Главная страница
Навигация по странице:

  • 13.1. РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ

  • 13.2. СОВРЕМЕННЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ЗАЩИТА ОТ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ

  • КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

  • РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  • Чрезвычайные ситуации социального (криминогенного) характера. Чрезвычайные ситуации социального характера, терроризм


    Скачать 357.7 Kb.
    НазваниеЧрезвычайные ситуации социального характера, терроризм
    Дата21.10.2021
    Размер357.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЧрезвычайные ситуации социального (криминогенного) характера. Те.docx
    ТипДокументы
    #253018
    страница8 из 14
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14
    ГЛАВА 13РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ

    Социально-политическая обстановка в России в последние десятилетия характеризуется резкими изменениями в общественном сознании населения. Низвержение коммунистической идеологии, которая занимала доминирующее место и определяла формирование духовного облика советского человека, привело к идейному вакууму, что способствовало, с одной стороны, поляризации общественного сознания, а с другой – возрождению сознания религиозного. Сегодня религия воспринимается как существенный элемент национальной культуры и как воплощение общечеловеческих, нравственных ценностей. Эта тенденция характерна для всех слоев общества, о чем свидетельствуют средства массовой информации, статистика, проводимые социологические исследования и т. д. Налицо усиление взаимного влияния политики и религии. Политические деятели все чаще обращаются к авторитету церкви в решении государственных проблем, а религия политизируется и начинает оказывать существенное влияние на политическую жизнь.

    Специалистам безопасности жизнедеятельности, профессионально занимающимся вопросами безопасности России, важно знать реальную религиозную ситуацию в стране, трезво оценивать духовный и нравственный потенциал религии и религиозных организаций, их влияние на общественную жизнь и безопасность страны. Значительного внимания заслуживают религиозные секты, деятельность которых способна нанести огромный вред духовному здоровью человека и общества. Особенно это касается религиозных организаций с ярко выраженной экстремистской направленностью, таких как ваххабизм в Чечне, который стал серьезной проблемой на Северном Кавказе и все больше распространяет свое влияние на другие регионы РФ.

    В данной главе анализируется религиозная ситуация в России, ее влияние на безопасность страны, рассматриваются основные способы защиты человека от тоталитарных сект и проявлений религиозного экстремизма.

    13.1. РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ

    Существенной особенностью развития общественной жизни России, да и всех государственных новообразований на территории бывшего СССР является возрождение религиозного сознания населения. Об этом можно судить по следующим характерным признакам.

    Во-первых, согласно социологическим опросам, фактически за одно десятилетие (с 1980 по 1991 г.) число верующих возросло в 3 раза и по разным оценкам составило от 33 до 55 % населения.[72] Заметный рост православных верующих произошел после проведения мероприятий, связанных с 1000-летием крещения Руси и особенно после распада Советского Союза. Наиболее распространенной религией в России остается православие. С ним себя отождествляет 73,6 % россиян; 4 % граждан РФ заявили о своей приверженности исламу; менее 2 % исповедуют не православное христианство или принадлежат к иным конфессиям; 18,5 % считают себя атеистами и лишь 2,3 % затруднились с религиозной самоидентификацией.[73]

    Во-вторых, резко возрос процент верующих среди молодежи, особенно образованной. Он превысил уровень религиозности людей среднего возраста. В религиозных общинах все более заметную роль играют образованные, сведущие в богословских вопросах верующие среднего или молодого возраста, которые не ограничиваются участием в религиозных обрядах. Они, как правило, много времени уделяют милосердию, благотворительности. Возросла и их социально-политическая активность.

    В третьих, наблюдается рост престижа конфессиональных организаций, действующих в стране, возникновение религиозных политических партий и движений.

    В-четвертых, ушла в прошлое практика администрирования в вопросах религии и атеизма, нередкого притеснения верующих и насаждения атеизма. Сегодня церковь принимает активное участие в самых разных сферах общественной жизни.

    В-пятых, в религиозных конфессиях и религиозных организациях формируются собственные социальные доктрины. Церковные иерархи, духовенство, массы верующих все решительнее и аргументированнее дают нравственную оценку социально-политическим процессам, протекающим в стране, и не склонны слепо доверять как религиозным, так и политическим лидерам.

    Однако при всей важности происходящих перемен имеют место и негативные тенденции. Усиление прорелигиозных устремлений опережает рост самой веры, а позитивный процесс понимания религии как элемента культуры народа, одного из факторов, формирующих национально-этническое самосознание, ее роли в утверждении морали и общечеловеческих ценностей сопровождается порой издержками своеобразного религиозного бума. Это проявляется в деятельности тех, кто использует религию в корыстных целях, в увлечении ничего общего не имеющей с верой мистикой, в межконфессиональном соперничестве, во втягивании религиозных организаций в текущую политику, в межнациональные и межэтнические конфликты и т. д.

    Причины и характер повышения интереса к религии, как и сопутствующих этому процессов, многообразны, они зависят от объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Поэтому дать полную картину религиозного возрождения, наблюдаемого в той или иной степени во всех социальных группах, регионах, конфессиях, прогностическую оценку тенденции его развития может только беспристрастный, свободный от идеологических и конфессиональных предвзятостей анализ. Мы остановимся лишь на некоторых причинах возросшего влияния религии.

    Это прежде всего общественно-политические и правовые перемены в стране. Отказ от монополии коммунистической идеологии, провозглашение плюрализма в области духовной жизни ликвидировали существовавшие на протяжении десятилетий официальные и неофициальные запреты в религиозной сфере. Было принято прогрессивное законодательство о свободе совести и вероисповеданий. Все это позволило религиозным общинам и организациям активизировать свою деятельность, а верующим свободно отправлять религиозные обряды. Об этих благоприятных политико-правовых переменах свидетельствуют и заявления религиозных деятелей всех конфессий, действующих на территории РФ.

    На рост религиозного сознания оказывают воздействие и такие факторы, как политическая нестабильность, межэтнические конфликты, ухудшение экономического положения и экологической ситуации в стране и в отдельных регионах, порождающие у людей состояние фрустрации,[74] чувство страха, обреченности и беззащитности. Разуверившись и разочаровавшись в бесчисленных невыполняемых обещаниях, они обращаются в поисках надежных социальных ориентиров к авторитету религии и церкви. Этому в немалой степени способствует образовавшийся духовный вакуум, вызванный решительным отказом от тех идеалов и ценностей, которыми более 70 лет руководствовалось общество и на которых было воспитано несколько поколений людей. Этот вакуум не удалось заполнить системой светских идей и ценностей, понятых и принятых народом, способных увлечь и обнадежить его.

    Существенным фактором повышения религиозности современного российского общества является стремление народа преодолеть бездуховность, нравственный кризис. Нравственно неиспорченные люди, стремящиеся жить по совести, видя, что те идеалы, на которых они воспитаны, рушатся, обращаются к религии и церкви как оплоту моральных ценностей, проверенных временем. В этих гуманистических, общечеловеческих ценностях и принципах, в религиозной многовековой традиции воспитания душевной чистоты они видят защиту от негативных явлений современной действительности, порождающих бездуховность общества.

    Немаловажное значение в повышении влияния религии имеют и исторические традиции. Патриотическая деятельность православной церкви в кризисные и переломные периоды истории российского общества (формирование Российского государства, борьба с татаро-монгольским нашествием, Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941–1945 гг.) всегда помогала ему выстоять. Историческая память народа запечатлела эту прогрессивную деятельность церкви, и сегодня, в кризисное время, многие вновь обращаются к ней как к надежной общественной силе, традиционному институту, способному на полезные и добрые – духовные и социальные – деяния для народа.

    К социально-психологическим причинам возрастания интереса к религии следует отнести и то, что в сложные периоды истории страны наблюдается повышение уровня национального самосознания, усиливается тяга к отечественным, национальным ценностям, в том числе религиозным. Это явление зафиксировано в социальных исследованиях, проводившихся во всех регионах России (например, более 60 % неверующих горожан считают, что религия необходима для сохранения национального самосознания и служит основой патриотически-религиозных течений, правда, порой домогающихся особых привилегий для своей нации и конфессии[75]).

    Наряду с перечисленными причинами роста религиозного сознания в России, носящими национальный характер, в настоящее время дают о себе знать и общие, присущие современному миру в целом. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются две.

    Во-первых, осознание необходимости обращения к религии с тем, чтобы ограничить влияние антигуманных, разрушительных последствий прогресса. Для многих людей вера является защитой от зла не только социального и нравственного, но и порожденного развитием науки, техники, бездушным разумом, поставившими человечество на грань экологической катастрофы.

    Во-вторых, поиски миротворческой идеологии, которая отождествляется в сознании большинства людей прежде всего с религией, способной противостоять насилию, жестокости, кровопролитию и разрушениям, характерным для многих регионов современного мира. Именно религия, по их мнению, ставит человеческую жизнь выше агрессивных псевдоценностей, угрожающих миру.

    Таковы основные причины, обусловливающие усиление влияния религии. Однако, как показывает современная общественная практика, тяга к религии характерна не только для верующих в традиционном смысле данного понятия. К идеям высшего суда, истины, добра, любви обращается ныне значительная часть граждан России. 06 этом свидетельствует анализ выступлений по радио и телевидению и публикаций в прессе деятелей науки, искусства, политических лидеров.

    Социологические опросы и простые наблюдения свидетельствуют о значительном распространении и таких явлений, как внешнее участие в религиозной жизни, увлечение религиозной символикой и атрибутикой людей в общем нерелигиозных, а также о тяге к нетрадиционной религиозности, мистике, различным проявлениям оккультизма.

    Еще одна характерная черта современной религиозной ситуации в России – политизация религии. Опрос, проведенный ВЦИОМом в 1993 г., показал, что более 50 % россиян высказалось за то, чтобы важнейшие государственные вопросы правительство решало совместно с представителями церкви, и лишь 25 % – чтобы церковь не принимала участия в принятии таких решений.[76] О политизации церкви свидетельствуют привлечение ее в качестве арбитра в политических конфликтах между различными ветвями власти в сентябре – октябре 1993 г., между противоборствующими группировками в различных «горячих точках» России и СНГ, участие служителей культа в программах государственного телевидения и т. д.

    Конечно, идеологический потенциал религии можно и нужно использовать, но это требует разумного подхода, что особенно важно в многоконфессиональном обществе, каким является российское.

    В настоящее время остро чувствуется необходимость в совершенствовании законодательства о свободе совести и вероисповеданий, четком определении соотношения между светским и церковным, государственным и религиозным, в утверждении юридических и этических норм поведения религиозных и государственных деятелей. Еще предстоит детальная правовая разработка вопросов преподавания религиоведения в школе, в вузах, введения института священников и др. Важно учитывать мировой опыт, российские традиции, нынешние реалии. Причем проблема здесь не только в правовых решениях, но и в создании условий для их выполнения.

    Если вопросы веры и неверия будут решаться спокойно, взвешенно, не форсированно, а естественным путем, то через одно-два поколения они могут стать делом сугубо личной совести, подлинно свободного и осознанного выбора граждан. К тому времени, возможно, удастся преодолеть свойственное сегодняшней религиозности повышенное внимание к внешним формам и атрибутам религии, заслоняющим подчас осознание ее подлинной сущности. В полной мере реализуется потенциал религии для становления духовности, утверждения гуманистических принципов отношений между людьми.

    Увеличение числа истинно верующих людей, осознанно разделяющих благородные идеалы, свободных от консервативных фундаменталистских догм, безусловно, снимет многие острые и внешние для религии вопросы, особенно злободневные в обществе, где существует много конфессий. Утверждение, что Россия, вчера еще бывшая страной чуть ли не всеобщего атеизма, сегодня стала страной всеобщей религиозности, как показывают исследования, неверно. Необходимо реально оценивать возможности религии и церкви для содействия социальному и нравственному возрождению страны. Ошибочны и вредны мнения и ожидания, что роль бывшей КПСС должна непременно перейти к церкви. Целесообразнее ориентироваться на общие усилия, сотрудничество всех движений и учреждений в обеспечении единства общества. Конечно, это предполагает отказ от нетерпимости, самоуверенности и убеждения в правоте только собственных идей и воззрений, исключающих остальные. Воинствующий фундаментализм имеет более цивилизованную альтернативу – терпимость, уважение к взглядам других, что, конечно, не означает идейного единообразия, а говорит лишь о доброжелательном отношении к иным взглядам. Социологические исследования, проведенные по этому вопросу, показывают, что большинство людей не являются апологетами какой-либо одной мировоззренческой установки. Они уже сейчас готовы к сотрудничеству и уважают другие взгляды и убеждения.

    Таким образом, для нормальной жизнедеятельности общества крайне важно, чтобы учитывались интересы разных общественных групп и слоев, позволяющие им, несмотря на различные мировоззренческие установки, развиваться в русле современной цивилизации. В противном случае в условиях обострения обстановки рознь и противоречия между ними могут стать катализаторами негативных процессов, отрицательно скажутся на социально-психологическом и духовно-нравственном климате как всего общества, так и отдельного человека.

    13.2. СОВРЕМЕННЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ЗАЩИТА ОТ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ

    Наряду с положительным в духовно-нравственном отношении влиянием религии необходимо указать на опасность религиозных организаций, деятельность которых носит явную антиобщественную направленность. Так, у нас в стране в 1990-е годы широко пропагандировали свои учения зарубежные тоталитарные религиозные организации: секта пастора Муна, церковь Р. Хаббарта, «Аум Сенрикё», активизировали свою деятельность «Свидетели Иеговы», «Белое братство», сатанисты и др.

    События начала нового тысячелетия со всей определенностью показали опасность религиозного экстремизма, который сегодня представлен исламскими фундаменталистами в лице ваххабитов на Северном Кавказе, талибов в Афганистане или разветвленной террористической организации Усама бен Ладена «Аль-Кайда». Поворотным моментом стала трагедия 11 сентября 2001 г. в США, показавшая, на что способен исламский экстремизм. Ряд политиков и ученых увидели в этих событиях начало войны цивилизаций, о которой в свое время говорил американский профессор С. Хантингтон.

    Однако далеко не все рассматривают этот факт с подобных позиций. Более умеренные политологи считают, что войны в Афганистане против талибов и бен Ладена не являются на данной фазе конфликтом между исламом и западной христианской цивилизацией. Они рассматривают их как конфликт США с исламским экстремизмом, который воспринимает Америку как носителя наиболее опасной формы культурной и политической экспансии. Конфликт этот может перерасти в антизападный, если другие западные страны не сумеют решить сложную задачу: дистанцироваться от США в этом конфликте и в то же время сохранить верность им как союзнику. По мнению указанных политологов, этот конфликт не может быть решен окончательно военным путем. Для этого должны быть устранены причины, его породившие. США должны отказаться от роли мирового гегемона, а исламский мир, в свою очередь, от примитивного антиамериканизма. Сторонники этой точки зрения убеждены, что в современном мире межцивилизационные конфликты возможны, но отнюдь не неизбежны.[77]

    Вместе с тем духовно-нравственное воздействие исламского фундаментализма на умы людей весьма опасно. Взять хотя бы пример с уничтожением талибами памятников мировой тысячелетней культуры, их неприятие малейшего религиозного инакомыслия и т. д. Именно поэтому борьба с исламским экстремизмом как наиболее одиозной частью международного терроризма является важнейшей задачей всего цивилизованного человечества независимо от религиозных предпочтений.

    В основе деятельности всех тоталитарных и экстремистских религиозных организаций лежат схожие методы воздействия на людей, суть которых – манипуляция сознанием. Состояние сознания отражает все, что происходит в личности и межличностном взаимодействии, в окружающей его микро– и макросреде. Факторов, способствующих тому, что оно становится объектом манипуляции, довольно много. К ним относятся как объективные, так и субъективные.

    Покажем на примере российской действительности конца прошлого века объективные факторы, облегчающие манипулирование сознанием.

    Во-первых, резкое изменение социально-экономических условий, политическая нестабильность способствовали углублению стрессового состояния. У людей возросло чувство тревоги, растерянности, появилось стремление к поиску быстрого выхода из сложных жизненных ситуаций. А это подталкивает человека к вере в сверхъестественные силы. Она служит защитным механизмом для человеческой психики, позволяет избавиться от повышенной тревожности.

    Во-вторых, у многих людей, особенно пожилых, с советских времен сохранилось представление о том, что для них кто-то должен организовать общение (раньше этим занимались профсоюзные, партийные и иные общественные организации). Человек получал зримое свидетельство своей групповой принадлежности, что очень важно для личности. Это умело использовали религиозные организации, предлагавшие участникам их собраний эмоционально насыщенные действа. В деструктивных культах традиция массовых собраний, имеющих высокую степень эмоциональности и духовной наполненности, соблюдается неукоснительно.

    В-третьих, тоталитарные культы весьма разнообразны и по мировоззренческой направленности, и по форме. Тем не менее большинство из них имеет много общих черт. Их объединяет то, что они обращаются к неудовлетворенным духовным потребностям людей ощущать смысл жизни, понять свое место в обществе, стремиться к совершенствованию, обрести бессмертие души. Для современного российского общества характерно отсутствие ясных, понятных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров, а также общественных институтов, которые были бы способны успешно формировать подобные ориентиры. Все это привело к тому, что их место заняли деструктивные религиозные организации.



    К субъективным факторам, облегчающим манипулирование сознанием, можно отнести следующие.

    Во-первых, личностные особенности человека, которые увеличивают степень влияния на него деструктивных религий:

    • поиск острых ощущений, склонность к мистике;

    • затруднения в самовыражении;

    • желание стать «посвященным», т. е. выделиться из толпы;

    • душевная неуравновешенность или сниженная психическая устойчивость, в том числе и временно сниженная (после развода, в случае болезни или потери близких и т. д.);

    • переживание одиночества, незащищенности;

    • восприятие своей жизненной ситуации как трудной.

    Во-вторых, весьма существенным фактором является мировоззренческая незрелость, затрудняющая поиск смысла жизни. Социальная практика показывает, что только собственное видение жизненной ситуации может помочь человеку обрести его. Отсутствие целостного мировоззрения в значительной степени способствует мистическим настроениям, уходу от решения насущных проблем.

    В-третьих, в человеке довольно сильна склонность к поиску простых решений сложных задач. Желание исправлять самого себя, перестраиваться возникает реже, чем желание искать кого-то, кто все исправит без нашего вмешательства. Нежелание, неспособность или отсутствие навыка принимать на себя ответственность за свои действия, за свой выбор, привычка уходить от проблемы, склонность к самообману часто лежат в основе веры в магические, сверхъестественные силы, признания их влияния на человека, его поведение, чувства, мысли.

    В-четвертых, немалому числу людей свойственно долгое блуждание в поисках возможных жизненных целей. Анализ и обдумывание различных вариантов не дают желаемого результата. Нередко принятию решения способствует эмоциональное состояние – знакомство с яркой идеей, встреча с харизматической личностью. Этот момент также может стать поворотным – трата энергии на поиск прекращается, все силы направляются на движение к цели, которая носит порой ярко выраженную религиозную или мистическую окраску.

    Выяснив объективные и субъективные факторы, способствующие воздействию на сознание, остановимся на механизмах манипулирования им. Знание этих механизмов – одно из средств защиты от сект и культов тоталитарной направленности. Прежде всего рассмотрим, как это происходит на стадии вербовки.

    Ключевым моментом в установлении контроля над сознанием обращаемого к той или иной вере выступает направленная коррекция его психического состояния. Субъективные ощущения новообращаемого на начальной стадии общения с вербовщиками характеризуются эмоциональным комфортом, удовлетворенностью от того, что появляется возможность или надежда испытать те чувства, которых ранее не доставало. Вхождение в культовую организацию позволяет адепту ощутить причастность к чему-то большому, прекрасному, светлому. Сплоченность группы дает возможность почувствовать свою защищенность, что подкрепляется властностью духовного лидера, выступающего в роли строгого, но справедливого отца. Человек обретает веру в свою избранность, способность сделать правильный жизненный выбор. При этом содержание культовых идей, их конструктивность, логичность не имеют особого значения. Чем значимее потребность, удовлетворение которой обещают в секте, тем сильнее будет эмоциональный отклик.

    Другим средством установления контроля над сознанием является принятие культовой лексики и терминологии, что приводит к изменению стиля мышления, восприятия и оценки людей, втянутых в упрощенные схемы и стереотипы.

    Следующим средством выступает преобразование картины мира. Устройство мира воспринимается исключительно в соответствии с культовыми трактовками. В этом случае важнейшая функция сознания – интеграция всей поступающей и хранящейся в памяти информации – оказывается расстроенной. Мировоззренческим представлениям любого деструктивного культа свойственны противоречия, что чаще всего проявляется в двойной морали по отношению к «своим» и остальным людям. Однако, несмотря на попытки вытеснить эти противоречия из сознания адептов, они оказывают разрушительное воздействие на их психику.

    Важное средство контроля сознания – отбор информации о внешнем мире, поддерживающий установку на восприятие критики культа как лжи, козней дьявола. В сектах намеренно и направленно принижается значение интеллекта, пресекаются попытки адептов самостоятельно и рационально осмыслить то воздействие, которому они подвергаются. Установка на расширение сознания до масштабов Космоса, слияние с Истиной, Духом на деле оборачивается его деформацией. Пространство сознания, занятое социальным миром, сужается, ослабевает интерес к событиям, происходящим в обществе, на работе, в семье и т. п. Коррекция сознания осуществляется и на психофизиологическом уровне, чему способствуют сенсорная депривация и монотоние (многочасовые молитвы, медитации, повторение простых словесных формул, физическая неподвижность или жесткий ритм движений). Все это ведет к переутомлению и способно расстроить даже нормальную психику, привести к галлюцинациям, навязчивым мыслям, суженному сознанию и т. д. Субъективно же деформация сознания воспринимается как «ощущение открывающегося сознания».

    Для контроля сознания применяются приемы «остановки мышления». С этой целью максимально загружается восприятие (прежде всего зрительное и слуховое) в сочетании с каким-то монотонным занятием, например длительным песнопением. В результате нарушается нормальное протекание мыслительных процессов, понижается критичность мышления, самостоятельность личности.

    Используются также групповое давление и сокрытие истинных целей общения. Инструментом манипуляции в этом случае служит появление чувства вины за возникающие подозрения или неспособность понять то, что происходит вокруг. При этом любые попытки понять происходящее встречаются неодобрительно. Новичку с многозначительным видом могут сказать какую-нибудь непонятную, загадочную фразу, вроде такой: «Сокровенное знание откроется, когда ваше сознание будет готово принять Истину».

    В результате вышеуказанных манипуляций у человека, вовлеченного в тоталитарную религиозную организацию, происходит культовое изменение личности. Прежде всего меняется сознание. На начальном этапе этот процесс обратим. Закрепить деформацию можно изменениями в других структурах личности. К ним относятся следующие.

    1. Изменение ценностных ориентации, жизненных целей и смысла жизни. Доминирующими становятся ценности культовой группы, возникают установки на служение (спасение, слияние с божеством и т. д.).

    2. Углубление сдвигов в аффективной сфере, изменение доминирующего психического состояния, что проявляется в экзальтации чувств или их приглушенности, обеднении эмоциональной гаммы. Усиливается чувство вины перед организацией из-за того, что не отвечаешь требуемым стандартам хорошего адепта. Появляется страх оказаться отвергнутым культовой группой, стыд за свои «грехи». Со временем человек начинает ощущать, что он не может жить вне группы. Это усиливает страх и тревогу. Подобное происходит потому, что членам культа разрешены только те чувства, проявление которых способствует созданию привлекательного имиджа группы. В результате адепт, решивший порвать с сектой, как правило, находится в сильнейшем стрессовом состоянии. И до тех пор, пока такой человек не проявит готовность к открытому обсуждению своего внутреннего состояния, он остается дезадаптированным к нормальной общественной жизни.

    3. Изменение ряда личностных качеств, Я-концепции, социального восприятия. В деструктивных культах одобряются только те качества личности, которые облегчают тотальный контроль над сознанием и поведением, что приводит к потере индивидуальности. Подавление индивидуальности, в свою очередь, неизбежно ведет к жесткости в поведении и отношениях с другими людьми. Наиболее часто эти изменения выражаются в холодности к близким людям, в отказе от семьи, агрессивном отношении к окружающим, имеющим мнение, отличное от культовых установок. Деиндивидуализация и возрастание жесткости, нетерпимости взаимно усиливают друг друга.

    4. Изменение межличностных отношений – ограничение круга общения только членами культа. С внешним миром адепты общаются только с целью вербовки новых членов или проведения коммерческих операций.

    В общении и межличностном взаимодействии исключаются ирония и юмор, так как они являются средствами самовыражения человека, что недопустимо в секте. Здесь насаждаются чувство превосходства над непосвященными, идея избранности, тем самым усиливая обособленность адептов от окружающего мира, нетерпимость, агрессивность. Это мало сообразуется с декларируемым предназначением «спасти человечество».

    5. Изменение образа жизни, трудовой деятельности, бытового поведения, что связано с отсутствием свободного времени, личной жизни вне организации, подчинением профессиональных интересов целям культовой организации. Все это помогает контролировать сознание, не оставляя времени для уединения, размышления, попыток понять, что происходит. Адепт деструктивного культа теряет способность мыслить критически, адекватно оценивать окружающих людей, доходит до физического и эмоционального истощения. А в таком состоянии человек отличается повышенной внушаемостью, чего и добиваются лидеры культа.

    Рассмотренные личностные изменения приводят к серьезной деформации сознания. В нормально функционирующем сознании свободного человека отражается вся временная перспектива личности – прошлое, настоящее и будущее. Для культового сознания характерно стремление забыть прошлое, не связанное со служением культу, восприятие его как череды ошибок и невезения. Настоящее воспринимается фрагментарно. Бесконечные молитвы, проговаривание одних и тех же словесных формулировок, психофизические упражнения, весь мир жизни адепта порождают монотонность, которая приводит к затяжному стрессовому состоянию и невротизации личности. А в невротическом сознании сужен интервал восприятия настоящего, ослаблена способность к полноценному переживанию человеческих радостей. На высказывания о своем плохом физическом состоянии в культах наложен запрет, в связи с чем оно вытеснено из сознания, но одновременно нарушено и адекватное представление о собственной телесности. А без этой составляющей невозможно полноценное ощущение настоящего времени, его отчетливое осознание. Фокус культового сознания перемещен в будущее, где как заслуженная награда за долгую и упорную борьбу со злыми силами окружения, с собственным несовершенством начнется совсем другая жизнь. Такое изменение сознания позволяет легко управлять людьми. У них подавляется чувство инициативы, угасает стремление к жизненным целям.

    Чтобы избежать опасности попадания в сети тоталитарных религиозных организаций, необходимо проявлять осторожность, не поддаваться на уговоры незнакомых людей, предлагающих пойти на собрание и диспуты, где речь будет идти о борьбе со злом и торжестве справедливости, или устроиться на работу в религиозный центр. Такие предложения могут стать «мышеловкой», из которой весьма нелегко выбраться.

    Анализируя возможности ухода из сект подобного рода, специалисты исходят из того, что сектантство – болезнь общества. Их рекомендации основываются на опыте людей, избавившихся от влияния тоталитарных религиозных организаций и желающих помочь другим. Прежде всего нужно полностью исключить возможность контактов с сектами и обеспечить человека информацией об окружающем мире.

    Начальный этап вхождения человека в нормальную жизнь должен стать периодом реабилитации – восстановления физических и духовных сил. Если говорить проще, то его надо обогреть, накормить, дать возможность выспаться. Здесь не избежать помощи психотерапевта, так как человек находится в состоянии стресса и страха преследования, его терзают сомнения в правильности своего поступка по уходу из секты. Но общение с психотерапевтом не должно ассоциироваться с практикой его бывших «учителей». Возможно, будет нужна помощь и других специалистов – юристов, сектоведов, врачей и т. д. После реабилитации человек еще довольно долго нуждается в помощи специалистов, родных, близких, друзей.

    Таким образом, одним из средств защиты от сект и культов тоталитарной направленности является знание механизмов вовлечения людей в подобные организации, в основе которых лежат как объективные, так и субъективные факторы, облегчающие манипулирование сознанием. Воздействие этих факторов ведет к серьезной деформации личности. Недопущение вовлечения людей в деструктивные секты – одна из важнейших задач общества по обеспечению безопасности личности.

    ВЫВОДЫ.

    Современная ситуация в России характеризуется ростом религиозной активности населения, обусловленной причинами социально-экономического и духовного порядка. В условиях многоконфессиональности общества – это серьезная проблема, требующая пристального внимания. Для нормальной жизнедеятельности общества крайне важно, чтобы учитывались интересы разных общественных групп и слоев, позволяющие им, несмотря на различные мировоззренческие установки, развиваться в русле современной цивилизации. Религиозная рознь и противоречия между ними могут стать катализаторами негативных процессов, сказаться на социально-психологическом и духовно-нравственном климате как всего общества, так и отдельного человека.

    Признавая положительные стороны деятельности конфессий, направленной на оздоровление общества, возрождение духовности, следует осознавать опасность, которую представляют собой тоталитарные религиозные организации. Деятельность последних имеет явную антиобщественную направленность.

    Одним из средств защиты от подобных культов является знание механизмов вовлечения в них людей, объективных и субъективных факторов, облегчающих манипулирование сознанием, действие которых ведет к серьезной деформации личности. Недопущение вовлечения людей в деструктивные секты – одна из важнейших задач обеспечения безопасности личности, защиты ее конституционных прав и свобод.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

    1. Какие религиозные конфессии действуют сегодня в России?

    2. Назовите причины возрождения религиозного сознания.

    3. В чем причина политизации религии в нашей стране?

    4. Что способствует появлению деструктивных культов?

    5. Каковы причины религиозного экстремизма?

    6. Перечислите основные факторы, благоприятствующие вовлечению людей в тоталитарные секты.

    7. Назовите способы манипуляции сознанием на стадии вербовки адептов.

    8. Охарактеризуйте сущность культового изменения личности.

    9. В чем проявляется деформация культового сознания?

    10. Какие способы защиты человека от влияния деструктивных культов вы знаете?

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

    Конституция Российской Федерации. М., 2006.

    О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон // Собрание.

    законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. 0 свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон // Там же.

    1997. № 39.

    Анти-Саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма/ Ред. – сост.: А. А. Скородумов, А. Н. Швечиков; гл. ред. А. И. Субетто. СПб., 1999.

    Иваненко С. Религия и политика в современной России // Диалог. 1993. № 8–9.

    Мчедлов М. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы // Свободная мысль. 1993. № 5.

    Никитина Л. Г. Политизация религии// Вопросы философии. 1994. № 3.

    Основы теории и актуальные проблемы национальной безопасности России: Учеб. пособие/ Под общ. ред. В. Ф. Ницевича. Екатеринбург, 2003.

    Православная церковь. Современные ереси и секты в России / Под ред. митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. СПб., 1995.

    Религия и демократия: на пути к свободе совести. М., 1993. Религиоведение: Учеб. пособие/ Под ред. А. В. Солдатова, СПб., 2003.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14


    написать администратору сайта