Современные проблемы. Цветочки святого франциска
Скачать 2.21 Mb.
|
Глава III Как Святой Франциск, допустивший дурные мысли о брате Бернарде, повелел, чтобы тот попрал ему ногами шею и уста Святой Франциск, преданный слуга Распятого Иисуса, из-за постоянных рыданий и епитимьи почти ослеп, так что с трудом мог видеть. Захотев однажды поговорить с братом Бернардом о божественном, он покинул место, где находился, и отправился к нему. Придя он узнал, что тот молится в лесу. Святой Франциск отправился дальше, взывая: «Приди, о брат Бернард, и поговори со слепцом». Но брат Бернард не отзывался, ибо его душа была исполнена восторгом сосредоточенной молитвы, и он не слышал обращенного к нему зова. Одним из особых даров брата Бернарда была способность беседовать с Богом Всемогущим, чему Святой Франциск неоднократно был свидетелем. Святой, желая поговорить с ним в этот час, позвал его снова во второй раз и в третий. Брат Бернард, не слыша его, не отвечал и не подходил к нему. Святой Франциск направился прочь, опечаленный и смущенный тем, что он трижды звал брата Бернарда, а тот не пришел к нему. С этими мыслями, проделав малый путь, он велел своему спутнику ждать его и, укрывшись в уединенном месте, пал на колени, моля Бога открыть ему, почему брат Бернард не отозвался на его зов. В то время как он молился, был ему глас Божий, говоривший: «Бедный маленький человек, в чем печаль твоя? Достойно ли человеку оставить Бога ради творения Его? Когда ты звал брата Бернарда, он был со Мною и не мог ни слышать тебя, ни идти к тебе. Не удивительно, что он не ответил тебе, ибо он был исторгнут из себя и не мог слышать всего, что ты говорил». Святой Франциск, получив сей ответ от Бога, вернулся с великим смирением к брату Бернарду, кротко виня себя за дурные мысли о брате Бернарде, которым он позволил войти в свой разум. Брат Бернард, увидев Святого Франциска, идущего к нему, направился навстречу и бросился пред ним на колени. Тогда Святой Франциск просил его встать, смиренно поведав о своих мыслях и о том, что ответил ему Бог. И, наконец, сказал так: «Я велю тебе, ради добродетели святого послушания, исполнить то, что я тебе скажу». Брат Бернард, страшась, что Святой Франциск заставит свершить над собой великое наказание, что было в его обычае, с гораздо большей «Цветочки Святого Франциска Ассизского» 19 охотой отказался бы повиноваться. «Я готов, — ответствовал он, — повиноваться тебе, отче, если ты также пообещаешь исполнить то, что я велю тебе». На это Святой Франциск согласился, и брат Бернард спросил, что надлежит ему сделать. «Я велю тебе, — сказал Святой Франциск, — ради святого послушания, в наказание моей гордыни и злых мыслей в моем сердце, когда лягу я на землю, поместить одну твою ногу мне на шею, а другую — на уста. Так надлежит сделать тебе! Будь попран ты, сын Петра Бернардоне, ибо ты ничто иное, как подлый негодяй. Каким гордым ты стал, ты, ничтожный слуга греха!» Услышав сие, брат Бернард глубоко опечалился, но, во исполнение святого послушания, с великой осторожностью совершил, что повелел ему Святой Франциск. Затем Святой Франциск, обещавший повиноваться брату Бернарду, спросил, что тот хочет, чтобы он сделал, и получил ответ: «Я велю тебе, во имя добродетели святого послушания, всякий раз, когда мы вместе, обличать и исправлять с великой суровостью все мои пороки». Это повеление весьма удивило Святого Франциска, ибо брат Бернард был столь добродетелен и благочестив, что Святой весьма его почитал и не верил, что можно найти в нем хотя бы единый изъян. С того времени Святой избегал быть подолгу с братом Бернардом, опасаясь как бы, ради святого послушания, ему не пришлось обличать того. И когда он был вынужден видеть брата Бернарда или говорить с ним, он покидал его так скоро, как это было возможно. Весьма поучительно было