Эссе. Чем обусловлена потребность в социализации
Скачать 95.72 Kb.
|
Титульный лист Эссе на тему: «Чем обусловлена потребность в социализации?» Содержание
Введение Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Человек - уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Процесс социализации личности длится всю жизнь, это связано с тем, что окружающее человека пространство постоянно меняется. В связи с модернизацией среды человек вынужден трансформировать свой образ жизни для более комфортного существования в предлагаемых условиях [1]. Интерес к проблеме взаимодействия человека и социальной среды волновал мыслителей и ученых с древнейших времен. Однако оформится, как самостоятельное поле интересов данная проблематика смогла с развитием социологического знания [3]. Социализация личности - одна из тем, которая будет актуальна до тех пор, пока человечество стремительно развивается в соответствии с прогрессивными тенденциями развития социума (доиндустриальное - индустриальное - постиндустриальное общество) и попытками подвести субъекта под общественные нормы и установки для эффективного функционирования как полноправного члена общества [4]. Но чем обусловлена сама потребность человека социализации? Какие базовые потребности личности формируют для человека необходимость в его социализации? Цель работы - определить факторы, обусловливающие потребность в социализации личности. Задачи работы: Раскрыть необходимость социализации через призму потребностей личности. Составить опорно-логическую схему социальной структуры. Раскрыть сущность современной социальной стратификации. 1. Необходимость социализации через призму потребностей личности Социализация человека - актуальная тема для научных дискуссий. Философы разных времён обсуждали проблему человека: М. Вебер, Р. Декарт, Э. Дюркгейм, Г. Лейбниц, М. Шелер, Г. Спенсер, М. Хайдеггер и др. Как писал А.Ф. Лосев, «проблема человека - это извечная проблема, которая постоянно решается и никогда не будет решена» [7]. Внимание к данной проблеме не ослабевает и сегодня. Так что же определяет необходимость социализации для самой личности? Отвечая на этот вопрос необходимо начать с того, что условия специфики развития индивида определяют способности, возможности и потребности человека. В познании сущности свое особое место занимают потребности человека, стимулирующие его деятельность и связанные с развитием его мотивационной сферы, а поэтому значимые в построении его деятельности и отношений. Как уже было отмечено, потребность в социализации личности обусловлена природой человека в виду отсутствия у него врожденных форм поведения. Если определенность «человек» включает в себя единство социального и биологического (природного), то определенность «личность» отражает только социальную природу человека. Как справедливо отмечал К. Маркс, личность определяется ее социальным качеством [7]. Определяющими факторами развития личности (ее существенным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения. Понятие «личность» знаменует собой факт наиболее полного выделения человека из природы, опосредствования его отношения к природе определенной конкретно-исторической системой общественных отношений. В качестве личности человек относится к природе не как тело природы, а через призму социальных установок [2]. В научном сообществе подчеркивается, что «индивидом рождаются, а личностью становятся». Появляясь на свет как индивид, человек «постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью» [2]. Индивид с момента рождения постепенно включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность. Происходит неизбежный, но довольно разный для каждого человека процесс социализации. В наиболее общем виде понятие социализации есть процесс интеграции элементов социальной среды с индивидуальными началами личности с целью формирования у нее социальных и духовных качеств, способствующих ее адаптации в обществе, с одной стороны, и воспроизводства личностью социальной среды - с другой [7]. Процесс социализации неразрывно связан с процессом деятельности, именно деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей, а потребности в свою очередь выступают главным внутренним фактором поведения человека. Потребность определяется как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, как внутренний побудитель активности. Потребность предполагает нужду, но нужда не обязательно должна быть чем-то материальным, предметом потребности могут выступать духовные образования [2]. Существуют различные подходы к изучению этого, безусловно, сложного и многогранного процесса социализации человека. Отвечая на вопрос, чем обусловлена потребность в социализации личности необходимо рассмотреть модель, основанную на базовых потребностях человека, без которых невозможен сам процесс социализации: 1. Первая - потребность в осознании своего существования - возникает в раннем детстве и является базовой для дальнейшего становления личности, таких её компонентов, как совесть, чувство собственного достоинства, ответственность, а также её дальнейшей социализации. 