Главная страница
Навигация по странице:

  • Святой Франциск Ассизский

  • Предисловие переводчика

  • «Цветочки Святого Франциска Ассизского» Оглавление

  • Глава I Во имя Иисуса Христа, нашего распятого Спасителя, и Марии, Его Девственной Матери. В сей книге содержатся подлинные Цветочки – сиречь чудеса

  • Глава II О брате Бернарде, первом спутнике Святого Франциска

  • Современные проблемы. Цветочки святого франциска


    Скачать 2.21 Mb.
    НазваниеЦветочки святого франциска
    АнкорСовременные проблемы
    Дата23.05.2023
    Размер2.21 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаI_Fioretti_di_San_Francesco_Russo (1).pdf
    ТипДокументы
    #1153635
    страница1 из 18
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    ЦВЕТОЧКИ
    СВЯТОГО ФРАНЦИСКА
    АССИЗСКОГО

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    2
    Цветочки Святого Франциска Ассизского
    Рассмотрения Таинства Святых
    Стигматов
    Хроника Святого Франциска
    Житие брата Джинепро

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    3
    Святой Франциск Ассизский

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    4
    Предисловие переводчика
    «Цветочки Святого Франциска» (I Fioretti di San Francesco) — средневековый итальянский флорилегий, состоящий из 53 глав, повествующих о различных удивительных, чудесных, поучительных и благочестивых случаях из жизни
    Святого Франциска Ассизского (1181 — 3 октября 1226) и его первых последователей.
    «Цветочки» представляют собой итальянскую версию латинского сочинения
    Actus beati Francisci et sociorum eius. В Actus имеются 22 главы, не встречающиеся в «Цветочках». Также как из глав «Цветочков» шесть отсутствуют в Actus. Текст
    «Цветочков» написан анонимным тосканским автором или авторами.
    Появлению обоих текстов — Actus и «Цветочков» — предшествовало написание братом Уголино из Монтеджиорджио (Frate Ugolino da Montegiorgio), также известным как Уголино Брунфорте (Fra. Ugolino Brunforte), Министром-
    Провинциалом братьев-миноритов Анконской марки, сборника преданий о
    Святом Франциске под названием Floretum. До наших дней это произведение не дошло, хотя известно, что в 1623 году копии его еще сохранялись. К ним обращался ирландский брат-францисканец Люк Ваддинг (1588 — 1657) в своих исследованиях истории Ордена. Точное содержание Florentum неизвестно. Его можно восстановить лишь по более поздним переработкам, каковыми являются
    Actus и «Цветочки».
    Самый ранний из сохранившихся манускриптов Actus, значащийся в каталоге
    Ассизского монастыря, относится к 1381 году. Наиболее ранние списки
    «Цветочков» датируются 1390 годом (Берлинский экземпляр) и 1396
    (Флорентийский экземпляр). Первое печатное издание «Цветочков Святого
    Франциска Ассизского» на народном итальянском языке вышло в 1476 году в
    Виченце.
    По традиции к 53 главам «Цветочков» добавлены «Пять рассмотрений Таинства
    Святых Стигматов». Это предание было записано в XIII веке (не позднее 1230 г.) братом-францисканцем Томазо да Челано, современником и самым ранним биографом Святого. Впервые «Рассмотрения» были опубликованы в его
    «Tractatus de miraculous». Касаются они, как понятно из названия, Стигматов, т.е. чудесным образом возникших на теле Святого Франциска пяти Ран Христовых.
    Будучи собранием орденских и народных легенд, "Цветочки Святого Франциска" никогда не рассматривались как исторический источник для исследования биографии Святого. Однако этот документ позволяет пролить свет на происхождение и процесс формирования францисканской духовности. Вероятнее всего, "Цветочки" были написаны на волне протеста против попыток римской курии сгладить бескомпромиссный дух Евангельской бедности, присущий изначальному францисканству. Постепенный отход от правила Святого
    Франциска, смягчение завещанных им обычаев в середине XIII века привели к кризису в Ордене. В 1257 году был низложен Генерал Ордена Иоанн Пармский, горячий сторонник соблюдения всей строгости Устава, данного Ордену его основателем. В этот момент создатель "Цветочков" стремился напомнить, с чего начиналось францисканство и какие цели ставило перед собой. В частности,

