Курсовая работа. Документ 20. "Читательские предпочтения современных подростков"
Скачать 38.87 Kb.
|
КОМИТЕТ КУЛЬТУРЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ “ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ” Факультет социально-культурной деятельности Кафедра библиотечно-информационной деятельсноти. Курсовая работа По дисциплине библиотековедение На тему : “Читательские предпочтения современных подростков”. Научный руководитель: Морозова Н. Ю. Студент: Чеблыкова О.О. Содержание. Введение........................................................................................................... 3. Глава 1. Тeoрeтичeскoe oбoснoвaниe прoблeм исслeдoвaния читaтeльcких прeдпoчтeний coврeмeнных пoдрocткoв............................... 5. 1.1. Культура чтения - важнейший фактор формирования читательских предпочтений........................................................................... 5. 1.2. Явление подросткового чтения............................................................... 9. Глава 2. Читательские предпочтения современных подростков.............. 15. 2.1 Специфика читательских предпочтений подростков сегодня............ 15. 2.2 Феномен популярности жанра фэнтези................................................ 19. Заключение.................................................................................................... 21. Список использованной литературы.......................................................... 23. Введение. Читает ли современная молодёжь? Какие жанры предпочитают молодые люди? Сколько они читают? — это вопросы, которые волнуют родителей, педагогов, и прежде всего, библиотекарей. И так понятно, что современная молодёжь предпочтёт книге просмотр фильма или сериала, сходить на концерт популярного певца или покататься на машине по городу. В наше время подростки читают намного меньше, чем их сверстники в Советском Союзе. Но, прежде чем давать негативную оценку кругу читательских интересов, следует разобраться что читают современные подростки и почему. Во многом читательские предпочтения подростков формируются под влиянием такого фактора как образовательный процесс в школе. Но даже несмотря на это, многие педагогики открыто говорят о том, что круг предпочтений подростков очень узок и дети стараются выбрать для себя легкие жанры. В досуге современной молодёжи так же отмечается снижение роли чтения. Уровень навыков чтения с каждым поколением снижается. Эта проблема одна из составляющих "системного кризиса читательской культуры". Страна медленно подошла к критической точке пренебрежения чтением. Актуальность данной проблемы состоит в устойчивом снижении у подростков интереса к чтению. Основными причинами этого выступают: акцент на визуальный ряд, а не на печатный; острый дефицит времени из-за учёбы, развлечения, интернет. Объект исследования: читательская культура современных подростков. Предмет исследования: читательские предпочтения современных подростков. Цель исследования: изучение читательских предпочтений современных подростков, выявление актуальных тенденций в читательском кругу юных читателей Задачи: 1) рассмотреть культуру чтения как важнейший фактор формирования читательских предпочтений; 2) охарактеризовать специфику подросткового чтения; 3) рассмотреть читательские предпочтения современных подростков сегодня; 4) Рассмотреть феномен популярного жанра среди подростков. Структура курсовой включает в себя «Введение», основную часть, состоящую из двух глав, «Заключение», «Список использованной литературы». Глава 1. Тeoрeтичeскoe oбoснoвaниe прoблeм исслeдoвaния читaтeльcких прeдпoчтeний coврeмeнных пoдрocткoв 1.1. Культура чтения - важнейший фактор формирования читательских предпочтений На сегодняшний день термин "культура чтения" стал очень популярным. Но на данный момент не единого определения этого термина. Есть несколько наиболее глубоких определений, рассмотрим некоторые из них. Г. К. Аманова дает такое определение понятию «культура чтения»: «… это стратегия деятельности в информационном текстовом пространстве, которая включает в себя способность находить, адекватно воспринимать и оценивать правильную информацию, творчески использовать ее для ее улучшения» М. Д. Смородинская и Ю. П. Маркова трактуют по-другому данное понятие: "Культура чтения — это глубокое проникновение в суть книги или статьи, каким бы трудным и бездонным ни был текст; это мобилизация разума, эмоций, воображения читателя; это полноценное читательское общение, способствующее лучшему пониманию прочитанного" Библиотекари дают определение термину "культура чтения" как «совокупность знаний, умений, навыков для оптимальной организации процесса чтения, достижения его общественно значимой направленности и других целей; одна из составляющих информационной культуры личности» Ю. П. Мелентьева говорит об уникальной составляющей понятия, что придает термину актуальность и позволяет говорить о его незаменимости более общим понятием, таким как информационная культура. "Культура чтения", по её словам, «наряду с умениями ориентироваться в мире информации включает в себя такие понятия, как «любовь к книге», «интерес к чтению», «восприятие и понимание прочитанного», «творческое чтение». Так же Ю.