Главная страница

Эмпиризм в философии Нового времени. Эмпиризм в философии Нового времени


Скачать 255.69 Kb.
НазваниеЭмпиризм в философии Нового времени
Дата28.12.2020
Размер255.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭмпиризм в философии Нового времени.docx
ТипДокументы
#165110
страница4 из 4
1   2   3   4

Прекрасное –главная эстетическая категория. Обозначает высшую оценку характеристики объекта рассмотрения, его полноту, совершенство самораскрытия сущности.

Безобразное – категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. 

Возвышенное– эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие по своей духовной насыщенности обычное течение практической жизни.

 Низменное – эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таящее в себе угрозу для общества и личности.

Величественное– эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие своим масштабом обычные человеческие силы и возможности.

Комическое– эстетическая категория, характеризующая явления, охарактеризованные еще Аристотелем как «некая ошибка или безобразие, никому не приносящие вреда и ни для кого не пагубные».

Трагическое – эстетическая категория, характеризующая явления, когда идеал гибнет или ему наносится непоправимый ущерб. В трагическом всё действие направлено к конечному результату.

Драматическое– эстетическая категория, характеризующая явления, действенные по своему характеру и имеющие внутри себя конфликт, не приводящий к трагическим последствиям. Драматическое более разнообразно, чем трагическое.

Изящное– эстетическая категория, характеризующая явления, которым свойственна тщательность, тонкость, видимая хрупкость формы.

Интересное– эстетическая категория, относительно недавно включенная в научный оборот. Она характеризует явления, которые воспринимаются как необычные или имеющие трудно предсказуемое дальнейшее развитие.

Эстетическое сознание — это форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала. Объектом отражения эстетического сознания, как и всех других форм общественного сознания, является природная и социальная действительность, уже освоенная социально-культурным опытом человечества. Субъектом же отражения выступает общество в целом, через конкретных индивидов, социальные группы, классы.

Структура эстетического сознания

Выделяют уровни массового обыденного и специализированного эстетического сознания. Носителями массового обыденного эстетического сознания являются подавляющее большинство людей. Специализированное же эстетическое сознание подразделяется на два подуровня. Носителями первого подуровня являются люди, занимающиеся художественным творчеством, второй же представляют специалисты в области искусствоведения и эстетики. Это теоретический уровень эстетического сознания.

Основными структурными элементами эстетического сознания являются: эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал. 

Эстетическое чувство – это один из сложнейших видов духовного переживания и характерно только для человека. Это чувство не дано человеку изначально. Возникновение и развитие эстетических духовных чувств – результат всей социальной истории человечества. Культура, её предметные формы, духовное содержание, а также человеческое сообщество – носители форм чувствования мира и форм мышления. Отдельный человек овладевает такими формами индивидуально, через различные формы деятельности и общения, через игры и обучение. Вне мира культуры и человеческого сообщества эти родовые качества человека не развиваются. То есть эстетическое чувство – это такое духовное образование, которое означает определенный уровень социализации индивида.

Эстетический вкус является важнейшей характеристикой личностного становления, выражающий уровень самоопределения человеческой индивидуальности. То есть эстетический вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, так как не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отбрасыванием эстетической ценности. Следовательно, правильнее будет определить эстетический вкус, как способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, а тем самым и к саморазвитию и самоформированию (в зависимости от вкуса формируется духовный мир личности).

Эстетический идеал. В отличие от идеалов нравственного, политического или общественного, которые могут существовать в виде отвлеченных понятий, эстетический идеал находит свое воплощение в чувственных формах – он тесно связан с эмоциональным, чувственным отношением человека к миру. В этом его специфика. Эстетический идеал представляет собой одну из форм отражения объективной действительности. Причём отражения не пассивного, а творческого. То есть эстетический идеал – это диалектическое единство объективной и субъективной сторон. Объективная сторона означает, что идеалы зарождаются и реально существуют в самой действительности. С субъективной стороны идеалы представляют собой совокупность целей, идей, носителями которых выступают передовые общественные силы.

