Эмпиризм в философии Нового времени. Эмпиризм в философии Нового времени
Скачать 255.69 Kb.
|
Эмпиризм в философии Нового времени XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон. В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». «Знание сила». Для Бэкона основная задача философии состоит в познании природы из самой природы и критическом исследовании природы человеческого ума (критика “идолов”, “призраков”). Его часто называют основателем эмпиризма. Эмпиризм как направление в теории познания признавал чувственный опыт источником достоверного знания. В развитии эмпиризма существовали два его типа: идеалистический и материалистический. Так, субъективно идеалистический эмпиризм во многом обязан своему существованию опыту внутренних переживаний, которые благодаря рефлексии (обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание) сводят внутренний опыт к внешнему. Материалистический эмпиризм расцвёл в Новое время. Его представляли Бэкон, Гоббс, Локк, французские материалисты XVIII века. Эта позиция наиболее ярко была выражена Бэконом, полагавшим, что индукция может обеспечить достоверность знания. Суть философии идей Бэкона- заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи опыта и знания-помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, Объектом познания, по Бэкону, выступает природа. Задача познания — исследование ее законов, а цель познания — установление господства человека над природой. Причина плачевного состояния науки кроется в отсутствии надежного метода. Истинное знание — это знание причин. Основа познания — опыт. Но истинному познанию мешают различные объективные и субъективные причины, мешающие получению истинных знаний. Он выделяет четыре группы таких причин, которые называет «идолами» познания: – Идолы рода. Они коренятся в самой природе человека, в ограниченности его ума и в несовершенстве органов чувств. – Идолы пещеры. Их источник -индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т. д. – Идолы рынка. Они порождены общественными отношениями и связанными с ними условностями: языком, понятиями обыденного и научного мышления. – Идолы театра. Они вызваны слепой верой в авторитет личностей и теорий. Другой английский мыслитель, Джон Локк (1632 – 1704 гг.), развивает традицию эмпиризма в рамках созданной им сенсуалистической теории познания, суть которой состоит в том, что человеческие чувства объявляются источником истинного знания. «В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах». Человеческую память Локк сравнивается с чистой доской, на которую в течение жизни наносятся письмена знаний. Никаких врожденных идей не существует, Опыт, из которого люди черпают знания, бывает внешний и внутренний. Объект внешнего опыта – внешний мир, а внутреннего опыта – деятельность самой души. Идеи, получаемые в результате знания, Локк делит на простые и сложные. Простые идеи получаются при помощи одного чувства и отличаются простотой и ясностью. К ним относятся идеи тепла, света, черного и тд. Простые идеи получаются пассивной деятельностью, называемой созерцанием. Сложные идеи получаются через сравнение, наблюдение, соединение простых идей. Локк различает три класса сложных вещей: модусы, субстанции, отношения. Будучи человеком верующим, он пытался примирить веру в откровение и требования разума. В вопросе об универсалиях стоял на позиции концептуализма. Познание делали на: интуитивное (познание самоочевидных истин), демонстративное (положения математики, этики, бытия Бога) и сенситивное (существование единичных вещей). Философия эпохи Просвещения: философские взгляды Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо. Философия XVIII в. в Европе продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшее обобщение философской мыслью достижений науки и общественной практики. В эпоху просвещения получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании). Развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века. Формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс. В философии XVIII в. значительное развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, который не просто выступил против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма средневековья, но и с обоснованием своего миропонимания и человеческих интересов. Конечно, философия XVIII в. неоднородна: в ней присутствует как материалистическая, так и идеалистическая мировоззренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Всех философов Просвещения объединяет идея переустройства жизни на разумных началах. Деизм-направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир человека, ход истории, выступали как против пресонификации Бога(наделение Его личностными чертам), как и против отождествления Бога с природой. Франсуа Вольтер-выступал против религии, считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не может достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие, видел необходимость в признании Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей в повиновении и жестких рамках нравственности. Вoльтер резкo критикoвал феoдальный режим с егo чудoвищными злoупoтреблениями. Oн не уставал в свoем призыве к активнoй деятельнoсти с целью уничтoжения всех фoрм варварства и дикoсти феoдальных злoупoтреблений. Жан Жак Руссo - представитель демoкратическoгo крыла идеoлoгoв Прoсвещения; oн - филoсoф, сoциальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в oбласти филoсoфии искусства (oсoбеннo музыки) и педагoгики. Свoим страстным стремлением к изменению сoциальнoгo пoрядка, бoрьбoй за научнoе мышление, всей свoей разнoстoрoнней литературнoй деятельнoстью oн, как и Вoльтер, спoсoбствoвал приближению ревoлюции вo Франции. Веря в существoвание Бoга и признавая бессмертие души, Руссo утверждал, чтo материя и дух суть два извечнo существующих начала. В вoпрoсах теoрии дoзнания oн придерживался идей сенсуализма, хoтя и был стoрoнникoм врoжденнoсти нравственных идей. Руссo пoдвергал резкoй критике феoдальнo-сoслoвные oтнoшения и деспoтический пoлитический режим. Стoль же резкo критически oн oтнoсился к частнoй сoбственнoсти, видя в ней истoчник всех сoциальных зoл. "Тoт челoвек, - писал Руссo, - кoтoрый, oкoпав и oгoрoдив данный участoк земли, сказал "этo мoе" и нашел людей, кoтoрые были дoстатoчнo глупы, чтoбы этoму пoверить, был настoящим oснoвателем гражданскoгo oбщества". В свoем знаменитoм трактате "Oб oбщественнoм дoгoвoре" Oн смелo вoсстал прoтив сoвременнoй ему цивилизации как цивилизации неравенства. Егo негoдoвание былo направленo прoтив такoй культуры, кoтoрая oтoрвана oт нарoда и кoтoрая oсвящает oбщественнoе неравенствo. Руссo различал два вида неравенства: физическoе, прoистекающее из разницы в вoзрасте, здoрoвье, дарoвании и т.п., и пoлитическoе, выражающееся в различных привилегиях. Этoму Руссo прoтивoпoставлял прoстoту и "невиннoсть" первoбытных людей. Руссo - стoрoнник естественнoгo права. Егo идеалoм былo далекoе прoшлoе, кoгда все люди были равны: да и какие раздoры мoгли быть у людей, кoтoрые ничем не владеют! 20.Иррационализм'> Философия иррационализма: А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) – обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или инородное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Неклассическая философия ставила своей целью критиковать классическую философию, особенно Гегеля. Основные направления: - иррационализм - философия жизни Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы. Важным представителем иррационализма явл. Артур Шопенгауэр. Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В мире есть воля. Волю надо понимать шире - не как качество человеческой души, а как порыв, существующий в природе и в обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама воля безосновна и беспричинна. Она выступает как бесцельная потребность выжить. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей (аффектов). Исходя из этого, Шопенгауэр провозгласил универсальным принципом своей философии волюнтаризм, согласно которому движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля. В противоположность Канту Шопенгауэр утверждал познаваемость “вещи в себе”. Первый факт сознания он видел в представлении. Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как отвлеченное, или рефлективное. Интуиция — это первый и важнейший вид знания. Весь мир рефлексии в конечном счете покоится на интуиции. По Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и к интересам воли; научное мышление всегда сознательно. Оно отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность. Фридрих Ницше-основоположник философии жизни, автор произведений Воля к власти, Человеческое слишком человеческое. Он считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационалистический взгляд на мир. Для Ницше центральной проблемой явл. проблема воли. В основе жизни лежит воля. Философ выделяет несколько видов воли: - воля к жизни - воля внутри самого человека -неуправляемая, бессознательная воля-страсти, влечения, аффекты - воля к власти. Последней разновидности воли - воле к власти-Ницше уделял особое внимание. Воля к власти у Ницше - это прежде всего вопрос о значимости любого из явлений общественной жизни. Воля к власти - это основа права сильного, оно выражается, например, во власти мужчины над женщиной. В своих трудах Ницше предрекал появление сверхчеловека. Сверхчеловек-это не герой и не великий человек. Это новая порода людей, которой еще не было в мире. Сверхчеловек не появляется из какой-либо нации, он-плод развития всего человечества. Эта новая каста сверхлюдей преобразует будущую культуру и мораль человечества. Она даст народам новые мифы взамен старых. Эти люди не будут иметь иллюзий старой морали и культуры. Справедливость для них будет стоять в неравенстве. В теории познания Ницше выступает как субъективист и агностик. Хотя он и не особенно занимается этими вопросами. Развитии цивилизаций, самого человечества связано с абсолютной бессмыслицей: религия способствует этому. Проблемы культуры, этики и эстетики, и в частности музыки, идеи бытия человека Ницше решал с позиций антикультуры, своего специфического понимания этих процессов. Современная ему культура связана с религиозной бессмыслицей – это “культура декаданса”, приниженная христианской моралью с ее культом духовности и милосердия, что вредит слиянию человека с природой. Искусство по Ницше — это сублимация чувственного удовольствия. Ницше выделяет в нем два начала: дионисийское — стихийное,— и аполлоновское —гармоническое, рефлективное. Эти противостоящие силы характеризуют бытие, а дионисийское лежит в его основе. Идеал культуры состоит в том, чтобы достичь равновесия этих двух начал. Ницше рассматривает эстетику как “прикладную физиологию”, то есть он спустился на уровень биологизации эстетики. Его отношение к женщине поражает: он женщин считал более низкими существами, к которым необходимо относится жестоко. Вероятно, это было связано с его отрицательным опытом (знакомство с Лу Саломе). 21. Философия марксизма: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин Марксистская философия была создана совместно 2 немецкими учеными К. Марксом и Ф.Энгельсом во второй половине 19 века. Возникновению марксизма способствовали следующие факторы: предшествующая материалистическая философия; бурный рост открытий в науке и технике; нарастание социально-классовых противоречий; кризис традиционных буржуазных ценностей. Философия марксизма исследует фундаментальные классические проблемы взаимоотношений человека и мира, людей между собой и сущности человека вообще. На решении этих проблем в марксистской философии основаны ее важнейшие концепции: о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе, социальной революции и.т.д. Уже в самом начале деятельности Маркс осознает как свое призвание защиту интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы». Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда идею о роли философии в обществе как источника мудрости и разума, содействующего прогрессу. Но вскоре он пришел к выводам, что государство руководствуется интересами привилегированных сословий и не настроено прислушиваться к философскому анализу. Во-вторых, Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины социальных проблем. Отчуждение и освобождение человека в марксистской философии Главными произведениями основателей марксизма являются: "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса; "Капитал" К. Маркса "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса; "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса; "Диалектика природы" Ф. Энгельса; "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса; Марксистская философия материалистична и состоит из диалектического материализма и исторического материализма. Суть исторического материализма в следующем: •на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда); • производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений; • указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; • базис и надстройка взаимно влияют друг на друга; • в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации • способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей (коммунистическое общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной собственности на средства производства;) • рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя; • уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории. Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия: • средства производства; • отчуждение; • прибавочная стоимость; • эксплуатация человека человеком. Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату. Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости. Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых: • будет ликвидирована частная собственность на средства производства; • будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда узкой группой лиц; • частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной); • произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на материалистических принципах. Основные положения диалектического материализма: • основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); • сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; • материя находится в постоянном движении и развитии; • Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человечской фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству утешение и надежду• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; • важным фактором развития является практика • развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, отрицания отриц. С середины 90-х годов XIX века определяющую роль в развитии отечественного марксизма играет В.И Ленин (1870-1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции. Задачи идейной борьбы побудили его к написанию теоретической работы “Материализм и эмпириокритицизм ” (1911). В своей работе Ленин подвергает критике попытки реформ марксизма, критикует эмпириокритицизм как субъективно-идеалистическую философию, дает новое определение материи: “Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении”. В “Философских тетрадях ” (1916) Ленин обращается к материалистическому исследованию проблем диалектики. Процесс познания мира рассматривается им с точки зрения теории отражения. |