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    5 доказательством этой гипотезы истоков "Цветочков" может служить глава 48, где упоминается и сам брат Иоанн Пармский и образно изображается кризис орденской духовной традиции и отход от Правила Святого Франциска. Кстати, наиболее известным отражением тех грозных событий в современной массовой культуре является книга Умберто Эко "Имя розы".
    Публикуемый здесь перевод легендарных «Цветочков Святого Франциска» был сделан специально для сайта s-francesco.narod.ru
    , который представляет собой интернет-версию настоящего перевода.
    Основная часть перевода, а именно – весь текст «Цветочков» и первые две главы
    «Рассмотрений» – была сделана в 2003 году. Однако потом возник длительный перерыв в работе. Окончательная, исправленная и сверенная по различным источникам редакция была создана только в июне 2011 года.
    Кроме «Цветочков» и «Рассмотрений стигматов» читателю предлагается
    «Хроника Святого Франциска», повествующая о событиях, происходивших в
    Ордене во времена, когда Министром Генералом был сам Святой, и еще один небольшой сборник орденских преданий – «Житие брата Джинепро», в котором рассказывается о поучительных случаях из жизни и духовных трудов одного из первых и прославленнейших спутников Святого Франциска. Оба этих текста являются главами из «Хроники двадцати четырех Министров Генералов Ордена братьев Миноритов», написанной в XIV веке.
    Тексты переводов передаются автором в общественное достояние, могут без всяких условий копироваться, распространяться, цитироваться, публиковаться и т.п.
    Р. Д. Стыран

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    6
    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    Оглавление
    Глава I
    Во имя Иисуса Христа, нашего распятого Спасителя, и Марии, Его Девственной
    Матери. В сей книге содержатся подлинные Цветочки, сиречь чудеса и примеры благочестия славного слуги Христова – Святого Франциска и некоторых его блаженных спутников; во славу и восхваление Иисуса Христа. Амен
    Глава II
    О брате Бернарде, первом спутнике Святого Франциска
    Глава III
    Как Святой Франциск, допустивший дурные мысли о брате Бернарде, повелел, чтобы тот попрал ему ногами шею и уста
    Глава IV
    Как ангел Господень вопрошал брата Илью, Гвардиана обители Вал-ди-Сполето, и как, когда брат Илья гордо отвечал, ангел, перенесшись на дорогу в Сан-Джакомо, встретил брата Бернарда и рассказал ему о случившемся
    Глава V
    Как праведный брат Бернард Ассизский был послан Святым Франциском в
    Болонью, и как он основал там монастырь
    Глава VI
    Как Святой Франциск, умирая, благословил праведного брата Бернарда, назначив его Викарием Ордена
    Глава VII
    Как Святой Франциск провел Великий Пост на острове на озере Перуджи, где он постился сорок дней и сорок ночей, съев не более половины одного хлеба

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    7
    Глава VIII
    Как Святой Франциск, идя с братом Львом, объяснил ему, что есть совершенная радость
    Глава IX
    Как Святой Франциск наставлял брата Льва, что отвечать, и как последний ничего не говорил, кроме того, что противоречило наставлениям Святого Франциска
    Глава X
    Как брат Массео говорил Святому Франциску, подшучивая над ним, что мир пошел за ним; и как Святой Франциск отвечал, что это воистину так и есть – дабы смутить мир и по благодати Божьей
    Глава XI
    Как Святой Франциск заставил брата Массео кружиться, подобно ребенку, а потом идти в Сиену
    Глава XII
    Как Святой Франциск поручил брату Массео обязанности привратника и альмонария, и кашевара; и как, по просьбе других братьев, он позже освободил его от этих обязанностей
    Глава XIII
    Как Святой Франциск и брат Массео положили хлеб, который они получили в милостыню, на камень подле источника; и как Святой Франциск восхвалял добродетель Святой Бедности, моля Святого Петра и Святого Павла умножить его любовь к ней. И как Святые Петр и Павел явились ему
    Глава XIV
    Как Господь явился Святому Франциску и его братьям, когда Святой говорил с ними
    Глава XV

