Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ По дисциплине

  • 1. Территория расселения адыгского общества в 18 - 19 вв.

  • 2. Экономическое развитие Черкесии 18-19 вв.

  • 3. Общественно-политический строй Черкесии в 18 - 19 вв.

  • 4. Военно-политическая ситуация в Черкесии в 18-19 веках.

  • 5. Классовая борьба в Черкесии

  • Список использованной литературы

  • История Адыгов. Черкессия в 18 и 19 вы: социально политическая и экономическая развития.. Черкессия в 18 и 19 веке. социальное экономическое и политическо. Черкесия в 1819 веке социальное, экономическое и политическое развитие


    Скачать 38.56 Kb.
    НазваниеЧеркесия в 1819 веке социальное, экономическое и политическое развитие
    АнкорИстория Адыгов. Черкессия в 18 и 19 вы: социально политическая и экономическая развития
    Дата21.01.2022
    Размер38.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЧеркессия в 18 и 19 веке. социальное экономическое и политическо.docx
    ТипРеферат
    #338297

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Майкопский государственный технологический университет»
    РЕФЕРАТ

    По дисциплине: «История и культура адыгов»

    Тема: «Черкесия в 18-19 веке: социальное,

    экономическое и политическое развитие»


    Выполнила:

    студентка 2 курса

    группы ЛД-201

    Вахобова Шахноза Шухратовна

    Преподаватель: Адзинова

    Зарема Юрьевна

    Майкоп

    2021

    Содержание


    Введение

    3

    1. Территория расселения адыгского общества в 18 - 19 вв.

    4

    2. Экономическое развитие Черкесии 18-19 вв.

    7

    3. Общественно-политический строй Черкесии в 18 - 19 вв.

    8

    4. Военно-политическая ситуация в Черкесии в 18-19 веках.

    10

    5. Классовая борьба в Черкесии

    13

    Заключение

    17

    Список использованной литературы

    18

    Введение
    Чтобы раскрыть в полном объеме сущность человеческой культуры, недостаточно изучения сегодняшнего состояния культуры народов. Необходимо совершить экскурс в историю становления народа. При этом необходимо исследовать, какое влияние оказывали на становление их культуры другие цивилизации.

    Более двух с половиной тысяч лет назад степи берегов Черного и Азовского морей населяли многочисленные и воинствующие народы. Кто они, как выглядели, откуда пришли?

    Изучение темы исторического и генеалогического взаимодействия адыгов со странами, этносами и группами населения Причерноморья способствует восполнению тех значительных пробелов в сложившейся системе представлений, без которых едва ли возможно создание новой научной концепции адыгской истории. Причерноморье представляется единым, сообщающимся внутри себя миллионами нитей, цивилизационным пространством. И, к сожалению, цивилизационное взаимодействие различных историко-культурных типов оставалось у нас долгое время одной из наименее почитаемых тем.

    Цель данного исследования: познакомиться с историческим прошлым адыгов.

    Задачи:

    • выявить особенности исторического прошлого адыгов;

    • рассмотреть основные характеристики социального, экономического и политического развития Черкессии в 18-19 веке;

    Работа состоит из введения, трех глав, заключения и литературы.

    1. Территория расселения адыгского общества в 18 - 19 вв.
    Этническая структура Северо-Кавказского региона в основном сложилась к XVI-XVII вв., но окончательное ее формирование произошло к XIX в. На территории Северо-Западного Кавказа проживало 18 субъэтнических групп адыгов.

    К наиболее многочисленным этническим группам относились «демократические» адыгские субэтносы-шапсуги, абадзехи, натухайцы. К «аристократическим» субэтносам относились - кабардинцы, бжедуги, бесленеевцы, темиргоевцы, хатукаевцы, махошевцы, мамхеговцы, егерухаевцы и др.

    Границы Черкесии проходили на Западе по восточному побережью Черного и Азовского морей, на севере по ле­вобережью Кубани, на востоке до р. Сунжи.В то же время адыги пользовались равнинами правобережья Кубани, землями вдоль восточного бере­га Азовского моря до устья реки Дона[32].

    В начале XIX века наиболее зничительными из этнических групп адыгов были шапсуги, абадзехи и натухаевцы. Шапсуги являлись одним из самых многочисленных этнических групп адыгов. Они занимали богатые и обширные земли между реками Шахе и Пшада на южной стороне Главного хребта и между реками Супе и Адагум на северной стороне хребта. По данным Новицкого в 1830 г. шапсугов насчитывалось до 15 тыс. дворов и около 300 тыс. человек[33].

