Возрастная психология. Абрамова Г. С._Возрастная психология. Что такое возрастная психология 4 Глава 2 в которой коечто о прогрессе 42 оглавление 1241 Абрамова Г. С
Скачать 4.11 Mb.
|
Глава 10 О ПОДРОСТКАХ (13-17 ЛЕТ) Голос детства из дальней дали до отрочества долетает, Подросток его презирает и слышать его не хочет, «Нет, нет, - он бормочет, - это вовсе не я, это просто ребенок, который не знает, что говорит...» Но ребенок всегда говорит только то, что знает, даже если молчит, и особенно если молчит. А подросток растет, вырастает, но покуда еще не подрос, он не может в себе подавить ни смятенья, ни смеха, ни слез. Воспитателям хочется, чтобы из него получилось подобье прочих, которых они уже вывели на дорогу, - но подростку не хочется думать в ногу и не хочется по приказу мечтать... Ему бы в детство опять. Жак Превер Недаром и сами юные люди инстинктивно тянутся к образам великих людей. Они смутно или ясно видят в них образцы, имеющие непосредственное отношение к их личным чаяниям. М.М.Рубинштейн Эту главу писать безмерно трудно - о подростках напи- сано столько, что если бы они об этом узнали, то, думаю, страшно гордились бы вниманием к себе взрослых. Тем вниманием, которого им так часто не хватает в жизни, где их считают «невыносимыми» и «трудными», как, конечно, считают взрослые. Трудно писать и потому, что в работе с ними иногда ощу- щаю собственный возраст как препятствие для эффективной помощи им, а иногда наоборот - моя собственная взрослость помогает найти нужное (важное) для подростка решение его жизненной ситуации. Все же я благодарна судьбе, что уже долгое время у меня есть возможность прикасаться к миру подростков, думаю, что это один из самых недоступных для взрослого человека миров. Это мир, в котором нет логики взрослой жизни, непосредственности детства, где все краски и запахи жизни, весь ее вкус и аромат, именно все и весь, обру- шиваются на подростка как ливень. Последствия же ливня, как известно, бывают весьма неоднозначны - тут и сломанные ветки, и вырванные с корнем деревья, и чистый воздух, и на- поенная новой силой земля... Трудно писать о подростках и потому, что язык взрослой науки не может (возможно, пока) выразить то, что происхо- дит в жизни, кроме того, чтобы зафиксировать кое-какие изменения. 506 С чего начать? С противоречий, которые обостряются в этом возрасте до уровня трагедии? С потерь и приобретений? Нет! Начну, пожалуй, снова с любви и особенностей ее прояв- ления в окружающем меня мире, доступном мне для понима- ния и анализа. Помогать мне в этом будут Э.Фромм, В.Сатир, В.Франкл, М.Мамардашвили, Н.А.Бердяев и многие другие люди, которым доверяю в их попытках понять человека. Это так просто - еще раз сказать, что без любви людей друг к другу невозможно решение ими задач своего же разви- тия. Кстати, тут же и возникает вопрос о том, а переживает ли человек необходимость собственного развития или уже ап- риори считает себя совершенством? Ответить на него далеко не просто, так как возможность вразумительного объяснения тоже связана с пониманием любви - любви к себе. Любовь к себе - один из видов любви, с которой в нашем мире происходят, на первый взгляд, незаметные, но существен- ные изменения, особенно остро дающие о себе знать в содержа- нии вечной проблемы отцов и детей - проблемы связи поколе- ний. Именно эта проблема обостряется в подростковом возрас- те, порожденная решением подростками возрастных задач раз- вития. Об этом и пойдет речь, замечу только, что описывае- мый мною возраст в отечественной психологии (придерживаю- щейся школьной классификации периодов развития) относится как к периоду среднего школьного возраста, так и захватывает весь период старшего школьного возраста. Я не придержива- юсь этой классификации, ориентируясь в описании возрастных особенностей на содержание жизненных задач развития и экзи- стенциальные переживания, связанные с ними. Работая в качестве практического психолога с большим количеством семей, где есть подростки, я поняла, что слова Э.Фромма о распаде любви в современном обществе, боль, какой пронизаны тексты Х.Ортеги-и-Гассета, провидческие рас- суждения Вл. Соловьева оправдываются существованием быто- вых, ежедневных вариантов псевдолюбви. Основное ее качество - это безличность отношения людей друг к другу, это норматив- ность в проявлении чувств - дозирование их в соответствии с заслугами человека, особенно ребенка, подростка. Это то, что М.Волошин называл трагедией материальной культуры. Я позволю себе еще раз процитировать его пронзительные строчки: Чтобы не дать материи изникнуть, В нее впился сплавляющий огонь. Он тлеет в Я, и вещество не может Его объять собой и задушить. Огонь есть жизнь. 507 И в каждой точке мира Дыхание, биенье и горенье. Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье - Творящий ритм мятежного огня. Думаю, что в них выражено то противоречие, которое воз- никает при встрече живого («огня») с мертвым, косным («мате- рией»). Таким живым является и настоящая любовь, которая всегда носит созидательный, а не разрушительный характер, которая предполагает заботу, уважение, ответственность и знание о любимом. Она направлена на него как на воплоще- ние существеннейших человеческих качеств - свободы и от- ветственности. Если человек любит созидательно, то он лю- бит и себя; если он любит только других, он не может любить вообще. Эти закономерности давно отмечены исследователя- ми человеческой любви. Мертвыми образованиями, лишенными созидательной си- лы, становятся отношения псевдолюбви, так как в них суще- ственнейшие свойства человека отождествляются с предмет- ными. Это называют еще отчуждением. В таком случае псевдолюбовь - это форма спасения от одиночества за счет создания отношений зависимости себя от конкретных свойств другого человека и, наоборот, конкрет- ных свойств (например, успеваемости) от своих собственных (совместное, например, приготовление уроков). Несмотря на достаточно большое число форм псевдолюбви и обусловлен- ность их появления снижением ценности человека в XX веке особенно, все они объединены одним общим проявлением - в них отсутствует индивидуальное проявление сущностных человеческих характеристик любящих людей'. Прежде чем перейти к описанию форм псевдолюбви, бу- квально несколько слов о том, почему это становится так актуально для подростка. Вступив в этот возраст, человек сталкивается с тайной своего изменчивого Я, постоянно ускользающего от него же самого. Для сохранения Я необ- ходима огромная работа по его построению, если хотите, то выстраиванию. Без необходимого психологического ма- териала этого не сделать. Если в предыдущем периоде сво- его развития ребенок переживал свою дискретность, ко- нечность как проявление своего Я, как момент его фикса- ции в собственном же сознании, то подростку требуется психологическая информация для дальнейшего осуществ- ления жизни его Я, как проявления в конкретной, индиви- ' См. подробно: Фромм Э. Искусство любви. - 1990. 508 дуализированной, в его лице персонифицированной форме сущностных свойств человека. Думаю, что основным условием получения такой психоло- гической информации может быть его встреча со взрослым человеком, который воплощает в отношении с подростком обобщенную, но персонифицированную, сущность человека. Является, говоря педагогическим языком, нравственным идеалом, жизненным идеалом, но не абстрактным, а конкрет- ным, может быть, ежедневным воплощением его в отношении подростка. Слово воплощение можно было бы заменить без потери смысла словами труд, или любовь как синонимами. Считайте, что я это уже сделала. Иначе говоря, подросток своими потребностями, главной потребностью - жить - ставит перед людьми, его окружающи- ми, в самой острой форме проблему любви к жизни, к себе как к живому человеку, к нему - подростку, а значит, к нему как к другому человеку. Его проблемы - это тот «огонь», который обращен к «веществу» отношений с другими людьми - к тем нормам и правилам построения и осуществления проявлений жизни, с которыми он уже успел встретиться в своем детстве. Справятся ли с этой задачей взрослые, если они попали под влияние процветающих в культуре форм псевдолюбви? Думаю, что этот вопрос из категории риторических, может быть, поэтому, как только подростковый возраст стал в исто- рии культуры возрастом массового школьного обучения, о нем на все лады говорят (взрослые!) как о трудном. Может быть, это следы от огня Я подростков, того мятежного огня свободы и ответственности, который зарождается в них и вызывает, как всякий огонь, желание наблюдателя поскорее потушить его или по крайней мере обезопасить себя от него. Чем? Да все той же псевдолюбовью, которая все-таки может называться любовью, не будучи таковой на деле. В эту ло- вушку фантомности собственного сознания, собственной жизни, к сожалению, очень часто попадают не только взрос- лые, но и сами подростки. Для того чтобы отличить любовь от псевдолюбви, надо не только быть мудрецом, но и обла- дать высоким чувством собственного достоинства (границами Я, недоступными для разрушения другим людям), а за плеча- ми у подростков их прошлое. Оно же и в биографии взрослых людей. (Я не буду подробно останавливаться на происхожде- нии псевдолюбви, это подробно описано в психоаналитиче- ской литературе, и при желании читатель всегда может вос- пользоваться первоисточником - работами самого З.Фрейда). Итак, формы псевдолюбви в отношениях между людьми. 509
Общее во всех проявлениях псевдолюбви то, что они пред- ставляют собой ту или иную форму отказа одной из сторон взаимодействующих людей от своего собственного Я и воз- можность подмены его конкретными (в том числе и физиче- скими) свойствами другого человека. Не забуду, как плакала мама девочки-подростка, уверяя, что она (дочка) слабая и больная, что о ней надо кому-то постоянно заботиться и обе- регать ее. На приеме передо мной сидела сильная, красивая четырнадцатилетняя девушка (когда-то в раннем детстве была трудная операция, но с тех пор прошло десять спокойных и здоровых лет). Когда она поняла возможности моей профес- сии, то сама попросила: «Научите меня так сказать маме, что я здорова, чтобы она поверила». Мать контролировала каж- дый ее шаг, каждое ее физическое напряжение, каждое усилие, считая это высшей формой проявления своей любви к девоч- ке. Та же устала, ей надоело быть «больной», да она уже дав- но и не была ею, а выйти сами из «заколдованного круга» отношений они не могли. Усталость девочки рождала раз- дражение, напряжение, попытки «уйти» от внимания матери, «огонь» ее Я сопротивлялся (еще!) стремлению другого чело- века погасить его. Как тут не вспомнить на разные лады повторяемую мудре- цами мысль о том, что любовь - это риск, это риск поверить в силы своего Я и Я другого человека, это риск работы Я по устройству всех проявлений жизни. Риск, потому что успех от этого напряжения не может быть гарантирован никем и ни- чем, только верой. Она сама по себе не возникает, для этого, как минимум, надо пережить экзистенциальные чувства и их ценность, чтобы принять жизнь во всей ее полноте - со всеми ее муками и радостями, без магических ограничений, успеха- ми и достижениями, воплощенными в конкретных, а значит, в конечных свойствах себя и другого человека. Хорошо, что люди создали психологию и психотерапию, помогающие им же самим пережить возможности своего Я, выходящие за пределы обыденного реагирования друг на друга. Благодаря психотерапии маме удалось пережить, что она своим отношением к дочери поглотила ее психологиче- ское пространство, создала препятствия для проявления силы ее Я. Вспоминая то сопротивление этой женщины, по- ниманию, что за жизнь дочери отвечает не только она, но и сама девочка. Кстати, в современном мире есть достаточно осознанное средство против всех форм псевдолюбви - это права человека, это права ребенка. Я приведу только небольшую цитату из Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 г.): «Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами долж- на быть обеспечена специальная защита и предоставлены воз- можности и благоприятные условия, которые позволяли бы 511 510 ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обес- печение интересов ребенка...» Кроме того, хотелось бы познакомить читателя и с несколь- кими статьями из «Конвенции о правах ребенка». «Статья 12. 1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способ- ному сформировать свои собственные взгляды, право свобод- но выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внима- ние в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка... Статья 13. 1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произве- дений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка... Статья 14. 1. Государства-участники уважают право ребенка на сво- боду мысли, совести и религии... Статья 16. 1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольно- го или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жи- лища или тайну корреспонденции или незаконного посяга- тельства на его репутацию. 2. Ребенок имеет право на защиту Закона от такого вмеша- тельства или посягательства...» Интересно, что в обыденном сознании взрослых право ре- бенка иметь и проявлять свое собственное Я признается и воспринимается, по крайней мере, с изумлением. - Как, у них (подростков, детей) есть еще какие-то права, они же должны... (список долгов я приводить не буду). Учитывая, что это глава только о подростках, возьму на себя смелость от их имени сказать, что они чувствуют себя загнанными в трудный период своей жизни, потому что взрослые не находят для них места - элементарного простран- ства - в жизни, так как не знают (не все, но многие), что для осуществления Я (для «творящего ритма мятежного огня») 512 необходимо (!) и внешнее, и внутреннее пространство. Такое пространство, где можно себя чувствовать защищенным, пе- реживать границы своего Я, своего психологического про- странства как надежные. Образ творящего ритма огня мне кажется очень подходящим к описанию проблем развития самосознания в этот период, так как подросток ставит глав- ный вопрос: «Зачем живут люди?» Он видит в этом вопросе как ключевое слово «живут», освоение пространства жизни во всей его полноте и целостности - вот главная проблема под- росткового возраста. Недаром именно в этом возрасте у детей просыпается интерес к музыке, можно даже говорить о музы- кальных странствиях современных подростков. Родители знают, что часто музыка сопровождает подростка во всех его ежедневных занятиях, выполняя множество самых разных функций. Об одной из них хотелось бы сказать особо - музы- ка выполняет функцию интеграции множества разнообразных и не соответствующих друг другу переживаний подростка, создает (пусть на время) переживание собственной целостно- сти, ритмически организованной, то есть предвидимой, пре- дощущаемой. Известно, что именно ритмичная музыка нра- вится подросткам больше всего. Интенсивный физический рост и переживания, с ним свя- занные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссо- нанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим, требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая при- ходит за счет освоения жизненного пространства, выстраива- ния своего места в нем. Подростки резко и часто меняют ин- тересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизнен- ные планы и проявляются усилия по их осуществлению'. У меня есть возможность проанализировать, как на про- тяжении шестидесяти лет истории России менялись (и меня- лись ли вообще), с точки зрения наблюдателя, исследователя, основные свойства в описываемом периоде жизни человека. Этот материал, думаю, даст возможность еще раз вернуться к вопросу о наличии сущностных свойств человека и их устой- чивости в историческом времени не только индивидуальной, но и социальной жизни. Для изложения материала прибегну к его систематизации в виде таблицы. ' См. подробно: Формирование личности в переходный период от подро- сткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987; Рубинштейн М.М., Игнатьев B.C. Психология, педагогика и гигиена юности. - М., 1926. 17 Г. С. Абрамова 513 |