слышать, с каким милосердием, восторгом и смирением Святой Франциск, предстоявший брату Бернарду, говорил о нем, бывшем его первым сыном в Боге. Во славу и восхваление Иисуса Христа и Его бедного слуги Франциска. Амен «Цветочки Святого Франциска Ассизского» 20 Глава IV Как ангел Господень вопрошал брата Илью, Гвардиана (Наместника) обители Вал-ди-Сполето, и как, когда брат Илья гордо отвечал, ангел, перенесшись на дорогу в Сан-Джакомо, встретил брата Бернарда и рассказал ему о случившемся В самом начале Ордена, когда в нем было всего несколько братьев и не учрежден был ни один монастырь, Святой Франциск отправился, ведомый ревностью о вере, в Сан-Джакомо-ди-Галисиа, взяв с собой брата Бернарда и одного или двух других братьев. Путешествуя вместе встретили они по дороге больного бедняка. Святой Франциск, движимый состраданием к его мукам, сказал брату Бернарду: «Сын мой, я хочу, чтобы ты остался здесь и позаботился о сем больном». И брат Бернард, смиренно пав на колени, принял повеление своего почитаемого отца и остался, в то время как Святой Франциск и другие отправились в Сан- Джакомо. Придя туда они провели ночь в молитвах в церкви Святого Иакова, и Бог открыл Святому Франциску, что он утвердит множество монастырей по всему миру, и что Орден его возрастет и увеличится множеством братьев. После сего откровения Святой Франциск начал основывать монастыри в той местности. Позже, возвращаясь дорогой, которой он пришел, и найдя брата Бернарда с больным, который уже почти выздоровел, Святой разрешил ему придти в следующем году в Сан-Джакомо, а сам вернулся в Вал-ди-Сполето и поселился в пустынном месте с братом Массео, братом Ильей и другими. И все сии с великим тщанием пеклись о том, чтобы не тревожить Святого Франциска в молитвах его. Они почитали его и не решались докучать ему, ибо ведали, что Бог открыл ему великие вещи в молитве. И вот однажды, когда Святой Франциск молился в лесу, красивый молодой человек в дорожной одежде предстал перед воротами обители, стучась так громко, так быстро и так долго, что братья весьма удивились такому странному и необычному стуку. Брат Массео, вышедший и отворивший ворота, так спросил юношу: «Откуда ты пришел, сын мой? Ибо то, сколь чудным образом ты стучишься, заставляет меня полагать, что ты раньше никогда не бывал здесь». На сие юноша вопросил: «Как же мне следует стучаться?» Брат Массео отвечал: «Тебе следует сделать три удара, один за другим, а потом ждать столько времени, сколько потребно брату, дабы прочитать «Отче наш» и прийти, и открыть тебе; ежели он не придет за это время, тогда можешь постучаться вновь». «Я был в великом нетерпении, — отвечал путник, — ибо совершил долгое странствие. Я прибыл, чтобы поговорить со Святым Франциском, но он в «Цветочки Святого Франциска Ассизского» 21 этот час молится в лесу, и я не посмел помешать ему. Поэтому молю тебя, позови брата Илью, я хочу задать ему вопрос, ибо наслышан о том, что он исполнен мудрости». Тогда брат Массео пошел позвать брата Илью, но он, будучи разгневан, отказался выйти, и брат Массео не знал, что ответить страннику. Ибо если бы он сказал, что брат Илья не может уделить ему времени, он бы солгал; а если бы он передал слова брата, сказанные во гневе, мог бы разразиться скандал. Пока брат Массео в нерешительности размышлял, как ему поступить, с каким ответом вернуться, странник постучался вновь также, как он стучался прежде. На это брат Массео подошел к воротам обители и сказал укоризненно: «Ты не соблюл того, что я сказал тебе о том, как следует стучаться». На сие юноша ответил: «Поскольку брат Илья не пришел ко мне, ступай, скажи брату Франциску, что я пришел поговорить с ним, но, не желая мешать его молитвам, я прошу его повелеть брату Илье выйти ко мне». Тогда брат Массео отправился к Святому Франциску, который обратив взоры к небесам, молился в лесу, и передал ему просьбу юноши и ответ брата Ильи. Между тем юноша тот был ангелом Божьим в образе путешественника. Святой Франциск, не двигаясь и продолжая взирать на небеса, сказал брату Массео: «Ступай, вели брату Илье, ради добродетели святого послушания, выйти и поговорить с юношей тем». И так, брат Илья, получив повеление Святого Франциска, вышел к воротам обители в самом гневливом расположении духа, открыл их рывком и спросил юношу, что он хочет от него. Тот ответствовал: «Остерегайся гнева, который явственен в тебе. Ибо гнев ранит душу, мешая ей видеть истину». Брат Илья вопросил вновь: «Скажи, что тебе надо от меня». «Я желаю знать, — ответил странник, — дозволено ли, как следует из Святого Евангелия, есть все, что тебе предлагают, в соответствии со словами Христа к его ученикам? Я хочу спросить тебя также, дозволено ли человеку проповедовать учение, противное возвещенному в Евангелии?» На сие брат Илья гордо отвечал: «Я знаю ответы на твои вопросы, но не желаю дать их тебе. Отправляйся по своим делам». Юноша ответил: «Я знаю лучше тебя, как ответить на вопросы сии». Тогда брат Илья очень разозлился. Он хлопнул дверью и ушел прочь. Но позже, размышляя над вопросами, которые были ему заданы, он усомнился, как ответить на них, ибо, будучи Викарием Ордена, он написал правила Ордена, следовавшие Евангельским истинам и Уставу Святого Франциска. В них значилось: ни один из братьев не должен есть мясо. Посему выходило, что вопрос странника был обращен против него самого. Не зная, как разрешить свои сомнения, будучи тронут скромным видом юного пилигрима, памятуя также слова его, что он сам лучше знает ответы на свои вопросы, брат Илья поспешно вернулся к воротам обители, в надежде застать его. Но странник исчез, ибо гордыня брата Ильи сделала его недостойным общения с ангелом. Тем временем Святой Франциск, которому Бог открыл все случившееся, «Цветочки Святого Франциска Ассизского» 22 вернулся из леса и укоризненно сказал брату Илье: «Ты совершил ошибку, гордый брат Илья, ибо прогнал прочь святого ангела Божьего, который явился, дабы наставить нас. Говорю тебе, что очень опасаюсь, как бы из-за гордыни своей ты не закончил свои дни вне Ордена». И так все и свершилось, как сказал Святой Франциск, ибо брат Илья умер вне Ордена. В тот же день и в тот же час, в который ангел исчез от ворот обители, явился он брату Бернарду, когда тот возвращался из Сан-Джакомо и шел один берегом великой реки. Ангел, облаченный в одежду странника, приветствовал его словами: «Да пошлет Бог мир тебе, добрый брат». Брат Бернард, видя красоту юноши, который столь сладостным голосом приветствовал его, по обычаю его местности, спросил, откуда тот пришел. «Я пришел, — отвечал ангел, — из обители, где пребывает Святой Франциск. Я приходил туда поговорить с ним, но не смог, ибо он был в лесу, размышляя о божественном, и я не стал беспокоить его. В том же монастыре были брат Жиль и брат Илья с братом Массео, который научил меня, как стучаться в ворота обители по обычаю братства. Брат Илья не ответил мне на вопросы, которые я задал ему, но позже он раскаялся и искал меня, но было уже слишком поздно». После этих слов ангел спросил брата Бернарда, почему тот не пересечет реку. «Потому, — отвечал брат Бернард, — что я боюсь погибнуть в водах, которые очень глубоки». Ангел сказал ему: «Давай перейдем ее вместе. Ничего не бойся», и взял его за руку. В тот же миг они оказались на другой стороне реки. Тогда брат Бернард понял, что пред ним ангел Божий, и с великой радостью и благоговением великим воскликнул: «Будь благословен, ангел Господень! Назови мне свое имя». Ангел отвечал: «Зачем спрашиваешь об имени моем? Оно чудесно». Сказав слова сии он исчез, оставив брата Бернарда весьма утешенным, так, что он завершил свое странствие в