Адзиев М.К. РЕФЕРАТ Философия. Человек путь к гибели природы
Скачать 42.8 Kb.
|
Министерство внутренних дел Российской Федерации Нижегородская академия МВД России НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФПОСПЭБиПК Кафедра философии Дисциплина: философия РЕФЕРАТ По дисциплине: философия Тема: “Человек: путь к гибели природы” Выполнил: Рядовой полиции Адзиев Магомед Казимагомедович ФПОСПЭБиПК; 1 курс набор 2018; 106 группа Научный руководитель: Доцент кафедры философии Осянин Андрей Николаевич Нижний Новгород 2018 год Оглавление Введение…………………………………………………3
Заключение……………………………………………..19 Список литературы…………………………………….22 Введение Философия одна из немногих наук, которая дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой жизни. Справедливо подчеркивалось, что истинная философия есть духовная квинтэссенция эпохи, живая душа культуры. Именно философия решает вечные проблемы и находит пути их решения. К таким проблемам и принадлежит глобальный и вечный вопрос: взаимоотношения Человека и Природы. В данный момент эта проблема приобретает с каждым годом все новое и новое, трагическое и более печальное звучание1. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания Человечества и всего живого на Земле. С такими темпами, неосознанного разрушения природы, человечеству грозит неумолимое самоуничтожение. Данная проблема имеет ряд внешних факторов, как то: экологические, научно-технические и другие моменты, которые неоднократно находили интерпретацию в работах мыслителей самых различных мировоззренческих ориентаций2. Философия и ряд других наук по-прежнему ищет ответы на ряд таких вопросов: Почему человек идет к катастрофе? Есть ли еще время все исправить? Какой путь выбрать? Есть ли возможность что-то изменить? Какие ценности в новом мире будут основополагающими? Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия антропогенной деятельности заставляют пристальнее всмотреться в систему экологических взаимоотношений, задуматься над проблемой их гармонизации. Почему именно тесная связь экологии и философии выходят сейчас на мировой уровень в плане решения данных проблем? Многие специалисты приходят к выводу, что только гармония с природой помогут человеку выбраться из кризиса взаимоотношений с природой. Порой, человек забывает, что природа ему мать, а не зло, которое нужно уничтожить3. В данном реферате мы постараемся порассуждать: есть ли выход из данной кризисной ситуации или нет? Сможет ли человечество решить данную проблему и выйти из кризиса самостоятельно? Сможет ли человек без вреда сохранить и приумножить богатства природы?
Проблема человека природы – важные проблемы в философии. До сих пор ищутся ответы на вопрос, что такое человек4. В современной науке человек считается существом, обладающим сознанием и социальным. Но тем не менее в философском понимании человек, как и природа остается до сих пор загадкой. Философия классифицирует человеческий вопрос на три вида: 1. субъективистский (человек – как собственный внутренний, субъективный мир); 2. объективистский (человек как продукт и носитель внешних, объективных условий его существования); 3. синтезирующий (человек как единство внутренней субъективности и внешней объективности)5. Также разграничивается понятие природы и сущности человека. Под природой понимается своеобразие, специфика человека как живого существа, а под сущностью - его определяющее, ведущее, интегрирующее основание. В субъективистском типе человек находится на вершине пирамиды материальных ценностей. На данном этапе развития философии этот тип является определяющим. И в тоже время необходимо понятие человека как духовного существа, развивающего свой дух и свободу. Примером религиозно-экзистенциальных взглядов на природу и сущность человека является подход немецкого философа К. Ясперса. Он определяет человека как существо, застрявшего в промежуточном положении между суетным внешним миром и царством вечного, божественного - трансценденцией6. Соприкосновение с миром духовным и божественным происходит через веру, то есть без веры, без устремленности к абсолютным ценностям невозможно «подлинное существование» человека. Человек по Ясперсу это единство «бытия», «сознания вообще» и «духа». Как «бытие» человек действует как существо, включенное в мир обыденной жизни7. Его бытие и сознание типизированы. Как «сознание вообще» человек создает и сознает общепринятые нормы и правила. Как «дух» человек обращается к вечному посредством веры и молитвы. Сущность же человека заключена в его экзистенции, то есть в чем-то невыразимом, невидимом и исключительном. Она не проявляет себя в обыденной суете, но обнаруживается в «пограничных ситуациях»: болезни, смерти, страдании, борьбе и т.