Функции:

  • Ведущая функция эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты: эстетической сущности искусства, общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, труда, природы.

  • Воспитательная функция: эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения, побуждают к борьбе с тем, что мешает их претворению в жизнь.

  • Общеобразовательная - источник познания образа жизни, колорита, духовного содержания любой эпохи

  • художественно-эстетического просвещения подрастающих и взрослых поколении 

  • организационно-педагогическая функция:отражая обновление жизни общества во всей ее противоречивости, искусство помогает педагогам успешно решать идейно-организационные вопросы. Облегчая детям понимание сложных общественных отношений, оно готовит почву для восприятия и принятия ими общественных требований

  • Сменой количества и качества духовных впечатлений осуществляется своеобразная психотерапия, то есть выполняет психогигиеническую функцию. 

  1. Наука и ее роль в жизни общества.

Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно‑логической форме и основанные на данных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

а) познавательно‑объяснительная: наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития;

б) мировоззренческая: наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

Современными учеными разработано несколько моделей развития научного знания.

Первая — модель постепенного развития науки. Сущность этой модели выражена в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников.

Вторая — модель развития науки через научные революции. Согласно этой концепции любая наука периодически должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».

Парадигмойназывается господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи. Принято различать парадигму общенаучную, т. е. признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания, и парадигмы частных наук, составляющие теоретическую основу в отдельных отраслях научного знания. На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решать накапливающиеся в науке проблемы достаточно успешно. Однако с течением времени набирается большое количество фактов, не поддающихся объяснению с помощью существующих теорий. Наступает этап кризиса, происходит научная революция, в ходе которой старая парадигма заменяется новой.

Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней:

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).

2. Состояние научных исследований зависит от материально‑технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации сейчас очень остро стоит проблема финансирования фундаментальных наук, т. е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сию‑минутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Так, например, существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

  1. Основные философские концепции развития общества: формационная и цивилизационная.

Формационная концепция развития общества.

Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.

В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.

Для Маркса общественное развитие представляло собой стадиальное усложнение и поступательное развитие общественно-экономических формаций.

Смыслом формационной концепции развития обществ является развитие производительных сил, которое определяется формированием соответствующих им производственных отношений, но которые перерастают в новые, более прогрессивные производственные отношения; они оказываются в противоречии с существующими производственными отношениями, сменяют их и определяют смену общественной формации и новое развитие производительных сил.


БАЗИС

  • Производительные силы

    • Человек

    • Средства пр-ва

  • Производственные отношения

    • Собственность

    • Распределение

    • Обмен

НАДСТРОЙКА

  • Мораль

  • Религия

  • Право

  • Государство

  • Идеология

  • и пр.


Однако положения формационной концепции общественного развития оказались, во-первых, привязанными к материалистическому воззрению и к конкретным теоретическим аспектам, которые, более того, во-вторых, необоснованно выдерживались строго в пролетарском идеологическом русле, в-третьих, зачастую наперекор объективным фактам. Кроме того, идеологически вознесенная формационная концепция общественного развития оказалась ограниченной, существенной лишь в некотором, собственно представляемом пространстве. С другой стороны, она имела не только множество теоретически ошибочных положений, но и ряд стратегических внутренних противоречий. Поэтому формационная концепция общественного развития без исключения собственных противоречий и обращения содержательного мышления к новым историческим формам и методам была обречена на догматизацию, искажение и забвение, что и произошло.

Цивилизационная концепция общественного развития – другой подход. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свое собственное направление развития.

Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу»; теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др.

А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. ВСЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ - НЕ ЛИНЕЙНЫЕ, А ЦИКЛИЧЕСКИЕ, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.

Если формационный подход основывается на понятии формации, то цивилизационный, надо полагать, - на понятии цивилизации. А что такое цивилизация?

Понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. И это правомерно, ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию. Однако, когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения -какую культуру мы имеем в виду".

Сочетание формационного и цивилизационного подходов.