    Абадзехи, заселяя горные районы Главного Кавказского хребта, считались одними из самых сильных и воинственных народов Черкесии. Абадзехия занимала территории на западе от бассейна р. Афипса до бас­сейна р. Лабы, на востоке до р. Белой. По различным данным, численность абадзехов в начале XIX века составляла около 13 тыс. дворов и доходила до 260 тыс. человек.
    Земли вдоль Главного Кавказского хребта и по северо-восточному побе­режью Черного моря, спускающиеся к реке Кубани, были заселены натухайцами, численность которых доходила до 240 тыс. человек. Данный район, начиная от Цемесской бухты до реки Пшады, занимали шапсуги, которые в источниках первой половины XIX века назывались "шапсугскими натухайцами".

    О месте расселения бжедугов в разные периоды источники содержат противоречивые сведения. Хан-Гирей считал, что в начале XIX в. перемещения бжедугов к Кубани явились следствием борьбы за верховенство четырех брать­ев - князей - Черчана, Хмиша, Бегерсеко, Бастеко. К 1830 г. бжедуги жили се­вернее абадзехов: по среднему и отчасти по нижнему течению левой стороны реки Кубани, на западе граничили с шапсугами, а на востоке - с хатукаевцами. Их численность в рассматриваемое время доходила до 60 тыс. человек.

    Хегаки проживали в окрестностях Анапы на реке Анапке и ее притоках, хотя в начале века, по разным причинам утратив свою самобытность, они рас­селились по натухайским аулам. Долины рек Адагума, Бакана, Цемеса, Таслиса, Псифа, Хупса, Кудака, Абина, населяемые натухайцами, состояли из богатых плодородных долин и гор, покрытых густыми лесами, отличались высокой плотностью населения и активными ассимиляционными процессами.

    Жанеевцы до XVIII в. представляли собой самостоятельную этническую группу. Такие историки как Хан-Гирей, Л.Я.Люлье и другие считали, что жанеевцы занимали обширные районы на границе с натухаевцами и правый берег Кубани. Вследствие постоянных военных столкно­вений с казаками, заселявшими эти территории по указу Екатерины II, жанеевцы вынуждены были расселиться среди других народов, в частности, среди натухайцев и бжедугов, на острове Каракубань, в долинах рек Иль, Хабль, Пшад, севернее абадзехов между реками Белой и Лабой. Их численность к 1830 г. сократилась до 1200 человек.

    Мамхеговцы заселяли район при слиянии рек Белой и Курджипса, в вер­ховьях р. Уль, на территории современного города Майкопа. Восточнее темиргоевцев и мамхеговцев (их численность доходила до 80 тыс. человек) по нижнему течению реки Лабы проживали родствен­ные им егерухаевцы. Юго-восточнее егерухаевцев в бассейнах рек Псифиж, Псифир, Фарз, Понако, Шимблонах, Чехрак и др. простирались владения махошевцев.

    В 20-30-х гг. XIX в. в результате военно-колониальных действий рус­ских войск в Черкесии, резко сократилась численность хатукаевцев (до 20 тыс. чел), бесленеевцев (до 70 тыс. человек) и махошевцев (около8 тыс. чел.), которые вынуждены были переселиться в верховья р. Лабы, на низины долин Большого и Малого Тегенея, Уль.

    Одной из важных проблем, до конца не разрешенных в кавказоведении, является вопрос о численности адыгов в целом как в начале XIX века, так и накануне их массового переселения в Османскую империю. Сопоставляя данные различных авторов и письменных источников, Бижев А.Х. считает, что численность адыгов в начале XIX века в три раза превышала среднестатистическую цифру о народонаселении адыгов, которую обнародовали Торнау, Бларамберг и составляла более 2 000 000 человек.

    2. Экономическое развитие Черкесии 18-19 вв.
    Земледелие являлось одной из ведущих отраслей черкесской экономики. Главными культурами были просо и кукуруза, рожь, овес, пшеница, ячмень, полба. На приусадебных участках зани­мались огородничеством. В горах на Черноморском побережье славились черкесские сады - яблоневые, грушевые, абрикосовые. В хозяйстве адыгов огромное значение имели также животноводство и коневоство, пчеловодство и садоводство.