д. Только благодаря вспышкам озарения, божественного откровения человек познает смысл своего бытия и свою суть8. При объективистском типе человек ничем не выделяется в цепочке материальных ценностей. Он лишь ее звено, которое является лишь переменной в данном случае. Для материализма человек - лишь физическое тело, а его духовный мир - совокупность материальных процессов, которые можно описать в терминах физики. Социобиология сводит природу человека к особенностям биологии, а именно: к предрасположенности человека как живого существа к изменениям и поведенческой пластичности9. Марксистская теория понимает человека как существо биологическое и социальное. Биологическая составляющая – данность, социальная – будущность. Ведь что такое человек без социума? Что такое сознание человека без определенного образа мысли? Достиг ли бы всего человек, не имея он базового социума? Примеры тому реальные истории своеобразных «маугли», выросших без человеческого участия. В таких случаях человек мало чем отличается от зверя. Он подвержен инстинктам. Речь и сознание, сложность организации разума сводится к простым рефлексам, контролирующим тело и его физиологические потребности. То есть в марксизме человек и общество – если не тождественные, то хотя бы синонимичные величины. Именно деятельность человека в обществе, его движение вперед под влиянием общества и его социальных рычагов делают человека человеком. То есть при социализации действует духовная составляющая. А именно бытие человека наполняется стремлениями, желаниями – смыслом. Именно духовность не вписывается в примитивную цепочку материальной пирамиды – она разрушает ее10. И философы-марксиситы утверждали, что взаимодействие природы и человека и не сводится к потребительскому, пользовательскому отношению. Человек не только преобразовывает природу, не только не пользуется ее благами для удовлетворения своих потребностей, но и ведет активный диалог с природой. Таким образом, эти два подхода противоположны по своей направленности. Один мыслит о духовном, другой о материальном. Тем не менее, эти подходы имеют место быть в концепции о человеке и человеческой природе. И третий подход – синтезирующий. Его теоретиком был философ Э. Фромм. По его мнению существует несколько аспектов понимания человеческой природы11. - человек как разумное явление жизни; - человек – дитя природы, но свободное в своем мышлении; - человек как животное, но в котором инстинкты не так сильны, следовательно, выживает он за счет социализации. Следовательно, сущность человека, находится в постоянном противоречии между двумя конфликтующими в нем самом мирами: животным (природным) и духовным, телом и душой, разумом и чувством. Человек разрешает этот конфликт, либо потворствуя страстям и инстинктам, либо держа их в железный рукавицах, то есть ведя себя по закону разума. Если говорить о понятии «человек» в философской концепции, то можно выделить три уровня: 1) человек в широко смысле – представитель своего рода и вида; 2) человек конкретно-исторический, принадлежащий к определенной эпохе (первобытный человек и т.д.); 3) человек, отдельно взятый как индивид12. В понятие человек входят такие критерии как: личность и индивидуальность. Личность как раз подразумевает человека как существо социальное, сложившееся в определенную систему индивидуальных качеств. В то время как индивидуальность подразумевает широкое понятие и включает в себя и личность человека13. Таким образом, человек – это сложная, биосоциальная система, которая включает в себя единство природы и социального явления жизни.
