Управление эмоциями. Управление эмоциями в западной
Скачать 41.02 Kb.
|
Управление эмоциями В «западной» культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом. Надо добавить, что в самых различных культурах обычно принято считать управление каким-то каналом восприятия сложной системой. Североамериканские индейцы как раз считают, что управление чувствами плевое дело, а вот для того, чтобы управлять образами, нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс... Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса – анестезия, кажется чудом? То, что для управления эмоциями (и состояниями вообще) нужно прикладывать определенные усилия – с этим скорее всего согласятся все. «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Но насколько велики должны быть эти усилия? Чуть ниже Вам будет предложено несколько методик работы с эмоциями. Они достаточно просты, хотя, естественно, требуют приложения определенных усилий – то есть тренировки. Вообще говоря, мы можем достаточно легко вызывать определенные состояния. Вспомните, состояние радости, прочувствуйте его... Вот вы и получили к нему доступ. Другое дело, что этот доступ очень важно получить в нужной ситуации... Очень легко быть уверенным в себе дома, лежа на диване... А еще хорошо бы научиться это состояние удерживать... Критерии. Итак. Для того, чтобы считать, что вы эмоциями управляете, по-видимому вы должны уметь следующее: - Вызывать эмоцию. - Вызывать ее по желанию в любом контексте. - Удерживать ее нужное время (а не только вошел-вышел). - Выходить из нее (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить). - Произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться слабо, сильно и очень сильно). - Отделять одну эмоцию от другой. Ну, пожалуй, хватит. Колода эмоций. Эта игра для тех, кто хочет потренироваться управлять своими эмоциями (впрочем, ее можно использовать и для работы с более широким понятием – состояниями). Хотя при ее создании применялось НЛП, эта игрушка выполнена скорее в стиле долгих тренировок. Зато она весьма эффективна и если играть в нее 1-2 месяца, то можно легко научиться управлять своими эмоциями, причем уже без помощи колоды... Зачем ему нужно управление эмоциями, я думаю, каждый сможет определиться самостоятельно. Для того, чтобы в нее играть, нужно сделать «Колоду» из 16 карт (как минимум). Вы так же можете добавлять свои собственные состояния (здесь в тексте «эмоция» и «состояние» идут как синонимы). Например: Бодрость. Влюбленность. Восторг. Восхищение. Грусть. Интерес. Ненависть. Отрешенность. Радость. Раздражение. Спокойствие. Страх. Творческий подъем. Уверенность. Удивление. Юмор. Порядок создания колоды. 1. Карточки. Подготовьте необходимое количество карточек из плотной бумаги (таких, чтобы можно было носить в кармане). Например: 6 на 9 см. Или сделайте их из обычной бумаги, а потом наклейте на игральные карты. Как вам будет удобнее. 2. Область применения. Выберите состояние (эмоцию). Определите, в каких ситуациях это состояние будет вам полезно. (Злость может быть полезна в спорте, а ненависть – в драке на улице). 3. Состояние. Попробуйте максимально войти в это состояние, прочувствовать его. Желательно, чтобы это состояние было «чистое» – без примеси других состояний. А так же важно, чтобы оно не было завязано на конкретную ситуацию – как бы состояние «само по себе» (хотя для того, чтобы его вспомнить, можно в начале припоминать ситуацию, где у вас была эта эмоция). Доведите его до максимума, на который способны. 4. Символ. Вверху карты нарисуйте символ, который у вас ассоциируется с этим состоянием. Это может быть нечто абстрактное, а может какой-то предмет или человек. 5. Название эмоции. Под символом напишите (вернее даже нарисуйте) «имя» этого состояния: грусть, жалость, юмор... 6. Список слов. Под названием напишите список из 6-8 слов, при помощи которых вы можете описать это состояние: тепло, расслабленность, ярко, бежать... 7. Колода. Повторите шаги 2-6 для всех состояний. При необходимости сделайте и добавьте в колоду новые нужные Вам карты. Работа с колодой. Работают с колодой так. Вы тасуете ее и в произвольном порядке вытаскиваете карты. Делать это можно в любом месте и в любое время с условием, что вы там можете сосредоточиться на игре и это вам никак не повредит (например, играть при переходе через улицу настойчиво не рекомендуется, а при разговоре с начальником – просто не рекомендуется): в метро или автобусе, во время перерыва, дома... Дальше дается список тренировки навыков. Вы можете делать их последовательно, а можете тренировать их “параллельно” (только пока не надо делать это одновременно). 1. Закрепление состояния. Сначала ваша задача, вытащив карту из колоды глядя на нее «помогать» себе максимально войти в это состояние. Обычно хватает для закрепления сделать это 3-5 раз. 2. Удержание состояния. После того, как вы научитесь входить в состояние, ваша задача научиться это состояние удерживать (сначала можно при этом некоторое время держать карту перед глазами). Определите для себя интервал времени (например, 3 минуты) и тренируйтесь удерживать состояние все это время. После того, как это начнет хорошо получаться, добавьте еще минуту, потом еще... (Можно так – прибавляйте по минуте в 3-4 дня). Максимум, до которого имеет смысл эта тренировка – 15 минут. (Можно усложнить работу – попробуйте удерживать нужные состояния в реальных «сложных» ситуациях). 3. Осознание. После того, как вы научитесь достаточно хорошо удерживать состояние (или одновременно с этой тренировкой) попробуйте определить нюансы этой эмоции – какие характерные ощущения, какие субмодальные сдвиги в визуальном и аудиальном каналах. 4. Управление уровнем. Научитесь не только вызывать состояние но и задавать его “уровень”, его интенсивность. Можно создать себе шкалу (например от 0 до 10 по интенсивности) и “гонять” себя по ней. Для этого можно даже сделать себе вторую колоду с числами от 0 до 10 и вытаскивать по 2 карты: эмоцию и ее интенсивность. 5. Скорость перехода. Потренируйте скорость перехода от одного состояния к другому. Тое есть: вытащили карту, максимально вошли в состояние, вытаскиваете другую карту и переходите в новое состояние. В этой тренировке важно добиться максимальной скорости перехода от максимума одного состояния к максимуму другого. Можно даже замерять время (при этом время считается от «пика до пика»). 6. Мысленное представление. Через некоторое время вы обнаружите, что для того, чтобы войти в состояние, достаточно просто вспомнить образ карты. Естественно, это можно потренировать: вы делаете то же самое, что и во 1-ом пункте («закрепление состояния»), но карту вытягиваете мысленно... 7. Полевые тренировки. После того, как вы хорошо научитесь входить и удерживать состояния мысленно, начинайте тренировать переход из состояния в состояние в реальных ситуациях, причем не только в «нейтральных», но и в «сложных». Это упражнение служит для того, чтобы вы внутренне определились с тем, какие именно переживания у вас к разным словам привязаны и дать некую систему координат. Это не означает, что любые эмоции можно разложить по этим двум координатам – эмоция штука гораздо более сложная. Но обычно контроля за этими двумя параметрами хватает для управления состоянием. Вам предлагается определиться для каждой эмоции (из того списка, который вы составите – всего штук 7-10) 1. Интенсивность. Это как бы сила переживания, его интенсивность. Грусть обычно по интенсивности меньше чем огорчение, а восхищение сильнее спокойствия. Пусть шкала будет от 0 до 10 (просто для удобства и по привычке). Один из возможных синонимов – уровень возбуждения (Адреналиновый Барометр). 2. Знак. Уровень «приятности» и «неприятности» переживания. Или более официальным языком – «комфортности» и «дискомфортности». Эмоции могут быть приблизительно одной интенсивности, но при этом одна будет неприятная, вторая нейтральная, третья комфортная. Знак тоже можно измерять в баллах: например от -5 до +5 (или от -10 до +10). Подберите себе подходящую шкалу. При этом обратите внимание, что эмоция это скорее не точка в этих координатах, а область: одним и тем же словом мы называем целую кучу состояний. И я надеюсь, что немного потренировавшись, вы начнете замечать нюансы и поймете, что такое двухмерное представление слишком убого для описания человеческих чувств. Итак, возьмите лист бумаге, нарисуйте на нем оси координат и обозначьте области эмоций (учтите, что некоторые области могут перекрывать друг друга). Можно так же для каждой подобрать цвет и шрифт. Описание эмоций. Распишите 7-8 эмоций в терминах ощущений (более конкретно – в терминах кинестетических субмодальностей). Желательно разного знака и интенсивности. Например: грусть: легкая вибрация в лице и плечах, расслабление в плечах, и руках, тепло в области солнечного сплетения, легкое жжение в области глаз. спокойствие: тянущее ощущение в затылке, расслабление в области пресса, тепло снаружи бедер... Старайтесь быть максимально точными и отмечайте даже слабые ощущения. Отметьте, если ощущения передвигаются: очень часто они зарождаются в одной области, потом как бы перетекают в другую, где мы их обычно и замечаем. Критические субмодальности. Далее вам необходимо попробовать определить две базовые критические субмодальности: 1. Для интенсивности То есть какая субмодальность определяет интенсивность переживания. Часто это бывает сила ощущения: чем холоднее - тем интенсивнее переживание; иногда встречается место: чем выше, тем сильнее; иногда размер: чем большую площадь ощущение захватывает, тем оно интенсивнее... 2. Для знака Буквально, при помощи какого ощущения вы определяете, что это переживание приятное, а это дискомфортное? Мы же должны как это для себя решить. Здесь гораздо больше самых разных вариантов, например: теплые ощущения '+' а холодные '–'; если выше солнечного сплетения, то '+' а ниже – '–'; ощущения которые распространяются от цента приятные, а которые 'сжимаются' – неприятные и т.д. Учтите, что скорее всего будет только одна субмодальность для каждого критерия и они будут подходить почти для всех переживаний. Вопрос на интерес? Что происходит с эмоциями, если им поменять знак (не меняя интенсивности)? То есть существует ли для них осевая симметрия (относительно оси интенсивности)? Тренировка. После того, как вы определите критические субмодальности для интенсивности и знака, начинайте тренироваться управлять ими. 1. Список эмоций. Создайте себе список эмоций, с которыми вы хотите поработать. Учтите, что управление неприятными эмоциями тоже стоит тренировать, хотя бы для того, чтобы из них научиться выходить. Для начала хватит 7-9. 2. Управление. Берите эмоции по одной и меняйте интенсивность переживания (до границ области). Аналогично для знака: доводите до максимума, потом до минимума (в границах области). 3-4 раза для каждой эмоции. 3. Смена знака. Потренируйтесь менять знак эмоции без смены интенсивности. 3-4 раза для каждой эмоции. 4. Выход. Вызывайте эмоцию, и уменьшайте интенсивность до 0. 5-7 раз для каждой эмоции. Аналогично для знака. 5. Удержание состояния. Удерживайте нужный уровень интенсивности определенное заданное время. Начните с 3-5 минут, и доведите до 15. Аналогично для знака. 6. Тренировка на местности. Начинайте тренировать управление эмоциями в конкретной ситуации. Все предыдущие упражнения попробуйте выполнять в реальных сложных ситуациях. |