Формационный и цивилизаиионный подходы отнюдь не противостоят друг другу. Они с разных сторон помогают раскрывать закономерности исторического развития. Можно сказать, что понятие «формация» характеризует временной срез истории (разное время — разные формации), а понятие «цивилизация» — пространственный (разные регионы — разные цивилизации). Формационный подход нацелен на выявление общих черт в истории разных стран и народов. Цивилизационный подход позволяет выявлять особенности и своеобразие развития стран и народов, влияние на этот процесс природно-географических факторов. Сочетание этих подходов может помочь выявлению так называемых региональных типов формаций, сменявших друг друга в рамках отдельных цивилизаций. Например, в рамках европейской цивилизации можно говорить (с существенными коррективами) о рабовладельческой, феодальной, капиталистической формациях. Для других регионов и цивилизаций картина будет несколько иная.

  1. Движущие силы истории. Роль личности в истории.

В философской литературе движущие силы общества нередко связывают лишь с прогрессивными историческими преобразованиями. Такая точка зрения представляется односторонней, упрощенной. История общества — это целостный процесс, который складывается из сложного взаимодействия и противоборства различных классов, наций, народов, индивидов, т. е. история осуществляется через взаимную деятельность различных общностей. И в этом аспекте всякая деятельность людей является движущей силой, а не только та, которая способствует поступательному развитию истории. Следовательно, способность быть движущей силой общества составляет универсальное качество всякой человеческой деятельности. Поэтому движущими силами общества является деятельность всех «участников» исторического процесса.

От понятия «движущие силы» следует отличать понятие «субъект истории». Субъектами исторического процесса становятся те индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально значимыми целями и участвуют в их осуществлении. Формирование социального субъекта происходит в ходе развития истории. При этом общая тенденция состоит в том, что в сознательное, историческое творчество вовлекаются все более широкие массы людей. В современных условиях, видимо, можно говорить о становлении человечества в качестве субъекта истории по мере осознания общепланетарных потребностей, прежде всего в сохранении природной среды.

Роль личности в истории.

В общей форме исторические личности определяются так: это личности, вознесенные силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории. Они являются не только практическими и политическими деятелями, но имыслящими людьми, духовными руководителями, понимающими, что нужно и что своевременно, и ведущими за собой других, массу. Эти люди чувствуют и принимают историческую необходимость и вроде бы, должны быть свободными в своих действиях и поступках. Но дело в том, что они не принадлежат сами себе.

Став во главе государства, армии или народного движения, личность может оказывать положительное, либо отрицательное влияние на ход и исход исторических событий. Поэтому общество обязано знать, в чьих руках сосредоточена административная власть. В процессе исторической деятельности выявляются сильные и слабые стороны личности. И то и другое приобретает порой огромный социальный смысл и оказывает влияние на судьбы нации, народа и даже человечества.

Вождь должен уметь обобщать внутреннюю и международную обстановку, сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных ситуациях, исполнять назначенные планы, программу, вовремя заметить изменения и найти какой путь избрать, как историческую возможность превратить в действительность. Большое значение имеет, если во главе государства стоит гений, человек, который обладает мощным умом, огромной волей, упорством в достижении своих целей, который обогащает общество новыми открытиями, идеями, изобретениями. От главы государства зависит судьба страны. Можно лишь сказать: каков народ, такова избранная им личность.

Народ нуждается в мудром вожде, без лидера народ никогда не достигнет своих целей. Следовательно, вождь – решающая сила. Но в тоже время и народ не менее решающая сила истории: так как он создаёт все материальные и значительную часть духовных благ, обеспечивая эти решающие условия существования общества; он развивает производство, что ведет к изменению и развитию всей социальной жизни; он совершает революции, благодаря чему имеет место общественный прогресс. Таким образом, и народ является истинным творцом истории.

Значит, народ и личность, отдельно друг от друга не могут делать истории. На ход исторических событий влияют и народ, и отдельные личности, так как в истории эти два понятия неразрывно связаны.

Самыми выдающимися историческими личностями, оставившими глубокий след в истории, являются величайшие народные вожди. Они были тесно связаны с народными массами, учили их и сами учились у масс, обобщая их богатый опыт.
1   2   3   4


написать администратору сайта