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    8
    Как Святая Клара трапезничала со Святым Франциском и его спутниками в обители Санта- Марии дельи Анджели
    Глава XVI
    Как Святой Франциск, узнав через Святую Клару и праведного брата Сильвестра, что должно ему проповедовать и обратить многих к вере, учредил Третий Орден, проповедовал птицам и призвал ласточек к тишине
    Глава XVII
    Как малое дитя, вступивши в Орден, видело Святого Франциска молящимся в одну из ночей, и видело также Спасителя, Деву Марию и множество святых, разговаривавших со Святым Франциском
    Глава XVIII
    О чудесном собрании, созванном Святым Франциском в обители Санта-Мария дельи Анджели, на котором присутствовали более пяти тысяч нищенствующих монахов
    Глава XIX
    Как виноград священника из Риети, в чей дом вошел Святой Франциск, чтобы помолиться, был растоптан множеством людей, пришедших, чтобы увидеть
    Святого. И как лоза произвела даже больше винограда, чем обычно, по обещанию
    Святого Франциска. И как Господь открыл Святому, что небеса будут его уделом, когда он покинет этот мир
    Глава XX
    О чудесном видении, что было юноше, который до того возненавидел правила
    Святого Франциска, что даже замышлял оставить Орден
    Глава XXI
    О благочестивом чуде Святого Франциска, укротившего лютого волка в Агуббио
    Глава XXII
    Как Святой Франциск приручил диких голубей
    Глава XXIII

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    9
    Как Святой Франциск избавил брата, который, попав во власть диавола, пребывал во грехе
    Глава XXIV
    Как Святой Франциск обратил в истинную веру султана Вавилона
    Глава XXV
    Как Святой Франциск чудесным образом исцелил прокаженного, тело его и дух; и что ему сказала душа, отправляясь на Небеса
    Глава XXVI
    Как Святой Франциск обратил неких разбойников и убийц, как они стали нищенствующими монахами, и как одному из самых праведных братьев было чудесное видение
    Глава XXVII
    Как в Болонье Святой Франциск обратил двух школяров, ставших нищенствующими монахами, и как он избавил одного из них от великого искушения
    Глава XXVIII
    Об экстазе, который снизошел на брата Бернарда, и как тот пребывал в восхищении от Заутрени до девятого часа службы
    Глава XXIX
    Как дьявол часто являлся брату Руффино в виде Распятия, говоря ему, будто все доброе, что тот сделал – бесплодно, что он не в числе избранников Божьих, как это было открыто Святому Франциску, и как он объяснил брату Руффино заблужение, в кое тот впал
    Глава XXX
    О чудесной проповеди, которую Святой Франциск и брат Руффино произнесли в
    Ассизи
    Глава XXXI
    Как Святой Франциск познакомился с тайнами совести всех его братьев

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    10
    Глава XXXII
    Как Христос даровал брату Массео добродетель смирения
    Глава XXXIII
    Как Святая Клара, по велению Папы, благословила хлебы, что были на столе, и как на каждом хлебе появился знак Святого Креста
    Глава XXXIV
    Как Святой Людовик, король Франции, приезжал в одеянии пилигрима, чтобы посетить праведного брата Жиля
    Глава XXXV
    Как Святая Клара, будучи больной, чудесным образом оказалась перенесена
    Рождественской ночью в церковь к Святому Франциску, где сослужила ему в
    Службе
    Глава XXXVI
    Как Святой Франциск разъяснил брату Льву чудесное видение, которое было тому явлено
    Глава XXXVII
    Как Иисус Христос по молитве Святого Франциска обратил богатого владетельного сеньора, предложившего Святому Франциску великое пожертвование, и вдохновил его стремлением принять постриг
    Глава XXXVIII
    Как Святому Франциску открылось, что брат Илья осужден и умрет вне Ордена; и как по желанию братьев Святой Франциск молил Христа о брате Илье, и как молитва сия была вознаграждена
    Глава XXXIX

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    11
    О чудесной речи, которую Святой Антоний Падуанский, брат-минорит, произнес в
    Консистории
    Глава XL
    О чуде, которое Бог совершил, когда Святой Антоний, будучи в Римини, проповедовал рыбам морским
    Глава XLI
    Как преподобный брат Симон избавил одного брата от великого искушения, из-за которого тот был готов покинуть Орден
    Глава XLII
    О некоторых удивительных чудесах, которые Господь произвел чрез брата Петра из Монтичелло и брата Конрада из Оффиды. Как брат Бентивольо пронес прокаженного на расстояние в пятнадцать миль за весьма краткое время, как
    Святой Михаил говорил с братом, и как Дева Мария явилась брату Конраду и передала Своего Божественного Сына ему на руки
    Глава XLIII
    Как брат Конрад из Оффиды обратил молодого брата, который был камнем преткновения для других братьев, и как после смерти душа сего брата явилась брату Конраду, прося молиться за него, и как посредством молитв брата Конрада был избавлен тот брат от великих мук в Чистилище
    Глава XLIV
    Как Богоматерь и Святой Иоанн Евангелист явились брату Петру и рассказали ему, кто испытал величайшие страдания по Страстям Христовым
    Глава XLV
    Об обращении, жизни, чудесах и кончине преподобного брата Иоанна делла
    Пенна
    Глава XLVI
    Как брат Пачифико во время молитвы видел душу брата Юмиле, своего брата по плоти, восходившую на Небеса

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    12
    Глава XLVII
    О праведном брате, которому, когда он был болен, явилась Богородица и принесла три фиала с целебным бальзамом
    Глава XLVIII
    Как брат Иаков делла Масса узрел в видении братьев-миноритов всего мира в образе древа, и как добродетели, достоинства и пороки всех их стали известны ему
    Глава XLIX
    Как Христос явился брату Иоанну из Алверно
    Глава L
    Как брат Иоанн из Алверно, служивший Мессу в день после Дня Всех Святых, узрел множество душ, освобождаемых из Чистилища
    Глава LI
    О праведном брате Иакове из Фаллероне, и о том, как после кончины явился он брату Иоанну из Алверно
    Глава LII
    О видении брата Иоанна из Алверно, чрез которое узнал он весь строй Святой
    Троицы
    Глава LIII
    Как, служа Мессу, брат Иоанн из Алверно упал, будто мертвый
    Первое рассмотрение Таинства Святых Стигматов
    Второе рассмотрение Таинства Святых Стигматов
    Третье рассмотрение Таинства Святых Стигматов

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    13
    Четвертое рассмотрение Таинства Святых Стигматов
    Пятое рассмотрение Таинства Святых Стигматов

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    14
    Глава I
    Во имя Иисуса Христа, нашего распятого Спасителя,
    и Марии, Его Девственной Матери.
    В сей книге содержатся подлинные Цветочки – сиречь чудеса
    и примеры благочестия славного слуги Христова Святого
    Франциска и некоторых его блаженных спутников.
    Во славу и восхваление Иисуса Христа. Амен
    Вначале да будет нам дозволено рассмотреть то, как жизнь славного
    Святого Франциска в каждом поступке согласовалась с жизнью нашего
    Господа. Подобно Христу, перед тем, как начать проповедовать, избравшему двенадцать Апостолов, научившему их пренебрегать мирским, следовать за Ним в бедности и всех прочих добродетелях, так и
    Святой Франциск при самом основании Ордена своего избрал двенадцать спутников, возлюбивших бедность.
    И даже, как один из двенадцати Апостолов, предавший Христа, повесился, так среди двенадцати спутников Святого Франциска был один, прозывавшийся братом Иоанном делла Капелла, который отступился и в конце концов повесился. Сие да служит великим примером для избранных и уроком смирения и священного трепета, когда они думают, будто никто не может до конца следовать за Господом в святости.
    Как святые Апостолы, исполненные Духа Господня, воссияли превыше всего мира в святости и смирении, так же стало и со спутниками Святого
    Франциска. Ибо со времен Апостолов до настоящего дня мир никогда не видел мужей столь чудесных и столь святых.
    Один из них, брат Жиль был, подобно Святому Павлу, вознесен на третье небо. Другому, брату Филиппу Высокому, как пророку Исайе, ангел прикоснулся пылающим углем к губам его. Брат Сильвестр беседовал с
    Богом, как друг говорит с другом, подобно Моисею встарь. Еще один, смиреннейший брат Бернард, в мыслях своих проникавший в удивительные глубины, достигавший света божественного знания, подобно орлу, символу Иоанна Евангелиста, и истолковывавший глубочайшие тайны Святого Писания. Был среди них и один, освященный и утвержденный на небесах еще во время своей земной жизни. Сей был брат Руффино, знатный человек из Ассизи. Итак, все являли собой собственные примеры святости, как мы увидим далее.

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    15
    Глава II
    О брате Бернарде, первом спутнике Святого Франциска
    Первым спутником Святого Франциска был брат Бернард из Ассизи, обращенный следующим образом.
    Святой Франциск еще не установил своих благочестивых правил, хотя и отверг мир и подвергал себя столь строгой епитимье и умерщвлению плоти, что многие смотрели на него как на безумного. Над ним издевались, как над умалишенным, его изгоняли отовсюду и избегали общения с ним, его не пускали на порог. Его забрасывали камнями и грязью, когда он проходил мимо; но он уже встал на свой путь, принимая эти оскорбления и побои с таким смирением, как если бы он был глухим и немым.
    Тогда Бернард из Ассизи, один из богатейших и образованнейших дворян города, стал глубже вдумываться в поведение Святого Франциска: как сильно он презирает все мирское, как терпеливо он сносит несправедливость, и насколько прочной остается вера его, хотя он в течение двух лет служил предметом оскорблений и презрения со стороны всех горожан.
    В размышлении Бернард сказал сам себе: «Очевидно, на брате сем почиет великая милость Божья». И он решил пригласить Святого
    Франциска поужинать и переночевать в его доме.
    Святой Франциск принял приглашение. Бернард, решивший пристально рассмотреть святость своего гостя, велел приготовить для него постель у себя в комнате, где всю ночь горела лампа. Святой Франциск, дабы скрыть свою святость, едва войдя в комнату, улегся на кровать и приготовился заснуть. Бернард также быстро лег в постель и принялся храпеть, делая вид, что заснул.
    Святой Франциск, думая, что Бернард действительно заснул, поднялся и принялся молиться. Возведя руки и очи к небу он восклицал с великим усердием и жаром: «Бог мой! Бог мой!», проливая при этом горькие слезы. И так он оставался коленопреклоненным всю ночь, повторяя с великой любовью и пылом слова «Бог мой! Бог мой!» и ничего более.
    Исполнившись Святого Духа он размышлял о божественном величии
    Бога и восторгался Им, проявившим жалость к бренному миру и возжелавшим спасти не только душу Франциска, малого бедняка, но и множество других чрез него. Разум его, озаренный Святым Духом, прозревал великие деяния, которые Бог совершит во умножение совершенства через него и через его Орден.

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    16
    И понимая свое несовершенство и греховность он молил и взывал к
    Господу, к его силе и мудрости, прося помощи и поддержки в том, что он сам не сможет совершить.
    Тогда Бернард, видя при свете лампы благочестивые дела Святого
    Франциска, его искренность и благочестивость его слов, набожно внимая ему, исполнился Святым Духом и решил изменить свою жизнь.
    На следующее утро он позвал Святого Франциска и так сказал ему: «Брат
    Франциск, я в сердце своем расположен полностью оставить мир и подчиняться тебе во всех делах, поступая так, как ты будешь повелевать мне».
    При этих словах Святой Франциск возрадовался всей душой и сказал:
    «Бернард, решение, которое ты высказал, столь сложно, это столь великое дело, что мы должны получить совет Господа Иисуса Христа и молить его, чтобы он явил нам волю свою и научил нас следовать ей.
    Пойдем вместе во дворец Епископа, где мы найдем доброго священника, который отслужит для нас Мессу. Мы будем молиться до третьего часа, моля Господа указать нам путь, который он желает, чтобы мы избрали, мы будем трижды открывать Миссал, дабы узнать волю Его». И когда
    Бернард ответил, что полностью согласен с этим предложением, они вышли вместе, выслушали Мессу и оставались в молитвах до установленного времени, когда священник, по просьбе Святого
    Франциска, взял Миссал, совершил крестное знамение и открыл его три раза во имя Господа Иисуса Христа.
    Первое место, на котором он открыл книгу, был ответ Христа молодому человеку, просившему указать ему путь к совершенству: «если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и отдай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мной» (Мф 19:21 —
    переводчик).
    Во второй раз он открыл книгу на словах, которые Спаситель обратил к
    Апостолам, когда посылал их в мир проповедовать: «Не берите себе ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух рубашек, ни обуви, ни посоха» (Мф 10:9-10 — переводчик), желая научить их таким образом предавать заботу об их жизнях Ему и все свои мысли обращать к проповеди Святого Евангелия.
    Когда Миссал был открыт в третий раз, они узрели следующие слова:
    «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24 — переводчик).
    Тогда Святой Франциск, повернувшись к Бернарду, сказал: «Это знак, который Господь дает нам; ступай и соверши так, как ты слышал; и да будет благословен Господь Иисус Христос, наставивший тебя на путь его ангельской жизни».
    После этого Бернард пошел и продал все, что имел. Он был очень богат, и с великой радостью он раздал свое достояние вдовам, сиротам,

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    17 узникам, монастырям, больницам и пилигримам. Во всем ему благоразумно и преданно помогал Святой Франциск.
    Случилось так, что человек по имени Сильвестр, видя, как Святой
    Франциск раздает много денег бедным, побуждаемый алчностью, подошел к нему и сказал: «Ты не достаточно заплатил мне за камни, которые я продал тебе на восстановление церкви. Теперь у тебя есть деньги. Заплати мне то, что задолжал».
    Святой Франциск, был весьма удивлен такой просьбой, однако, следуя заповедям Писания и не желая спорить, отдал деньги Сильвестру, сказав, что ежели тот хочет еще, он даст ему. Сильвестр, удовлетворенный, вернулся домой. Но вечером он размышлял о своей алчности, а также о святости и духовном жаре Святого Франциска. В ту ночь он увидел
    Святого Франциска в видении. Узрел он, будто золотой крест исходит изо рта Святого Франциска и достигает небес и распространяется от востока до запада.
    После этого видения он раздал все, чем владел, нищим, ради любви к
    Господу, и сделался братом-миноритом. Он стал весьма благочестивым и прославился особой милость от Господа, говорившего с ним, как друг говорит с другом, свидетелем чего часто бывал сам Святой Франциск, как мы увидим в дальнейшем.
    Бернард также получил от Господа многую милость — он обладал восторгом углубленной молитвы и созерцания, и Святой Франциск говорил, что Бернард был достоин всяческого почитания, и что он основал Орден, потому что Бернард был первым, кто покинул мир, раздав все достояние свое бедным Христовым, ничего не оставив себе. И исповедание евангелической бедности предало его нагим в руки
    Распятого, Коего мы все должны благословлять вечно.
    Амен.

    «Цветочки Святого Франциска Ассизского»
    18
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта