Главная страница

фанфик. Что такое фанфик


Скачать 42.17 Kb.
НазваниеЧто такое фанфик
Анкорфанфик
Дата05.01.2023
Размер42.17 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафанфик.docx
ТипДокументы
#873699

Титульный лист


Оглавление




Введение 3

1. Что такое фанфик 4

2. Чем он отличается фанфик от литературы 6

3. История появления 8

4. Фанфик в современном мире 10

5. Опрос: «Отношение людей к фанфику» 12

Заключение 14

Список литературы 15


Введение



Фанфик — жанр сетевой литературы, создаваемый фанатами по мотивам художественного произведения. За счёт молодого поколения этот сегмент сети стремительно развивается, но взамен на доступность фанфиков появляется проблема их низкого качества. Фанатские произведения не редактируются на должном уровне, здесь может страдать и грамотность, и лексика, и логические моменты. Что приводит порой к негативному восприятию фанфиков обществом. Проблема состоит в отсутствии каких-либо границ при создании текста, например, чрезмерное употребление клише, что довольно часто портит фанфик. Начинающим писателям не хватает подробных инструкций, подталкивающих к более правильному написанию произведений.

Цель: Провести сравнительную характеристику на основе литературного анализа авторского фанфика и классического.

Задачи:

— Изучить теоретические основы фанфиков;

— Провести сравнительную характеристику классического фанфика и авторского;

— Провести анкетирование среди подростков.

Объект исследования: Фанфик оригинальный, классический и авторский.

Предмет исследования: Жанровое разнообразие фанфиков.

1. Что такое фанфик



Все без исключения читали какие-либо книги, и у особенно понравившихся додумывали собственное развитие сюжета. К примеру, последующую судьбу отдельных героев, или же элементарно в общих чертах представляли продолжение. Иногда читателям кажется, что автор был не прав, создавая определенный конец своего произведения или что книгу можно было написать ярче, красочнее, интереснее.

Желание читателя поделиться своими мыслями на уже имеющийся художественный текст, дополнить его сюжет, поделиться своим творчеством с другими и получить либо признание, либо критику, — вот что лежит в основе такого процесса, как фикрайтерство.

Фанфик – жанр массовой литературы, создаваемый по мотивам художественного произведении его поклонниками, обычно на некоммерческой основе (для чтения другими поклонниками). Этимологически слово «фанфик» произошло от двух английских слов: fan – поклонник и fiction – художественная литература, поэтому рассматривать это слово как слово, содержащее в своем морфемном составе уменьшительно-ласкательный суффикс –ик-, придающий ему значение чего-то небольшого, незначительного, нельзя. Фанфик основывается на каком-либо одном или нескольких оригинальных произведениях, как правило, литературных или кинематографических, и использует его идеи сюжета и/или персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений) и так далее. Фанфик – разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства.

Фикрайтерами называют тех людей, которые создают фанфики. Кроме того, есть те, которых называют бета или бета-ридер. Под этим понимается человек, который прочитает работу перед публикацией, поможет исправить ошибки и укажет на явные недочеты. Беты необходимы авторам фанфиков так же, как и профессиональному писателю требуется редактор. Непредвзятый взгляд на произведение со стороны помогает улучшить его качество.

2. Чем он отличается фанфик от литературы



С одной стороны данный вид творчества – вполне залужено презираем как вторичный, графоманский бред, исполненный на низком художественном уровне, с другой стороны ведь и среди отпечатанных книг можно найти и вторичные вещи, и написанные абы как, и с явными признаками графомании.

А бывают фанфики написанные очень даже хорошо, хотя вряд ли можно сказать, что они затмевают оригинал (хотя фендом Гарри Поттера, наверное, не согласится), но вполне достойные составить конкуренцию каноническим текстам.

1) Использование чужих героев и (или) чужого мира. Это самый важный критерий. Тут сказать в оправдание практически нечего – факт имеет место. Людям нравится играть с чужими игрушками, кому бережно, кому не очень, но этот мир – не принадлежит автору фанфика. О чем он обычно заявляет, вспоминая об авторском праве.

2) Размер. Нет никаких ограничений, публикация же предполагает определенные объемы.

3) Сюжет. Зачастую банальный до предела, либо повторяющий то, что уже было видено в сериале, читано в книге, либо дописывающий того, чего там не было, но очень бы хотелось. По видам сюжетов можно написать отдельное исследование, с комментарием психиатра по части авторских тараканиусов. Это как-нибудь в другой раз. Один из критериев отсева рукописей – «про это уже читали, пишите что-то оригинальное». Отсюда вероятность нарваться на тупость и вторичность в изданной книги весьма ниже, чем при раскопках фикархива.

4) Качество текста – тоже, увы и ах, в большинстве своем, как не грустно, но фики это литература крайне низкого художественного уровня, изобилующая орфографическими, грамматическими, и прочими ошибками, любительское творчество: спектакль в Доме колхозника.

Однако все эти отличительные и отрицательные черты фикрайтерского творчества с легкостью превращаются в достоинства для фикридеров.


3. История появления



«Завещание Крессиды» (The Testament of Cresseid) Роберта Генрисона можно рассматривать как очень раннюю форму фанфика. История основана на поэме «Троил и Крессида» (Troilus and Criseyde) Джеффри Чосера и, как и большинство фанфиков, создана, чтобы заполнить бреши в оригинальной работе. В своём рассказе Генрисон ввёл трагическую концовку со смертью Крессиды, поскольку её трагическая судьба не была упомянута в Чосеровской версии произведения.

Шарлотта Бронте и её сёстры написали много историй, детализирующих фантастические приключения Артура Уэллсли и двух его сыновей: Артура и Чарльза. Последующие рассказы были сфокусированы на его сыне Артуре, который стал почти супергероической фигурой, герцогом Заморной. Юношеские произведения Бронте являются ранним образцом «фанфиков о реальных людях».

На рубеже XX века мир посмотрел с новой стороны на произведение Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»: на его основе были созданы пародии такими авторами, как Фрэнсис Бёрнетт и Эдит Несбит. Также поклонниками Артура Конан Дойля было написано несколько версий «Приключений Шерлока Холмса».

Незадолго до начала 1965-го года выражение «Fan fiction» было использовано в фэндоме научной фантастики, чтобы обозначить самостоятельное произведение (хоть и любительское, но выполненное в жанре научной фантастики и опубликованное в научно-фантастическом журнале) как отрасль, отличающуюся от общепринятой художественной литературы, созданной профессиональными писателями; или разновидность художественного творчества поклонников искусства, основанную на каком-то фэндоме.

Как бы то ни было, современное понятие фанфика — как художественного воплощения какого-то фэндома посредством интерпретации собственных фантазий поклонников — было популяризовано и получило чёткое определение именно благодаря фэндому по «Звёздному пути» и научно-фантастическим журналам по нему, опубликованным в 1960-х годах. Первый научно-фантастический журнал «Spockanalia» (1967-й год) содержал фанфик. Такие научно-фантастические журналы производились с помощью единичной печати и распространялись посредством почты между другими поклонниками или продавались на съездах по научно-фантастической тематике за незначительную цену, которая лишь покрывала потраченные расходы.

4. Фанфик в современном мире



Зачастую фанфики пишут тогда, когда фанат остается неудовлетворен оригинальным сюжетом произведения. Например, намекает на романтические отношения между близкими друзьями, но не развивает полноценную романтическую линию. В результате на «Фикбуке» можно найти, например, около 17 тысяч слеш-фанфиков с пейрингом Шерлока и Ватсона из сериала Би-би-си.

Кроме того, фикрайтеры могут закрывать сюжетные пробелы, объяснять мотивацию персонажа, если она не была достаточно раскрыта в оригинальном произведении, переключаться с главных героев на второстепенных, писать истории от лица антагониста с переворачиванием морали.

Некоторые авторы рассматривают фанфикшен-платформы прежде всего как полигон для развития литературного таланта, где нет ограничений и есть доступ к аудитории. Они отказываются от привязки к фандомам и публикуют ориджиналы — истории с оригинальными персонажами и сюжетами.

«Уникальность фанфикшена — в полном отсутствии ограничений, которые чаще всего накладывают на авторов издательства, — рассказывают Анна и Ержан, представители команды «Фикбука» — Фанфикшен разрешает все: собрать в рамках одной вселенной героев из разных поп-культурных миров, перенести действие в любое время и место событий, исправить то, что не устроило автора в сюжете любимого произведения, и так далее. Это и отличает его от официальной литературы, а качественный уровень многих работ несравненно выше, чем у тех изданий, которые порой можно обнаружить на полках книжных магазинов».

На сегодняшний день «фанфики» публикуют на многих сайтах в интернете.

