Главная страница
Навигация по странице:

  • Предпосылки возникновения

  • Истоки экзистенциализма: предшественники и основоположники философских идей

  • Сёрен Кьеркегор

  • Эдмунда Гуссерля.

  • Саая Ай-кыс. Что такое экзистенциализм Латинское слово existentia в переводе обозначает существование


    Скачать 19.78 Kb.
    НазваниеЧто такое экзистенциализм Латинское слово existentia в переводе обозначает существование
    Дата14.12.2022
    Размер19.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСаая Ай-кыс.docx
    ТипДокументы
    #844303

    Что такое экзистенциализм?

    Латинское слово existentia в переводе обозначает «существование». Оно дало название одному из самых ярких и основополагающих философских течений XX века. Экзистенциализм – это философия, в основе которой лежит проблема человеческой жизни и смысла существования на земле. Это течение возникло в результате так называемого «персоналистического» поворота в философии. Много веков ума мыслителей занимали проблемы общественные, вопросы познания основ цивилизации, мира вещей и мира людей. Экзистенциалисты же поставили во главу угла внутренний мир человека, в центре их внимания оказались жизнь и смерть, ощущения, эмоции человека, проблемы выбора и самоопределения.  

    Экзистенциализм часто представляют как пессимистическую, упадническую, мрачную философию, говорящую о безвыходности и бессмысленности бытия, о ничтожности человека. Однако, в экзистенциальных идеях немало нюансов. 

    Экзистенциализм – это особый взгляд «изнури», он далеко не всегда мрачен, это учение об уникальности каждого конкретного человека, о его внутренней свободе, о том, что каждый может раскрасить свою жизнь нужными красками.

    Предпосылки возникновения

    Очевидно, что возник экзистенциализм не на пустом месте. Он стал ответом интеллектуалов на смену «системы координат» в общественной жизни и на кризис общественного сознания, возникший в начале XX века. Экзистенциальная философия логично проистекает из предыдущего философского опыта человечества и демонстрирует переосмысление и новый ракурс понимания этого опыта.

    В Средние века философская мысль была погружена в «теологический дурман», философия была объявлена «служанкой богословья». Основными были вопросы о существовании бога, философы занимались осмыслением и обоснованием религиозных догматов. На смену средневековой религиозной философии пришла рациональная философия Возрождения, переключившая внимание с бога на человека. Во главу угла ставилось знание, а альтернативой религии объявлялась наука. Возрождение стало основополагающей эпохой, заложившей позитивный взгляд на природу человека. Человек был объявлен «центром вселенной», торжествовали идеалы гуманизма.

    Истоки философии экзистенциализма связаны с постепенным разочарованием в идеалах гуманизма. Мысль Нового времени подошла к своему логическому завершению, стал очевиден кризис рационального сознания и гуманистического взгляда на мир, а это, в свою очередь, сопровождалось и кризисом морали. Умы вновь обратились к религии, к попыткам осмысления иррационального. Если раньше челочек понимался сначала как «божественное творение», потом как «венец природы», то крах гуманистических идеалов вновь поставил вопрос о том, кем же всё таки является человек, и что он делает на земле.

    Истоки экзистенциализма: предшественники и основоположники философских идей

    Экзистенциализм громко заявит о себе первой трети XX века. Предвестниками и основоположниками экзистенциализма в мировой философии считаются датчанин Сёрен Кьеркегор и испанец Мигель де Унамуно..

    Заслуга Кьеркегора в том, что, будучи протестантским теологом-богословом, он заложил основы принципиально нового понимания религиозности и показал несостоятельность рационализма. Он резко критиковал Гегеля, а строгой научности скандинавский мыслитель противопоставил абстрактное мышление. В центр философии Кьеркегора встал шекспировский вопрос «быть или не быть».  «Или-или» - основное противоречие, вынесенное философом в заглавие своего труда. Он размышлял о проблеме выбора и свободе, о вариативности человеческого существования, которое сродни движению и всегда осуществляется по траектории «или-или».

    Называя скандинавского предшественника «своим братом», испанский писатель и мыслитель Унамуно причудливо соединил в своей философии персональное и общественное, но показал глубоко личное. Показательна его фраза «У меня болит Испания». То есть историю своей страны и проблемы её развития философ воспринимает как собственную боль. Унамуно показал закостенелость христианской традиции, он выступал против мертвых догм и противопоставлял ей индивидуальную религию. Становление философского экзистенциализма тесно связано с феноменологией. Это течение в западное-европейской мысли продемонстрировало преодоление реалистических идеалов. Основой феноменологии стало учение  немецкого мыслителя Эдмунда Гуссерля.Уже само название течения говорит о том, что центральным понятием в нём является феномен. Феномен понимался, как «отражение чего-то в чем-то». Например, феномен бога проявляется через иконы, сами же иконы не имеют божественной сущности. Своими идеями Гуссерль поменял представление реальности. Ранее считалось, что реальность объективна и существует независимо от человека. Мыслитель показал, что все элементы реальности преломляются у нас в сознании, которое олицетворяет «реальность, находящуюся в наших головах».

    Названные мыслители оказали ключевое влияние на формирование основных понятий, категорий и сущности философии экзистенциализма.


    написать администратору сайта