Главная страница
Навигация по странице:

  • О какой науке идет речь в данном отрывке

  • Назовите гносеологические корни философии, согласно Аристотелю

  • Задание 2. Ознакомьтесь с выдержкой из энциклопедического словаря крылатых слов и выражений и ответьте на вопросы, используя философскую терминологию

  • О какой философской проблеме идет речь в данном тексте Какой раздел философии занимается изучением данной проблемы

  • Задание 3. Ознакомьтесь со взглядами современных философов на проблему истины и, используя теоретический материал, ответьте на вопросы

  • Задание Сократ, Платон, Аристотель. Сократ. Платон. Аристотель


    Скачать 17.56 Kb.
    НазваниеСократ. Платон. Аристотель
    Дата07.11.2021
    Размер17.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадание Сократ, Платон, Аристотель.docx
    ТипДокументы
    #265366

    СОКРАТ. ПЛАТОН. АРИСТОТЕЛЬ.

    Задание 1. Ознакомьтесь с оригинальным философским текстом, автором которого является выдающийся античный мыслитель Аристотель, и ответьте на вопросы:


    1. О какой науке идет речь в данном отрывке?


    2. Сформулируйте главную онтологическую проблему, которая решалась в античной философия?


    3. Назовите гносеологические корни философии, согласно Аристотелю?

    4. Согласны ли Вы с мнением Аристотеля о том, что не получение пользы, а достижение истинного знания должно быть целью философии и науки? Ответ кратко обоснуйте.

    «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины… Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало удивление, а затем они задавались вопросом о более значительном, например, о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Если таким образом, начали философствовать, чтобы избавится от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремится ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы». (Аристотель, «Метафизика»)

    Задание 2. Ознакомьтесь с выдержкой из энциклопедического словаря крылатых слов и выражений и ответьте на вопросы, используя философскую терминологию:


    1. О какой философской проблеме идет речь в данном тексте?


    2. Какой раздел философии занимается изучением данной проблемы?

    В мировой литературе в романе «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля Сервантеса (1547—1616) впервые встречается фраза «Платон мне друг, но истина дороже». Первоисточником являются слова древнегреческого философа Платона. В сочинении «Федон» Платон вкладывает в уста своего учителя Сократа такие слова: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине».

    Похожая фраза есть и у Аристотеля, который в своем сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее».

    Задание 3. Ознакомьтесь со взглядами современных философов на проблему истины и, используя теоретический материал, ответьте на вопросы:

    1. В чем различие взглядов Платона и Аристотеля с одной стороны и представителей постпозитивизма Л. Лаудана и Т. Куна с другой на проблему истины?

    2. К чему должен стремиться настоящий философ или ученый, по Вашему мнению? Аргументируйте свой ответ.

    Американский философ и методолог Ларри Лаудан, представитель постпозитивистской философии науки, считает, что наука призвана не объяснять факты, а решать проблемы. С точки зрения Лаудана вопросы истинности в науке обычно не волнуют ученых, когда они определяют, решает ли данная теория ту или иную проблему. При этом сам по себе факт автоматически не становится проблемой: науку интересуют только те факты, для которых она «созрела», и то, что мы считаем проблематичным, зависит от нашего общего теоретического видения мира. Американский философ исходит из того, что никому еще со времен Платона не удалось обосновать достижимость Истины. Поэтому, если научная рациональность заключается в стремлении к истинному знанию, а «истина» определяется в ее классическом, непрагматическом смысле, то наука иррациональна (нерациональна). В то же время, Лаудан отрицает в научном познании не истинность как таковую, а ее значимость для ученого, который в своей повседневной научно-исследовательской деятельности руководствуется прагматическими (или наоборот, метафизическими) критериями, позволяющими ему отбирать и анализировать интересные для него факты и проблемы.

    По мнению Томаса Куна, известного историка и методолога науки, цель деятельности ученого - не истина (этот термин оказывается излишним при описании научной деятельности), а решение концептуальных или инструментальных «головоломок». Успех вознаграждается признанием соответствующего научного сообщества; мнение людей, не включенных в это сообщество, вообще игнорируется или учитывается в незначительной мере. Поэтому, с одной стороны, научное сообщество крайне консервативно в своих оценках собственной рациональности (эта консервативность - условие единства и общности, с другой стороны, оно настроено почти всегда на полное отрицание «иной» рациональности, претендующей на решение тех же «головоломок».


    написать администратору сайта