«Фикбук», или «Книга фанфиков», — крупнейший русскоязычный интернет-ресурс, где публикуются и обсуждаются фанфики. Появился в 2007 году как альтернатива англоязычному Fanfiction.net. Сайт не позволяет фикрайтерам монетизировать творчество, но зарабатывает сам за счет платных функций: можно улучшить аккаунт, поднять свою работу в поисковой выдаче. На «Фикбуке» нельзя публиковать чужие фанфики, тексты на иностранном языке, личные заметки. Запрещены описания сексуальных отношений героев до возраста согласия (в России — 16 лет).

Fanfiction.net — один из крупнейших сайтов, посвященный фанфикшену, запущенный в 1998 году разработчиком Сингом Ли. Именно на этой платформе фикрайтеры впервые смогли публиковать истории с любыми героями из любых фандомов. Самыми популярными фандомами на Fanfiction.net стали «Гарри Поттер», «Наруто», «Сверхъестественное» и «Сумерки». Именно там впервые были опубликованы «Пятьдесят оттенков серого» (о нем ниже). В отличие от «Фикбука», на сайте не было возможности для общения фанатов, поэтому комьюнити переместилось в твиттер.

Archive of Our Own (AO3) — некоммерческий архив фанфиков, созданный в 2007 году как альтернатива ресурсу FanLib фикрайтеркой и писательницей Наоми Новик. Новик выступает за свободу творчества, помогает начинающим авторам и всячески продвигает фанфикшен как способ начать писать. На AO3 практически нет цензуры, а в 2021 году количество опубликованных там фанфиков достигло 7 миллионов.

Wattpad — на данный момент самый популярный сайт и мобильное приложение о фанфикшене: в 2020 году он насчитывал 500 миллионов пользователей. У платформы есть русскоязычная версия, которая пользуется популярностью у авторов ориджиналов. Каждый год сайт проводит премию Wattys, в рамках которой выбираются лучшие фанфики и оригинальные произведения за год.

5. Опрос: «Отношение людей к фанфику»



Мною был проведен опрос, в ходе которого были освещены следующие вопросы «Как вы относитесь к фанфикам?»; «Читаете (пишите) ли вы фанфики?»; «Как вы считаете, являются ли фанфики полноценными литературными произведениями?».

Результаты опроса вы можете рассмотреть далее.



Исходя из результатов опроса, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, большинство опрашиваемых положительно относятся к существованию фанфиков.

Во-вторых, не так много опрашиваемых являются фикрайтерами. В-третьих, на счет того, являются ли фанфики полноценными литературными произведениями, существуют довольно противоречивое мнение, но все же с небольшим отрывом лидирует ответ «Да, являются».

Заключение



В работе рассматривается фанфик как жанр массовой литературы, история его появления, жанровые и тематические разновидности. Также уделено внимание вопросу: является ли фанфик произведением искусства. Рассматривается сообщество фикрайтеров.

Фанфики являются смежной разновидностью творчества и включают в себя как элементы оригинального мира, так и вымысел фикрайтера, выходящий за каноны оригинала. Поскольку большинство фанфиков ориентированы на чтение другими поклонниками, то зачастую предполагается, что читатель должен быть ознакомлен с оригинальным произведением искусства.

Фикрайтерство можно отнести к хобби, так как авторы не хотят извлекать из своих произведений какой-либо выгоды.

Итогом изучения фанфиков для меня стало сравнение фанфиков на основе произведения Дж. Роулинг о Гарри Поттере.

Изучив, что такое фанфики, как они создаются и попробовав написать свой, я пришла к выводу, что фанфики не наносят вред канонической истории, созданной автором в том случае, если фикрайтер пользуется оригинальным текстом, в основном сохраняя характеры персонажей и события.

Список литературы





  1. Епишкин, Н.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М: ЭТС, 2020.

  2. Фанфик // Википедия. [2013—2015]. Дата обновления: 26.11.2022. URL: http://ru.wikipedia.org /?oldid=72363109

  3. Шагалова, Е.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века. - М: АСТ, 2021. — С. 329-330.

  4. Книга Фанфиков [электронный ресурс]. URL: https://ficbook.net /

  5. Форумы Поттер-Фанфикшн [электронный ресурс]. URL: http://forum.fanfics.me /

  6. Форум фанфиков - Fanfics.info [электронный ресурс]. URL: http://fanfics.info/forum

  7. Snapetales.com [электронный ресурс]. URL: www.snapetales.com /

  8. Fanfics.me [электронный ресурс]. URL: http://www.fanfics.me /


написать администратору сайта