом философствовании можно считать русскую философию начала XX в., особенно работы Н. Бердяева, Л. Шестова, С. Франка. Правда, в то время они были почти неизвестны на Западе. Зато большую популярность обрела вышедшая в 1927 г. книга М. Хайдегтера "Бытие и время", где был разработан специфический проект экзистенциалистского учения о бытии (онтологии). В целом ряде работ 20 - 30-х годов К. Ясперс предложил свой вариант онтологии. Впоследствии, опираясь на разработки немецких мыслителей, Ж.-П. Сартр создал обновленное понимание бытия (особенно в книге "Бытие и ничто"). Еще раньше новые, неклассические варианты онтологии, повлиявшие на экзистенциалистов, разрабатывал Э. Гуссерль (1856-1938) - основатель феноменологического направления, на протяжении всего столетия сохраняющего большое влияние в философии.
Почему же особое внимание философов разных направлений привлекло учение о бытии? И как это увязать с поворотом к человеку? Ведь в философии XX в., в отличие от традиционной отнологии, не мир, не природа, а человек становится проблемной точкой отсчета. Философы XX в. стали решительно пересматривать внутрифилософские приоритеты прошлого. Они возражали тем представителям классической отнологии, которые отталкивались от самостоятельного бытия мира и от него двигались к пониманию человека, поставленного в зависимость от мира. В таких случаях, говорили они, философия и превращалась в "философию вещей", а человек чаще всего также рассматривался как вещь. Не менее категорическими были возражения против тех направлений классической философии, где на первый план выдвигались логика, гносеология, теория идей: господство "философии идей", утверждали сторонники "новой онтологии", превращает человека в своего рода познавательную машину.
В противовес классическому онтологизму и гносеологизму представители новых направлений XX в. считали необходимым действительно сделать человека центром филосфии. Ведь сам человек есть, существует, является бытием, притом бытием особым. Философы-классики рассматривали "бытие" как предельно широкое (человеческое) понятие о мире и в то же время считали бытие независимым от человека. Кант пытался преодолеть это противоречие. В кантовском учении философы XX в. особенно высоко оценивали ту идею, согласно которой мир мы видим исключительно сквозь призму человеческого сознания. Вещи мира, сам, мир существуют в себе, совершенно независимо от сознания, но "в себе" они нам, людям, не явлены. Поскольку же мир, вещи и процессы мира являются людям, постольку результаты его осознания уже неотделимы от человека. К этим тезисам Канта присоединяются не только феноменологи, экзистенциалисты, персоналисты, но и представители многих других направлений. Однако в отличие от классической и даже кантовской мысли, центром антропологической философии XX в. является не учение о разуме, не гносеология и логика, а онтология. Центром же "новой онтологии" становится не некое изолированное сознание человека, а сознание, точнее, духовно-психическое (сознание и бессознательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием. Этот новый смысл и вкладывается в традиционное понятие экзистенции, существования как особого бытия, которое становится базовой категорией экзистенциалистской онтологии.
Итак, путь феноменолога, экзистенциалиста, персоналиста - не путь от Sein, бытия вообще, не от мира как бытия к бытию человека, как это было в классической онтологии. Избирается обратный путь - .от человеческого существования, т. е. от экзистенции, к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой подход представляется философам XX в. предпочтительным с точки зрения не только реалистической (ведь по-другому, говорят они, человек и не осваивает мир), но и гуманистической: в центр ставится человек, его активность, его уникальность, возможности свободы, открываемые самим бытием.

5. Специфика философского подхода к рассмотрению человека. Человек в древнеиндийских и древнекитайских  религиозно-философских учениях. 

Философия человека охватывает широчайший круг вопросов и проблем, связанных с человеком, его жизнедеятельностью. Среди тех, которые активно обсуждались на протяжении развития человеческой истории, могут быть названы следующие. Что есть человек? Какое место он занимает в мире, в Космосе? Является ли он случайной игрой стихий бездушной природы, сыном Божьим или результатом творчества разумных Сил Космоса? Какова его природа? Чем он отличается от животных? Является ли человек разумным, духовным существом или его поведением руководят влечения и страсти? В чем свобода человека? В чем смысл его жизни? В чем могут заключаться ценности человеческого существования? Кто такой совершенный человек? По сути, эти и множество других вопросов, связанных с человеком, стали предметом глубокого осмысления уже в эпоху становления философии как таковой и на протяжении всей последующей ее истории представители разных стран и различных мировоззренческих позиций размышляют над ними, предлагая свои варианты ответов. В результате появлялись взгляды на жизнь человека, тенденции в ее осмыслении, которые могли не только не совпадать, но и даже существенно различаться. В качестве наиболее крупных, выявившихся в истории философской мысли могут быть названы: западная или европейская традиция осмысления проблем человека; восточная, в первую очередь, древнеиндийская и древнекитайская, на некоторые моменты которой будет обращено наше внимание. Серьезный интерес в осмыслении философских проблем, в том числе человека, вызывает и традиция целостного подхода, сформировавшаяся в русской философии, наиболее системно представленная в Учении Живой Этики или Учении Жизни, как называют его авторы. Космическое мышление, свойственное этому подходу, своей методологией открывает возможность синтеза научных достижений Запада и религиозно-философских воззрений Востока на духовной почве культуры России.

Окончательно, как принято считать, философская антропология (в узком смысле, как философское направление) сформировалась в 20-х годах ХХ в. во многом благодаря трудам М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера. Среди них наибольшую известность получила работа М. Шелера «Положение человека в космосе» и др. В ней подчеркивается необходимость создания основополагающей науки о человеке, изложена программа его философского познания, предполагающая включение в нее достижений конкретно-научных дисциплин. То есть философская антропология должна интегрировать варианты конкретно-научного, философского и религиозного осмысления человека в единую, целостную концепцию. М. Шелер писал: «Задача философской антропологии – точно показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие… государство, руководство, миф, религия, наука…». Сегодня мы не можем утверждать, что в философской антропологии, работающей в контексте европейской традиции отвлеченного мышления, удалось решить задачу подобной интеграции знаний о человеке. Поэтому уже на новом витке современного эволюционного развития человечества важно без предубеждений, на основе системного подхода осмыслить идеи мировой философской мысли, в том числе касающиеся проблемы человека.

Очевидно, что пути развития философской мысли не просты, как не прост и сам человек. Известно, что, с одной стороны, человек существо физическое, телесное, подчиненное законам биологии и физиологии, обуреваемое влечениями и страстями, легко впадающее в гнев и страх. Но с другой стороны, человек – это разумное существо, умеющее подниматься над своими страстями, совершать возвышенные нравственно-этические поступки, осуществлять свободный выбор и подвиг. Человек – существо земное, активно осваивающее свою среду обитания на планете, но и космическое тоже. Вспомним исследования А.Л. Чижевского о влиянии солнечной активности на жизнедеятельность человечества. В своей книге «Земное эхо солнечных бурь» на анализе исторических фактов (войн, революций, эпидемических заболеваний и др.) он показывает закономерную связь происходящих в обществе исторических событий с фазами одиннадцатилетней циклической активности Солнца


написать администратору сайта