А теперь рассмотрим что такое природа в философском понимании. Природа же в философском понимании – это основа существования и развития человека14. Следовательно, вопрос отношений природы и человека по-прежнему открыт:
Природа в понимании философов – это среда обитания человека, то есть окружающий его материальный мир. То есть в таком смысле она выступает основным синонимом Вселенной. А теперь обратимся к истории вопроса. Ведь взаимоотношение человека и природы является вечным вопросом, который зародился давным-давно и в современном состоянии лишь заиграл новыми красками своей проблематики. В античной философии природа понималась как полнота бытия, нечто эстетически прекрасное, иными словами результат целесообразной, упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). В античной философии не человек, а природы являлась мерилом всего. Природа всегда была могущественнее человека и являлась идеалом совершенства, натуральным воплощением гармонии16. В средневековье светлые представления об идеальном трансформируются в более мрачную концепцию. Природа не представляется неким совершенством, а наоборот земным адом, где все зло и несовершенство – это результат грехопадения человека и его греховной сути. Но все совершенное в природе – имеет божественное начало. И Бог выше всего. А в античности бог был растворен в природе. И если человек укрепляет и работает над своим духом, то он приближается к богу и становится выше природы. Но высокому духовному противостоят природные, низменные инстинкты, которые и являются источниками греха и именно они делают из плоти темницу для духа. И только отринув телесное, человек может возвыситься над природой. Возрождение же кардинально пересматривает все средневековые идеалы и решительно выступает против средневекового резкого противопоставления Бога и природы. Появляется течение пантезима, которое возвращает античное представление о растворенном боге в природе17. В Новое время в связи начавшимся научно-техническим прогрессом природа становится своеобразной мастерской человеческой мысли, которую можно изучать и в которой можно творить. Но тем не менее, наряду с мощными темпами производства, которое получило в то время расцвет породило потребительский тип поведения по отношению к природе. В ХХ веке в связи с нарастающими темпами производства, резкого негативного воздействия человека на природу, в числе которого находится и ядерное оружие, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, проблема взаимоотношений общества и природы зазвучала в новом актуальном ключе. Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системой человеческого общежития – и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации18. Но тем не менее есть ученые и философы, которые уверены, что природа – это не только мастерская для человека, но и источник его вдохновения, созидания и жизненной энергии. То есть природа – это такое же духовное наполнение в виде ее гармонии, совершенства и красоты, как и социум, в котором человек развивает свой ум и личностные качества.
Человек, как мы писали выше, неотделим от биосферы как любой живой организм, которая является необходимым естественным фактором его существования. Природа же естественная основа жизнедеятельности людей. И только здоровая природа – это гарант здорового и безопасного существования человека. Человек как бы то ни было все равно может существовать в рамках определенного экологического строя, который сложился в течение многих миллионов лет назад19. Конечно, каждый человек как и любое другое живое существо в рамках эволюционной теории обладает возможностью приспосабливаться к изменяющимся условиям природной среды, новой для него среде обитания. Однако при всей их широте и мобильности, адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда природная среда изменяет свои параметры очень быстро для человеческого организма, то человек просто их не выдерживает, а его организм начинает вырабатывать букет патологий, которые позднее приводят к гибели человечества в целом. В связи с этим перед человечеством возникает чуть ли не болезненная необходимость анализа темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человека и человеческой популяции, определения допустимых пределов их воздействия на биосферу исходя из допустимых границ ее изменения. То есть, о чем мы говорили выше, на первый план выходят также и экологические проблемы, слегка оттеснив и философские20. Экологические потребности имеют особенность в виде смертельной зависимости человека от набора тех факторов природной среды, которые необходимы для его жизнедеятельности. И как следствие, разрушение хотя бы одного из этих жизненно важных компонентов окружающей среды привело бы к гибели жизни на Земле. Таким образом, экологические потребности также древни, как и потребности человека в пище, одежде, жилище и т. д. На протяжении всей предшествующей истории их удовлетворение происходило автоматически, и люди были убеждены, что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена21. Отрезвление наступило лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды и почвы. Сегодня всем ясно, что здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности22. Было бы большим заблуждением полагать, будто бы с экологическим кризисом можно справиться с помощью одних лишь экономических мер. Экологический кризис обусловлен «стрелками», направлявшими движение нашей технократической цивилизации к конкретным ценностям и категориям, без корректировки которых