Философия. 1. Философия. Что такое философия
Скачать 27.64 Kb.
|
Что такое философия? Философия – это: любовь к мудрости (phileo – любовь, sofia – мудрость); поиск истины; научение мудрости (софистика); познание первых начал и причин бытия; размышления (внимание к смыслам, значениям слов); теория (умозрение), опирающая на закон и слово; искусство (обращение к идеалам); «духовная работа» (работа с сознанием). Термин «философия» обычно употребляется в трех значениях: одна из форм мировоззрения; наука со своим предметом исследования; особая форма общественного сознания, отражающая одну из сторон действительности. Итак, можно сказать, что философия – это одна из древнейших наук, изучающая общие и фундаментальные вопросы о существовании, разуме, знании, ценностях, уме и языке. Философия изучает законы устройства мира и общества, процессы познания и мышления, принципы нравственности и морали. Этапы исторического развития философии. В развитии философии различают следующие основные этапы: Философия Древнего Востока (VII-Vl вв. до н.э.); Античная философия (с VI в. до н. э. до V в. н.э.); Средневековая философия (VI-XIV вв. н.э.); Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.); Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.); Классическая и постклассическая философия (XIX в.); Современная философия (XX в.). Философия Древнего Востока. Философия Древнего Востока (Индия, Китай) сформировалась в условиях деспотичных государств, где человеческая личность была поглощена внешней средой (неравенство, жесткое кастовое деление). Большое влияние мифологии, культ предков, тотемизм сказались на недостаточной рационализированности и системности восточной философии. Это первоначальная, коренная философия. Античная философия. Это философия древних греков и древних римлян. Она внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, в ней заключено начало западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий, проблем. Даже в наше время возвращаются к античной философии как к своему источнику и колыбели, образцу мышления. Сам термин «философия» возникает тоже здесь. Философ - это человек, ищущий, любящий истину. Поэтому его цель - понять, в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия. Понять с помощью разума, используя рациональную аргументацию. Надо объяснить мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии, как это делают искусство и религия. Философия - не просто поиск истины, но и способ жизни, присущий свободному человеку. Средневековая европейская христианская философия. Занимает большой период времени. Главная особенность этого этапа философии - ее сопряженность с верованиями христианства. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Церковь являлась в те времена центром духовной культуры и образования. Естественно, философия выступала как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию - теологическому (богословскому). Подавляющее большинство философов того времени были представителями духовенства. Философия Ренессанса (Возрождения). Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре. Идеалом знания становится светское знание. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства, резко протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа клиром, зовущие к возрождению первоначального «апостольского» христианства. Главная особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Философия Нового времени. это время становления и оформления естественных наук, отделившихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика становятся самостоятельными науками. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают новые задачи и приоритеты в философии Нового времени. В центре внимания новой философии - теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если специальные «частные» науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Немецкая классическая философия. Является одним из важнейших этапов развития европейской философии по богатству и значимости содержащихся в ней идей. Представители школы: И. Кант (1724-1804); И.Г. Фихте (1762-1814); Ф.В.Й. Шеллинг (1775-1854); Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), Л. Фейербах (1804-1872) и поныне остаются признанными гениями, с идеями которых соглашались и развивали, либо отрицали и критиковали большинство философов XIX-XX вв. Несмотря на то, что эти мыслители крайне своеобразны в своем творчестве, немецкая классическая философия - единое духовное образование. Постклассическая европейская философия XIX - нач. XX вв. Возникла в результате критики классической философии (прежде всего немецкой). Классические решения основных философских проблем отвергаются или изменяются. Постклассическая философия не является однозначной по содержанию, в нее входят разные концепции и направления. Это иррационализм. Современная западная философия XX в.. Классическая западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. При этом большинство мыслителей исходило из тезиса доступности познания и достижения истины любым человеком. Такой гносеологический «демократизм» дополнялся «оптимизмом». Считалось вполне возможным на основе постижения законов природы и общества господствовать над ними. Это означало прежде всего достижение материального благоденствия человечества при помощи науки и высочайшего развития человека, всех его духовных и физических сил, при помощи установления оптимального общественного устройства. Мыслители конца XIX в. заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского «цивилизованного» человека. Философия и мировоззрение. Философия имеет органическую связь с мировоззрением. "Мировоззрение" – понятие многогранное, отражает сложные процессы духовно-практической жизни человека. В общем, мировоззрение - это форма общественного сознания, способ духовно-практического освоения мира. Философия тоже является специфическим мировоззрением. Определенным способом духовно-практического освоения мира. Философия как мировоззрение является системой наиболее общих взглядов на мир, природу, общество, человека, познания. Она теоретически обосновывает свои положения и выводы, основные принципы социально-политической, научной, моральной, эстетической деятельности человека, то есть осваивает мир как духовно (теоретически), так и практически. Философия и мировоззрение имеют общность: 1) являются своеобразными формами общественного сознания, способами духовно-практического освоения мира; 2) имеют одинаковый предмет осмысления - отношение "человек - мир"; 3) дают целостное представление о мире, человеке, ее происхождение и т.п., 4) имеют общность по некоторым своим функциям. Для характеристики мировоззрения используются понятия "общая картина мира", "мироощущение", "мировосприятия", "миропонимание" и т.п. Для философии важнейшими в этом контексте "миропонимания". Разные по своей структуре. Мировоззрение включает в себя онтологию, логику, гносеологию, диалектику, антропологию и т.п. В структуре философии: опыт, знания, вера, ценностные ориентации, убеждения и т.д. Философия и наука. Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности. Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Философия — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие, может быть, как положительным, так и отрицательным. Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует: — на первоначальные позиции ученого; — его отношение к миру и познанию; — на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.). Основной вопрос философии. Основной, базисной, проблемой философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Понятия «бытие»-«природа»-«материя» и «дух»-«мышление»-«сознание» в данном случае употребляются как синонимы. В существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, то есть существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные (идеальные, существующие в сознании). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической стороны в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. Функции философии. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ: 1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. 3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания) 4. Роль КРИТИЧЕСКОЙ функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. 5. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) - заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. 6. СОЦИАЛЬНАЯ функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. 7. ВОСПИТАТЕЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические идеалы и ценности, прививать их человеку и обществу. 8. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. 7. Основные разделы философии (структура философского знания). Онтология (от греч. Оntos - сущность и logos - учение) учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия, его самая общая сущность и определение. Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленными и разнообразными вещами. Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: является ли напрасным. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия. Гносеология. Теория познания имеет свои истоки в стародавних философских учениях. Уже у античных мыслителей мы находим сложные размышления о том, каким же способом человек сдерживает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет – можно ли вообще познать истину. Социальная философия близка к теоретической социологии, рассматривает организацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоотношения, которые существуют между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отношений. Этика - это философская теория моральности, которая изучает, что такое характер, натура человека и как они соотносятся с представлением о надлежащем. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какая вообще природа морали, добрая и зла, что такое дом, совесть, вина, почему ответственность - неотъемлемый спутник свободы. Философская антропология. Философская антропология пытается выяснить место человека в мире, установить его особенное качество, что отличает его от животных, выявить разовую суть человека. Она пытается выявить общие моменты и законы биологического, психического, духовно-исторического и социального развития человека. Философия изучает культуру (как вторую природу человека, как мир человеческих смыслов и ценностей) во всем объеме исторического становления и во всей глубине ее структурных спецификаций. Локальное и универсальное в культурах, природа и механицизм культуротворчества, способы трансляции социокультурного опыта, взаимоотношения культуры и цивилизации, культуры и свободы – вот круг проблем философии культуры. Особенности античной философии. В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности: материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира); на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям; человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; были заложены два направления в философии — идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое. Особенности Восточной философии. К особенностям Восточной философии относят: Деление общества на варны – социальные сословия, принадлежность к которым давалась человеку при рождении. Все население Индии было разделено на 4 варны: брахманы – жрецы (высшее сословие), кшатрии – воины и правители, вайшьи – ремесленники и шудры – слуги (самое низшее сословие). Самая тесная связь с религией, в которой присутствовало огромное количество богов – более трех тысяч на все случаи жизни. Полная уверенность в том, что космос представляет собой живую субстанцию. Одним из центральных положений индийской философии является признание существования кармы – неотвратимого закона причины и следствия. Суть кармы заключается в том, что список добродетелей и греховных деяний человека на протяжении его жизни определяет его дальнейшее перерождение. Особенности философии Средневековья. Средневековая философия была зачастую богословская — философы того времени озадачивались больше проблемами теологии. Однако представители средневековой философии всё-таки использовали приёмы древних философов для решения сложный теологических вопросов. Главными особенностями средневековой философии являются: теоцентризм — Бог является центром мира и предрешает судьбу человека; монотеизм — вера в одного единственного Бога; провиденциализм — объяснение исторических событий словно это спасительный план Бога по направлению человека; креационизм — учение о том, что Бог сотворил мир и человека. Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени. Особенности философии эпохи Возрождения: 1) отрицание книжной мудрости и схоластики, словопрений и изучение самой природы; 2) возрождение интереса к материалистам античности — Демокриту, Эпикуру; 3) тесная связь с естествознанием; 4) исследование проблем человека. Среди особенностей философии Нового времени можно отметить: 1) Развитие методик познания. Остро встал вопрос достоверности знаний и эффективности способов их получения через индуктивно-эмпирический или рационально-дедуктивный метод. Появился принцип методического сомнения. Возникли идеи о независимости знаний и человека. Философия отдалилась от искусства и религии, с которыми сближалась в эпоху Античности и Возрождения. 2) Стремление сделать философию автономной. Целью мыслителей стало освобождение людей от религиозных или каких-либо других предпосылок в построении своего мировоззрения. Они хотели, чтобы человек формировал свой взгляд на мир только исходя из разумной и подтверждённой опытным путём информации. 3) Механицизм. Основной моделью для построения картины мира стала механика — наука, изучающая движение и взаимодействие материальных тел в пространстве. Философы нового времени предполагали, что по законам этой науки организуются и функционируют и все остальные сферы жизни. 4) Популярность метафизического метода. Мир рассматривался как множество объектов и явлений, которые существует независимо друг от друга и не изменяются. Потому изучать их тоже можно отдельно. 5) Материалистические взгляды. В Новое время популярной стала идея о том, что окружающий мир существует вне зависимости от восприятия человека, а бытие определяет сознание. 12. Особенности Русской философии. Особенности русский философии: 1. Не занималась процессами познания мира. Эти вопросы стояли только по отношению к человеку. 2. Антропоцентризм. Проблемы доказательства Бога сводились к вопросу «зачем это нужно человеку». 3. Обращение к проблемам нравственности. 4. Обращение к социальной проблеме «Как сделать человека лучше?» 5. Практическая направленность. 6. Связь с отечественной культурой. |