Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.3 Правовая характеристика чести и достоинства

  • Честь и достоинства как объекты гражданских правоотношений. Апанасевич.Честь и достоинство как объекты гражданских правоотно. Честь и достоинство исторический и понятийный аспекты 1 Исторические этапы развития понятий чести и достоинства


    Скачать 80.1 Kb.
    НазваниеЧесть и достоинство исторический и понятийный аспекты 1 Исторические этапы развития понятий чести и достоинства
    АнкорЧесть и достоинства как объекты гражданских правоотношений
    Дата02.11.2020
    Размер80.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАпанасевич.Честь и достоинство как объекты гражданских правоотно.docx
    ТипГлава
    #147467
    страница2 из 3
    1   2   3

    1.2 Честь и достоинство как понятия вне юридического поля

    Человек от рождения с первых дней жизни получает нематериальные блага, такие как: жизнь и здоровье, честь и достоинство, доброе имя и репутация, личная неприкосновенность, право на свободное передвижение, а так же другие личные неимущественные права и иные нематериальные блага. Они принадлежат человеку с самого начала его биологической жизни или в силу закона, они неотчуждаемы и непередаваемы любым другим способом. Человек наделен ими на протяжении всей жизни, они уникальны и неповторимы, они формируют его личность. Утрата этих нематериальных благ будет означать социальную или биологическую смерть.

    Сущность нематериальных благ в настоящее время раскрывается цивилистикой через совокупность критериев, характеризующих нематериальные блага, при этом каждый из таких критериев в отдельности может оказаться присущим и другим правовым категориям15.

    Термины «честь», «достоинство» и «деловая репутация » являются нематериальными благами, перечень которых закреплен в статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации. С точки зрения правового регулирования, благо в самом общем смысле – это все, что имеет социально значимую ценность, которая касается каждого субъекта права. Вследствие наличия или отсутствия нематериальных благ складывается поведение субъектов. Границы поведения определены правами и обязанностями субъектов. Другими словами, можно сказать, что блага представляют собой любые ценности, выступающие объектом правоотношений, в связи с которыми развивается поведение субъектов гражданского права.

    Нематериальные блага как объекты гражданских прав все еще рассматривались цивилистической доктриной, пока их приблизительный список не был включен в ст. 150 ГК РФ, при этом для обозначения нематериальных благ использовались разные виды терминологии: «личные блага» (М.М. Агарков), «личные неимущественные блага» (О.В. Иванов), «личные нематериальные блага» (Л.И. Рейтман), «нематериальные блага» (М.И. Брагинский, Е.А. Суханов, К.Б. Ярошенко).

    В отечественной цивилистической доктрине категория «предметы личного пользования» впервые появилась в работах М.М. Агаркова, который к числу «личных благ» отнес жизнь, телесную неприкосновенность, здоровье, честь, достоинство, имя, авторство, определив их как блага, не отделимые от личности16.

    Включение законодателем личных неимущественных прав в состав нематериальных благ В.П. Мозолин прямо называл ошибкой и её следствием является присвоение отношений, регулируемых гражданским законодательством, отношений по защите неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ17, хотя с последним утверждением очень трудно согласиться.

    Понятия «честь», «достоинство», «деловая репутация представляют собой взаимосвязанные моральные понятия, которые образуют отдельную категорию и определяют личные качества человека. Однако эти понятия не полностью идентичны. Различия между ними в субъективном или объективном подходе. Если вы оцениваете эти категории с точки зрения закона, вы можете объединить их в рамках под понятием личных неимущественных прав.

    Честь, достоинство и деловая репутация – это нематериальные социальные блага, которые охраняются законом; его нарушение подразумевает значительный моральный ущерб свободе действий и социальному положению человека из-за формирования на него неблагоприятного впечатления.

    Следует отметить, что до сих пор нет законодательного закрепления этих понятий в юридической литературе, в науке и на практике, что создает проблемы в реализации права на защиту чести, достоинства и деловой репутации, поэтому круг субъектов права на защиту продолжает оставаться неопределенным.

    Существует множество противоположных взглядов различных ученых относительно терминологии этих понятий. Отсутствие однозначной точки зрения является одной из причин отсутствия дефиниций таких понятий, как «честь», «достоинство» и «деловая репутация».

    Другой причиной можно назвать неправовую природу вышеуказанных категорий, поскольку они являются философскими, морально-этическими или оценочными в каждой конкретной ситуации. Так, например, по этой причине В.В. Копиев считает, что законодателю нет необходимости формулировать определение этих понятий. В связи с этим, чтобы определить толкование этих понятий, возникают споры между учеными18.

    Существует мнение, что честь, достоинство и деловая репутация - это совершенно разные понятия. Например, М.Н. Малеина считает, что честность должна быть публичной оценкой гражданина и степенью развития духовных, социальных качеств человека. С этой точки зрения честь определяется как субъективное восприятие ее положительных качеств по отношению к мнению других людей человеком. Точка зрения М. Н. Малеиной отличается от других тем, что, по ее мнению, такая категория, как честь, существует отдельно от других.

    Наиболее распространенная точка зрения среди ученых заключается в том, что честь, достоинство и деловая репутация являются родственными категориями, но не идентичны. Согласно этому мнению, эти категории взаимно согласованы, но их нельзя назвать абсолютно идентичными. Например, такой ученый, как Ю. В. Молочков считает, что под честью понимается конкретное внешнее отношение к человеку, то есть «грань его положительной репутации» 19. Это определение связано с определением деловой репутации, и, следовательно, честь можно рассматривать как элемент (и только положительный элемент) репутации. Следует отметить, что понятие репутации интерпретируется в широком смысле и не ограничивается понятием деловой репутации.

    По мнению Г.П. Луценко, честь - это позитивная оценка (признание) моральных качеств человека, его поведения, его действий, его личных качеств, внутреннего духовного мира общества, в котором он находится, на основе некоторых фактов, информации, представлений о добре и зле, справедливости, совести, существующих в обществе20.

    В свою очередь, некоторые авторы считают, что эти категории идентичны и между ними нет существенной разницы. В юридической науке нет четких различий между этими понятиями. Так, например, ссылаясь на толковый словарь С. И. Ожегова, можно сказать, что понятие чести трактуется как позитивная репутация и доброе имя, а репутацию, в свою очередь, можно назвать приобретенной оценкой общества, общее мнение о достоинствах, свойствах, качествах, недостатках кого-нибудь или чего-нибудь21.

    Учитывая эти определения, мы можем сделать вывод, что между ними нет различий, но у некоторых авторов есть другие способы различения этих категорий. А. М. Эрделевский проводит различие между понятиями «честь» и «право на честь», используя термин «право чести»22. Честь, по его мнению, может считаться субъективным правом человека на положительную оценку не только внутри самого человека, но и по отношению к окружающим его людям. Соответственно, в праве чести выделяются два аспекта: субъективный и объективный.

    Субъективную сторону чести можно назвать достоинством, правом человека, которое не зависит от его действий и мыслей и защищается государством, несмотря на правовой статус человека. Даже если он преступник, мы можем говорить о достоинстве с субъективной точки зрения.

    Объективной стороной чести является доброе имя, положительная репутация человека, с точки зрения юриспруденции - субъективное право человека формировать мнение других людей о себе через свое поведение. Проанализировав эту точку зрения, мы можем сказать, что субъективный аспект чести - это достоинство, а это означает, что нет никакого различия между терминами «честь и достоинство».

    По мнению И. В. Сапрыкина, достоинство - это самооценка человека, осознание его личности как представителя определенной социальной общности; отражение человека, как объективного мира, так и его самого в этом мире, его роли и его места в нем23.

    Следует отметить точку зрения А. А. Власова, который, условно говоря, объединяет вышеприведенные мнения и считает, что честь следует понимать одновременно и общественную оценку личности, и осознание, и собственную интерпретацию самим человеком такой оценки, то есть самооценку24.

    В свою очередь, само понятие чести состоит из двух слагаемых (объективного и субъективного компонентов) и имеет два аспекта - объективный, то есть внешний и субъективный, или, как его еще называют, внутренний. В этой точке зрения, как и в других, упоминается термин «самооценка», посредством которого многие ученые, в соответствии с тем, какой аспект этой концепции называется, интерпретируют концепцию чести и достоинства. Это означает, что характер самооценки проявляется как признак, определяющий честь и достоинство.

    Вопрос о понятиях «достоинство», «репутация», «деловая репутация» в соотношении с понятиями «честь» и «достоинство» учеными трактуется еще более разнообразно.

    Например, С. В. Нарижный считает, что достоинство - это публичная оценка личности, а честь - его личная самооценка . Однако автор не указывает, в чем заключаются различия в этих понятиях.

    По мнению Л. О. Красавчикова, достоинство означает «известная самооценка личностью своих деловых, моральных и других общественно значимых качеств»25.

    По мнению А. М. Эрделевского достоинство - есть не что иное, как «отражение качеств лица в его сознании, которое сопровождается собственной положительной оценкой»26.

    Н. К. Рудый подразумевает достоинство как самооценку человека, осознание им своих личных качеств, мировоззрения, способностей, чувства выполненного долга и своего социального предназначения. Самооценка основана на критериях, которые важны для общества для оценки моральных и других характеристик человека. Достоинство характеризует субъективную, то есть внутреннюю оценку личности27. Следовательно, основополагающим значением располагает именно сторона самооценки, от того является она объективной или субъективной, и зависит то, какую категорию она определяет.

    Чтобы точно определить сущность таких понятий, как честь и достоинство, необходимо указать на первостепенный субъект оценки свойств и качеств конкретного человека. Исходя из этого, честь есть не что иное, как социальная оценка конкретной личности, то есть непосредственная оценка обществом. При этом достоинство, можно было бы закрепить, через такую категорию как самооценка, а точнее внутренняя самооценка человеком своих свойств. Следовательно, оценка этих качеств обществом не является фундаментальной для восприятия, хотя она принимается во внимание личностью.

    Следует подчеркнуть, что понятие чести должно рассматриваться как морально-юридическая категория объективного характера, определяющая оценку человека социумом. Честь сочетается с положительной оценкой личностных качеств, так как это нематериальное благо, в основном в сознании общества. Кроме того, честь - смежная категория понятия, такого как достоинство.

    При рождении каждый человек наделен честью, каждому она презюмируется, что означает, что отсутствие установленных отрицательных, негативных оценок свидетельствует о наличии чести. Отсюда вытекает объективность такой категории, как «честь».

    Можно выделить следующие признаки данного понятия: честь наделена объективным характером, он содержит одинаковый объем понятия абсолютно для всех, а так же наличие чести презюмируется. В свою очередь, достоинство, как правовая категория является категорией субъективной, и выражается во внутренней самооценке личности посредством осознания ею своих личных качеств, выполненного долга и своего общественного значения.

    Достоинство определяет субъективную оценку личности. И важно отметить такой признак, как природа самооценки. Определив, то о какой самооценке идет речь внешней либо внутренней, можно разграничивать честь и достоинство.

    Подводя итог, следует отметить, что под честью следует понимать общественную оценку нравственных качеств гражданина, и то, в какой мере развиты духовные, социальные качества личности, а так же субъективное восприятие человеком своих положительных качеств относительно мнений остальных людей, возникающих на основе определенных фактов, информации, представлений о добре и зле, справедливости, совести, существующих в обществе.

    Достоинство - самооценка человека, осознание им своих личных качеств, способностей, мировоззрения, чувства выполненного долга и своего социального предназначения.

    И хотя, разумеется, никакое определение чести и достоинства не в состоянии охватить сразу все стороны этого сложного явления, не сформулировав его сущности нельзя выяснить возможность воздействия на него права.
    1.3 Правовая характеристика чести и достоинства

    С точки зрения содержания, честь и достоинство являются очень близкими терминами. Их различия заключаются лишь в субъективном или объективном подходе к оценке общественно значимых качеств личности: если имеется в виду оценка этих качеств со стороны окружающих - речь идет о чести, а если самооценка - о достоинстве личности.

    Понятия чести и достоинства основаны на признании внутренней ценности каждого человека, независимо от его социального статуса, и всегда рассматриваются как знак плюс.

    Под репутацией понимают мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация может быть как положительной, так и отрицательной, разумеется, она не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.28

    В настоящее время российская нормативно-правовая база не дает четкого определения таких понятий, как «честь», «достоинство» и «репутация», а также понятий, вытекающих из «клеветы», «оскорбления», «неприличная форма», «унижения чести и достоинства» и другие связанные термины. Достоинство понимается в ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации как абсолютная ценность любой личности, охраняемой государством. Другими словами, независимо от того, как общество оценивает конкретного человека и как бы сам он ни относился к себе, он как личность уже имеет ценность в глазах государства и общества.

    В юридической литературе достоинство часто понимают как внутреннюю самооценку своих собственных качеств, способностей, мировоззрения и социального значения. Тогда формулировка «унижение достоинства» оказывается бессмысленной. Здесь мы должны согласиться с авторами, которые утверждают, что невозможно унижать ценность личности в ее собственных глазах. Кроме того, «честь» и «достоинство» четко не отличаются друг от друга. В Гражданском кодексе Российской Федерации честь и достоинство отнесены к нематериальным неотчуждаемым правам личности (благам).

    Но в юридической литературе она чаще всего понимается как положительная социальная оценка человека, как «сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании». Нет четкого определения и понятия «унижение чести и достоинства», что особенно важно, так как многие другие основные понятия связаны с необходимостью четко трактовать эти термины. Нет в правовых текстах и определения «неприличная форма», хотя на этом понятии основывается понятие «оскорбление». Смешиваются «порочащие» и «позорящие» сведения и т.д.

    Одним словом, нечеткость и неопределенность в толковании основных терминов как в текстах законодательства, так и в юридической литературе способствуют субъективности и нечеткости их толкования в правоохранительной деятельности.

    Итак, понятия «честь», «достоинство» и «репутация» весьма близки друг другу. При этом в юридических текстах два первых понятия обычно используются в составе единого словосочетания: защита чести и достоинства, унижение чести и достоинства. В новом законодательстве РФ к этому словосочетанию обычно добавляется деловая репутация, а в ГК РФ - и доброе имя.29

    Существует практически обусловленная необходимость четко разграничить эти понятия, для чего необходимо разобраться с содержанием каждого из них.

    Под честью следует понимать положительную общественную оценку качеств лица, то есть это некое общественное мнение о человеке.

    Понятие «честь» имеет три стороны:

    1. это характеристика самой личности («качества лица»). Эта сторона понятия чести наиболее ярко выступает в словарных определениях, в особенности в Словаре живого великорусского языка В.И. Даля, где указывается, что честь - это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

    2) это общественная оценка личности, то есть отражение качеств лица в общественном сознании. Понятие чести изначально предполагает, что эта оценка положительная.

    3) это общественная оценка, принятая самой личностью, способность человека оценивать свои поступки, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, правилами и требованиями.

    В правовых документах имеется в виду вторая сторона понятия чести, так как никакого унижения или умаления чести как свойства самой личности быть не может .30

    Следует отметить, что до сих пор не выработано достаточно четкой и общепризнанной формулировки понятия «достоинство человека», которая складывается на основе морально-нравственных норм. Понятие достоинства близко к третьей стороне чести. А.М. Эрделевский считает, что это сопровождающееся положительной оценкой лица отражение его качеств в собственном сознании .31

    А.Л. Анисимов придерживается мнения, что это самооценка личности, основанная на ее оценке обществом.32

    Под достоинством личности О.Е. Кутафин понимает осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными этическими и интеллектуальными качествами. В отличие от чести, достоинство есть не просто оценка соответствия своей личности и своих поступков социальным (моральным) нормам, но прежде всего ощущение своей ценности как человека вообще (человеческое достоинство), как конкретной личности (личное достоинство), как представителя определенной социальной группы или общности (например, профессиональное достоинство), ценности самой этой общности (например, национальное достоинство).

    Следует отметить, что, хотя честь относится в ст. 150 ГК РФ к неотчуждаемым благам или правам личности, причем в текстах права выступает прежде всего вторая сторона чести (по нашей классификации), в юридической литературе «внешняя честь» иногда отождествляется с «гражданской честью», исходящей от государства, «которая исчезает в случае уголовного наказания».

    В то же время достоинство (но не честь) фигурирует в ст. 21 Конституции РФ как абсолютно неотъемлемая и охраняемая государством ценность.

    В Комментарии к Конституции РФ достоинство понимается как «признание за человеком этой ценности независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие».33

    Итак, может возникнуть казус, когда сам человек не обладает чувством собственного достоинства (положительной самооценкой), общество оценивает его негативно, но в то же время государство и общество охраняют его достоинство и заботятся о том, чтобы оно не подверглось умалению, унижению.

    Кстати, термин «умаление» встречается только в ч. 1 ст. 21 Конституции РФ и только применительно к достоинству.

    В случае толкования чести как общественного мнения о положительных качествах человека достоинство есть положительное мнение человека о самом себе как отражение его социальной оценки. Дискредитация человека в общественном мнении и есть унижение чести. Но можно ли дискредитировать человека в собственных глазах? Думается, именно поэтому в Конституции РФ говорится об умалении: законодатель, по-видимому, имеет в виду такое воздействие на общественное мнение, которое противоречит достоинству личности как ее неотъемлемому праву.

    Таким образом, более правильно было бы в правовом контексте говорить об унижении чести и умалении достоинства.

    В литературе нередко можно встретить понятие чести и достоинства общности людей (нации, класса, профессионального союза, партии и т. п.). Однако честь и достоинство всякой общности могут подлежать гражданско-правовой защите только в случае, если общность эта обладает правами юридического лица. Гражданин как представитель той или иной общности может требовать защиты личных чести и достоинства, но не защиты чести и достоинства этой общности в целом.
    1   2   3


    написать администратору сайта