Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественное сознание и его формы. Общественное сознание

  • Этика. Моральное сознание и его роль в жизни человека и общества.

  • Основные категории этики

  • Совесть, честь, достоинство

  • Моральное сознание

  • Философия и религия. Религия

  • Атеистическая

  • Промежуточная точка зрения

  • Сходства между философией и религией

  • Однако наиболее существенными являются различия между философией и религией

  • Вообще вопрос соотношения религии и философии до сих пор остается без ответа.

  • Эстетика. Эстетическое сознание и его роль в жизни человека. Эстетика

  • Эмпиризм в философии Нового времени. Эмпиризм в философии Нового времени


    Скачать 255.69 Kb.
    НазваниеЭмпиризм в философии Нового времени
    Дата28.12.2020
    Размер255.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭмпиризм в философии Нового времени.docx
    ТипДокументы
    #165110
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    28. Русская философия второй половины XIX- начала ХХ вв. (В. Соловьев).

    Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – философ, поэт, публицист. Им была заложена традиция русской философии всеединства. Он провидел и посильно реализовал плодотворнейшую тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и мистического типов философствования, западной и восточной культурной традиции. При этом чуждый всякому национализму и интеллектуальной нетерпимости он оставался глубоко русским, христианско-соборным мыслителем, чей духовно-теоретический призыв к единению подкреплялся личной нравственной честностью и жизненным достоинством.

    В лекции «Исторические дела философии» (1880) Соловьев, рассматривая роль философии в истории человечества, ставит вопрос: «Что же делала философия?» и приходит к выводу: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества… Она делает человека вполне человеком». Основу философии Соловьева

    составили разработанные им понятия всеединства, добра и его воплощений, богоче-ловечества. Должное содержание или смысл человеческой жизни он видит в осуществлении человеком, обществом и человечеством в целом идеи добра. При этом добро трактуется онтологически как некая высшая сущность, получающая воплощение в различных формах – в индивидуальном бытии человека, в религии и церкви, в истории человечества. Добро обладает следующими свойствами:

    чистотой, или самозаконностью (автономией), ибо оно ничем внешним не обусловлено;

    полнотой, или всеединством, поскольку оно все собою обусловливает;

    силой, или действенностью, поскольку оно через все осуществляется.

    Иенно человек в своем разуме и совести (а не во всех своих поступках и жизнепроявлениях) есть безусловная форма для добра как безусловного содержания. Его право и долг – оценивать с точки зрения соответствия идее Добра не только собственное поведение, но и те общественные образования, в которые он оказывается включенным (семья, церковь, Отечество). Соловьев не принимает противопоставления личности и общества, критикуя как утверждающих самодостаточность отдельной личности, так и тех, которые видят в жизни человека только общественные массы. Человек для него – существо лично-общественное. Соловьев различает три основные формы организации человеческого общества:

    • родовую форму;

    • национально-государственный строй;

    • всемирное общение жизни.

    Последняя из этих форм есть осуществление идеи всеединства – идеал будущего, когда в «действительном нравственном порядке» будут преобразованы и воссоединены все элементы бытия, содержащие даже в своем несовершенном состоянии «искру Божества».

    1. Общественное сознание и его формы.

    Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Различают такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Эти формы различаются по предмету отражения, по форме отражения, по своим функциям и по степени зависимости от общественного бытия.

    Общественное сознание определяется общественным бытием, но в то же время обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется в разных планах: 1) оно имеет внутреннюю логику развития и поэтому может отставать от уровня общественного бытия или опережать его; 2) оно обладает преемственностью и активно воздействует на общественное бытие; 3) разные стороны общественного сознания развиваются неравномерно – одни быстрее, другие медленнее.

    Политическае форма сознания – это система идей, отражающая отношения между классами, нациями и государствами и отношение к власти. Эти идеи лежат в основе политического поведения классов, социальных групп и личностей.