нельзя приступить к радикальным изменениям. В связи с этим человек вынужден переосмыслить свои ценности. И избрать для себя одну модель поведения, о которых мы поговорим позднее. Общественная производственная деятельность включает в себя как умственный, так и физический труд. Главное содержание трудовой деятельности образуют умственные процессы23. Физическое начало все больше передается технике. Техника – это искусственно созданные материальные средства целесообразной деятельности человека. В ней главное место занимают орудия труда как мера развития рабочей силы, средство разделения труда и способ соединения природных сил с человеком, форма овладения природными силами и канал ввода их в общественную жизнь. В своем историческом развитии ручные орудия труда, инструменты воздействия человека на природный материал постепенно усложнялись, приспосабливались к руке, к тягловой силе животных и силам природы24. В контексте индустриального общества техника получает новый социальный смысл. Она становится не просто проводником воздействия человека на природный материал, а средством подчинения природных сил, а также косвенным орудием разрушения природы. Цели человека получают адекватные им средства достижения, что объективно усиливает социально-эгоистические мотивы человека до угрожающих природе размеров. Отбирая естественные производительные силы и превращая их в технологию общественного производства, человек наделяет их смыслом, социальным значением. В современную эпоху наращивание научно-технического потенциала грозит превратиться в самоцель, а именно в продукт эгоистичной воли. И тогда исчезает благо человека как критерий отбора естественных производительных сил и превращения их в технологию. В условиях превращения научно-технического потенциала в самоцель техника утрачивает свое историческое предназначение служить человеку, приобретая другой смысл25. Так как техника становится все более неуправляемой и могущественной величиной в гонке разрушения рассчитать все последствия ее влияния на природу практически невозможно. Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, передает ее в наследство будущим поколениям. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, характером общественных отношений. Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная – усиливается. Познавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней. По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (сегодняшнее население Земли – около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно. При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) «критический» порог может быть достигнут уже к 2150–2200 году26. Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:
В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер. Для предотвращения техногенной катастрофы человечество обязано:
Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего. На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего. В современной западной науке выделяется особая дисциплина – футурология (от лат. futurum – «будущее») как область несущих знаний о перспективах социальных процессов. Термин «футурология» был введен для обозначения философии будущего в 1943 году немецким ученым О. Флехтхеймом. В 1968 году была создана международная организация, объединившая специалистов из 30 стран мира, получившая название «Римский клуб». Основными направлениями деятельности этой организации являются стимулирование исследований глобальных проблем, формирование мирового общественного мнения и диалог с руководителями государств. «Римский клуб» стал одним из ведущих в глобальном моделировании перспектив развития человечества28. Основным видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов в областях:
Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще). Основоположником глобального прогнозирования с использованием математических методов и компьютерного моделирования считается Дж. Форретор, который в 1971 году создал вариант модели мирового экономического развития с учетом роста численности населения Земли, роста промышленного производства, загрязнения среды. Математическое моделирование показало, что если не ограничить роста указанных факторов, то сам рост промышленного производства приведет к социально-экологической катастрофе и гибели человечества в середине ХХI века29. Таким образом, если человечество не прислушается к мнению экспертов в различных областях, то в скором времени мы рискуем потерять Землю. Расточительное отношение к ее ресурсам и благам может привести человечество к разрушению и гибели. Но должны ли мы допускать это? Ученые утверждают, что есть время и активно проектируют исправления ситуации. Например, прогнозируют различные способы производства и потребления энергии, основанных на природных естественных стихиях. Также изобретают новые типы двигателей, наиболее экологичные, с наименьшим вредом для атмосферы. То есть, мы ыидим, что человек пытается что-то исправить и сделать, но хватит ли у него трепения и возможностей? На это вопрос никто не дает однозначного ответа. Заключение В данном реферате мы рассмотрели развитие философской мысли о природе и человеке от Античности до современного состояния. В античной философии природа понималась как полнота бытия, нечто эстетически прекрасное, иными словами результат целесообразной, упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). В античной философии не человек, а природы являлась мерилом всего. Природа всегда была могущественнее человека и являлась идеалом совершенства, натуральным воплощением гармонии. В средневековье светлые представления об идеальном трансформируются в более мрачную концепцию. Природа не представляется неким совершенством, а наоборот земным адом, где все зло и несовершенство – это результат грехопадения человека и его греховной сути. Но все совершенное в природе – имеет божественное начало. И Бог выше всего. А в античности бог был растворен в природе. И если человек укрепляет и работает над своим духом, то он приближается к богу и становится выше природы. Но высокому духовному противостоят природные, низменные инстинкты, которые и являются источниками греха и именно они делают из плоти темницу для духа. И только отринув телесное, человек может возвыситься над природой. Возрождение же кардинально пересматривает все средневековые идеалы и решительно выступает против средневекового резкого противопоставления Бога и природы. Появляется течение пантезима, которое возвращает античное представление о растворенном боге в природе. В Новое время в связи начавшимся научно-техническим прогрессом природа становится своеобразной мастерской человеческой мысли, которую можно изучать и в которой можно творить. Но тем не менее, наряду с мощными темпами производства, которое получило в то время расцвет породило потребительский тип поведения по отношению к природе. В ХХ веке в связи с нарастающими темпами производства, резкого негативного воздействия человека на природу, в числе которого находится и ядерное оружие, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, проблема взаимоотношений общества и природы зазвучала в новом актуальном ключе. Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системой человеческого общежития – и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации. Человек же имеет три концепции, согласно которым он либо животное, либо разумный индивид, способный на благородные поступки по отношению к природе. Человек, подверженный инстинктам, несет в себе разрушительное начало. В то время как человек, сочетающий в себе разумное и природное, осознающий цель своего бытия и отношение к своей природе, способен на благородные поступки и на революционные для себя шаги по спасению природы. То есть мы видим, что сегодня возникают две концепции:
Человек-потребитель – это модель деструктивная, не дающая иного выхода в таких рамках, кроме как разрушительного и деструктивно-трагического конца. Модель же человека-природы предполагает перероценку эгоистичных ориентиров в сторону гуманных представлений о человеческой сути и природе. Такая модель человеческого поведения предполагает различные пути выхода из кризиса взаимоотношений между человеком и природой. Но что самое главное, именно возможность благополучного исхода. Конечный вывод философов, занимающихся этой проблемой, достаточно весок и тверд, чтобы сохранить свое существование на Земле, человек должен измениться. В противном случае человечество исчезнет с лица Земли, а планета прекрасно обойдется без него. Список литературы
1 Алексеев П. В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2003 2 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - М., 2000. 3 Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 1998 4 Введение в философию / Под ред. Л.И. Грекова - М.: Политиздат, 1999.- 636 с. 5 Введение в философию. Учебник в двух частях. / Под ред. Фролова С.М.- М., 1989 6 Ясперс К. Введение в философию. Пер. с нем. Под ред. А. А. Михайлова – Мн.: Пропилеи, 2000. - 192 с. 7 Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991 8 Ясперс К. Введение в философию. Пер. с нем. Под ред. А. А. Михайлова – Мн.: Пропилеи, 2000. - 192 с. 9 Воронович Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы. - М., 1982. 10 Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991 11 Воронин А. А. Периодизация истории и проблема определения техники // Вопросы философии. – 2002. – № 5. 12 Вригт Г. Х. Философия техники Николая Бердяева // Вопросы философии. – 1995. – № 4. 13 Гвишиани Д. М. Аурелио Печчеи и становление глобальной проблематики // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1992–1994. –М.: Эдиториал УРСС, 1996. 14 Гудожник Г. С., Елисеева В. С. Глобальные проблемы в истории человечества. – М.: Знание, 1989. 15 Гуревич П.С. Основы философии - М.: Гардарика, 2003. - 438 с. 16 Канке В.А. Основы философии: Учебник. - М., 2002 17 Канке В.А. Основы философии: Учебник. - М., 2002. 18 Радугин А.А., Радугин П.А. Философия: курс лекций. - М., 2004 19 Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992 20 Стёпин В. С. Философия науки и техники: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Гардарики, 1996 21 Стёпин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Гардарика, 1996 22 Спиркин А.Г. Философия: учебник.- М.: Гардарика, 2000. - 816 с. 23 Философия / Под ред. В.Н Лавриненко. - М., 2003. 24 Шаповалов В. Ф. Философия науки и техники: о смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: Учеб. пособие. – М.: Гранд: Фаир пресс, 2004 25 Философия / Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д, 2000. 26 Стёпин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Гардарика, 1996. 27 Воронович Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы. - М., 1982. 28 Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992. 29 Воронин А. А. Периодизация истории и проблема определения техники // Вопросы философии. – 2002. – № 5 30 Введение в философию / Под ред. Л.И. Грекова - М.: Политиздат, 1999.- 636 с. |