П. Мелентьева отмечает, что данный термин встречается только в русском языке в полном понятии. Н.Н. Сметанникова выявила следующие составляющие "культуры чтения": - пoиcк, aнaлиз и выбoр тeкстa для чтeния в сooтвeтcтвии с интeрeсaми и вoзмoжнocтями читaтeля, a тaкжe - c цeлью чтeния; - рациональная организация процесса чтения в зависимости от текста, широкого контекста чтения и свойств читателя; - глубокое и отчетливое, полное и точное понимание и «присвоение» содержания текста, сопровождающееся эмоциональным сопереживанием, критическим анализом и творческой интерпретацией прочитанного; - выбор языковых средств и способов сохранения, прочитанного на родном или неродном языках; - читательская культура осуществляется в поступках читателя как проявление его сопереживания, сотворчества и размышления с другими людьми в обществе с учетом законов природы и общества [14, с. 57]. Во многом, культура чтения подростка выступает как сложное комплексное свойство личности, которое является культурой познания, частью общей культуры личности. Это необходимо для успешного развития подростка и его полноценного существования в обществе. Культура чтения объединяет в себе читательский опыт, ценностное отношение к выбору читаемого и к самому чтению, а также читательской компетентности [8, с. 20]. М.С. Каган, известный петербургский культуролог, выделяет три типа чтения цель которых: а) передать определённую информацию, подлежащую адекватному усвоению; б) выработать совместными усилиями общения новую информацию; в) Выдвигая поочередно обе задачи, соединить их [10]. Говоря иначе, автор предлагает выделить чтение как принятие монолога или чтение как способ диалога. Как утверждает Н.Н. Сметанникова, компетентный читатель обладает набором определённых качеств, таких как: познавательные, коммуникативные, творческие, методологические, позиционные, критические, рефлексивные и другие. Такой читатель: умеет выбирать и отбирать литературу, что и как он должен прочесть, а также проявляет настойчивость в достижении своей цели; умеет планировать деятельность, корректировать ее этапы и способы достижения, находить альтернативные решения; умеет выполнять намеченный план исходя из своих индивидуальных особенностей и имеющихся условий; осознавать и сравнивать полученный результат с предшествующими и результатами других обучающихся; владеет методами рефлексивного мышления: остановкой, вычленением, поиском противоречий и сходств, сопоставлением результатов и целей, корректировкой и др.; умеет взаимодействовать с окружающим миром и другими обучающимися людьми, а также отстаивать свою позицию; должен быть терпим и толерантен, независим, решителен, коммуникативен; совмещает совместную работу и интеллектуальный труд; имеет сформированный интерес к работе с книгой; владеет информационными и компьютерными технологиями [14, с. 12]. Подводя итоги, можно сделать вывод: культура чтения подростка — это сложное интегративное свойство личности, которое является культурой познания, что необходимо для успешного развития подростка и полноценного существования его в обществе. Культура чтения выступает единством читательского опыта, ценностного отношения к чтению читательской компетентности. 1.2. Явление подросткового чтения Теперь рассмотрим явление подросткового чтения. В современной психолого-педагогической и методической литературе есть лишь несколько трудов, посвященных данной проблематике. На их примере и рассмотрим данное явление. Т.