Эссе по философии «Что есть любовь». Эссе по философии. Что есть любовь
Скачать 20.94 Kb.
|
Что есть любовь? Что такое любовь? Можно ли дать точное определение этого слова? Наверное, это риторический вопрос и ответ не него будет сугубо субъективным. Связано это с тем, что феномен любви, имеющий вековую воплощенность в жизни, истории и культуре человечества, выступает объектом изучения философов, социологов, психологов, политологов и представителей других социо-гуманитарных отраслей научного знания. По нашему мнению, именно философия содержит в себе наиболее широкий спектр подходов к пониманию «любви», ведь в разных философских школах, начиная от древних греков и заканчивая современностью, существуют порой кардинально разные подходы к интерпретации любви. Именно поэтому, попытаемся ответить на вопрос «Что есть любовь?» с позиции философской науки. Начнем с того, что философское осмысление феномена любви началось еще со времен Античности. Так, тема любви в древнегреческой философии рассматривается в трудах Сократа, Платона и Аристотеля. Именно в них впервые возникла мысль о великой возвышающей силе любви [1]. Это высокое, жизнеутверждающее чувство, обладающее огромной силой, которое заставляет человека совершенствоваться и побуждает его на самоотверженные поступки, она «лечит души» и «спасает жизни». В средневековых учениях любовь принимает форму духовную, ко всему земному относятся с большим опасением. Библия привносит в историю глубокое понимание любви, провозглашая, что Бог — любовь. В эпоху Возрождения при господстве гуманизма и антропоцентризма на первый план восходит нравственный аспект любви. Представление о нравственной цельности любви утрачивается в философии Нового времени. Здесь формируются сущностные характеристики любви, но в отношении проявления её конкретных свойств: у Гоббса, Локка, Спинозы и Кондильяка любовь рассматривается как желание приятного; у Лейбница — как стремление к совершенству; у Мальбранша — как стремление к добру; у Хатчесона, Юма и Смита — как стремление к альтруизму. [2] Философия XIX-ХХ века подвергает критике взгляд на любовь как на идеальную благую силу; расширяет и дополняет воззрения, свойственные предыдущей эпохе. Подводя промежуточный итог скажем, что общее начало в понимании феномена любви на протяжении жизни разных цивилизаций все же можно увидеть. В общечеловеческом понимании любовь — это чувство, свойственное человеку в связи с его привязанностью и устремленностью к другому человеку или объекту, связанное с сильными позитивными эмоциями и соответствующими им психическими состояниями. При этом любой вариант переживаемой любви всегда имеет свою смысловую привязку в соединении с конкретным объектом. Одно из основных направлений изучения феномена любви в XX веке связано с исследованием физиологических, сексуальных аспектов жизни индивида как основы любви [3]. Психоаналитические теории З. Фрейда, интерпретации Ж. Лакана, архетипы К. Юнга заполняют пространство философии. Однако по нашему мнению своего апогея теоретическое осмысление любви достигает в труде Эриха Фромма «Искусство любить». Стоит сказать, что это, пожалуй, первый труд, приходящий нам ум при обращении к выбранной проблематике. Так, Э. Фромм находит в любви «единственный удовлетворительный и здоровый ответ» [4] на вопрос о смысле человеческого существования. В своей работе «Искусство любить» он анализирует различные формы проявления любви и делит ее на несколько типов: между родителями и детьми; братская; материнская; эротическая; к себе; к Богу. Данная типологизация представляется нам наиболее полной и актуальной на современном этапе развития общества. Главным вопросом, ответ на который проходит насквозь всего произведения: «Что такое любовь и является ли она искусством?». Из книги становится понятно, что для Э. Фромма любовь не является сентиментальным чувством, которое доступно каждому. Любовь, скорее, результат сознательной, долгой и упорной работы над собой, показатель личностной зрелости. Человек, который овладел искусством любви, может сойтись с любым человеком, ведь он постоянно познает себя и других, умеет преодолевать внутренние барьеры. Желание и способность любить важнее и сильнее, чем наличие объекта любви. Данный подход близок и нам, а потому, послужит ответом на вопрос, поставленный в начале работы. Подводя итог можно сказать, что феномен любви на протяжении всего исторического развития философии и других отраслей научного знания выступал интересным объектом для изучения и теоретического осмысления. Любовь в философских концепциях носит двойственный характер, она не только отношение к другой личности, но и одна из высших ценностей человека. В истории философии эта категория претерпела множество интерпретаций, прямо противоположных друг другу. Отвечая на вопрос «Что есть любовь?» можно сформулировать свое мнение и утвердить, что любовь — чувство, свойственное человеку в связи с его устремленностью к другому человеку или объекту, связанное с сильными позитивными эмоциями; многогранное явление (между родителями и детьми; братская; материнская; эротическая; к себе; к Богу); результат сознательной, долгой и упорной работы над собой, показатель личностной зрелости. Список литературы Григоренко Д.A., Телегина Е.А. Представление о любви в древнегреческой философии // БМИК. 2015. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenie-o-lyubvi-v-drevnegrecheskoy-filosofii. Некрасова Н. А., Тарновский К. Ю. Эволюция представления о любви в истории философии // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2009. №16 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-predstavleniya-o-lyubvi-v-istorii-filosofii. Рикер П. История и истина. Санкт-Петербург.: Алетейя, 2002. 400 с.- с. 224 URL: http://www.odinblago.ru/pol_istoria_i_istina/. Фромм Э.З. Искусство любить // Москва : Директ-Медиа, 2008.- 206 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39251. |