    Важнейшим элементом политической системы является государство, которое защищает общественный строй, регулирует экономику, отстаивает интересы на международной арене. Осуществляет свою власть государство с помощью демократического или тоталитарного режима.

    Функции политического сознания многообразны: регулятивная, познавательно-информационная, оценочная, мобилизующая.

    Правовая форма сознания – это идеи и взгляды, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры и в поведении людей с точки зрения законности и противозаконности.

    Существует два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или запретительный, и либеральный, опирающийся на идею естественных прав и свобод личности. Традиционный подход фактически отождествляет право с законом, как сводом запретов и карательных санкций за их нарушение. Либеральная концепция права основана на праве человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова и т.д.

    Нравственная форма сознания – это исторически сложившаяся система правил и норм, регулирующих поведение людей. Она проявляется в отношении человека к семье, коллективу, народу, родине. В основе нравственной жизни человека лежит чувство ответственности перед обществом и самим собой за свои поступки.

    Характерными чертами морали являются: всеобъемлющий характер, внеинституционнность и императивность.

    Субъективные идеалисты выводят мораль из человеческого сознания, объективные идеалисты считают, что она дана свыше и выражает веление Бога. Материалисты полагают, что исторична и конкретна и является закономерным продуктом общественного развития. Функции морали: регулятивная, оценочно-императивная, познавательная.

    Основными категориями морали являются такие понятия, как зло, добро, долг, совесть, честь, достоинство, счастье.

    Эстетическая форма сознания наиболее полное выражение находит в искусстве, когда отражение общественного бытия происходит в форме художественных образов.

    Основным предметом искусства является человек со всеми его переживаниями и взглядами.

    Искусство отражает действительность с помощью художественных образов, которые являются единством общего, типического и единичного, конкретного. Художественный образ всегда несет какую-либо обобщающую идею и выражает ее через единичное явление. Художественный образ является также единством материального и идеального, объективного и субъективного.

    Функции искусства включают эстетический, познавательный, воспитательный, развлекательный, компенсаторный и другие моменты. Главная функция – эстетическая, выражающаяся в оценке общественных или природных явлений как прекрасных или безобразных, героических или низменных, трагических или комических и т.д.

    Религиозная форма сознания – это фантастическая форма отражения действительности, связанная с верой в сверхъестественное, Абсолют. Вера в сверхъестественные обусловлена объективными отношениями зависимости людей от природы и от господствующих над ними общественных сил, она коренится в ограниченности общественной практики. Еще древние говорили: «Страх создал богов».

    1. Этика. Моральное сознание и его роль в жизни человека и общества.

    Этика:

    1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. (Идеалистическая, материалистическая этика)
    2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-н. общества, какой-н. общественной группы, профессии. (Врачебная этика. Физкультурная этика. Пролетарская этика)

    Этика возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее получило название Мораль.В большинство языков мира понятия этика и мораль вошли в первоначальном варианте: этика – наука о морали. Но в некоторых языках есть свои слова, так в русском языке существует слово нравственность(от выражения по ндраву, по сердцу)

    Концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность» проводил Г.В.Ф. Гегель. Под моралью он понимал область субъективно-индивидуальной моральности, распространяющуюся на сферу личных и частных взаимоотношений, понятию нравственность философ придавал более высокий смысл. Нравственность по Гегелю - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это - «в себе и для себя сущие законы и учреждения».

    Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

    Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека.

    Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред.

    Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.

    Наряду с понятием добра в этике употребляется термин благо.

    В обыденной жизни благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Добро – разновидность духовного блага.

    В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

    Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

    Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

    Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

    Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

    Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства.

    Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

    Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

    Моральное сознание — это субъективный способ бытия нравственных отношений. Бытие нравственных отношений «во мне» предполагает их отражение, осмысление, прочувствование, становится их основанием и обоснованием.

    Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный. Моральное сознание определяет оптимальную для данного общества модель поведения.