Г. Галактионова отмечает, что сложность современного мира выдвигает в первые ряды задачу гуманитарного развития личности. Чтению здесь принадлежит особая роль. Исследуя чтение как социально-педагогическую проблему, важно отметить, что образование рассматривается как социокультурное явление. Значит чтение фигурирует как один из основных аспектов взаимодействия образования и культуры. Социально-педагогический подход к чтению предполагает его осмысление как целостного явления, которое взаимодействует с другими социально-педагогическими явлениями, такими как образование, воспитание, обучение [7, с. 177 - 178]. Перемены в образовании, процессы информатизации и глобализации дают основания свидетельствовать особую ситуацию развития чтения в мире на современном этапе. Многие исследователи отмечают, что в России настало время падения интереса к чтению, а это тревожное явление для страны, в которой чтение было интеллектуальным занятием, а также самым любимым. [7, с. 178]. Чтение является очень важным показателем состояния общества. Если говорить о современном этапе изучения чтения, то необходимо учитывать влияние системы ценностей современного общества на динамику процессов в сфере образования и чтения. [11, с. 25]. На данном этапе актуализируются тенденции гуманизации и гуманитаризации образования, проблемы взаимодействия и диалога культур в образовательном процессе, но также наблюдаются негативные явления: культурная разобщенность поколений и социальных групп, трансформация роли и места чтения в общественном сознании. Вот почему в настоящее время так важно подчеркнуть роль чтения как важнейшего средства сохранения интеллектуальной культуры общества, преемственности знаний и существенного фактора социокоммуникативного развития человека, а также как способа развития нравственного потенциала подрастающего поколения [7, с. 178]. В современной ситуации изменений общества прослеживаются изменения современного подростка. У подростков современности отмечаются характерные признаки, которых не было у детей прошедших лет. [16, с. 3 - 5]. К ним относятся: Растущая отчужденность детей и взрослых. В настоящее время родители зачастую переносят на ребенка свои собственные неудачи в семейной жизни или работе. Итогом является нежелание подростков взрослеть, так как возникает недоверие к миру Взрослых. Д.И. Фельдштейна отмечает, что для современных отношений «взрослый – ребенок» характерна новая ситуация – ситуация разорванных связей, в которой на сознание ребенка давит хаотичный поток информации, идущей из телевидения, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей. 2. Ограничение общения со сверстниками. Для детей важно общение со сверстниками. На современном этапе личное общение подростков заменили чаты и социальные сети. Вследствие ограничения общения снижаются коммуникативные навыки ребёнка. 3. Индивидуализм подростков. Современные подростки не ищут развлечений, они заняты поиском смысла жизни и стремятся выделиться из толпы. [8, с. 31 - 32]. 4. Изменения в ценностных ориентациях. Сейчас для подростков эмоциональные и нравственные ценности не так важны, поэтому они уходят на второй план. Важными качествами становятся образованность, настойчивость, решительность, хорошее здоровье и презентабельная внешность. 5. Негативное действие массовых медиа. Оно выражается в разрушении одной ценностно-нормативной системы при несформированности другой, а также в ограничении, лишении доступа к духовным ресурсам необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей детей, для полноценного формирования личности. 6. Распространение клипового сознания. Говорят, что клиповое сознание — это негативное явление и является основной причиной упадка среднего образования. Многие авторы утверждают, что человек с таким мышлением не может выстроить логическую цепочку от общего к частному или не может провести элементарного анализа. На данном этапе изучения этой проблемы нет решения, кроме треннингов по акцентированию внимания и чтения книг. [8, с. 32 - 33]. 7. Потеря ориентации на авторитет взрослых. Причиной этого выступает то, что дети ориентируются на новшества, в то время как школа остаётся приверженицей консерватизма. Современный подросток — это носитель новой культурной модели, языка, моды, человек, который хорошо разбирается в технике, во многом опережая взрослое поколение. Именно поэтому падает авторитет взрослых и учителей, которые не владеют технологиями и не говорят с подростками на одном языке. 8. Мозг современного подростка отличается от мозга взрослого человека. Сегодняшнее поколение просто не застало мир без технологий. С самого рождения сейчас дети держать в руках смартфоны и другие гаджеты, поэтому среди ученых появился термин «Digital natives» («цифровые с рождения»), а родителей исследователи называют «Digitai Immigrants» («цифровые иммигранты») из-за их неохотного исследования и пользования технологиями.[8, с. 34]. На мозг детей с раннего возраста обрушивается мощный поток цифровых технологий, и появляется так называемый «мозговой разрыв», извечная проблема поколений, пропасть между мышлением отцов и детей. Он отражает эволюционный сдвиг в устройстве мозга современного подростка – изменение в нейронных сетях, которые радикальным образом отличают их от родителей и дедов. [8, с. 34 - 35]. Рассмотрим особенности подросткового чтения. На сегодняшний день чтение подростков терпит огромные перемены. Образ, который предавало прошлое поколение чтению: - «любовь к чтению» (статус читающего человека актуален был в прошлом); - преобладание книг над журналами; - репертуар чтения включал в себя различные жанры и виды книг; - наличие домашней библиотеки. - обсуждение прочитанного; - литературное “чтиво” редко читалось; - частое посещение библиотеки и хорошее отношение к ней [16, с.12]. Возникла новая модель подростка при вхождении в культуру литературы. Картина неоднозначна: в одних регионах России ситуация благополучна, а в других происходит отторжения детей от печатной культуры. Отношение к чтению – это важная характеристика, которая свидетельствует, что в целом позитивное отношение у подростков к чтению сохраняется, но учебные нагрузки, зачастую формальное преподавание литературы, вкупе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах. Чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения. По утверждению Л.В. Стасюк , читательский портрет подростка во многом определяется в 10 - 11 лет. Опыт показывает, что, если к 10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, то есть основание полагать, что в дальнейшем это качество укрепится и разовьётся. Если же интереса к чтению не возникло, то можно ожидать, что в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей». Для читателей-подростков характерно не только появление вопросов в процессе чтения, но и стремление самому их разрешить. Очень важно в этом возрасте пробудить читательскую самооценку, помочь подростку увидеть себя как читателя в сравнении с другими [15]. В особом внимании библиотекарей нуждаются четырнадцатилетние. Отношение к чтению меняется в корне. Одни становятся «самыми читающими», а другие - «самыми не читающими». Те подростки, которые прошли хорошую школу воспитания культуры чтения, отличаются широтой и устойчивостью читательских запросов, их избирательностью, возможностями восприятия сложных для возраста произведений. У многих к этому возрасту уже сформировались интересы к конкретным областям знания, что определяет избирательность чтения. Другие же к четырнадцати годам приобретают черты низкого стереотипа чтения: их спрос на литературу случаен, дети не всегда знают чего хотят и опираются на суждения по типу “услышал от друзей”, “видел по телефизору”.[39]. Подводя итоги можно сделать следующий вывод: на современном этапе в чтении подростков происходят очень серьезные перемены. Подростковое чтение на современном этапе развития общества представляет собой противоречивое явление, в котором пересеклись две противоположные тенденции. Первая из них заключается в увеличении интереса к чтению некоторой части подростков, имеющих интерес к получению знаний, широкий доступ к книгам, статьям и другой информации, и достаточное количество свободного времени для этого. Вторая тенденция состоит в том, что другая часть подростков по причине существенного снижения интереса к получению знаний, отсутствия доступа к необходимой информации либо недостаточности времени для чтения читает всё меньше и меньше. Уверенно можно сказать, что вторая тенденция в современной России преобладает. Важно, чтобы школа помогала ребёнку ориентироваться в литературе, прививала ему любовь и интерес к чтению. Глава 2. Читательские предпочтения современных подростков. 2.1 Специфика читательских предпочтений подростков сегодня. Изучением читательских интересов подростков занималось очень ограниченное число исследователей, потому что это трудоемкий процесс и ситуация, которая постоянно меняется в образовании. В.П. Чудинова, Е.И. Голубева и Н.Н. Сметанникова отмечают, что репертуар чтения детей и подростков довольно разнообразен: преобладает в нём классика, необходимая для прочтения по школьной программе, сказки у младших и фэнтези у более старших. 40% репертуара занимает досуговая литература, и только 21% научно-популярно. Круг чтения подростков состоит в основном из развлекательной литературы, а также иллюстрированных журналов. Сейчас подростки остро нуждаются в литературе про сверстников. Именно такая литература широко распространена на Западе в наше время. Они представляют собой повести и романы, помогают читателям познавать окружающий мир и проблемам современной жизни. В России такие произведения практически не печатаются. Так же в последнее время наблюдается популярность книги серии «Детский детектив», серия о девочках-подростках Ф. Паскаль «Школа в ласковой долине», серия Д. Роулинг о Гарри Поттере. Из-за того, что издатели в России не берутся печатать мало известных писателей, которые пишут книги, направленные на подростковую аудиторию, читательский круг детей деформируется. [16, с. 13 - 14]. С.В. Акимова выделяет основные читательские предпочтения подростков: - Многим подросткам нравятся русские и советские классические произведения из школьной программы. Среди понравившихся выделяют – «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин», «Мертвые души» и «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Гранатовый браслет» А. И. Куприна, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Бесприданница» А.Н. Островского, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, стихи А. Ахматовой, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Уроки французского» В. Г. Распутина, «Белый пароход» Ч. Айтматова; - любители романтики предпочитают читать фэнтези. Чтение этих книг открывает им новые горизонты, открывает необычайное, неизведанное, влияет на становление нравственно-эстетических вкусов, развивает воображение, творческую фантазию, расширяет кругозор. Такими произведениями являются А. Белянина, произведения Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит» и «Властелин колец»; - фантастические произведения так же полюбились читателям. Фаворитами жанра являются Рэй Бредбери, Даниэла Киза; в этом же ряду и любимая девочками Лейла Блу М. Дубини, и произведения Дмитрия Емца; - Стивен Кинг и смешение жанров дети читают с огромным удовольствие, а такие книги как “Оно”, “Кладбище домашних животных”, “Противостояние”, “Сияние” и “Кэрри” являются бестселлерами, охотно захватившими сердца читателей. [1, с. 25]; - так же подростков привлекают и детективы. Среди фаворотив оказался Шерлок Холмс, а также герои Б. Акунина, Е. Вильмонт и дуэта Антона Иванова и Анны Устиновой («Тайна последнего звонка» и др.) [1, с. 25]; - интересуют подростков и серия книг про метро (“Метро 2033”, “Метро 2035”). Это постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского, описывающий жизнь людей в московском метро после ядерной войны на Земле. [1, с. 25 - 26]. С возрастом предпочтения мальчиков и девочек начинают сильно отличаться. Если девочки интересуются романтикой и читают книги о любви, то мальчики предпочитают больше книги о спорте, технике или науке. В старшей же школе всё меняется, потому что все дети читают литературу по школьной программе. Мотив “интересно”, сменяется на мотив “нужно”. Круг читательских предпочтений сужается, и вместо интересной литературы, дети читают то, что задал им учитель. [17 с. 14]. В последнее десятилетие наблюдается тенденция среди подростков чтению различных журналов. Обращение к периодике у детей начинается ещё в маленьком возрасте, когда они читают журналы для детей. Многие покупают самостоятельно журналы. В 10-13 лет это спонтанный выбор журнала, как правило привлекает больше всего обложка и название статей на ней. Но со временем дети становятся более осознанными и стараются отбирать только то, что им нужно читать. Девочки предпочитают досуговые журналы про моду, звёзд, с рассказами и советами, а мальчики предпочитают периодику про автомобили, спорт, технику и науку. Познавательные журналы читаются в наше время очень редко. Комиксы завоевали особое место в жизни детей сегодня. Подростки обожают журналы с кроссвордами, содоку и разными головоломками различной сложности. Сегодня отмечен рост читательской аудитории периодики. Даже те группы детей и подростков, которые ориентированы на книжную культуру и посещение библиотек, любят читать журналы преимущественно развлекательного характера. В чтении сегодня присутствуют и «телевизионные» журналы и газеты («Цветной телевизор», «Семь дней», «Антенна» и др.). [17, с. 14]. На данный момент, чтобы получить книгу дети ходят в публичную или школьную библиотеку, так же пользуются домашней библиотекой либо электронной книгой, а периодику либо покупают, либо так же берут в библиотеке. В провинции библиотеки зачастую служат для детей и подростков практически единственными источниками получения книг. В последнее десятилетие проблема комплектования библиотек крайне обострилась. Сохраняется неравномерность в распределении книжных ресурсов, чем дальше от центральной России, тем хуже. Из-за проходящей реформы в школах страны, у подростков резко возник спрос на новые качественные книги. Во многих регионах России запросы детей и подростков часто остаются неудовлетворенными [17, с. 14 - 15]. Вывод: репертуар чтения подростков довольно разнообразен. Если же посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как книги научно познавательные книги занимают вдвое меньше (21%). В кругу чтения подростков преобладает развлекательная литература, а также журналов. 2.2 Феномен популярности жанра фэнтэзи. Фэнтези, в современном мире взял на себя роль воспитание личности. Очень сильное влияние на формирование личности детей оказывает книга про мальчика-сироту, который стал волшебником. Успех таких произведений обусловлен жанровой спецификой. Фэнтези синоним героической фантастики, иначе говоря, фантастический смысл представлен и в фэнтези и в научной фантастике, однако он отличается по способу обоснования сказочного повествования. Фэнтези это сверхъестественное, которое является частью естественного мироустройства и считается нормальным для созданной в книге вселенной. Наиболее читаемые произведения у детской аудитории на сегодняшний считаются “Властелин колец” Дж. Р. Р. Толкиена, цикл книг о Гарри Поттере автора Дж. К. Роулинг, “Сумерки” Ст. Майер. Книги завоевали популярность, а по всему миру стали появляться фанклуб (фандом), стали появляться пародии (книги с похожим сюжетом), произведения занимают даже по сей день первые позиции в рейтинге популярных книг среди читателей, выдвигается много гипотез и заговоров о сюжете и т.д. Феномен успеха изданий можно оценивать по-разному. Первое, это хорошая рекламная компания и продвижение, так как книги получили экранизации, которые известны и любимы во всем мире. Второе, серийность книг, которая только подогревает интерес у публики. Третье, волшебная атмосфера, характерный признак жанра. Это то, что помогает ребенку отвлечься от реального мира, вообразить новых существ и героев, стать участником увлекательных приключений. Главный герой для читателя является примером жизненной ориентации. Читатель сравнивает себя с персонажем и примеряет его образ на себе. Если поступки главного героя правильные, то он становится читателю только интересней, а значит ему можно подражать. Успехом так же является, если персонаж такого же возраста, как и его читатель. На сегодня самым главным и любимым среди подростков произведением в жанре фэнтези является Гарри Поттер. В книгах изначальна травестирована идея фэнтези как жанра, где доминантными составляющими оказываются меч, магия и наука, школа магических искусств. Ещё одним из популярных изданий является произведение Ст. Майер “Сумерки”. Образ вампира носит положительную коннотацию. Он остаётся монстром, но при этом у него есть выбор: пить кровь людей или умирающих животных. Поклонниками книги в основном являются девочки. Их привлекает в сюжетной линии любовь вампира к обычной девушке. Так же здесь придуманные мифические существа несут в себе доброе начало. Многие читатели ассоциируют себя с героями книги. В произведениях присутствует так называемое “ощущение квеста” Это модное сегодня направление среди молодёжи. Вывод: фэнтези это самый популярный жанр среди молодёжи для досугового чтения. Он помогает не только уйти от реальности и проблем, погрузившись в мир чудес, а также научит человека разным жизненно необходимым навыкам и ценностям. Заключение В процессе проведения данного исследования были сделаны следующие выводы. Первое, читательские предпочтения формируются благодаря многим факторам, но главным является культура чтения. Культура чтения подростка выступает как сложное интегративное свойство личности, которое является необходимым для успешного развития подростка и полноценного существования его в обществе. Культура чтения является единством читательского опыта, ценностного отношения к чтению, читательской компетентности. Второе, в культуре чтения подростков происходят глобальные изменения. Культура чтения подростка — это сложное интегративное свойство личности, которое является культурой познания, что необходимо для успешного развития подростка и полноценного существования его в обществе. Культура чтения выступает единством читательского опыта, ценностного отношения к чтению читательской компетентности. В-третьих, школьники максимально сокращают время на чтение. Репертуар чтения подростков довольно разнообразен. Если же посмотреть на репертуар чтения подростков в целом, то около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как книги научно познавательные книги занимают вдвое меньше (21%). В кругу чтения подростков преобладает развлекательная литература, а также журналов. Четвёртое, среди подростков замечается рост популярности такого жанра литературы как фэнтези. Он помогает не только уйти от реальности и проблем, погрузившись в мир чудес, а также научит человека разным жизненно необходимым навыкам и ценностям. Таким образом, цели и задачи курсовой работы достигнуты. Список используемой литературы. 1. Акимова, С.В. Читательские приоритеты современных подростков: взгляд библиотекаря [Текст] / С.В. Акимова // Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24 - 25 сентября 2015 г.): материалы форума / Ред.-сост. В. Я. Аскарова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. – С. 224 – 226. 2. Аманова, Г.К. О культуре чтения в современном информационном обществе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psu.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=2163&Itemi d=228&lang=rus (28.03.2018) 3. Белов, В.А. Современные читательские предпочтения подростков и юношества [Текст] / В. А. Белов, В. В. Громова // Библиосфера. – 2014. - № 1. - С. 31 – 37. 4. Брякова, И.Е. Проблема формирования «человека читающего» [Текст] / И.Е. Брякова // Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение 59 на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24 - 25 сентября 2015 г.): материалы форума / Ред.-сост. В. Я. Аскарова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. – С. 234 – 236. 5. Вальдгард, С.Л. Очерки психологии чтения [Текст]/ С.Л. Вальдгард. – СПб.: Издательство РНБ, 2010. – 135 с. 11. Воронцов, А.В. Чтение как социальная проблема [Текст] / А.В. Воронцов // Вестник Герценовского университета. – 2009. – № 11. – С. 24 - 33. 6. Галактионова, Т.Г. Литературный проект «Хорошее время читать» [Текст] / Т.Г. Галактионова // Чтение детей и подростков: мотивы и потребности / Ред.–сост. Т. Г. Браже, С. М. Бородин. – СПб., 2005. – С. 15 – 18. 7. Галактионова, Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования [Текст] / Т.Г. Галактионова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2006. – С. 177 – 190. 8. Гринева, М.И. Организационно-педагогические условия развития культуры чтения подростков в общеобразовательном процессе [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / М.И. Гринева. – СПб., 2015. – 291 с. 9. Добрынина, Н.Е. По ступеням культуры чтения [Текст]/ Н.Е. Добрынина // Библиотековедение. - 2000. - №3. – С. 53 – 57. 10. Каган, М.С. Чтение как феномен культуры [Текст]/ М.С. Каган // Философия и культура: сборник к 60-летию В.А. Конева. – Самара: Самарский университет, 1997. – С. 126 – 143. 11. Мелентьева, Ю.П. Информационная грамотность, информационная культура и культура чтения: сопоставление терминов и понятий 61 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2005/s1/s1_p19.htm (12.04.2018) 28. Мелентьева, Ю.П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире [Текст] / Ю.П. Мелентьева. - М.: Наука, 2007. – 355 с 12. Плотников, С.Н. Читательская культура России (социологический очерк) [Текст] / С.Н. Плотников // Homo Legens (Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929–1995)). - 1999. - С. 17 – 63. 13. Сметанникова, Н.Н. Инновации в чтении и практике чтения [Текст] / Н.Н. Сметанникова // Третий Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» (Челябинск, 24 - 25 сентября 2015 г.): материалы форума / Ред.-сост. В. Я. Аскарова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. – С. 16 – 21. 14. Сметанникова, Н.Н. Роль чтения в современном обществе: через чтение в мировое образовательное пространство [Текст]/ Н.Н. Сметанникова. – М.: Наука, 2001. – 180 с. 15. Сметанникова, Н.Н. Чтение и грамотность в современном мире (окончание) [Текст] / Н.Н. Сметанникова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2010. - № 4 (24). – С. 12 – 15. 38. Смородинская, М.Д. О культуре чтения: Что нужно знать каждому [Текст] / М.Д. Смородинская, Ю.П. Маркова. - М., Книга, 1984. - 88 с. 16. Стасюк, Л.В. Особенности чтения подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uraledu.ru/node/26653 (26.04.2018) 17. Чудинова, В.П. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии [Текст] / В.П. Чудинова, Е.И. Голубева, Н.Н. Сметанникова. – М., 2004. – 70 с. 18. Чудинова, В.П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения» [Текст] // Чудинова, В.П. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии / В.П. Чудинова, Е.И. Голубева, Н.Н. Сметанникова. – М., 2004. – С. 11 – 18. |