2. Вторая потребность - потребность в принадлежности к чему-либо - исходит из того, что осознание своей причастности к чему-то большему, чем он сам, есть естественное состояние человека. В этом - залог защищённости во всех смыслах этого слова, востребованности, социального комфорта. Суть этой потребности не только в способности адаптироваться к социуму, не только самоопределиться в выборе, например, профессии, но и понимании глубинных связей себя с миром, созидание себя как «части» этого мира и как «целого». 3. Третья потребность - потребность в росте и расширении границ своего бытия - объясняется тем, что всё живое стремится к расширению, экспансии, а значит - к росту. У человека личностный рост происходит благодаря установлению отношений с окружающим миром: другими людьми, природой, культурой. По мнению большинства авторов научной литературы, личность характеризуют не знания, навыки и умения, а отношения. 4. Четвёртая потребность личности - потребность в нахождении смысла своей деятельности - появляется постепенно, по мере того, как человек осваивает и совершенствует свои способности к взаимодействию с другими людьми, с окружающим его миром. Рождается осознанность действий, т.е. путь от инстинктов и безусловных рефлексов к знаниям, умениям, навыкам, привычкам, стратегиям деятельности. Всё это постепенно накапливается в «запаснике» жизненного опыта. Вхождение в культуру, постижение опыта и есть социализация. Успешная социализация - это показатель того, что человек усвоил новые социальные роли, принял обычаи, нормы, ценности, убеждения группы людей, т. е. включил их в свой габитус. Это позволяет ему чувствовать себя свободно и комфортно в данной группе. 5. Пятая потребность - потребность в признании своей индивидуальности. В процессе социализации человек не только подчиняется какой-то общности, культуре, но он способен вступать с ней в диалог, изменять её, вносить что-то новое, своё, индивидуально-личностное. Это может происходить и в процессе деятельности, а может быть следствием простого присутствия [2]. Таким образом, потребность в социализации личности определяется совокупностью базовых потребностей человека - в осознании своего существования, в принадлежности к чему-либо, в росте и расширении границ своего бытия, в нахождении смысла своей деятельности и в признании своей индивидуальности. 2. Опорно-логическая схема социальной структуры В научной литературе под социализацией [5] понимается процесс, в контексте которого люди учатся жить в обществе. Она демонстрирует, что социализация являет с собой непрерывный процесс, показывает, что этот процесс заключается в изменении поведения человека под влиянием социальных взаимодействий и что социализация позволяет каждому развиваться, реализовывать свои потенциалы и возможности, совершенствоваться, становясь полноценным субъектом общественных отношений. В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности, институты и организации занимают определенное положение. Социологи сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры является неравенство людей [5]. Однако способ организации неравенства может быть различным. Схему социальной структуры общества приведем на рисунке 1. Представители функционализма объясняют причину социального неравенства дифференциацией функций выполняемых различными группами, слоями, классами. Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение жизненно важных для всего социального организма задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Этнические Классовые Основные социальные общности Демографические Профессиональные Религиозные Территориальные Производственные По характеру и уровню образования Зачатки и элементы новых социальных общностей Усложнение и умножение социальных структур Развитие производства, форм разделения труда Рисунок 1 - Схема социальной структуры общества [6] Схему структуры социальной системы представим на рисунке 2:
Рисунок 2 - Схема структуры социальной системы [6] Таким образом, социальная структура представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и отношений между ними. Базовыми элементами социальной структуры общества при этом являются (таблица 1): Таблица 1 - Базовые элементы социальной структуры общества [5]
Продолжение таблицы 2
В свою очередь, для того, чтобы заполнить все статусы, образующие социальную структуру требуется социальная стратификация. К. Дейвис и Д. Мур сформулировали теорию, в которой утверждали, что неравенство – это тот эмоциональный стимул, который общество создало для того, чтобы решить проблему заполнения всех статусов и заставить их обладателей исполнять наилучшим образом соответствующие роли. Работники, занимающие высокооплачиваемые должности, должны получать вознаграждение, которое они получают, иначе должности останутся невостребованными и общество распадется [5]. Сторонники теории конфликта считают, что расслоение общества существует потому, что это выгодно индивидам и группам, обладающим властью над другими. Конфликтологи фокусируют внимание на различии интересов. С их точки зрения, общество – это арена, где люди борются за привилегии, престиж и власть, а группы имеющие преимущества закрепляют его через принуждение. Человек от рождения занимает привилегированное или непривилегированное положение: место человека в обществе в значительной степени зависит от того, в какой семье он родился. Общество организованно таким образом, что индивиды поддерживают ранг, который определяется рождением и не зависит от их способностей. Отсюда, стратификация – структурированное неравенство между различными группами людей, которое подразделяется на следующие типы: рабовладельческое (было характерно, например, для первобытно-общинного строя); кастовое (например, существует в 21 веке в Индии); сословное (например, было характерно для периода средневековья); классовое (например, по К. Марксу) [7]. Первые три основаны на неравенстве, санкционированном законом или религией. Классовое деление не является «официально признанным», его вызывают к жизни экономические факторы, оказывающие влияние на материальные условия жизни людей. Классы можно определить как большие группы людей, обладающих сходными экономическими ресурсами, что оказывает сильное влияние на доступный им образ жизни. Классовая теория была положена К. Марксом и основывалась на отношениях людей в системе производства, владение ими или нет. Теории классов в основном сводились к пересмотру марксистской концепции. М. Вебер увеличивает количество критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Помимо экономического – отношение к собственности и уровень доходов – он вводит такие критерии как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям) [7]. 3. Современная социальная стратификация Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге, выражающаяся в существовании высших и низших слоев. Основной (сущностью) социальной стратификации является неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, в наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества [7]. Структура социальной стратификации представлена на рисунке 3: Престиж профессии Власть и могущество Социальная стратификация или многомерное изображение общества Доход и богатство Образование и знание Религиозная или ритуальная принадлежность Ранжирование по родственным и этническим группам Рисунок 3 - Структура социальной стратификации [7] Богатство играет важную роль, но не менее важен престиж. Престиж – авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Хотя престиж явление неосязаемое, однако, в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость – присваивают титулы, почетные степени, соблюдают ритуалы. Помимо дохода и престижа Вебер отметил третий фактор стратификации. Речь идет о власти. Подразумевается способность человека или группы принимать серьезные решения и действовать даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Немаловажную роль играет уровень образования и знаний, также позволяющих получить преимущество в обществе. Огромное влияние оказывает религия, отношение к определенному этносу и родственным связям. Различие классов – это различие в потреблении и стиле жизни [6]. Современные общества стали обществами потребителей, нацеленных на приобретение материальных благ. Деление общества современности в основном сводится к низшему, среднему и высшему классам, где помимо уровня дохода, профессии вводятся объяснения через потребление и стиль жизни, предпочтения в области культуры, досуга, отдыха: 1. Высший класс. В силу многих причин социологам гораздо больше известно о бедных, чем о богатых. Фактом является то, что богатство сосредоточено в руках незначительного меньшинства. В настоящее время к высшему классу относят наиболее богатые семьи (например, королевские), крупных бизнесменов (например, Илон Маск), знаменитостей (получившие мировую известность режиссеры, певцы, актеры, футболисты и т.д.) и т.п. Богатые люди так же подвержены отчуждению от общества, они отказываются от услуг общественного образования и служб здравоохранения (замена – платные услуги). Территории где они живут становятся все более закрытыми с контрольно-пропускными пунктами и охраной. Денежные пожертвования заменяют участие в политической и общественной жизни. 2. Средний класс. Это понятие достаточно относительное, в каждой стране существуют свои критерии и «нормы» отнесения людей к среднему классу. По мнению социологов, средний класс в настоящее время включает большинство населения развитых индустриальных стран, представители этого класса занимаются разнообразными видами деятельности. Общемировые критерии среднего класса в Западных странах – это доходы, имущество, образование, профессиональный статус. Средний класс не является внутренне сплоченным и вряд ли когда-нибудь станет таким, так как он весьма разнороден. В России, например, в средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, иными словами владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры и др.– социальный хребет общества, по сути разделяющий два противоположных полюса - богатых (высший класс) и бедных (низший класс). 3. Низший класс (бедные). Далее стоит вопрос о сущности бедности, и понятия низшего класса. Здесь также однозначные схемы не действуют. В разных странах критерий отделения бедных от среднего класса не однозначен. Например, в ЕС для определения бедных, используется индекс депривации, которым измеряется наличие или отсутствие предметов первой необходимости для содержания детей. В России, где уровень бедности измеряется по отношению к средним доходам, черта бедности проведена по физиологическому минимуму потребления. Пока эта граница довольно низкая. Также при ранжировании классов в современной социальной стратификации выделяется понятие маргинальности. Маргинальность - социологическое явление, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека (или группы) между какими-либо социальными группами [7]. По своей сути маргинал - это человек (или сообщество), находящийся на периферии своей социальной группы, поскольку не разделяет ее ценности, или застрявший между несколькими социальными группами по ряду внешних или внутренних факторов. Многие социологи считают, что именно маргиналы способствуют развитию глобализации и открытости общества. Общество считает маргиналов отбросами, самым низким классом. Однако это не совсем правильно. Лицо, ведущее маргинальный образ жизни, не всегда является люмпеном [7] (группы людей потерявшие всякие классы, опустившиеся буквально на дно этой жизни (нищие, бродяги)). К маргиналам относятся, как и наркоманы, алкоголики, не социализировавшиеся преступники, так и отшельники, хиппи, кругосветные путешественники, живущие в домах на колесах, зачастую достаточно обеспеченные люди. Поскольку общество не статично, в нем происходит социальная мобильность. Термин социальная мобильность обозначает движение отдельных людей и групп от одного социоэкономического положения к другому. Вертикальная мобильность – это движение вверх или вниз по социоэкономической лестнице. В современных обществах существует также значительная горизонтальная мобильность, которая означает географическое перемещение людей [6]. Социальная мобильность имеет, как правило, ограниченный масштаб. Большинство людей не уходят далеко от уровня семьи, из которой они вышли. Заключение Таким образом, исследуя факторы обусловливающие потребность в социализации личности можно сделать следующие выводы: Во-первых, потребность в социализации личности обусловлена природой человека в виду отсутствия у него врожденных форм поведения. Во-вторых, потребность в социализации личности определяется совокупностью базовых потребностей человека, а именно: потребности в осознании своего существования; потребности в принадлежности к чему-либо; потребности в росте и расширении границ своего бытия; потребности в нахождении смысла своей деятельности; потребности в признании своей индивидуальности. В-третьих, с момента рождения человек постепенно включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность. Происходит неизбежный, но довольно разный для каждого человека процесс социализации. В-четвертых, в каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности, институты и организации занимают определенное принципиально разное положение в его социальной структуре. Общество организованно таким образом, что индивиды поддерживают в нем определенный ранг, что также обусловливает процесс социализации. В-пятых, человек изначально занимает в социальной структуре общества положение, в основе которого лежит социальная стратификация, где современное деление общества в основном сводится к низшему, среднему и высшему классам, с проявлениями маргинальности и невысокими возможностями социальной мобильности, что порождает потребность в социализации личности к конкретному классу и условиям его жизненного уклада. Библиографический список Бегиева, Б.М. Основные сферы процесса социализации личности [текст] / Б.М. Бегиева, К.В. Бамбетова // Вопросы науки и образования. ‒ 2022. ‒№ 1. ‒ С.90‒93. Волков, Ю. Г. Социология [текст]: учебник/ Ю.Г. Волков. ‒ 5-е изд., перераб. и доп. ‒ Москва: Альфа-М, 2019. ‒ 512 с. Дорошенко, О.М. Понятие социализации личности [текст]: факторы, механизмы, этапы / О.М. Дорошенко // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. ‒№ 1. ‒ С.12‒16. Каменева, Е.Г. Научные подходы к исследованию социализации личности [текст] / Е.Г. Каменева, И.Р. Насретдинов// Проблемы современного педагогического образования, 2020. ‒№ 1. ‒ С.116‒119. Плаксин, В. Н. Социология [текст]: учебник и практикум для вузов / В. Н. Плаксин. ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ Москва: Юрайт, 2022. ‒ 313 с. Тавокин, Е. П. Социология [текст]: учебное пособие / Е. П. Тавокин. - Москва: ИНФРА-М, 2020. ‒ 202 с. Хренов, А.Е. Социология [текст]: учебник для вузов / А.Е. Хренов [и др.]; под общей редакцией А. С. Тургаева. ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ Москва: Юрайт, 2022. ‒ 397 с. |