Ответы на вопросы. Вопросы 1. Что означает тезис Ясперса о начальности философии, о детском философствовании, о ее связи с душевной жизнью человека, кризисными ситуациями в этой сфере
Скачать 19.04 Kb.
|
Что означает тезис Ясперса о «начальности» философии, о детском философствовании, о ее связи с душевной жизнью человека, кризисными ситуациями в этой сфере? Тезис Ясперса о «начальности» философии подразумевает то, что все люди, начиная философские размышления должны начинать с нуля, не продолжая с какого-то конкретного места, так как каждый человек должен осуществлять его самостоятельно. Знаком того, что человек как таковой изначально философствует, являются вопросы детей. Часто из детских уст можно услышать то, что по своему смыслу уходит непосредственно в глубь философствования. В качестве примера можно привести ребенка, который слушает историю сотворения мира: «Вначале сотворил Бог небо и землю...» и тотчас спрашивает: «Что же было до начала?» Этот мальчик постиг, что можно спрашивать до бесконечности, что разум не может остановиться, в том смысле что для него не может быть никакого окончательного ответа. Если бы кто-то собирал подобные примеры, то смог бы составить богатую энциклопедию детской философии. Возражение, что эти дети все-таки не философствуют дальше и что, следовательно, подобные высказывания могли быть случайными, упускает из виду следующий факт: дети зачастую обладают гениальностью, которая с возрастом утрачивается. С годами, теряя детскую непосредственность, мы как бы входим в тюрьму соглашений и мнений, скрываемся под различного рода прикрытиями, оказываемся в плену у того, о чем не решаемся спросить. Состояние ребенка – это состояние порождающей себя жизни: он еще открыт, он чувствует и видит и спрашивает о том, что вскоре исчезнет перед ним. Он не удерживает то, что открывается ему в то или иное мгновение, и удивляется, когда позднее все замечающие взрослые докладывают ему о том, что он сказал или спросил. Изначальное философствование обнаруживается не только у детей, но и душевнобольных. В начальный период некоторых душевных болезней имеют место совершенно потрясающие метафизические откровения, которые, правда, по форме и речевому выражению являются всегда настолько шокирующими, что их оглашение не может иметь какого-либо объективного значения. Есть глубокий смысл в утверждении, что устами детей и блаженных глаголет истина. Однако творческая изначальность, которой мы обязаны великим философским мыслям, лежит все-таки не здесь. Она восходит к тем немногим, которые в своей непринужденности и независимости предстают перед нами в качестве выдающихся мыслителей последних тысячелетий. Выделите разные варианты определения философии, которые предлагает М. Мамардашвили в статье «Философия – это сознание вслух». Что их объединяет? Покажите связь философии и осознанного бытия человека в мире. Какие положения остались непонятными? М. Мамардашвили даёт несколько определений слова «философия». Философия – сознание вслух, как явленное сознание. То есть существует феномен сознания – не вообще всякого сознания, а того, которое я бы назвал обостренным чувством сознания, для человека судьбоносным, поскольку от этого сознания человек, как живое существо, не может отказаться. Философия это просто умение отдать себе отчет в очевидности – в свидетельстве собственного сознания. В цепочке наших мыслей и поступков философия есть пауза, являющаяся условием всех этих актов, но не являющаяся никаким из них в отдельности. Философия есть такое занятие, такое мышление о предметах, любых (это могут быть предметы физической науки, проблемы нравственности, эстетики, социальные проблемы и так далее), когда они рассматриваются под углом зрения конечной цели истории и мироздания. Философия – это то, о чем можно говорить на языке философии и чем занимаются философы. Все определения философии М. Мамардашвили объединяют такие понятия как сознание, мышление. Они представляют собой то, без чего немыслим человек то, что его определяет. Философский акт состоит в том, чтобы блокировать в себе нашу манию мыслить картинками. И когда мы убираем картинки и предметные референции из нашего сознания, мы начинаем мыслить. Чтобы нам быть гражданами, то есть жить социально грамотно, нам нужно понимать какие-то отвлеченные истины относительно самих себя, своих предельных возможностей. Не нужно мыслить шаблонами, нужно анализировать конкретную ситуацию или явление, понимать, что нет идеала, но стремиться к нему. Как Вы поняли метафору «ласточки», взятой автором из стихотворения Мандельштама? Что такое «запределивание» в качестве метода или приема, к которому прибегает философия? Метафора «ласточки» в статье трактуется как инфантильность общества, которому проще жить по чужой указке, по написанным шаблонам и инструкциям. Проще следовать алгоритму, в котором прописано каждое действие, чем жить своим умом, мыслить, анализировать окружающую реальность и познавать себя. Философские проблемы становятся таковыми, если они ставятся под луч одной проблемы – конечного смысла. Для чего вообще все это? Для чего мироздание? Для чего «я» и мои переживания? А эти вопросы задаются именно потому, что в этом мироздании живет существо, которое не создано, а создается. Непрерывно, снова и снова. Да и мир не завершен, не готов. Философ работает путем «запределивания» такого рода ситуаций. То есть он строит понятия, посредством которых эти ситуации и эти связки можно представить в предельно возможном виде и затем мыслить на этом пределе, мыслить, так сказать, «в идее». Ну, скажем, если он хочет продумать проблему государства, то обязан представлять государство в виде предельно осуществляемой идеи государства. Вся сложность состоит в том, что при этом философ не утверждает, что эти предельные описания являются изображением каких-то реальных предметов в мире. Философ знает, что предельное описание есть средство мышления. Взаимосвязь философии, развития сознания и становления человека в трактовке авторов. Философия нужна обществу, люди должны уметь мыслить, размышлять самостоятельно. Для философствования не обязательно иметь специального образования, философствовать может каждый. Человек должен сам понять и изучить себя, должен уметь анализировать и осознавать всё что происходит и находится вокруг него, не жить по инструкции и не быть инфантильным. Человек должен осознавать последствия своих действий или бездействий. Сознание наше живет в напряженном поле, очерченном предельными границами смыслов, и ясность в нем возможна только тогда, когда мы владеем языком этих смыслов, то есть понимаем их отвлеченность, их граничную природу, умеем читать то, что они нам говорят о наших возможностях и природе, и когда сами достаточно развиты для этого. В то время как научные исследования ведутся по отдельным предметам, знать о которых каждому совершенно не обязательно, философия имеет дело с бытием в целом, которое имеет отношение к человеку как человеку, а также с истиной, которая там, где она вспыхивает, захватывает глубже, чем любое научное познание. |