история повседневности. Что такое школа Анналов. Что такое школа Анналов
Скачать 19.72 Kb.
|
Что такое школа «Анналов» Краткий путеводитель по ключевому историческому направлению XX века, поставившему человека и его мышление выше событий политической истории: идеи, книги, имена, изобретения школы «Анналов» Подготовила Светлана Яцык Читая исторический источник, нужно знать обстоятельства его создания и помнить, что автор мог нарочито утаить или подчеркнуть какие-то события. Сегодня эта мысль кажется очевидной любому историку, однако на самом деле она сравнительно молода. В конце 1920-х годов ее выдвинули основатели школы «Анналов» — течения во французской историографии, сами представители которого отказывались считать себя школой. На рубеже XIX и XX веков гуманитарные науки переживали затяжной кризис; ученым (и не только) казалось, что все привычные устои рушатся. Во многом это ощущение было вызвано научной революцией начала века: открытия, сделанные в точных науках, поставили под сомнение саму возможность единого всеобъемлющего объяснения действительности. При этом колоссальные потери, понесенные всеми участниками Первой мировой войны, продемонстрировали, что наука, которая должна была принести человечеству победу над смертью, на деле послужила созданию оружия массового поражения. Школа «Анналов» сформировалась в 20-е – 30-е гг. XX в. и обязана своему возникновению деятельности прежде всего таких историков как Люсьен Февр и Марк Блок. Возникновение данной школы, как пишет А.Я. Гуревич, «ознаменовало подлинную революцию в области исторического знания. Ибо учеными, принадлежащими к этому направлению, сформулированы были новые проблемы, до того историками не ставившиеся; тем самым мощно раздвинуты самые рамки исторической науки, охватывающей ныне практически все аспекты жизни людей прошлого <…> Историками, идущими в русле «Новой исторической науки», разрабатываются методы изучения исторических памятников, которые открывают пути решения новых проблем» . В литературе закрепилось название именно «школы», в то время как сами представители этого направления предпочитают говорить о нем как о «Новой исторической науке», а не «школе» (что предполагает некоторую замкнутость и монолитность, в то время как каждого из исследователей, относящих себя к этому направлению, отличает индивидуальное своеобразие подходов). Стоявшие у истоков «школы» французские историки Марк Блок и Люсьен Февр в 1929 г. основали исторический журнал («Анналы экономической и социальной истории»), носящий ныне название «Анналы. Экономики, общества, цивилизации», который стал главным способом провозглашать и распространять идеи обновления исторического знания. Обновление было действительно необходимо: история на тот момент в основном была историей политической, историей государств. При этом на нее всё больше распространялась идея эволюции, прогресса, ощутимо было влияние позитивизма. Всё это приводило к тому, что исследователи стали видеть своей задачей поиск и формулировку общих законов истории, таких же точных и везде применимых, как в естественных науках. Некоторые ученые провозгласили полную зависимость историка от фактов и часто впадали в пустой энциклопедизм, демонстрацию эрудиции, занимаясь бездумным накоплением текстов памятников, не подвергая их глубокому разностороннему анализу. Поэтому французские историки школы «Анналов» стали жестко критиковать современную им историческую науку. Основатели «новой исторической науки» мыслили ее, прежде всего как «науку о человеке», а предметом истории объявили «сознание людей», главной целью своей деятельности они считали необходимость вернуть историческому знанию гуманистическое содержание, насыщение истории проблематикой, которая была бы связана с жизнью современного общества. Они разработали новые методы и принципы, позволившие раздвинуть пределы познания, обрести глубину исследований. Прежде всего, основатели школы делали акцент на необходимости диалога с другими науками, понимании того, что ученый должен быть в курсе современных ему достижений различных областей научного знания. Междисциплинарный подход – взаимодействие с такими науками как социология, статистика, психология, география, этнология, религиоведение, филология, а также демография, лингвистика, семиотика, фольклористика, символическая антропология, – должен был способствовать переходу исторического знания на новый уровень. Ведущим принципом школы «Анналов» стал принцип «тотальной» или «глобальной» истории. «Тотальная история» – не значит всемирная, это может быть история вполне локальная, одной области или даже церковного прихода, притом охватывать ограниченный отрезок времени, но это история людей, живших в конкретном пространстве и времени, и рассматривается эта история с максимально возможного числа ракурсов, чтобы восстановить все доступные аспекты жизнедеятельности людей, понять их поступки и события жизни в переплетении различных обстоятельств и причин. «Тотальная история» не делит жизнь людей на политическую, религиозную, экономическую, но переключает внимание с одного аспекта на другие, стремится дать объемную картину исторической жизни на разных ее уровнях. Таким образом, происходит попытка выявить тот план социальной реальности, который присутствовал в сознании людей изучаемой эпохи и наносил отпечаток на все их поведение. Так, Марк Блок изучал историю техники, считая ее частью социальной истории. Ученый приходил к выводу, что технические средства начинают использоваться людьми, когда они к этому готовы, когда это отвечает потребностям людей, иначе долгое время могут игнорироваться и полезность их остается незамеченной. Б) Имя этого выдающегося историка связано со вторым этапом развития фран-цузской исторической школы «Анналов». Правда, Ф.