Главная страница
Навигация по странице:

  • Античная философия

  • Эпоха эллинизма

  • Средние века

  • Эпоха возрождения

  • Органическая теория(биологический суперорганизм)

  • Разумеется, человек – биологическое существо.

  • история. Домашняя работа за 4 неделю. Человек как единство природного и социального. Индивид и личность


    Скачать 17.59 Kb.
    НазваниеЧеловек как единство природного и социального. Индивид и личность
    Анкористория
    Дата20.02.2021
    Размер17.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДомашняя работа за 4 неделю.docx
    ТипЗакон
    #177959

    Домашняя работа за 4 неделю

    Тема: «Человек как единство природного и

    социального. Индивид и личность»

    1) Человек существо биосоциальное, но к пониманию этого философия пришла не сразу. С античных времен человека связывали с природой. В самом широком значении природа – это все существующее в бесконечном многообразии своих проявлений.

    Природа есть Вселенная, материя, мир. А общество является закономерным результатом на пути развития материи.

    Рассмотрим основные этапы осознавания места человека в мире природы:

    1) Античная философия

    Природа – то все, что есть. Сущее. Соответственно человек не выделяется из природы. Он внутри нее, ее частичка.  

    (Демокрит, Эпикур)

    2) Эпоха эллинизма

    Человек и Космос связаны неразрывными связями, строение самого человека воспроизводит строение Вселенной.

    Человек в равной степени и микрокосмос, и макрокосмос. Он – один из феноменов природного круговорота вещей, часть природы.

    Человек зависит от ее циклов, ее динамики.

    Человек подчиняется порядку природы.

    Человек как микрокосмос есть прежде всего природное создание

    3) Средние века

    Огромное влияние религии.

    Природа и сам человек - творения Божьи.

    Человек как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенное бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. Речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой.

    4) Эпоха возрождения

    Природа - источник красоты, радости и вдохновения. То, что прежде считалось Божьей волей, отныне стало приписываться человеку.

    Человек – сосредоточие всего. Природа не только объект воздействия, но и предмет активной эксплуатации – интеллектуальной и промышленной.

    Природа – мастерская.

    5) Новое время

    Желание человека овладеть природой. Техника, торжество которой началось именно в эту эпоху, стала разрушать веру в вечный порядок природы.

    Природа – это уже не храм, а мастерская, ее можно переустроить.

    Природа стала не просто описываться, человечество приступило к ее научному изучению и экспериментальному анализу .

    Достаточно очевидная зависимость человека от природы и признание ее как естественной основы существования и развития общества привели ученых к необходимости изучения соотношения биологического и социального в человеке и обществе

    Человек – биологическое существо

    По мнению З. Фрейда, человек и общество подчиняются биологическим законам развития.

    Бессознательное начало, т.е. психика, инстинкты, унаследованные от предков, влияют на развитие человека. Социальная составляющая в человеке и обществе играет второстепенную роль.

    Значит, в антропосоциогенезе – процессе возникновения и развития человека и общества – главная причина биологическая

    Человек как биологически недостаточное существо

    По мнению других философов (М. Шеллер, А. Гелен), человек от рождения является «биологически недостаточным» существом в отличие от других представителей животного мира.

    Именно эта его «недостаточность» и желание выжить заставили человека активно развивать и использовать свои способности.

    Органическая теория
    (биологический суперорганизм)


    Тесная связь общества с природой, схожесть поведений животных в природе и людей в обществе привели некоторых мыслителей

    (Г. Спенсер, А. Шеффле) к выводу о том, что общество является биологическим суперорганизмом. Оно, по их мнению, развивается подобно природным организмам естественным эволюционным путем.

    Однако «органическая теория» игнорировала сознательную деятельность людей, их волю и интересы. К середине XX в. эта концепция практически сошла и лишилась круга поклонников.

    Разумеется, человек – биологическое существо. Однако современный научный анализ показывает, что лишь 15% всех актов человеческой деятельности носит чисто биологический характер.

    Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам.

    Биологическое и социальное диалектически сочетаются в человеке и обществе.

    Основой человеческого бытия является природа. Человек, вобрав в себя всё природное, выступает одновременно составной частью природы, её высшим продуктом. Однако человек становится общественным человеком благодаря своим социальным свойствам и качествам.

    Первое рождение человека – рождение биологического существа.

    Второе рождение – в качестве нормального члена общества, способного к выполнению социальных ролей – есть результат социализации.

    Итак, целостный человек есть здоровый биологический индивид, ответственный и надёжный член социума и индивидуальность, устремлённая к самоценной духовности.

    2) Индивид — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельное живое существо, особь, отдельный человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

    Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.

    Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Человек может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Социально-деятельная сущность лежит в основе социализации индивида, в процессе которого и формируется личность.

    Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра — «Я». Это Я определяет характер психики человека, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости и т.д. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я — он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой щр, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как 59 личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.

    Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.(самореализация).

    Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

    Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность.

    Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности.

    Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для ее достижения. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

    Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом.

    Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками — все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.

    Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения, делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.

    Каждый человек ищет в жизни что-то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете — ради других людей. Жизнь, обретшая смысл, не страшится смерти.


    написать администратору сайта