Муниципальное общеобразовательное учреждение школа 2 города ясиноватая Творческая реализация
Скачать 18.9 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №2 ГОРОДА ЯСИНОВАТАЯ» Творческая реализация педагогических идей Василия Александровича Сухомлинского в системе художественно – эстетического воспитания. Подготовила учитель Музыки Тютюнник Татьяна Виталиевна Творческая реализация педагогических идей Василия Александровича Сухомлинского в системе художественно – эстетического воспитания. Познавая ценности искусства, Человек познаёт человеческое в человеке, Поднимает себя до прекрасного. Василий Сухомлинский Формирование художественно – эстетических интересов школьников. Во все времена воспитанию личности средствами искусства придавалось ведущее значение, поскольку оно, синтезируя в себе истину, красоту, добро, в руках педагога является наилучшим оружием для формирования человека – мыслителя, человека – творца, жизнестойкой и жизнеспособной личности. Самым эффективным путём в процессе формирования художественной образованности, художественной культуры школьников является использование разных видов искусства. Именно на уроках искусства можно создать такую культурную среду, которая будет способствовать решению образовательных заданий, которые направлены на интеллектуальное, художественное и творчески – практическое развитие каждого ученика. Сегодня, когда с особой остротой встаёт задание формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и развития культурных традиций народов, преподавание предметов художественно – эстетического цикла должно стать одним из приоритетных направлений в обучении и воспитании школьника, в развитии его ЛИЧНОСТИ. Очень остро стоит в современном обществе и требует решения проблемы формирования духовности детей. Современный учитель ищет, экспериментирует…Но иногда забывает, что каждый год в первый класс приходят совсем другие дети, другое поколение. Они мыслят быстрее, владеют большей информацией. Вот только удивляются меньше, меньше восхищаются, любуются. Тенденция к безразличию прогрессирует. Как пробудить в наших детях заинтересованность к самим себе и к окружающей среде? Как объяснить, что самое интересное – это они САМИ, а не игры в компьютере? Как сделать творческую деятельность необходимой потребностью в жизни? Предметы художественно – эстетического цикла должны иметь направление не только на усвоение определённых знаний, умений и навыков, но и прежде всего должны вызывать позитивные эмоции, обогащать внутренний мир ребёнка, вырабатывать тем самым потребность в творческом познании. В своё время Виктор Гюго говорил, что «есть три решающих фактора, которые имеют решающее значение в успешном развитии каждого народа – это буква, цифра и НОТА. Если буква существует для нас как средство общения, цифра – для мышления, а нота – для СЕРДЦА!» Поэтому дело учителей художественных дисциплин научиться и научить познавать то, что делается в душе и в сознании наших воспитанников, когда мы вместе с ними пытаемся познать искусство и себя. А уже через самопознание постичь умом и окружающий мир. Это и есть, собственно, подход к пониманию искусства. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от неё. Без музыки тяжело переубедить человека, который вступает в мир в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической и моральной культуры». Василий Александрович не имел специального музыкального образования, но в своей литературно – педагогической деятельности неоднократно поднимал проблемы воспитания детей средствами музыкального искусства. Любовь Сухомлинского к музыке оказала влияние на его творческую деятельность. В своих педагогических трудах он утверждает, что музыка – язык чувств, тончайших оттенков настроения, могущественное средство эстетического воспитания. В.А.Сухомлинский очень убедительно доказал, что основой воспитания личности является его эстетическое отношение к природе. Вчитываясь в МУДРЫЕ книги педагога, замечаем, что природу он не только видит, а и слышит. Так в своей работе «Павлышская средняя школа» читаем: «Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебряных звоночков жаворонка в бездонном летнем небе, шелест снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку ЖИЗНИ». Музыка, как считал Василий Александрович – могущественный источник мысли. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления, она незаменимое средство воспитания творческих сил УМА! Так, слушая мелодии Эдварда Грига, дети рисовали в воображении сказочные пещеры, непроходимые леса, добрых и злых существ. Они стремились воплотить на бумаге сказочные образы; даже самым молчаливым хотелось говорить. Музыка пробуждала энергию мышления самых инертных детей. Особенное место в творческом наследии Василия Александровича занимает СКАЗКА. В Павлышской школе есть комната сказок, где очень много рисунков, которые воссоздают эпизоды с разных народных сказок. В комнате создаётся обстановка в зависимости от замысла сказки, которую читают или инсценируют в сопровождении музыки. Известно, что Сухомлинский не только выдающийся педагог, но и талантливый писатель. Он создал для детей много сказок, рассказов, рассказов, в которых воплощены глубокие мысли о эстетике окружающего мира, человеческие взаимоотношения. Немало этих сказок посвящено Музыке природы. Пчелиная МУЗЫКА. С утра до вечера на пасеке звенит пчелиная музыка. Закроешь глаза и слышишь, будто струна звенит. Где эта струна? Может быть, в ульях? Может, сидят там пчелки и играют на каком-то необычном инструменте? Ведь звенит музыка всюду — и возле ульев, и в саду, и в цветущей гречихе. Весь мир поет. И синее небо, и солнце — все поет. А может быть, тоненькие струны в цветах? Может, натянуло их солнце между лепестками? Прилетит пчела к цветку, сядет между лепестков и играет на тех маленьких струнах маленькими лапками. Флейта и Ветер. В саду на лавке сидел Музыкант. Он играл на флейте. К его чудесной песне прислушивались и птицы, и деревья, и цветы. Даже Ветер прилёг под кустом и с удивлением слушал игру на флейте. Играл Музыкант про солнце в голубом небе, про беленькое облачко, про серенькую пташку-жаворонка и про счастливые детские очи. Замолкла песня, положил Музыкант флейту на лавку и пошёл домой. Взвился Ветер из-под куста, прилетел к флейте, да и дунул со всей силы. Загудела флейта, словно осенняя непогода под стрехою. Подул ветер ещё сильнее, а флейта не играет - гудит да и гудит. «Отчего так? - думает Ветер. - Я легко могу вырывать дубы с корнями, скидывать крыши с домов. Почему же флейта на покоряется мне - не играет?» Как показывает опыт работы Василия Александровича Сухомлинского, слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся не только к восприятию музыкальных произведений, но и к хоровому пению. В процессе систематической работы по музыкальному воспитанию Василий Александрович оберегал детей от большого количества впечатлений, что приводит к снижению эмоциональности. Это стоит учитывать учителям музыки: ведь часто бывает, что урок перенасыщен музыкальными впечатлениями и дети быстро устают. Доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор – этот далеко не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основа педагогическая система В. А. Сухомлинского, свидетельствует о ее безусловной гуманистической направленности. В целях достижения эффективности обучения В. А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения Сухомлинского В. А. являются: природа, книга, СКАЗКА, труд. |