унитарное государство. Человек путь к гибели природы
Скачать 34 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра философии РЕФЕРАТ по учебной дисциплине: «Философии» на тему: Человек: путь к гибели природы? Выполнил: Рядовой полиции Калугин Василий Вячеславович Курсант 104 учебной группы Научный руководитель: Доцент кафедры философии Полковник полиции М.Н. Насиров Нижний Новгород 2022 Оглавление Введение Глава 1 Понятие Человека в Философии Понятие Природы в Философии Глава 2 Взаимоотношение человека и природы Заключение Введение Философия представляет собой форму познания и особую систему знаний об общих характеристиках, принципах, понятиях бытия, а также о бытие человека и его взаимоотношении с окружающим миром. Философия рассматривает вечные проблемы и находит пути их решения. К данным проблемам и относится вопрос: взаимоотношения человека и природы. Хочу подчеркнуть актуальность данной проблемы, ведь в современном мире в списке глобальных вопросов человечества стоит вопрос выживания человека и его существование на планете в целом. Неосознанные или корыстные действия людей наносят большой урон природе: вырубаются леса, исчезают многие виды животных из-за пагубного влияния человечества на биосферу, исчезают многие водоёмы, служившие ранее источниками пресной воды, загрязняется <<Мировой океан>>. Философия, как наука рассматривает ряд таких вопросов, как: Почему человечество идёт к глобальной катастрофе? Есть ли время исправить ситуацию? Какие ценностные ориентиры должны закладываться должны закладываться в человеке для бережного отношения к окружающему миру? Многие современные специалисты приходят к выводу, что человек должен жить в гармонии с природой и всматриваться в проблему детально. Именно поэтому возрастает тесная связь наук философии и экологии, и выводится на международный уровень для решения глобальных проблем человечества. Глава 1 Понятие Человека в философии Понятие человека есть высшая стадия живых организмов на Земле. Человек является объектом изучения различных областей научного знания: медицины, психологии, анатомии, социологии, истории, политологии и др., которые изучают отдельные проявления сущности человека. Философия стремится понять сущность человека в целостности, в единстве всех сторон его бытия. И в то же время для философии нет более сложной темы, так как человек для самого человека есть загадка. В Философии Человеческий вопрос классифицируется на 3 вида: 1. субъективистский (человек – как собственный внутренний, субъективный мир); 2. объективистский (человек как продукт и носитель внешних, объективных условий его существования); 3. синтезирующий (человек как единство внутренней субъективности и внешней объективности) Выделяется также понятие человеческой природы и сущности. Природа понимается как своеобразие, специфика человека как живого существа, а сущность - как его основа, определяющая, направляющая и интегрирующая. В субъективистском типе человек находится на вершине пирамиды материальных ценностей. На данном этапе развития философии этот тип является определяющим. И в то же время необходимо представление о человеке как о духовном существе, развивающем свой дух и свою свободу. Примером религиозно-экзистенциальных взглядов на природу и сущность человека является подход немецкого философа К. Ясперса. Он определяет человека как существо, застрявшее в промежуточном положении между внешним миром и царством вечного, божественного — трансценденцией. Контакт с духовным и божественным миром происходит через веру, то есть без веры, без стремления к абсолютным ценностям невозможно «истинное существование» человека. Человек по Ясперсу - это единство «бытия», «сознания вообще» и «духа». Как «бытие» человек действует как существо, включенное в мир обыденной жизни. Как «сознание вообще» человек создает и сознает общепринятые социумом нормы и правила. Как «дух» человек обращается к вечному посредством верования и молитвы, то есть обращения к богу. Сущность же человека заключена в его экзистенции, то есть в чем-то невыразимом, невидимом и исключительном. Она не проявляет себя в обыденности, но показывается в «пограничных ситуациях»: болезни, смерти, страдании, борьбе и т.д. Только благодаря вспышкам озарения, божественного откровения человек познает смысл своего бытия и свою сущность. При объективистском типе человек ничем не выделяется в цепочке материальных ценностей. Он лишь ее составляющая, которая является лишь переменной в данном случае. Для материализма человек - лишь физическое тело, а его духовный мир - совокупность материальных процессов, которые можно описать в терминах физики. Социо-биология сводит природу человека к биологическим особенностям, а именно: к предрасположенности человека как живого существа к изменчивости и пластичности поведения. Марксистские теоретики понимали человека, как существо биологическое и социальное. Биологическая составляющая понимается данностью от природы, а социальная будущностью. Ведь человечество не достигло бы всего, что сейчас имеет без социума. Примеров тому множество можно найти и в истории, и в литературе. Маугли — персонаж книг Редьярда Киплинга «Книга джунглей», не такой уж и вымышленный, в 19 веке документировались случаи, когда в неразвитых на то время странах находили детей, росших вне общества, они были скорее похожи на животных, чем на людей. Именно активность человека в обществе, его движение вперед под влиянием общества и его социальных рычагов делает человека <<Человеком>> в привычном нам понимании. То есть духовная составляющая действует при социализации. Так бытие человека наполняется стремлениями, желаниями – смыслом. Именно духовность не вписывается в примитивную цепочку материальной пирамиды. Однако философы-марксисты утверждали, что взаимоотношение человека и природы не сводится к потребительским, пользовательским отношениям. Человечество не только пользуется благами природы и видоизменяет её, но и активно ведёт диалог с ней. Третий подход – синтезирующий. Его теоретиком был философ Э. Фромм. Он предполагал, что существует несколько аспектов понимания человеческой природы: - человек как разумное явление жизни; - человек – дитя природы, но свободное в своём мышлении; - человек как животное, но в котором инстинкты не так сильны, следовательно, выживает он за счет социализации. Сущность человека находится в постоянных противоречиях, в конфликтующих внутри него мирами: животном и духовном, телом и душой, разумом и чувством. Человек может по-разному разрешать данный конфликт, либо потворствуя страстям и инстинктам, либо держа их в железный рукавицах, то есть ведя себя по закону разума. Говоря о человеке в философской концепции, можно выделить три уровня: 1) человек в широко смысле – представитель своего рода и вида; 2) человек конкретно-исторический, принадлежащий к определенной эпохе (первобытный человек и т.д.); 3) человек, отдельно взятый как индивид Личность -подразумевает человека как существо социальное, сложившееся в определенную систему индивидуальных качеств. В то время как индивидуальность-это более широкое понятие и включает в себя и личность человека. Понятие Природы в философии Природа в понимании философов – это среда обитания человека, то есть окружающий его материальный мир. В таком смысле она выступает основным синонимом Вселенной. Природа в отличие от общества, не создана человеком, существует сама по себе, по своим законам. И.Гёте писал: «Окружённые и охваченные ею, мы не можем ни выйти из неё, ни глубже в неё проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несётся с нами, пока, утомлённые, мы не выпадаем из рук её». Все люди, подчёркивал немецкий философ, находятся внутри её, а она пребывает в каждом из нас. Известный немецкий мыслитель Л.Фейербах писал: «Мы живём, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека; она есть то, через отнятие чего у человека отнимается и его бытие; она есть то, благодаря чему он существует, от чего он зависит во всех своих действиях, в каждом своём шаге». Обращаясь к Античной Философии, Платон рассматривал природу как кормилицу, причину возникновения человека. Естественная гармония природы вызывала в нем восхищение и желание ей подражать. Человек и природа мыслились как уникальное и гармонично взаимосвязанное целое. Идеалом общества было стремление жить в гармонии с природой, познавать ее, использовать ее как объект наблюдения. В античной философии не человек, а природа была мерой всех вещей. Природа всегда была сильнее человека и была идеалом совершенства, естественным воплощением гармонии. В средневековье светлые представления об идеальном трансформируются в более мрачную концепцию. Природа не представляется неким совершенством, а наоборот земным адом, где все зло и несовершенство – это результат грехопадения человека и его греховной сути. Но все совершенное в природе – имеет божественное начало. И Бог выше всего. А в античности бог был растворен в природе. И если человек укрепляет и работает над своим духом, то он приближается к богу и становится выше природы. Но высокому духовному противостоят природные, низменные инстинкты, которые и являются источниками греха и именно они делают из плоти темницу для духа. И только отринув телесное, человек может возвыситься над природой. Возрождение же кардинально пересматривает все средневековые идеалы и решительно выступает против средневекового резкого противопоставления Бога и природы. Появляется течение пантезима, которое возвращает античное представление о растворенном боге в природе. В Новое время в связи начавшимся научно-техническим прогрессом природа становится своеобразной мастерской человеческой мысли, которую можно изучать и в которой можно творить. Но тем не менее, наряду с мощными темпами производства, которое получило в то время расцвет породило потребительский тип поведения по отношению к природе. В ХХ веке в связи с нарастающими темпами производства, резкого негативного воздействия человека на природу, в числе которого находится и ядерное оружие, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, проблема взаимоотношений общества и природы зазвучала в новом актуальном ключе. Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системой человеческого общежития – и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации. Но тем не менее есть ученые и философы, которые уверены, что природа – это не только мастерская для человека, но и источник его вдохновения, созидания и жизненной энергии. То есть природа – это такое же духовное наполнение в виде ее гармонии, совершенства и красоты, как и социум, в котором человек развивает свой ум и личностные качества. Глава 2 Взаимоотношения человека и природы Человек, как мы писали выше, неотделим от биосферы как любой живой организм, которая является необходимым естественным фактором его существования. Природа же естественная основа жизнедеятельности людей. И только здоровая природа – это гарант здорового и безопасного существования человека. Человек как бы то ни было все равно может существовать в рамках определенного экологического строя, который сложился в течение многих миллионов лет назад19. Конечно, каждый человек как и любое другое живое существо в рамках эволюционной теории обладает возможностью приспосабливаться к изменяющимся условиям природной среды, новой для него среде обитания. Однако при всей их широте и мобильности, адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда природная среда изменяет свои параметры очень быстро для человеческого организма, то человек просто их не выдерживает, а его организм начинает вырабатывать букет патологий, которые позднее приводят к гибели человечества в целом. В связи с этим перед человечеством возникает чуть ли не болезненная необходимость анализа темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человека и человеческой популяции, определения допустимых пределов их воздействия на биосферу исходя из допустимых границ ее изменения. То есть, о чем мы говорили выше, на первый план выходят так же и экологические проблемы, слегка оттеснив и философские. Экологические потребности имеют особенность в виде смертельной зависимости человека от набора тех факторов природной среды, которые необходимы для его жизнедеятельности. И как следствие, разрушение хотя бы одного из этих жизненно важных компонентов окружающей среды привело бы к гибели жизни на Земле. Таким образом, экологические потребности также древни, как и потребности человека в пище, одежде, жилище и т. д. На протяжении всей предшествующей истории их удовлетворение происходило автоматически, и люди были убеждены, что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена. Отрезвление наступило лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды и почвы. Сегодня всем ясно, что здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. Было бы большим заблуждением полагать, будто бы с экологическим кризисом можно справиться с помощью одних лишь экономических мер. Экологический кризис обусловлен «стрелками», направлявшими движение нашей технократической цивилизации к конкретным ценностям и категориям, без корректировки которых нельзя приступить к радикальным изменениям. В связи с этим человек вынужден переосмыслить свои ценности. И избрать для себя одну модель поведения, о которых мы поговорим позднее. Общественная производственная деятельность включает в себя как умственный, так и физический труд. Главное содержание трудовой деятельности образуют умственные процессы23. Физическое начало все больше передается технике. Техника – это искусственно созданные материальные средства целесообразной деятельности человека. В ней главное место занимают орудия труда как мера развития рабочей силы, средство разделения труда и способ соединения природных сил с человеком, форма овладения природными силами и канал ввода их в общественную жизнь. В своем историческом развитии ручные орудия труда, инструменты воздействия человека на природный материал постепенно усложнялись, приспосабливались к руке, к тягловой силе животных и силам природы24. В контексте индустриального общества техника получает новый социальный смысл. Она становится не просто проводником воздействия человека на природный материал, а средством подчинения природных сил, а также косвенным орудием разрушения природы. Цели человека получают адекватные им средства достижения, что объективно усиливает социально-эгоистические мотивы человека до угрожающих природе размеров. Отбирая естественные производительные силы и превращая их в технологию общественного производства, человек наделяет их смыслом, социальным значением. В современную эпоху наращивание научно-технического потенциал грозит превратиться в самоцель, а именно в продукт эгоистичной воли. И тогда исчезает благо человека как критерий отбора естественных производительных сил и превращения их в технологию. В условиях превращения научно-технического потенциала в самоцель техника утрачивает свое историческое предназначение служить человеку, приобретая другой смысл. Так как техника становится все более неуправляемой и могущественной величиной в гонке разрушения рассчитать все последствия ее влияния на природу практически невозможно. Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, передает ее в наследство будущим поколениям. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, характером общественных отношений. Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная – усиливается. Познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней. По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (сегодняшнее население Земли – около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно. При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) «критический» порог может быть достигнут уже к 2150–2200 году. Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы: снизить темпы роста населения в Азии и Африке (в странах Запада наблюдается отрицательная динамика, они нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей; искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, увеличить «порог перенаселенности» (от 60 до 100 миллиардов и дальше). В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер. Для предотвращения техногенной катастрофы человечество обязано: прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу; заняться решением экологических проблем; уделять внимание социальной экологии – не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества; изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли; решать проблему народонаселения. Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего. На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего. В современной западной науке выделяется особая дисциплина – футурология (от лат. futurum – «будущее») как область несущих знаний о перспективах социальных процессов. Термин «футурология» был введен для обозначения философии будущего в 1943 году немецким ученым О. Флехтхеймом. В 1968 году была создана международная организация, объединившая специалистов из 30 стран мира, получившая название «Римский клуб». Основными направлениями деятельности этой организации являются стимулирование исследований глобальных проблем, формирование мирового общественного мнения и диалог с руководителями государств. «Римский клуб» стал одним из ведущих в глобальном моделировании перспектив развития человечества28. Основным видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов в областях: производственных отношений; науки и техники; образования; здравоохранения; литературы, искусства, моды; строительства; освоения космоса; международных отношений. Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще). Основоположником глобального прогнозирования с использованием математических методов и компьютерного моделирования считается Дж. Форретор, который в 1971 году создал вариант модели мирового экономического развития с учетом роста численности населения Земли, роста промышленного производства, загрязнения среды. Математическое моделирование показало, что если не ограничить роста указанных факторов, то сам рост промышленного производства приведет к социально-экологической катастрофе и гибели человечества в середине ХХI века29. Таким образом, если человечество не прислушается к мнению экспертов в различных областях, то в скором времени мы рискуем потерять Землю. Расточительное отношение к ее ресурсам и благам может привести человечество к разрушению и гибели. Но должны ли мы допускать это? Ученые утверждают, что есть время и активно проектируют исправления ситуации. Например, прогнозируют различные способы производства и потребления энергии, основанных на природных естественных стихиях. Также изобретают новые типы двигателей, наиболее экологичные, с наименьшим вредом для атмосферы. То есть, мы ыидим, что человек пытается что-то исправить и сделать, но хватит ли у него трепения и возможностей? На это вопрос никто не дает однозначного ответа. Заключение В данном реферате мы рассмотрели развитие философской мысли о природе и человеке от Античности до современного состояния. В античной философии природа понималась как полнота бытия, нечто эстетически прекрасное, иными словами результат целесообразной, упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). В античной философии не человек, а природы являлась мерилом всего. Природа всегда была могущественнее человека и являлась идеалом совершенства, натуральным воплощением гармонии. В средневековье светлые представления об идеальном трансформируются в более мрачную концепцию. Природа не представляется неким совершенством, а наоборот земным адом, где все зло и несовершенство – это результат грехопадения человека и его греховной сути. Но все совершенное в природе – имеет божественное начало. И Бог выше всего. А в античности бог был растворен в природе. И если человек укрепляет и работает над своим духом, то он приближается к богу и становится выше природы. Но высокому духовному противостоят природные, низменные инстинкты, которые и являются источниками греха и именно они делают из плоти темницу для духа. И только отринув телесное, человек может возвыситься над природой. Возрождение же кардинально пересматривает все средневековые идеалы и решительно выступает против средневекового резкого противопоставления Бога и природы. Появляется течение пантезима, которое возвращает античное представление о растворенном боге в природе. В Новое время в связи начавшимся научно-техническим прогрессом природа становится своеобразной мастерской человеческой мысли, которую можно изучать и в которой можно творить. Но тем не менее, наряду с мощными темпами производства, которое получило в то время расцвет породило потребительский тип поведения по отношению к природе. В ХХ веке в связи с нарастающими темпами производства, резкого негативного воздействия человека на природу, в числе которого находится и ядерное оружие, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, проблема взаимоотношений общества и природы зазвучала в новом актуальном ключе. Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системой человеческого общежития – и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации. Человек же имеет три концепции, согласно которым он либо животное, либо разумный индивид, способный на благородные поступки по отношению к природе. Человек, подверженный инстинктам, несет в себе разрушительное начало. В то время как человек, сочетающий в себе разумное и природное, осознающий цель своего бытия и отношение к своей природе, способен на благородные поступки и на революционные для себя шаги по спасению природы. То есть мы видим, что сегодня возникают две концепции: Человек-потребитель Человек-Природа. Человек-потребитель – это модель деструктивная, не дающая иного выхода в таких рамках, кроме как разрушительного и деструктивно-трагического конца. Модель же человека-природы предполагает перероценку эгоистичных ориентиров в сторону гуманных представлений о человеческой сути и природе. Такая модель человеческого поведения предполагает различные пути выхода из кризиса взаимоотношений между человеком и природой. Но что самое главное, именно возможность благополучного исхода. Конечный вывод философов, занимающихся этой проблемой, достаточно весок и тверд, чтобы сохранить свое существование на Земле, человек должен измениться. В противном случае человечество исчезнет с лица Земли, а планета прекрасно обойдется без него.
|