    Ремесло в основном носило домашний характер. Мужчины изготовляли принадлежности для конской упряжи, порох, отливали пули и наконечники для стрел. Значительных высот у адыгов достигло кузнечное дело.

    Внешняя торговля адыгов имела внушительные масштабы. Главными партнерами черкесов в XVIII - первой четверти XIX вв. выступали султан­ская Турция и Крымское ханство. Через Тамань, Анапу и другие черноморские пункты шел оживленный меновый торг. Из Черкесии в Османскую империю вывозились крупный и мелкий рогатый скот, сырые кожи, бараньи и козьи шкуры, масло, сало, турьи и коровьи рога. Турецкие купцы с большой охотой покупали у адыгов фрукты и орехи, мед и воск, лес, рыбу и пушнину, зерно, изделия горских ремесленников, знаменитых черкесских лошадей.

    Одной из важных статей крымско-османской торговли в Черкесии являлась работорговля. Ежегодно до трех тысяч и более невольников вывозилось с адыгского побережья Черного моря. Рабы из Черкесии были наиболее ценным товаром на рынках Крыма и Турции.
    3. Общественно-политический строй Черкесии в 18 - 19 вв.
    В XVIII – первой половине XIX вв. Черкесия была раздробленной и разобщенной в политическом отношении страной. У адыгов в это время отсутствовало единое, централизованное государство. Вместе с этим, в Черкесии сложился зрелый феодальный строй, однако сохранялись и некоторые пережиточные черты и институты. Земельные отношения предопределили иерархический характер сословно-классовой структуры адыгского общества.

    Господствующий класс «аристократических» народностей состоял из князей, султанов, трех разрядов дворянства и служителей духовенства. У «демократических» народностей Черкесии князей не было, а дворянская иерархия выглядела проще.

    На вершине феодальной лестницы адыгского общества находились князья. У черкесов они назывались пши. Наряду с широкими правами собственности на землю, которыми обладал князь, он считался владельцем определенной территории и населенных пунктов.

    Привилегированное положение в обществе занимали такжесултаны-хануко и дворяне первого разряда. Султаны происходили от браков крымских ханов со знатными черкешенками. Проживая среди адыгов, хануко сохранили за собой только звание и некоторые семейные обычаи (например, называть отца по фамилии), но полностью восприняли от них язык, одежду, образ жизни. В то же время султаны не обладали политическим авторитетом среди горцев. Они не имели влияния в решении народных дел, не могли предводительствовать в военных походах. Яркими пред­ставителями этого сословия являлись адыгские про­светители XIX века - Хан-Гирей, Казы-Гирей, Адыль-Гирей, Крым-Гирей и другие.

    Третьим владетельным сословием у адыгов (т. е. обла­дающим правом иметь аулы, вассалов и подданных) выступали тлекотлеши и деженуго - дворяне первого разряда. У темиргоевцев, кабардинцев, бжедугов и других «аристократических» народностей они находились в зави­симости от князей. Взаимоотношения между князьями и дворянами регулировались обычаем - уорк-хабзэ. Он определял признание за князем прав сюзерена, а за тлекотлешами и деженуго статуса вас­салов, добровольно исполняющих свой служебный долг.

    Дворяне второго разряда у адыгов назывались пши-уорками. Они пополнялись счет низших слоев черкесской аристократии и выходцев от соседних народов. Находясь на службе у пши, дворяне второго разряда получали от них уорк-тын, состоящий из оружия и серебряных вещей.

    Низший третий разряд адыгского дворянства состав­ляли уорки-шаотлугусы. В отличие от беслен-уорков, уорки-шаотлугусы служили тлекотлешам или деженуго. Они «обязаны были возить за владельцами запас­ные стрелы и водить заводных лошадей, раздевать и одевать владельцев; чистить их оружие; седлать коня; подводить его к ноге; занимать караул и смотреть за военной добычей». Близкое к дворянам третьего разряда положение занимало сословие пшекеу. Пшекеу выступали в роли телохранителей князя и пополнялись за счет отпущен­ных на волю крестьян.

    К господствующему классу принадлежали служители мусульманского культа - эфенди, кадии, мул­лы, муэдзины. Адыгское духовенство отличалось воинственностью и независимостью. Источником его существования выступали налоги с крестьян и плата за со­вершение культовых обрядов.

    Основную массу производительного населения Черкесии составляли вольные крестьяне тфокотли. У «аристократических» народностей, а также в дворянских имениях «демократических» адыгов тфокотли выступали как феодально-зависимое сословие. Большинство тфокотлей «демократических» адыгских народностей выступало в роли самостоятельных домохозяев, жило отдельно от знати и само использовало труд рабов и крепостных.

    Второй разряд свободного крестьянства составляли вольноотпушенники-азаты. Широкая практика отпуска крепостных крестьян на волю - одна из характерных особенностей адыгского феодализма. Азаты представляли собой феодально-зависимую категорию крестьянства. Обладая личной свободой, они не могли уходить от владельца.

    Крепостное крестьянство адыгского общества было двух видов: пшитли и оги. Они различались по положению, отношению к земле, формам и уровню феодальной эксплуатации. Пшитли являлись барщинными крестьянами. В отличие от пшитлей, оги имели право получать наделы земли из общинного фонда и владеть личным хозяйством. Но будучи несвободными, они обязывались отбывать натуральные повинности. Поэтому огов можно считать оброчными крестьянами.

    На низшей ступени социальной лестницы находились унауты - домашние рабы. Источниками пополнения этого разряда являлись плен, покупка, реже наказание за преступление. Никакой собственности унауты не имели. Они жили во дворе владельца, получая от него средства на пропитание. Весь труд рабов принадлежал хозяевам, которые имели неограниченное право продажи унаутов.
    4. Военно-политическая ситуация в Черкесии в 18-19 веках.
    Начало 30-х годов XVIII в. ознаменовалось наступлением нового этапа борьбы России и Турции за сферы влияния на Северном Кавказе. В1731г. по указанию султана крымцы привели в разорение Кабарду. Местные князья отправили в Петербург посольство во главе с Магометом Атажукиным с просьбой об оказании им военной помощи.

    В годы новой русско-турецкой войны 1735-1739 гг. военные действия развивались одновременно в Крыму, Приазовье и на Кубани. Русская армия атаковала Перекоп, осадила Азов. Кампания 1736 г. оказалась для России вполне удачной - она овладела Перекопом и Азовом. В 1737 г. занятием Очакова русские войска сделали еще один важный шаг к победе. Однако склонить турец­кое правительство к подписанию мира так и не удалось.

    На втором этапе войны удача отвернулась от России. Пришлось покинуть Очаков, а затем Крым. На всей территории Северного Кавказа разыгралась страшная эпидемия чумы, которая затруднила ведение боевых действий. Невыгодный для России Белградский мир 1739 г. не привел к умиротворению политической обстановки на Северном Кавказе. Он стал источником грядущих столкновений «вечных» противников.

    Россия не получила ни выхода в Черное море, ни права держать в его водах флот. Кабарда, находившаяся накануне войны под покровительством русского царя, а так же Азов и его окрестности, теперь были объявлены нейтральной зоной. Они была превращена в пограничное государство между владениями русского императора и турецкого султана.

    В 1760 г. началось строительство укрепленной линии по р. Тереку. Царизм призывал горцев переселиться на равнину под защиту русского оружия. Для реализации этой идеи в 1763 г. была возведена крепость Моздок. Строительство Моздока вызвало волну противостояния в Кабарде.

    В сентябре 1768 г. грянул гром очередной войны России и Турции. Боевые действия развернулись на трех театрах - Дунайском, Крымском и Кавказском. Мир между Россией и Турцией был заключен 10 июля 1774 г. в болгарском селении Кючук-Кайнарджи. Россия получила участки Азовского побережья, крепости Керчь, Еникале и Кинбурн, Большую и Малую Кабарду. Она вернула себе право строить флот на Черном море и беспрепятственно вводить торговые суда в проливы. Чувствительным ударом для султана явилось признание независимости Крыма. Кючук-Кайнарджийский договор - крупная победа России. Ее влияние на северокавказские дела резко возросло. Приобретение Кабарды открыло возможность решения вопроса о правобережной Кубани.

    В начале 1778 г. во главе Кубанского корпуса был поставлен А. В. Суворов. Царское правительство наде­ялось окончательно утвердиться на правобережной Кубани. Двигаясь к намеченной цели, А. В. Суворов продолжил строительство пограничной Азово-Моздокской линии. В кратчайший срок были построены крепости и редуты вдоль течения р. Кубани. В них оказались сосредоточенными военные гарнизоны и артиллерия, предназначенные для ведения оборонительных и наступательных боевых действий

    Возведение кубанских военных укреплений адыги воспринимали как угрозу их политической самостоятельности. Эти настроения черкесов использовались турецкими агентами, которые всячески подталкивали их к активным военным действиям против царизма.

    В 1786 г. земли правобережной Кубани вошли в состав образованного Кавказского наместничества. Во главе наместничества был поставлен генерал П. С. Потемкин. Царское правительство обратилось к населению Российской империи с призывом начать колонизацию завоеванных районов поселенцами.

    Вместе с тем, в 1787 г. Россия и Турция приблизились к порогу новой войны. Главным театром боевых действий был Дунайский фронт. Но война шла и на Северном Кавказе. Уже в самом ее начале Екатерина II направила в Черкесию корпус генерала П. А. Текелли. Им был предпринят поход на турецкую крепость Анапу, но русскому оружию не сопутствовала удача.

    Обстановка в Черкесии осложнилась после того, как туда перекинулось из Чечни движение шейха Ушурмы. Под лозунгами «священной войны» против неверных (газа­вата) повстанцы развернули боевые действия против царской армии. Нанеся несколько чувствительных ударов противнику, горский вождь укрылся в Анапе. Но призывы шейха Мансура к кавказским народам объединиться для совместной борьбы против царизма не нашли должного отклика. Летом 1791 г. была штурмом взята Анапа. Там же был пленен Ушурма. Его приговорили к пожизнен­ному заключению в Шлиссельбургской крепости, где он вскоре умер в тягостных казематных условий.

    Желая прочно закрепиться на землях правобережной Кубани, царское правительство приняло решение направить туда казачьих поселенцев. Особой грамотой Екатерины II в 1792 года эти владения были пожалованы Черноморскому казачьему войску, созданному из казаков Запорожской Сечи. Столицей черноморского казачества стал Екатеринодар, заложенный в 1793 г.

    Переданные им земли от берегов Азовского и Черного морей на западе, до р. Кубани на юге и до р. Ей на севере получили название Черномории. К 1794 г. здесь было основано 40 куреней, в которых поселилось около 17 тысяч человек.

    Политические последствия принятых царизмом в конце XVIII столетия решений были очевидны. Россия оказалась вовлеченной в междоусоб­ную борьбу с Черкесией и, тем самым, открыла первую страницу кровопролитной Кавказской войны. В то же время вмешательство царизма в дела западных адыгов, стали источником новых русско-турецких конфликтов и активизации политики западноевропейских государств в этом регионе.
    5. Классовая борьба в Черкесии
    Ключевым событием в истории классовой борьбы в Черкесии явился так называемый «демократическиий переворот» конца XVIIIв. Шапсугские тфокотли вступили в 1792 г. в схватку с классовым противником. Лидером дворянства стал шапсугский тлекотлеш Али Султан Шеретлуков.

    Восстание было вызвано многочисленными нарушениями адыгских традиций и грабежами дворян (особенно Шеретлуковых). Возмущенные тфокотли ворвались во двор Шеретлукова, разграбили имущество и освободили рабов-унаутов. Шапсугские дворяне обратились к помощи бжедугского князя Батыр-Гирея и создали единую феодальную коалицию. В свою очередь, шапсугских тфокотлей поддержали абадзехские и натухайские крестьяне.

    В 1796 г. народное ополчение шапсугов, натухайцев и абадзехов сошлось в главном сражении с княжеско-дворянским войском, возглавляемым бжедугскими феодалами. Бзиюкская битва - одна из самых трагических страниц истории адыгского народа. Произошла она в долине реки Бзиюк (близ современной станицы Новодимитриевской Краснодарского края) 10 июня 1796 года. В битве приняли участие около 18000 крестьян.

    Бжедугские князья, заинтересованные в подавлении шапсугского крестьянского движения, обратились за помощью к царской России. В 1793 г. была отправлена депутация в Петербург. Императрица Екатерина II благосклонно приняла адыгских послов и поручила атаману Котляревскому помочь князьям и послать в Черкесию казачий отряд.

    Бзиюкская битва закончилась победой черкесской аристократии. Но князьям и дворянам не удалось ликвидировать демократические порядки в землях шапсугов, абадзехов и натухайцев. Состоявшийся здесь вскоре народный съезд (Печетнико-зефес) урегулировал отношения между дворянами и крестьянами и закрепил основы общественных преобразований, вошедших в истрию как «демократический переворот».

    Шапсугские, абадзехские и натухайские дворяне сохранили за собой право владеть родовыми имениями. Однако их политические привилегии оказались урезанными. Достигнутые успехи положили начало утверждению демократических порядков в Абадзехии. Тфокотли, сохранив за собой свободу и землю, стали открыто претендовать на широкие политические права в обществе резко возросло значение народных собраний. Однако аристократия неохотно уступала свои родовые привилегии
    «Демократический переворот» стал фактором исключительной прогрессивной важности в судьбе адыгов. Он открыл простор утверждению эффективных форм частно-феодального предпринимательства в Черкесии.

    Формы классовой борьбы в Черкесии в первой половине XIX в. Накал классовых противоречий в Черкесии не ослабевал и в первой половине XIX в. Движение адыгских крестьян за экономические и политические права переплелось с борьбой за независимость против колониальных притязаний царской России.

    В феврале 1856 г. восстали бжедугские крестьяне. Это движение вошло в историю под названием «Пши-уорк зау». Оно явилось наиболее ярким проявлением социального про­теста адыгских тфокотлей. Повстанцев возглавили крестьяне Кимчерий Ханахок и Хусен Депчен. Центром восстания стал аул Лакшукай. Здесь тфокотли собрались для обсуждения вопросов, связанных с выработкой условий будущих требований к феодалам и организацией боевых отрядов. Бжедугские крестьяне заручились поддержкой абадзехских тфокотлей, что укрепило силы повстанцев.

    Лидеры движения предпринимали неоднократные попытки добиться ограничения произвола князей и дво­рян без кровопролития. Хусен Депчен призвал бжедугскую аристократию к миру, равноправию, прекращению грабежей, насилия и работорговли. Но согласия достиг­нуть не удалось.

    Боевые действия развернулись в ауле Понежукай, который являлся местом объединения княжеско-дворянских сил. Крестьяне окружили лагерь бжедугской знати. Борьба была исключительно жестокой. Практически все князья и дворяне были перебиты. Тфокотли созвали собрание, на котором избрали комитет народного правления.

    Однако радость народа была преждевременной. Поддержанные царизмом бжедугские феодалы перешли в наступление. На дальних подступах к а. Понежукай отряды крестьянского ополчения Ханахока вступили в бой с объединенными княжеско-царскими войсками. Тфокотли потерпели поражение. Кратковременное существование демократии в Бжедугии закончилось. Князья и дворяне беспощадно расправились с зачинщиками движения.

    Одной из главных причин поражения крестьян явилась прочность «аристократических» порядков в Бжедугии. Существенное воздействие на ход народного восстания оказало вмешательство царизма на стороне княжеско-дворянской верхушки. Негативную роль сыграли недостаточная организованность крестьянских отрядов, распыленность и разрозненность их действий. Положительным следствием восстания явилось некоторое ослабление феодальных прав бжедугской аристократии.
    Заключение
    У черкесов очень длинная и тяжелая история. Земли, на которых жили черкесы, были одни из самых наилучших. Очень многие государства хотели иметь в подданстве таких воинов, как черкесов и их плодоносные земли. Эти места и сейчас невероятно хороши. Они являются курортными зонами. Сверху горы покрытые снегом, а снизу теплое Черное море.

    В итоге, конечно же, Черкесия ослабла. Ведь постоянная война за территорию не может продолжаться. Черкесия была одна, а заполучить ее хотели многие.

    Каждый народ обязан знать свою историю, должен гордиться своими предками и должен передавать знания следующему поколению.
    Список использованной литературы


    1. Анфимов Н. В., Джимов Б. М., Емтыль Р. Х. История Адыгеи (с древнейших времен до конца XIX в.) - Майкоп, 1993 – 189 с.

    2. Аутлев М. Г. Адыги : Историко-этнографический очерк - Майкоп, 2016. – 236с.

    3. Бгажиноков Б. Х. Мир культуры // Эльбрус, Нальчик, 2020 г. – 158 с.

    4. Черкесское пиратство // Хотко С. Х. История Черкесии в средние века и новое время. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2016. - 976 с.

    5. Черкесы // Народы России. Атлас культур и религий. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с.


    написать администратору сайта