Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие идентичности в зарубежной науке

  • Человек, индивид, личность. Человек, индивид, личность Человек биосоциальное существо (иногда встречается определение человека как биопсихосоциального существа). Понятие личность


    Скачать 35.03 Kb.
    НазваниеЧеловек, индивид, личность Человек биосоциальное существо (иногда встречается определение человека как биопсихосоциального существа). Понятие личность
    АнкорЧеловек, индивид, личность
    Дата05.04.2021
    Размер35.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЧеловек, индивид, личность.docx
    ТипДокументы
    #191597


    Человек, индивид, личность

    Человек — биосоциальное существо (иногда встречается определение человека как биопсихосоциального существа).

    Понятие «личность» — подчёркивает сознательно-волевое начало. Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал античный актёр. Затем оно стало означать персонаж (сам актёр и его роль). У римлян слово «persona» употреблялось как с указанием определённой социальной функции, так и роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя).

    Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют лишь в той или иной степени. В личности интересны сами поступки.

    Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся ли он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Нравственные основы личности могут быть различными.

    Первое философски обобщённое изображение структуры такого поведения дал Кант: «Самодисциплина, самообладание, способность быть господином самому себе… автономия».

    Венский психиатр Бруно Беттельгейм был заключен в концлагерь. В течение двух лет он писал книгу в уме, где анализировал поведение людей в условиях концлагеря. В 1960 году его книга вышла в свет под названием «Просвещённое сердце», где автор определял, что цель концлагеря — ампутация личности в человеке, формирование идеального заключённого. Этой цели фашисты добивались фанатично. В массе случаев они добивались того, к чему стремились. Но… «идеальный заключённый», как правило, оказывался совершенно нежизнеспособным существом. После ампутации личности в нём разрушались такие качества, как индивидуальность и индивид, атрофировались способности, затухала память, притуплялся инстинкт самосохранения. «Идеальный заключённый» был голоден, но не испытывал голода, двигался машинально, безропотно, слабел и… умирал. Один из заключённых «старожилов» рассказал правила: заставляя себя, ешь каждый раз, спи или читай, если выпала свободная минута, непременно чисть зубы по утрам. Смысл правил — делать не предписанное, к чему начальство тебя не принуждает. В данном случае чистка зубов — поступок… Чтобы не вымереть, надо перестать бояться неминуемой насильственной смерти, самому выбрать то, за что тебя однажды казнят. Беттельгейм выявил: нравственность — не просто средство общественного регулирования индивидуального поведения, это средство персонального выживания самого индивида. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека.

    Понятие идентичности в зарубежной науке

    В первую очередь термин «идентичность» следует понимать как самотождественность. В русском языке слова «идентичность» и «тождество» полностью совпадают по значению. Идентичность – самотождественность лица или вещи.

    Термин идентичность происходит от латинского глагола identificare – отождествлять. Он предполагает неизменность во времени лица или вещи. Однако в течение жизни личность, культура, этнос претерпевают изменения. Каким образом внешний мир, опыт может оказывать влияние на неизменную основу личности или культуры? Неоднократно предпринимались попытки эту проблему разрешить.

    История понятия «идентичность» начинается в философии Нового времени в трудах британских эмпириков Дж. Локка и Д. Юма. Английский философ Дж. Локк в своём труде «Опыт о человеческом разумении» (1690 г.) утверждает, что идентичность неизменна и непрерывна, задана сознанием, которое не прекращает своей активности в течение всей жизни человека.

    Давид Юм оспорил точку зрения точку зрения своего предшественника, отказавшись связывать идентичность с сознанием человека («Трактат о человеческой природе», 1739 г.). Он считал, что источником персональной идентичности является окружение или общество, то есть идентичность формируется внешним миром. Несмотря на то, что идентичность формируется внешним миром, в сознании человека всегда присутствует идея о собственном Я, которая задаёт место человека в обществе.

    Фридрих Ницше считал, что идентичность – результат «самомоделирования». Люди способны конструировать свои собственные идентичности.

    В общественных науках – психологии, социологии, философской антропологии и др., понятие идентичность стало использоваться в XX веке.

    В психоанализе (З. Фрейд) считалось, что идентичность условна. Идентификация в психоанализе – процесс уподобления чему-либо, поиск внутренней самотождественности.


    написать администратору сайта