    1. Философия и религия.

    Религия - мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ – духов, богов или Бога, разумно сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия, а также совокупность ритуалов и магических действий, обеспечивающих связь человека с потусторонними силами, и соответствующие организации и объединения верующих.

    Существует три точки зрения на проблему возникновения религии как явления действительности:

    Атеистическая: религия возникает при определённом уровне сознания в силу невозможности научно объяснить наблюдаемые природные явления.

    Религиозная: человек был сотворён богом, когда-то общался с ним напрямую, но после грехопадения такое общение стало невозможным, необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы, использовать особые предметы.

    Промежуточная точка зрения: учитывает современное состояние научных знаний и общественные настроения, но базируется на главном постулате религии о сотворении Богом человека: человек в результате грехопадения абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Поэтому он вынужден заново искать путь к Богу, а каждая религия  это вариант пути.

    Сходства между философией и религией:

    • Они являются формами общественного сознания;

    • Это также способы познания действительности человеком;

    • Попытки найти ответы на самые общие и объемные вопросы (В чем смысл бытия? Что есть человек? Каково место человека в мире? и др.) предпринимались как в религии, так и в философии;

    • У религии и философии обнаруживаются общие функции. Такие, как мировоззренческая, аксиологическая (ценностно-ориентирующая) и легитимизирующая (идеологическая).

    Однако наиболее существенными являются различия между философией и религией:

    • В то время как объектом философии является мир в целом, религия избрала своим объектом Абсолют, где Абсолют приравнивается к Богу и Божественному бытию;

    • Религии свойственно обосновывать свои заключения через веру (где вера - это незыблемая убежденность человека в чем-либо, не зависящая ни от разума, ни от воли), тогда как философия стремится к рациональности, к использованию доказательств, логики, разума;

    • Любая религия в известной мере догматична, философия же допускает интеллектуальные изыскания;

    • Различия наблюдаются также в понимании истины. Религия утверждает, что истинное знание уже найдено и содержится в Священных Писаниях. Философия в противовес этому стремится к новым знаниям, критически относится к абсолютным авторитетам и готова пересматривать фундаментальные положения;

    • Сравнивая философию и религию как общественные явления, мы видим, что для философии наличие культовой стороны не является характерным признаком. Обрядам и таинствам не принадлежит значительная роль ни в науке, ни во многих других сферах человеческой деятельности;

    Вообще вопрос соотношения религии и философии до сих пор остается без ответа. В то время как философия признает веру (и даже вводит понятие «философская вера»), религия догмами своими отрицает философствование. Думается, это вызвано изначально различными путями развития этих явлений. Интересным, и в какой-то степени необъяснимым, является факт одновременного существования того и другого. За столько лет развития человечества, за весь ход истории ни одна из этих сфер не вытеснила другую. В этом мы видим феномен философии и религии.

    Взаимоотношения между философией и религией меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, варьируясь от состояния мирного сосуществования и почти что растворения друг в друге (как в раннем буддизме) до непримиримой конфронтации, как это было свойственно Европе 18 века. В настоящее время набирает силу тенденция к диалогу между философией, религией и наукой с целью формирования синтетического мировоззрения, гармонично синтезирующего современные научные факты и теоретические обобщения с проверенными веками религиозными ценностями и фундаментальными ходами систематической философской мысли.

    1. Эстетика. Эстетическое сознание и его роль в жизни человека.

    Эстетика - филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии выразительных форм реальности. В широком смысле — это универсалии строения произведения искусства, процесса художественного творчества и восприятия, универсалии художественно-конструкторской деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода), универсалии эстетического восприятия природы.

    Эстетика и ее категории. В системе научных понятий имеются такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Такие фундаментальные понятия науки называются категориями. Имеются подобные категории и в эстетике: прекрасное — безобразное, возвышенное — низменное, комическое — трагическое и др.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта