эссе рлик. ЭССЕ. Что делает античную драму трагедией, характер трагического конфликта в поэме Энеида
Скачать 9.02 Kb.
|
ЭССЕ “Что делает античную драму трагедией, характер трагического конфликта в поэме “Энеида””Драма (от греческого drama – действие) родилась в Греции в VI веке до н.э., когда окончательно установился рабовладельческий строй и центром культурной жизни Греции стали Афины. В дни определенных праздников античный театр собирал все население города и окрестностей.Предшественником появления драмы в Греции стал длительный период, в течение которого лидирующее место занимали эпос и лирика. Драма представляла собой своеобразный синтез достижений ранее сформировавшихся родов литературы, вобрав в себя «эпический» героический, монументальный характер и «лирическое» индивидуальное начало. Древние греки считали, что в театре должны раскрываться общезначимые и глубокие темы, прославляться высокие качества человеческого духа и высмеиваться пороки людей и общества. Человек, посмотрев драму, должен испытать духовное, нравственное потрясение. В трагедии, сопереживая героям, зритель должен плакать, а в комедии – вид драмы, противоположный трагедии, – смеяться. Трагедия (вид драмы, проникнутый пафосом трагического) предназначалась для широких слоев населения. Трагедия была отражением страстной стороны дионисийского культа. По свидетельству Аристотеля, трагедия, ведет свое начало от певцов дифирамба. К диалогу запевал с хором постепенно примешивались элементы актерской игры. Греческая трагедия, как правило, заимствовала сюжеты из хорошо известной каждому греку мифологии. Интерес зрителей концентрировался не на фабуле, а на авторской трактовке мифа, на общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. В рамках мифологической оболочки драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую обстановку, высказывал свои философские, этнические, религиозные воззрения. Не случайно, роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна. Трагический конфликт в поэме “Энеида” После страшной бури корабль Энея (вдовца, потерявшего жену в горящей Трое) причаливает к берегам Африки (буря и направление корабля устроены богами), где правит Дидона (тоже потерявшая супруга и не познавшая семейного счастья, но постоянно отказывающая сватающимся женихам). Эней рассказывает о войне, приключениях и путешествиях, а Дидона влюбляется в храброго мужчину и материнской любовью любит его сына от первой жены. Она обрела женское счастье и отчасти даже забыла о государстве, ею же основанном. Ответная любовь Энея выражена не так сильно, а художественная выразительность образа Дидоны такова, что в четвертой книге она как персонаж практически затмевает главного героя. В этой книге происходит временная остановка в пути Энея, «отступничество», которое им преодолевается (посланец Юпитера предрекает ему судьбу: у него будет царство и третья жена) и он, кое-как объяснившись с возлюбленной, продолжает свой путь, однако ценой жизни последней, которая не смогла пережить разлуку и покончила с собой, отчего в душе героя остается боль (о чем свидетельствует их встреча в царстве мертвых). Дидона вошла в круг мировых женских образов, воплощающих героизм и жертвенность любви, а история любви с Энеем в истории культуры приобрела известную самоценность (например, опера Перселла «Дидона и Эней», Марло «Трагедия Дидоны») Трагедия Дидоны и Энея – это трагедия жертвенной любви, поиска женского счастья и горького разочарования (гибель первого мужа, побег второго), тема противостояния желания, мечты, того, чего хочется (Дидона) и судьбы, того, что нужно (Эней). Это – самая драматически напряженная часть поэмы, и художественно – наиболее сильная. В трагическом разрыве Энея и Дидоны римляне видели прообраз смертельной вражды Рима и Карфагена, завершившуюся тремя Пуническими войнами и разрушением последнего. |