Главная страница

Сорвин К. Сусоколов А. Человек в обществе. Человек в обществе Система социологических понятий в кратком изложении Для учащихся старших классов


Скачать 1.55 Mb.
НазваниеЧеловек в обществе Система социологических понятий в кратком изложении Для учащихся старших классов
Дата22.11.2021
Размер1.55 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСорвин К. Сусоколов А. Человек в обществе.pdf
ТипДокументы
#279285
страница4 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Тема 4. Элементы социального поведения. Социальный контроль и
отклоняющееся поведение. Задачи и функции социального контроля.
Основные механизмы социального контроля, его относительность.
Формальный и неформальный социальный контроль. Особенности
социального контроля в различных обществах (традиционное и
индустриальное), в различных возрастных категориях. Проблема
самоконтроля. Основные подходы к объяснению отклоняющегося
поведения (функционализм и марксизм). Роль отклоняющегося поведения
в развитии общества. Проблема аномии.
4.1. Социальный контроль - совокупность средств, с помощью
которых общество или социальная группа гарантируют конформное
поведение его членов по отношению к ролевым ожиданиям и основным
ценностям общества (группы).
Ценности, нормы, санкции - три составляющих социального контроля.
Социальный контроль осуществляется двумя взаимосвязанными способами - через усвоение индивидом социальных норм, действующих в рамках той или иной группы и сознательное или бессознательное следование этим нормам
(внутренний социальный контроль), и через механизм санкций, с помощью которых группа оценивает поведение индивида (внешний социальный
контроль).
Санкции социальные - совокупность средств внешнего воздействия на
личность, обеспечивающих конформное поведение членов какой-либо
социальной группы (общества). Санкции могут быть позитивные
(поощрение) и негативные (изоляция, обособление, реабилитация).
Социальный контроль может быть формальным и неформальным, то есть опирающимся на формальные нормы и санкции, и на общественное мнение.
Объектом социального контроля является девиантное (отклоняющееся)
поведение.
4.2. Относительность отклоняющегося поведения.
Практически нет таких форм поведения, которые во всех обществах
(группах), рассматривались бы как девиантные, или наоборот, как допустимые.
Девиантность поведения всегда определяется лишь по отношению к конкретной группе, поэтому многие формы поведения могут быть девиантными по отношению к одним группам и конформными - по отношению к другим.
Девиантное поведение - это не всегда негативное явление, точно также как конформизм - далеко не всегда благо. Так, например, российское казачество первоначально было представлено девиантными группами, однако впоследствии было признано царским правительством в качестве необходимого элемента социальной структуры российского общества. Старообрядчество также на протяжении всей истории, начиная с XVII в., было девиантным движением; тем не менее, старообрядцы внесли значительный положительный вклад в становление российского предпринимательства. То же самое относится к протестантизму в Европе. Предприниматели в целом в любом традиционном обществе первоначально образуют девиантную группу. Девиантные контркультуры - естественный и необходимый элемент каждого нормально функционирующего общества, обеспечивающий его поступательное развитие и

33 33 адаптацию к меняющимся ситуациям. Конечно, это относится не ко всем девиантным субкультурам, но необходим тщательный анализ, чтобы "отделить зерна от плевел"; недопустимо необдуманное уничтожение контркультур.
Девиация и преступность. Зачастую, говоря о девиантном поведении, имеют в виду преступность. Однако это верно лишь отчасти. Девиацией в преступной шайке является отказ от преступного поведения. Девиантное, с точки зрения Закона, поведение, может быть нормальным с точки зрения моральных норм, и наоборот.
4.3. Теории девиантного поведения
Основные подходы к объяснению девиантного поведения представляют собой не столько конкурирующие теории, сколько описание совокупности факторов, влияющих на склонность к девиантному поведению, и вызывающих различные формы девиации.
Многие теории, пытаясь объяснить склонность определенных категорий людей к девиантному
(преступному) поведению, обращаются к
физиологическим факторам, прежде всего к физическому типу (Ч.Ламброзо,
У.Шелдон).
Предпринимались попытки объяснить склонность к девиантному
(деликвентному) поведению с помощью психологических факторов. Так,
З.Фрейд выдвинул концепцию, согласно которой люди, принадлежащие к некоторым психологическим типам, склонны к девиантному поведению и сами как бы стремятся к тому, чтобы их оценивали как потенциальных преступников.
Однако эмпирические исследования не дали надежных результатов, подтверждающих эти теории. Большей достоверностью отличаются социологические концепции. Основные социологические теории, объясняющие девиантное поведение распадаются на две группы:
I. Теории, рассматривающие девиацию как отклонение от норм, признаваемых всем обществом (функционалистский подход)
1. Теория аномии. Согласно Э.Дюркгейму, основной причиной девиантного поведения является разрушение системы общественных ценностей в периоды быстрых социальных перемен. Таким образом, рост преступности связан с определенными этапами развития общества.
В отличие от этого, Р. Мертон считал аномию внутренне присущей современному ему буржуазному обществу, так как она возникает в результате рассогласования терминальных и инструментальных ценностей. Возникает парадокс - отклоняющееся поведение является следствием стремления следовать общепризнанным целям. Из 5 выделенных Мертоном типов поведения 4 являются разновидностями девиации (все, кроме конформизма).
Типология отклоняющегося поведения Р. Мертона
Ценности
Тип поведения
Терминальные
Инструментальные
Конформист
+
+
Новатор
+
-
Ритуалист
-
+
Изолированный
-
-
Мятежник – создатель
-
- новых ценностей.
+
+

34 34
2. Теория деликвентных культур. Согласно этой теории (Селлин,
Миллер, Сазерленд), девиантные (деликвентные) группы и субкультуры, однажды возникнув, имеют тенденцию к самовоспроизводству. Молодежь втягивается в эти субкультуры, поскольку не может противостоять их социализирующему воздействию.
II. Теории, объясняющие возникновение и поддержание девиантных субкультур тем, что правящие группировки общества сами определяют некоторые виды поведения как девиации, и тем самым способствуют формированию девиантных и деликвентных субкультур
(конфликтологический и марксистский подход).
1. Концепция стигматизации (приклеивание ярлыков). Автор - Говард
Беккер. Основа концепции - понятие "первичной" и "вторичной" девиации.
Согласно этой концепции, многие люди могут совершить аморальные и даже противоправные поступки достаточно случайно. Но после этого они получают от общества "метку" ("стигму") преступника, и, отбыв наказание за первый проступок, уже вынуждены вливаться в криминальную среду.
При этом правила, которые определяют норму в данном обществе, создаются относительно узкими кругами влиятельных лиц, решающих, какие формы поведения правомочны, а какие - нет, в соответствии со своими представлениями и нормами, принятыми в их кругу.
2. Еще дальше в отрицании наличия целостной нормативной системы общества пошли сторонники так называемой "радикальной криминологии".
Как пишет Н. Смелзер, "радикальная криминология" не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы.
Законодательные акты рассматриваются как результат классовой борьбы, стремления правящих классов закрепить свое господство и подавить сопротивление угнетенных классов. В этом отношении радикальная криминология перекликается с классическим марксизмом.
Тема 5. Личность как субъект общественной жизни. Социализация и
воспитание личности. Социализация как процесс усвоения культуры.
Современные концепции социализации. Особенности социализации в
современном и традиционном обществах. Понятие первичной и вторичной
социализации. Роль референтных групп в процессе социализации.
Саморегуляция личности. Свобода и ответственность личности. Общая
характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и
способы их разрешения.
5.1. Социализация - совокупность способов формирования навыков и
социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям
(Смелзер).
Социализация включает две стороны. Во-первых - это процесс усвоения
культуры, групповых норм и ценностей; во-вторых - формирование "Я" –
личности человека.
Понятие "личность" отличается от понятия "индивид". Под "личностью"
(personality) понимается конкретный человек во всем богатстве его биологических и социальных черт. Таким образом "личность" - одно из самых содержательных понятий социологии, в то время как "индивид" - понятие

35 35 бедное, не предполагающее никаких или почти никаких предварительных знаний по психологии, социобиологии, социологии.
Теоретические основания изучения личности заложил З.Фрейд (1856-
1939), впервые выделивший два компонента личности - "бессознательное" (id) и социальное ценностно-нормативное начало ("superego"). Собственно личность как совокупность индивидуальных типологических особенностей человека
(ego), согласно Фрейду, формируется на пересечении этих двух компонентов.
Нередко социализация рассматривается исключительно как процесс воспитания и обучения в молодости и детстве. Однако такое понимание односторонне. Человек проходит процесс социализации в течение всей жизни, поскольку на каждом этапе ему приходится осваивать культуру новых социальных групп и слоев, в которые он "перемещается" по мере прохождения жизненного пути.
Кроме нормального процесса социализации, при котором человек усваивает культуру новой группы, опираясь на багаж усвоенных ранее норм и ценностей, существует так называемая "ресоциализация", когда новое социальное окружение ломает, в корне меняет все сложившиеся ранее представления человека о жизни.
5.2. Теории социализации
Вплоть до конца XIX в. в европейской и американской науке преобладали теории воспитания, берущие начало от работ просветителей (человеческая психика как "табула раза" - чистая доска, которую необходимо заполнить содержанием через воспитание) или от этического учения И. Канта (моральные принципы, единые для всего человечества, изначально присущи человеческой психике, и задача воспитания состоит в том, чтобы дать возможность проявиться этим принципам). При всех различиях, существовавших между этими подходами, они не могли объяснить реальных процессов, происходивших в человеческом обществе. Почему столь различны нормы и ценности, управляющие поведением людей? Почему молодые люди, которым в школе прививались одни и те же моральные принципы, так сильно различаются и по характеру и по жизненному пути?
Эти вопросы не случайно возникли в конце XIX в.; именно в этот период происходит окончательная трансформация традиционного европейского общества в индустриальное, а затем - в постиндустриальное.
Возникает несколько фундаментальных теорий социализации, составляющих основу современного понимания этого процесса.
5.2.1. Теория З. Фрейда. Ее задача - объяснить причины психологических конфликтов, возникающих у современного Фрейду европейца, как в процессе первичной социализации (в детстве), так и в зрелом возрасте. Суть его теории состоит в том, что человек в процессе взросления преодолевает противоречия между id и superego, то есть между физиологическими (в первую очередь эротическими) влечениями и ограничивающими их социальными нормами. В ходе социализации он проходит 4 стадии: оральную, анальную, генитальную и фаллическую, в зависимости от того, от каких именно органов своего тела он получает наибольшее удовольствие и разрядку. Последняя стадия совпадает с формированием устойчивого влечения к лицам противоположного пола. Разные люди проходят эти стадии по-разному; зачастую это связано с неконтролируемой свободой, либо, наоборот, с чрезмерным подавлением их естественных потребностей. В зависимости от этого, формируются

36 36 психологические особенности личности - крайний эгоизм или наоборот альтруизм, всевозможные психологические комплексы (которые сам Фрейд считал нормой; лишь крайние проявления комплексов можно считать аномальными). Наиболее распространенные комплексы - Эдипов (скрытое влечение мальчика к матери и конкуренция с отцом) и комплекс Электры
(влечение девочек к отцу и конкуренция с матерью).
5.2.2. В отличие от школы Фрейда (психоанализ), направление, названное впоследствие Х. Блумером символическим интеракционизмом (Ч. Кули, Дж.
Мид, А. Халлер), интересовалось не психологическими конфликтами, а отражением нормального процесса социализации, и прежде всего - почему система общественного образования и воспитания приводит к тому, что разные группы учащихся воспринимают разные ценности, зачастую прямо противоположные тем, которые предлагаются обществом. Они отметили, что формирование личности идет не только под влиянием школьных программ и
СМИ, но главным образом под влиянием тех социальных групп, в которые включен ребенок с самого рождения. Наиболее разработан этот подход у американского философа Дж.Мида (1863-1931).
Основная идея Мида состояла в том, что социализация в раннем возрасте происходит через постепенное освоение ребенком социальных ролей в
группах. При этом, в детстве человек последовательно проходит три стадии: стадию имитации, на которой ребенок повторяет отдельные действия, присущие той или иной роли (например, шлепает игрушки, или прикладывает к ним стетоскоп); стадию индивидуального играния роли, на которой ребенок играет целостную роль, но в "социальной группе" своих игрушек (папа, мама, врач, и т.д.); наконец, стадию коллективного играния ролей, когда группы детей (5-8 лет) распределяют роли между собой ("дочки-матери", "казаки- разбойники", "Штирлиц-Мюллер").
Структура личности, по Миду, при внешней схожести с гипотезами
Фрейда, в корне отличается от последних. Личность включает два уровня: "I" и "Me", которые на русский язык не совсем точно переводятся как "Я" и "Меня".
Оба эти местоимения должны переводиться как "Я", но в разных значениях этого слова. "I" - это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
"Me" - это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я ее себе представляю. Таким образом, если "Ме" в целом идентично "Superego", то "I" отличается и от "Id", и от "Ego" поскольку не предполагает бессознательного.
5.2.3. Теории Фрейда и Мида призваны объяснить эмоционально- нормативный срез личности. Однако не меньшее значение имеет развитие
познавательных возможностей (Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев).
Швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980) разработал теорию стадий
когнитивного (познавательного) развития. Суть его теории состоит в том, что ребенок в процессе социализации воспринимает информацию не пассивно , а в соответствии со своими потребностями и устремлениями. Пиаже выделял
четыре стадии интеллектуального развития ребенка:
- сенсомоторную (до 2 лет), на которой ребенок не отделяет себя от окружения;
- дооперациональную (эгоцентрическую - до 7 лет), на которой мир воспринимается исключительно через призму своих эгоистических потребностей;

37 37
- стадию конкретных операций (7-11 лет), характеризующуюся тем, что ребенок осваивает отдельные физические и логические операции, становится менее эгоцентричным, но не способен посмотреть на себя глазами других людей;
- стадию формальных операций (11-15 лет), когда юноша или девушка не только научаются пользоваться всем богатством логики, начинают выбирать оптимальное решение из множества, но, самое главное, начинают, выражаясь языком Дж. Мида, формировать образ «обобщенного другого», то есть общественного мнения, оценивающего их собственное поведение.
Близкую концепцию развивали советские психологи, предложившие так называемый деятельностный подход к анализу психологических процессов, в том числе и процесса социализации (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Согласно этому подходу, суть обучения вообще, социализации в частности, состоит в
постепенном
переносе
операций
с
предметного
уровня
(игра,
конструирование) на психологический уровень (логические операции,
образное мышление). Школа Рубинштейна-Леонтьева также как Дж.Мид и
Ж.Пиаже выступила против понимания социализации как пассивного усвоения набора «вечных истин». В отличие от Пиаже, советские психологи подчеркивали значение культурно-исторического компонента в процессе социализации – социализация проходит по-разному в обществах разного типа, обладающих разной культурой.
Таким образом, между теориями социализации нет существенных противоречий; они скорее рассматривают различные ее стороны.
5.3. Механизмы и агенты социализации
Социализация есть процесс усвоения индивидом культуры общества в целом, и отдельных его групп. Социализация происходит как через подражание, так и через механизмы социального контроля за соблюдением основных требований культуры группы и/или общества – чувство вины (внешний контроль) и стыда (самоконтроль личности).
Поэтому социализация тесно связана с понятием "отклоняющееся
(девиантное) поведение". Индивид, становясь членом какой-либо социальной группы, неизбежно нарушает принятые в ней правила поведения, даже если он искренне стремится придерживаться их. Одним из важных механизмов социализации являются положительные санкции за конформное поведение и негативные - за нарушение норм, в результате чего индивид усваивает нормы и ценности данной группы
(общества), а также получает навыки соответствующего этим нормам и ценностям поведения.
Результатом социализации является формирование личности, представляющей результат взаимодействия психологических и биологических особенностей индивида и требований культуры, усвоенных в результате социализации.
Важную роль в процессе социализации играют референтные группы (см.
Тему 2). Они демонстрируют индивиду образцы культуры, которым он подражает, и которые воспринимает в процессе социализации.
Социализация включает два этапа: первичной социализации, то есть усвоения базовой системы ценностей (до 14-15 лет), и вторичной
социализации, когда нормы новых групп, в которые входит индивид, как бы нанизываются на уже сложившийся "костяк" нормативной системы.

38 38
Основные агенты социализации
Первичная социализация:
1. Родительская семья;
2. Детские дошкольные учреждения;
3. Компания сверстников в раннем детстве.
Вторичная социализация:
4. Школа;
5. Детские политические и любительские организации;
6. СМИ;
7. Профессиональные учебные заведения;
8. Армия;
9. Профессиональные круги.
Социализирующая роль СМИ - положительные и отрицательные последствия. В ситуации быстрого изменения содержания культуры, особое значение приобретает наиболее гибкий и мобильный агент социализации -
СМИ. Под эгидой "внедрения" рыночных отношений зачастую проповедуются ценности, несовместимые с развитием нормального рынка (культ лѐгкой наживы, мошенничества, и т.д.).
5.4. Влияние особенностей групповой структуры современного
общества на процессы социализации.
Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).
1) В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается "предварительной социализации". В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер
- с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других.
Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться).
2) Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, - множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Так, цех подчиняется городской общине; нормы сельской и городской общины согласуются на уровне ленлорда.
Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие
«мозаичного» характера социализации.
Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами:
1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;
2)коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов.

39 39 3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта