Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание I. Введение.II. Основная часть:1.Чистополь во время войны – центр культурной жизни.

  • Темой

  • 1.Чистополь во время войны – центр культурной жизни .

  • Список использованной литературы

  • Пастернак в Чистополе. Чистополь в жизни Бориса Пастернака


    Скачать 77 Kb.
    НазваниеЧистополь в жизни Бориса Пастернака
    АнкорПастернак в Чистополе
    Дата10.05.2023
    Размер77 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаphpjNlBtS_Issledovatelskaya--rabota-CHistopol-v-zhizni-B.Pastern.doc
    ТипИсследовательская работа
    #1118654

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Шахмайкинская средняя общеобразовательная школа

    Новошешминского муниципального района Республика Татарстан»

    Секция: краеведение (на русском языке)

    Исследовательская работа

    на тему:

    Чистополь в жизни Бориса Пастернака

    Работу выполнила: ученица 11 класса Калимуллина Ильзира Ильнаровна, Новошешминский район, с. Шахмайкино

    Научный руководитель:

    Учитель русского языка и литературы Шайхутдинова Алсу Раисовна

    2022 год

    Содержание

    I. Введение.

    II. Основная часть:

    1.Чистополь во время войны – центр культурной жизни.

    2. Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака в Чистополе.

    3. Мемориальный музей Бориса Пастернака.

    III. Заключение.

    IV. Библиография.
    Введение

    Летом этого года мы с семьей провели день в городе Чистополе. Мы живем в соседнем районе и часто приезжаем в этот город. Мама предложила посетить музей Б.Л.Пастернака. Эта экскурсия произвела на меня большое впечатление. И я решила познакомиться подробнее с чистопольским периодом жизни Бориса Львовича Пастернака во время Великой Отечественной войны.

    Темой нашей работы заключается в определении роли данного периода жизни в формировании дальнейшего творчества писателя.

    Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время современному поколению необходимо приобщение к миру искусства, духовной культуре народа, сохранение памяти об участниках войны в тылу.

    Цель нашей работы: проанализировать литературу, данные информационных источников по теме.

    В основе нашей работы лежат библиографические исследования, статьи по изучаемому периоду жизни и творчества Б.Л.Пастернака.

    В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений. Во-первых, как обычный быт провинциального городка в военные годы влиял на жизнь столичного писателя. Во-вторых, как наследие писателя повлияло на культурную жизнь города, в котором он жил.

    1.Чистополь во время войны – центр культурной жизни.

    В годы Великой Отечественной войны Чистополь - небольшой городок на Каме волею судеб стал центром литературной жизни всей страны. Сюда в 1941 году из Москвы и Ленинграда эвакуировали Союз писателей СССР - деятелей литературы с семьями, всего свыше двух тысяч человек. Среди них были Борис Пастернак, Анна Ахматова, Николай Асеев, Арсений Тарковский, Константин Паустовский, Александр Фадеев, Леонид Леонов, Михаил Исаковский; семьи Василия Гроссмана, Константина Федина, Александра Твардовского, Ильи Сельвинского. Думали - до конца лета, но остались на три года, в течение которых в тесноте и бедности были написаны произведения, вошедшие в золотой фонд русской литературы. Чистополь строился по очень простой схеме: параллельные улицы и перпендикулярные перекрестки. Поэтому практически все улицы выходят к Каме. Исторический центр сразу пленяет своей стариной, невысокими купеческими домами, садами и бульварами с вековыми деревьями. 

    Многие эвакуированные в Чистополь писатели вскоре ушли на фронт, например, Гроссман, Твардовский, Фадеев, Багрицкий, Тарковский. В городке они бывали, навещая родных и выступая перед чистопольцами и на местном радио с чтением новых произведений. Пастернак же попал на фронт уже после Чистополя. Некоторые писатели, в том числе Анна Ахматова, которая пробыла в перенаселенном Чистополе несколько недель и поняла, что жизнь здесь обещает быть трудной, уехали в Ташкент.

    Вот что пи­шет в воспоминаниях драматург Александр Гладков: «Маленький обычный городок с приездом эвакуированных москвичей и ленинградцев принял своеобразный вид. Особый оттенок ему придали писатели…. В модных пальто и велюровых шляпах, они бродили по улицам, заквашенным добротной российской грязью, как по коридорам дома на улице ­Воровского». В городе не было развитых промышленных предприятий; издавалась всего одна двухполосная газета, работали местный узел радиовещания со штатом в пять человек, небольшой краеведческий музей, ­библиотека, несколько школ, где преподавали местные жители. 
    Большинство объектов литературного маршрута расположено на улице Карла Маркса, в шаговой доступности. Например, в пяти минутах от пастернаковской квартиры - дом, где снимал комнаты со своей женой и тремя ее сестрами поэт Николай Асеев. Чуть подальше еще одно купеческое здание - интернат Литфонда, куда поселили детей писателей. Впоследствии некоторые из них ­тоже стали знаменитостями - Тимур Гайдар, Макс Бременер, Наташа Чалая, Алексей Баталов и др.

    Интернат был полностью на попечении жен писателей. Супруга Пастернака Зинаида была сестрой-хозяйкой и поваром. С детьми занималась пианистка Елизавета Лойтер, которая подобрала музыку к присланным с ­фронта стихам мужа и впервые исполнила п­есню «Давай закурим, товарищ, по одной...» Дети осенью помогали убирать урожай в колхозах, учились в школе. 

    На площади, откуда открывается вид на реку Кама, стоит серое мрачноватое здание мировых судей. А в годы войны в этом доме находился парткабинет, где решались судьбы эвакуированных. Сюда приходила Марина Цветаева незадолго до того, как решилась на самоубийство. Поэтесса пробыла в Чистополе всего два дня. Она не была членом Союза писателей, поэтому ее эвакуировали дальше по реке, в Елабугу, где она никого не знала, поэтому решилась сама приехать в Чистополь, найти жилье и устроиться посудомойкой в открывающуюся столовую Литфонда. Разрешение на переезд она получила, но, уехав в Елабугу за сыном, так и не вернулась. Есть предположения, что на Цветаеву вышли сотрудники НКВД и предложили работу в качестве осведомителя, что стало для нее последней каплей.

    Скромное, стоящее на перекрестке купеческое здание - Дом учителя. В годы войны он был центром культурного общения и писателей, и чистопольцев. Мемориальная доска гласит, что здесь с 1941-го по 1943-й находилось отделение Союза советских писателей. Дом учителя выполнял функции и Дома литераторов, и Дома актера. Почти каждый день здесь выступали писатели и поэты, проходили различного рода спектакли, премьеры, потому что в Чистополе жили актеры Ленинградского областного драмати­ческого театра и часть труппы МХАТа. Здесь Борис Пастернак читал свой перевод «Ромео и Джульетты», Вера Инбер - свой «Пулковский меридиан».

    12 июня 1943 года состоялся прощальный вечер группового комитета Союза писателей. Тогда были подведены итоги работы писателей в Чистополе, и вскоре они смогли вернуться домой – в Москву, Ленинград. Но связь с небольшим городком на Каме осталась у многих на годы – осмысление происходившего в войну началось позднее. Годы, прожитые в Чистополе, были временем тяжелым, но эвакуированные сюда люди были непростыми, творческими, восприимчивыми к природе, людям и восприняли этот период как испытание на прочность.

    2. Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака в Чистополе.

    И я припомню страшную войну,

    Народу возвратившую оружье.

    И старое перебирать начну,

    И городок на Каме обнаружу…

    Написал Борис Пастернак о городе Чистополе. Период пребывания в городе на Каме известного писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1958 года Бориса Леонидовича Пастернака представляет особый интерес.

    Пастернак эвакуировался из Москвы не сразу, а с последней группой писателей и поэтов. В их числе были Константин Федин, Анна Ахматова, Самуил Маршак, Леонид Леонов. К их приезду в городе образовалась большая писательская колония. Жена Пастернака - Зинаида Нейгауз к тому времени уже работала сестрой-хозяйкой в детском интернате Литфонда и жила при нем вместе с сыновьями - Ленечкой Пастернаком и Станиславом Нейгаузом.

    Приличные апартаменты в доме № 75 по улице Володарского (сейчас дом № 81 по улице Ленина) Пастернаку предоставил Перец Маркиш - видный еврейский поэт, прозаик того времени, который по приезду в Чистополь решил перебраться в Среднюю Азию.

    «Жизнь Бориса Леонидовича в Чистополе не была «сладкой пайкой», - вспоминал позднее драматург Гладков. - В бытовом отношении ему жилось хуже, чем большинству писателей. В неудобной комнатушке всегда было холодно из-за какого-то нелепого расположения печей. Пастернак жаловался, что у него, когда он пишет, зябнут пальцы. Ходить приходилось через кухню общего пользования, где шумели три примуса. Иногда, чтобы температура сравнялась, писатель открывал дверь на кухню. Часто к шуму примусов присоединялись звуки патефона: хозяйка Вавилова по нескольку раз на дню крутила пластинку «У самовара я и моя Маша». Это очень отвлекало от работы». Поэтому, когда хозяйка заводила пластинку в 20-й раз, Пастернак не выдерживал и выбегал из комнаты: «Умоляю вас, не слушайте вы эту пошлость!» Хозяйка удивлялась: «А чего ж слушать-то?» Однажды вместо ответа Борис Леонидович вынес ей пачку пластинок с серьезной классической музыкой. Чистопольская «меломанка» прокрутила их по разу и вернула владельцу: «Я уж лучше вообще ничего слушать не буду».

    И чистопольцы, и приезжие в годы войны голодали. Члены Союза писателей получали карточку служащих, по которой им выдавали от 450 до 600 граммов хлеба в день. Некоторых подкармливали в столовых. Редко кто мог получить карточку рабочего, по которой полагалось 800 граммов в день.

    Немногочисленная, оставшаяся в Чистополе после Гражданской войны интеллигенция всеми силами старалась помочь эвакуированным. К примеру, семья врача Дмитрия Авдеева, чей гостеприимный дом стал своеобразным литературным салоном: сюда на огонек часто заходили писатели. Здесь читались и обсуждались новые произведения, звучали стихи. В этом доме всегда был свет, тепло, чай. Для озябших в чужих краях писателей такие вечера были настоящим праздником.

    По воспоминаниям сына Евгения Борисовича, отец привез с собой в Чистополь два договора на переводы - «Ромео и Джульетты». «Антония и Клеопатры» и сборника польского поэта Юлиуша Словацкого. По приезду он сразу приступил к Шекспиру. Конец работы был ознаменован публичным чтением трагедии в Доме учителя. «Сегодня, 26 февраля 1942 года, Борис Леонидович читает свой перевод «Ромео и Джульетты», - строки из книги Александра Гладкова «Встречи с Пастернаком». - Билеты платные: по 4 и 5 рублей. Сбор идет на подарки солдатам Красной Армии. Под вечер в городе авария электростанции, и свету нет. Пастернак читает, освещаемый двумя керосиновыми лампочками».

    Затем Борис Леонидович, пытаясь осмыслить «ход веков» русской истории, написал вчерне и прочитал друзьям пьесу «В советском городе» (позднее название - «На этом свете»). Но она очень испугала слушателей. Однако из этой пьесы, уничтоженной в Чистополе, сохранились третья и четвертая сцены первого действия, впоследствии использованного в романе «Доктор Живаго» Роман «Доктор Живаго», который является вершиной творчества писателя, он начал писать после войны. Это заняло у него 10 лет, но наброски и черновые варианты романа готовились в Чистополе. Прототипами главных героев этого уникального произведения стали именно чистопольцы, даже описание домов, улиц, пейзажей Пастернак срисовал с города.

    Уникальные истории хозяина его квартиры Василия Вавилова очень помогли Пастернаку в создании многих сюжетов произведения. Татарские имена и фамилии (Осип Гимазетдинович Галлиулин, дворник Гимазетдин, его сын Юсуп), которые встречаются в романе, вовсе не случайны – они взяты из рассказов Вавилова - участника Гражданской войны.

    В предисловии ко второму изданию романа в книжном варианте, написанному сыном Пастернака Евгением, отмечается, что в процессе работы, особенно над второй книгой, автор использовал собственные фольклорные записи, которые вел еще в Чистополе в 1942 году.

    В названии романа слово «доктор» наводит на мысль о знакомстве и дружбе Пастернака с чистопольским доктором Д.Д. Авдеевым. Есть мнение, что прототипом доктора Живаго был именно он. Находкой для романа стала профессия Авдеева, которая сама по себе делает ее независимым, нужным людям, но в то же время превращает в беззащитный инструмент в руках любой насильственной власти.

    Дмитрия Авдеев был свидетелем и участником переломных революционных лет, Гражданской войны, ровесником времени, отраженном в романе. Дружба с эти уникальным человеком давала Пастернаку духовную и психологическую поддержку, а его дом стал своего рода литературным салоном. Именно в гостиной Авдеевых впервые прозвучали произведения, которые впоследствии стали широко известны и любимы. Законченные перевод «Антония и Клеопатры» Пастернак также впервые прочел в доме Авдеевых. А после войны Пастернак просит именно Авдеева поискать в Елабуге могилу Марины Цветаевой.

    «Я в большом долгу перед Чистополем, - писал в 1951 году Пастернак чистопольским школьникам. - Я всегда любил нашу глушь, мелкие города и сельские местности больше столиц»

    Когда в своих воспоминаньях
    Я к Чистополю подойду,
    Я вспомню городок в геранях
    И домик с лодками в саду.
    Я вспомню отмели под сплавом,
    И огоньки, и каланчу,
    И осенью пред рекоставом
    Перенестись к вам захочу.


    Каким тогда я буду старым!
    Как мне покажется далек
    Ваш дом, нас обдававший жаром,
    Как разожженный камелек.
    Я вспомню длинный стол и залу,
    Где в мягких креслах у конца
    Таланты братьев довершала
    Улыбка умного отца.


    И дни авдеевских салонов,
    Где, лучшие среди живых,
    Читали Федин и Леонов,
    Тренев, Асеев, Петровых.
    Забудьте наши перегибы,
    И, чтоб полней загладить грех,
    Мое живейшее спасибо
    За весь тот год, за нас за все


    Опыт эвакуации оказался очень существенным в жизни Пастернака, 22 марта 1942 года он подытоживал его в письме к брату в Москву.

    «Жил я разнообразно, но в общем прожил счастливо. Счастливо в том отношении, что (тъфу-тьфу, чтоб не сглазить), насколько возможно, я старался не сгибаться перед бытовыми неожиданностями и переменами и прозимовал в привычном труде, бодрости и чистоте, отвоеванных хотя бы у крестьянского хлева. Меня в этом отношении ничто не останавливало. Три дня я выгружал дрова из баржи и сейчас сам не понимаю, как я поднимал и переносил на скользкий берег эти огромные бревна. Никогда это не омрачало мне дня, никогда не затмевало мне утреннего пробуждения с радостной надеждой: сегодня надо будет сделать то-то и то-то, и благодарного сознания, что Бог не лишил меня способности совершенствовать свое старанье и одарил чутьем того, что именно есть совершенство»

    3. Мемориальный музей Бориса Пастернака.

    В доме по улице Ленина, дом 81 (в прошлом улица Володарского, дом 75) в 1990 году был открыт Мемориальный музей Бориса Пастернака. Первоначально музей состоял из двух мемориальных комнат и тематической экспозиции «Чистопольские страницы», посвященной пребыванию деятелей литературы и искусства в Чистополе в годы войны.

    Воссоздание обстановки мемориальных комнат происходило на основе воспоминаний людей, бывавших в гостях у Бориса Пастернака, и хозяев квартиры. Кроме того, внутреннее убранство дома было подробно описано в книгах и воспоминаниях Александра Гладкова. Предметы, находившиеся в комнате писателя, сохранились на момент создания музея, они представлены в экспозиции и имеют мемориальное значение.

    Открытие Мемориального музея положительно повлияло на развитие культуры города и региона, позволило привлечь в музей новые категории посетителей и открыло возможность популяризировать творчество Бориса Пастернака и других писателей, находившихся в эвакуации в Чистополе в годы Великой Отечественной войны. Долгое время музей вынужден был соседствовать с жилыми помещениями нескольких чистопольских семей, и довольствовался малыми площадями: музей занимал две двухкомнатные квартиры общей площадью 111 кв. метров. Экспозиционная часть была крайне мала и не отвечала нормам музея и требованиям современного посетителя.

    В 2010 году в связи с отселением жильцов дома всё здание было передано музею. В 2012 году были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы, после чего Мемориальный музей Б. Пастернака получил новые экспозиционные площади, зал для проведения мероприятий и временных выставок, кабинеты сотрудников и современное оборудованное фондохранилище.

    В музее сохранена обстановка мемориальных комнат. В 2015 году, когда исполнилось 125 лет со дня рождения Бориса Пастернака, в Мемориальном музее создана новая экспозиция, рассказывающая не только о чистопольском периоде, но и в целом о жизни и творчестве Бориса Леонидовича. Экспозиция расположилась в 6 залах (2 из которых – мемориальные комната и кухня). В музее представлена семья, в которой воспитывался будущий Нобелевский лауреат, годы его юности и учебы, взаимоотношения с властью, коллегами. В новой экспозиции преподносится и история создания романа «Доктор Живаго», изменившего судьбу Бориса Пастернака.

    В музее представлены документальные источники: фотографии, письма, страницы воспоминаний, дневниковые записи. Особую ценность представляют мемориальные предметы и прижизненные издания произведений Бориса Пастернака.

    В 2014 году в городе Чистополе образовался Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник. А немногим раньше исторический центр Чистополя площадью 160 га получил статус – объект культурного наследия всероссийского значения.

    В 2015 году, в Год литературы в России, в год 125-летия со дня рождения Б.Л.Пастернака, в дни проведения первых международных Пастернаковских чтений, в центре города, напротив окон мемориального музея, в Скарятинском саду, был открыт памятник Борису Пастернаку. На открытие памятника приехала кинорежиссер Галина Долматовская, дочь поэта Евгения Долматовского. Открывали памятник: премьер-министр И.Хакимов, член Совета Федерации РФ И. Ахметзянов, депутат Госсовета РТ В.Смыков, глава Чистопольского района Д.Иванов. Автором трехметровой бронзовой статуи является московский скульптор Владимир Демченко.

    Заключение

    Работая над темой, мы пришли к выводу, что Чистополь стал для Пастернака своего рода духовным пунктом переосмысления своего драматического опыта и былых иллюзий. 

    На наш взгляд было интересно систематизировать информацию из различных источников.

    Наша работа может полезна и интересна учащимся школ, которые глубоко увлечены литературой, особенно творчеством Б.Л.Пастернака. Также данная работа может быть использована при подготовке к занятиям по литературе в старших классах.

    В процессе работы я приобрела опыт научной работы. Эта работа в корне изменила мое отношение к писателю, открыла неизвестные вехи его биографии, а также черты его характера.

    Думаю, что полученные мною знания позволят мне избежать ошибок в однозначном суждении о творчестве Б.Л.Пастернака и в дальнейшей работе над различными видами научных работ.

    Список использованной литературы

      1. Алигер М. «Тропинка во ржи» - М.: «Сов. Писатель», 1980

      2. Гладков  А. «Встречи с Пастернаком» - М.: «Правда», 1990

      3. Пастернак З.Н. «Вспоминая о Б.Пастернаке» - М.: «Слово», 1993

      4. Пастернак Л.О. « Записи разных лет» - М.: «Советский художник», 1975.

    Интернет-ресурсы:

    https://chisto-muzei.ru/memorialnyj-muzej-b-pasternaka/

    https://chisto-muzei.ru/2014/03/pisatelskaya-koloniya-v-chistopole-v-gody-vov/

    https://godliteratury.ru/articles/2017/08/29/chistopolskiy-adres-borisa-pasterna

    http://chelny-week.ru/2010/04/chistopolskie-stranicy-borisa-pasternaka/

    http://diary-culture.ru/stati-polzovatelei/moi-rodnoi-krai/kulturnaja-zhizn-chistopolja-v-gody-voin.html


    написать администратору сайта