Бродель не занимался изучением средневековой культуры, менталитета и ценностей, как их основатели, и его научные интересы сконцентрировались на исследовании региональной и мировой экономической истории. В первой своей работе Ф.Бродель дал целостную географическую, экономическую и отчасти политическую характеристику Средиземноморского региона, во второй – исследовал развитие материальной цивилизации в масштабе всей планеты в XV – XVIII веках, и, наконец, в третьей работе изучил специфику Франции, ее влияние на историческое развитие этой страны. Для понимания концепции исторического процесса Ф.Броделя необходимо остановиться на рассмотрении следующих ключевых обстоятельств. Во-первых, Ф.Бродель трактовал исторический процесс с материалистических позиций, уделяя особое внимание природно-географическому и экономическому факторам исторического развития. Специфика территорий и пространства рассматривалась им как фактор, в значительной степени детерминирующий протекание социальных процессов и, прежде всего, экономических. Однако Ф.Бро-дель не был сторонником географического детерминизма в его механистической форме (Ф.Ратцель, Г.Бокль и другие) и считал, что природногеографические условия детерминируют деятельность больших масс людей не напрямую, а через выработку коллективных традиций приспособления к естественным условиям. Процесс такого приспособления и его конкретные результаты Ф.Бродель обозначил понятием «материальная жизнь» или «повседневность», которое играет одну из ключевых ролей в его концепции исторической динамики. Во-вторых, историческая реальность рассматривалась Ф.Броделем как имеющая сложный, многоуровневый, иерархический характер. Нижним уровнем является материальная жизнь или повседневность, над ним надстраивается рыночная экономика, а верхний уровень образует капитализм. В связи с этим Ф.Бродель полагал, что историческое время является множественным и распадается на взаимосвязанные ритмы изменчивости различной длительности, которые пронизывают всю «толщу» истории. Нижний временной уровень образует «время длительной протяженности», медленно текущее в течение столетий на уровне материальной жизни, включающей в себя как материальную культуру, так и ментальные структуры, являющиеся «темницами, в которых заточено время большой длительности». Второй временной уровень образуют среднесрочные циклические экономические колебания («циклы Кондратьева»), текущие на уровне рыночной экономики и капитализма. Наконец, «рябью» истории являются политические процессы и события, развертывающиеся в рамках конъюнктурных изменений, но имеющие глубинные основания в «толще» исторической динамики. В-третьих, протекание всех этих временных ритмов Ф.Бродель исследовал в рамках изучения динамики региональных, относительно автономных, сложных социально-экономических систем – «миров-экономик», структурными уровнями которых являются ядро, полупериферия и периферия, образованные странами, находящимися на разных уровнях экономического развития; в этих системах существует единый центр, ощущаются единые ритмы времени. Антиподами миров-экономик являются миры-империи, основанные не на приоритете накопления капитала, а на политической власти и особой роли государства в экономике. Миры-экономики, с одной стороны, обладая рядом формационных характеристик, не являются формациями, с другой стороны, обладая рядом характеристик локальной цивилизации, не являются локальными цивилизациями. Фактически Ф.Бродель предложил новый вариант единиц исторического процесса. В-четвертых, им, прежде всего, были исследованы процессы развития европейского капиталистического мира-экономики, сыгравшего особую роль в мировой истории. Немецкая повседневность В конце 60-х —начале 70-х годов в исторической науке ФРГ возникло новое направление, именующее себя «социальной» или «социально-исторической наукой». Как это теперь становится ясным, оно нанесло удар традициям западногерманской историографии, связанным с «немецким историзмом» с его «индивидуализирующим методом», предполагавшим преимущественное изучение выдающихся личностей, дипломатии и политики, прежде всего внешней. Современному историку, заявил Г.-У. Велер, один из теоретиков и ведущих исследователей этого направления, следует изучать не события, не намерения и действия людей, а социальные и экономические структуры и процессы как предпосылки и условия или же как следствие этих намерений и действий. В данной статье нет необходимости специально характеризовать «социально-историческую науку». Важно только подчеркнуть, что если «социально-историческая наука» и не заняла в историографии ФРГ господствующего положения, то все же именно она вывела ее из глубокого отставания и даже тупика, подняла до уровня теоретической мысли и конкретных исследований мировой историографии. То, что современный историк не может ограничиться описанием политических процессов, что необходимо выявлять социальные и экономические движущие силы и причины политических действий, в принципе признано в ФРГ всеми историками, как признаны ими и неудовлетворительность и анахронизм методов «немецкого историзма». Но развитие «социально-исторической науки» парадоксальным образом способствовало падению интереса к истории и собственно исторической пауке, которое обнаружилось в начале 70-х годов, когда начали сокращаться тиражи исторических сочинений, уменьшилось число выходивших книг; преподавание истории в школах и в высших учебных заведениях во многих землях ФРГ было сокращено в пользу новых предметов — «обществоведения» или «политики», закрылись многие исторические кафедры и в кругах профессиональных историков прозвучал горький вопрос: «Нужна ли вообще историческая наука?» ' Неужели истории суждена лишь роль служанки социальных наук? |