Чистыйкод дляпродолжающи х
Скачать 7.85 Mb.
|
Глава 11.Комментарии, doc-строки и аннотации типов ..................216 Комментарии ..................................................217 Стиль комментариев .........................................218 Встроенные комментарии .....................................218 Пояснительные комментарии ..................................219 Сводные комментарии .......................................220 Комментарии «полученный опыт» ...............................220 Комментарии об авторских правах и интеллектуальной собственности ..............................................221 Профессиональные комментарии ..............................221 Кодовые метки и комментарии TODO ...........................222 Магические комментарии и кодировка исходных файлов ...........223 Doc-строки ....................................................223 Аннотации типов ...............................................226 Статические анализаторы ....................................228 Аннотации типов для набора типов .............................230 Аннотации типов для списков, словарей и т. д. ....................231 Обратное портирование аннотаций типов .......................232 Итоги ........................................................234 Глава 12. Git и организация программных проектов ....................235 Коммиты и репозитории .........................................236 Создание новых проектов Python с использованием Cookiecutter ........236 Установка Git ..................................................239 Настройка имени пользователя и адреса электронной почты ........239 Установка графических средств Git .............................240 Работа с Git ...................................................241 Как Git отслеживает статус файлов .............................241 Для чего нужно индексирование? ...............................243 14 Оглавление Создание репозитория Git на вашем компьютере .....................243 Добавление файлов для отслеживания ..........................245 Игнорирование файлов в репозитории ..........................247 Сохранение изменений ......................................248 Удаление файлов из репозитория ..............................252 Переименование и перемещение файлов из репозитория ...........253 Просмотр журнала коммитов .....................................255 Восстановление старых изменений ................................256 Отмена несохраненных локальных изменений ....................256 Деиндексирование проиндексированного файла ..................257 Отмена последних коммитов ..................................257 Возврат к конкретному коммиту для отдельного файла .............258 Перезапись истории коммитов .................................259 GitHub и команда git push ........................................260 Отправка существующего репозитория на GitHub .................261 Клонирование существующего репозитория GitHub ................262 Итоги ........................................................262 Глава 13.Измерение быстродействия и анализ сложности алгоритмов .....264 Модуль timeit ..................................................265 Профилировщик cProfile .........................................267 Анализ алгоритмов с использованием нотации «O-большое» ...........269 Порядки нотации «О-большое» ...................................270 Книжная полка как метафора порядков «О-большое» ..............271 «О-большое» как оценка худшего сценария ......................275 Определение порядка сложности нотации «О-большое» вашего кода ....277 Почему низкие порядки и коэффициенты не важны .................279 Примеры анализа «О-большое» ...............................280 Порядок «О-большое» для часто используемых функций ............283 Моментальный анализ сложности ..............................285 «О-большое» не имеет значения при малых n… а значения n обычно малы ...............................................286 Итоги ........................................................286 Оглавление 15 Глава 14.Проекты для тренировки ..................................288 Головоломка «Ханойская башня» ..................................289 Вывод результатов ...........................................289 Исходный код ..............................................291 Написание кода ............................................293 Игра «Четыре в ряд» ............................................301 Вывод результатов ...........................................301 Исходный код ..............................................302 Написание кода ............................................305 Итоги ........................................................314 ЧАСТЬ III ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ PYTHON Глава 15. Объектно-ориентированное программирование и классы .......316 Аналогия из реального мира: заполнение форм ......................317 Создание объектов на базе классов ...............................319 Создание простого класса: WizCoin ...............................320 Методы, __init__() и self .......................................322 Атрибуты ..................................................323 Приватные атрибуты и приватные методы ........................324 Функция type() и атрибут __qualname__ ............................326 Примеры программирования с применением ООП и без него: «Крестики-нолики» .............................................327 Трудности проектирования классов для проектов реального мира .......333 Итоги ........................................................334 Глава 16.Объектно-ориентированное программирование и наследование ...................................................335 Как работает наследование ......................................335 Переопределение методов ....................................338 Функция super() .............................................340 Предпочитайте композицию наследованию ......................342 Обратная сторона наследования ...............................343 16 Оглавление Функции isinstance() и issubclass() ..................................346 Методы классов ................................................347 Атрибуты классов ..............................................349 Статические методы ............................................350 Когда использовать объектно-ориентированные статические средства и средства уровня классов .......................................350 Термины объектно-ориентированного программирования ..............351 Инкапсуляция ..............................................351 Полиморфизм ..............................................351 Когда наследование не используется ...............................352 Множественное наследование ....................................353 Порядок разрешения методов ....................................354 Итоги ........................................................356 Глава 17.ООП в Python: свойства и dunder-методы .....................358 Свойства .....................................................358 Преобразование атрибута в свойство ...........................359 Использование методов setter для проверки данных ................362 Свойства, доступные только для чтения ..........................364 Когда использовать свойства ..................................365 Dunder-методы Python ...........................................366 Dunder-методы строкового представления ........................366 Числовые dunder-методы .....................................369 Отраженные числовые dunder-методы ...........................373 Dunder-методы присваивания на месте (in-place) ..................375 Dunder-методы сравнения .....................................377 Итоги ........................................................382 Моему племяннику Джеку Об авторе Эл Свейгарт — разработчик и автор технической литературы, живет в Сиэтле. Python — его любимый язык программирования, он разработал для Python несколь- ко модулей с открытым кодом. Его другие книги доступны бесплатно на условиях лицензии Creative Commons на его веб-сайте https://www.inventwithpython.com/. Кошка автора книги — Зофи — весит 5 килограммов. О техническом редакторе Кеннет Лав (Kenneth Love) — программист, преподаватель и организатор конфе- ренций. Он — соавтор Django и член сообщества PSF (Python Software Foundation). В настоящее время работает техническим руководителем и инженером-програм- мистом в O’Reilly Media. Благодарности Несправедливо, что на обложке этой книги стоит только мое имя. Эта книга никогда не появилась бы без поддержки многих людей. Хочу поблагодарить своего издателя, Билла Поллока (Bill Pollock), а также всех моих редакторов: Фрэнсис Со (Frances Saux), Энни Чой (Annie Choi), Мег Снеерингер (Meg Sneeringer) и Яна Кэша (Jan Cash). Также хочу сказать спасибо редактору Морин Форис (Maureen Forys), вы- пускающему редактору Энн Мэри Уокер (Anne Marie Walker) и исполнительному редактору No Starch Press Барбаре Йен (Barbara Yien). Я очень признателен Джошу Эллингсону (Josh Ellingson) за еще одну замечательную иллюстрацию для обложки. Моя благодарность техническому редактору Кеннету Лаву (Kenneth Love) и всем остальным замечательным друзьям, с которыми я познакомился в сообществе Python. Введение Hello, world! В конце 1990-х я только начинал программи- ровать, мечтал стать настоящим хакером и листал последние выпуски журнала «2600: The Hacker Quarterly». Однажды я набрался смелости и посетил ежемесячное сборище про- граммистов в моем городе; меня поразило, насколько знающими казались все окружающие. (Позднее я понял, что у многих само- уверенности было больше, чем реальных знаний.) Весь вечер я поддакивал тому, что говорили другие, стараясь не отставать от них. Покидая встречу, я твердо возна- мерился посвятить все свободное время изучению компьютеров, программирования и сетевой безопасности, чтобы достойно поучаствовать во встрече в следующем месяце. Но на следующем сборище я все так же кивал и чувствовал себя болваном по срав- нению со всеми остальными. Я снова решил: надо учиться, чтобы стать «достаточно умным» и не отставать от окружающих. Месяц за месяцем я корпел над книгами, но всегда чувствовал себя отстающим. Я начал осознавать, насколько необъятна эта область, и беспокоился, что никогда не буду знать достаточно. Я знал о программировании больше, чем мои друзья, но безусловно недостаточно для того, чтобы получить должность разработчика. В 1990-е годы Google, YouTube и «Википедии» еще не было. Но даже если бы эти ресурсы были доступны, мне было бы сложно пользоваться ими: я просто не знал, что изучать дальше. Но все это время я учился писать программу «Hello, world!» на разных языках программи- рования и по-прежнему осознавал, что толком не двигаюсь вперед. Я не понимал, как подняться выше базового уровня. Разработка вовсе не ограничивается циклами и функциями. Но после того, как вы ознакомитесь со вводным курсом или прочитаете книгу по программированию 20 Введение начального уровня, поиск новой информации приведет вас к очередному учебнику, посвященному написанию «Hello, world!». Программисты часто называют этот период «пустыней отчаяния»: время, когда вы бесцельно блуждаете по разным учебным материалам, ощущая, что топчетесь на месте. Вы превзошли начальный уровень, но вам еще не хватает опыта для более сложных тем. Блуждающие в пустыне испытывают сильный «синдром самозванца». Вы не чув- ствуете себя «настоящим» программистом и не умеете создавать такой код, как «настоящие» программисты. Я писал эту книгу именно для такой аудитории. Если вы изучили основы Python, моя книга поможет вам стать более эффективным раз- работчиком и преодолеть отчаяние. Для кого написана эта книга и почему Книга предназначена для читателей, которые изучили базовый курс языка Python и хотят узнать больше. Базовые знания могут дать моя предыдущая книга «Automate the Boring Stuff with Python» (No Starch Press, 2019) 1 , книга Эрика Мэтиза (Eric Matthes) «Python Crash Course» (No Starch Press, 2019) 2 или какой-нибудь сетевой курс. Возможно, эти учебники вызвали у вас интерес к программированию, но вам все равно не хватает знаний. Если вы чувствуете, что еще не достигли профессиональ- ного уровня, и не знаете, как его достичь, то эта книга написана для вас. А может быть, вы знакомы с другим языком программирования, а теперь хотите переклю- читься на Python и его экосистему без изучения основ уровня «Hello, world!». В таком случае вам наверняка не захочется читать сотни страниц с объяснением базового синтаксиса; вместо этого достаточно просмотреть статью «Learn Python in Y Minutes» (https://learnxinyminutes.com/docs/python/) или страницу Эрика Мэтиза (Eric Matthes) «Python Crash Course — Cheat Sheet» (https://ehmatthes.github.io/ pcc/cheatsheets/README.html). О книге Книга более глубоко знакомит вас с синтаксисом Python, но не ограничивается этим. Я рассказываю о командной строке и средствах командной строки, исполь- зуемых профессиональными разработчиками: системах форматирования кода, статических анализаторах и системах контроля версий. Я объясняю, какие аспек- ты делают ваш код более удобочитаемым и как писать более чистый и понятный 1 Свейгарт Э. Автоматизация рутинных задач с помощью Python. 2 Мэтиз Э. Изучаем Python: программирование игр, визуализация данных, веб-приложения. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2017. О книге 21 код. В книге представлен ряд программ, чтобы вы увидели применение этих принципов в реальном коде. И хотя это не учебник компьютерной теории, здесь также рассматривается анализ алгоритмов в нотации «О-большое» и объектно- ориентированная парадигма. Никакая книга не превратит вас в профессионального разработчика, но я надеюсь, что мой труд расширит ваши познания в этой области. Я представлю некоторые темы, которые обычно познаются лишь на опыте, полученном тяжелой практикой. Прочитав эту книгу, вы приобретете прочную основу, которая позволит вам с боль- шей уверенностью браться за новые задачи. И хотя я рекомендую читать главы этой книги последовательно, ничто не мешает вам переходить к тем главам, которые вас интересуют больше. Часть I. Первые шаги Глава 1. Обработка ошибок и обращение за помощью. Вы узнаете, как эффективно задавать вопросы и самостоятельно находить ответы. Также вы научитесь читать сообщения об ошибках и освоите этикет обращения за помощью в интернете. Глава 2. Подготовка среды и командная строка. О том, как работать в режи- ме командной строки и как настроить среду разработки и переменную PATH. Часть II. Передовые практики, инструменты и методы Глава 3. Форматирование кода при помощи Black. В этой главе рассматри- вается руководство по стилю PEP 8 и форматирование кода для улучшения его удобочитаемости. Вы узнаете, как автоматизировать этот процесс при помощи инструмента форматирования кода Black. Глава 4. Выбор понятных имен. Правила выбора имен переменных и функ- ций для улучшения удобочитаемости кода. Глава 5. Поиск запахов в коде. Некоторые потенциальные тревожные при- знаки, которые могут указывать на наличие ошибок в вашем коде. Глава 6. Написание питонического кода. Некоторые способы создания идиоматического кода Python и признаки, присущие питоническому коду. Глава 7. Жаргон программистов. Технические термины, используемые в области программирования, и термины, которые нередко вызывают путаницу. Глава 8. Часто встречающиеся ловушки Python. Типичные источники не- доразумений и ошибок в языке Python, способы их исправления и стратегии программирования, которых лучше избегать. 22 Введение Глава 9. Экзотические странности Python. Некоторые экзотические особен- ности языка Python, включая интернирование строк и пасхалки, которые могут остаться незамеченными. Разобравшись с тем, почему некоторые типы данных и операторы ведут себя неожиданным образом, вы начнете лучше понимать, как работает Python. Глава 10. Написание эффективных функций. Глава рассказывает, как струк- турировать ваши функции для достижения наибольшей практичности и удо- бочитаемости. Вы узнаете о синтаксисе аргументов * и ** , о достоинствах и недостатках больших и малых функций и средствах функционального программирования — таких как лямбда-функции. Глава 11. Комментарии, doc-строки и аннотации типов. Вы узнаете, на- сколько важны части вашей программы, не содержащие программного кода, и каково их влияние на сопровождение, с какой частотой следует писать комментарии и doc-строки и как сделать их более содержательными. Также в главе обсуждаются аннотации типов и использование статических анали- заторов (таких как MyPy) для выявления ошибок. Глава 12. Git и организация программных проектов. Система контроля вер- сий Git предназначена для записи истории изменений, вносимых в исходный код, и восстановления предыдущих версий работы или определения точки, в которой ошибка появилась впервые. Также я немного расскажу о структу- рировании файлов с кодом ваших проектов с использованием программы Cookiecutter. Глава 13. Измерение быстродействия и анализ сложности алгоритмов. В этой главе рассказано, как объективно измерить скорость выполнения вашего кода при помощи модулей timeit и cProfile . Кроме того, мы рас- смотрим нотацию «О-большое» и способы прогнозирования снижения быстродействия кода с ростом объема обрабатываемых данных. |