великой радости, отметив день и час, когда явился ангел. Прибыв в обитель, где Святой Франциск обитал со своими спутниками, он рассказал им, что с ним приключилось, и они убедились, что тот, кто явился им в тот день и в тот час, истинно был ангелом. Во славу и восхваление Иисуса Христа и Его бедного слуги Франциска. Амен «Цветочки Святого Франциска Ассизского» 23 Глава V Как праведный брат Бернард Ассизский был послан Святым Франциском в Болонью, и как он основал там монастырь Святой Франциск и его спутники, призванные Богом нести Крест Христов в сердцах своих, свершать труды Крестные всеми жизнями своими, проповедовать его словами своими, были истинно распятыми мужами равно в поступках и в трудах своих. Искали они поношения и презрения из любви ко Христу, предпочитая сие славе мирской, почитанию и хвалам людским. Радовались они, когда их презирали, и печалились, когда их почитали. Так они странствовали по миру как пилигримы и странники, ничего не имея с собой, кроме распятого Христа. И поскольку были они от истинной лозы виноградной, которая есть Христос, то и производили они великие и дорые плоды во множестве душ, кои они взращивали для Христа. Случилось так, что в самом начале существования Ордена Святой Франциск послал как-то брата Бернарда в Болонью, дабы совершил тот многие добрые дела по благодати, данной ему от Бога. Итак брат Бернард, осенив себя крестным знамением, ради святого послушания отправился в Болонью. Однако, когда он прибыл в город тот, маленькие детишки, увидев его, одетого столь странно и столь бедно, смеялись и глумились над ним, приняв его за безумного. Все сии испытания брат Бернард принял, ради любви ко Христу, с великим терпением и великой радостью. Тщась найти еще большее поношение, отправился он на рыночную площадь, уселся там, и огромная толпа детей и взрослых собралась вокруг него, и они, ухватив его за капюшон, дергали его в разные стороны, другие кидали в него камнями, а иные грязью. Всему этому брат Бернард покорялся молчаливо, с выражением блаженной радости на лице. Несколько дней приходил он на то же место, дабы вновь претерпевать поношения. И вот, поскольку терпение есть труд совершенствования и утверждение добродетели, некий ученый доктора права, видя столь великое постоянство и добродетель брате Бернарда, которого столько дней ни поношения ни раны не могли вывести из себя, сказал в сердце своем: «Вне сомнения человек сей должен быть великим святым». И, пойдя к брату Бернарду, спросил – кто он и откуда пришел. Брат Бернард положил руку на сердце и, достав Устав Святого Франциска, дал его прочесть доктору. Тот, прочтя Устав, был поражен и удивлен изложенными в нем чистейшими истинами и, повернувшись к друзьям, сказал: «Истинно, сие есть превосходнейшее Послушание («послушание» в значении «форма монашеской жизни» - переводчик), о котором я когда- либо слышал, и человек сей и собратья его – суть праведнейшие люди, каких я встречал во всем мире. Поистине, нечестив тот, кто вредит ему. «Цветочки Святого Франциска Ассизского» 24 Мы же напротив должны оказать ему подлинные почести, как истинному другу Бога». И, обращаясь к брату Бернарду, сказал: «Если желаешь ты основать обитель в городе сем, где тебе было бы угодно служить Богу так, как велит тебе твое сердце, я весьма охотно помогу тебе, ради спасения моей души». Брат Бернард отвечал: «Верую, что Спаситель наш Иисус Христос наставил тебя в сем благом желании, и весьма охотно принимаю я твое предложение, во славу Христа». Тогда доктор с большой радостью и великой любовью отвел брата Бернарда в свой дом и вскоре подарил ему землю, как и обещал, которую привел в порядок и обустроил за свой счет. И с того времени стал он отцом брату Бернарду и особым заступником братьев-миноритов. Брат Бернард, за его праведное наставничество, стал весьма почитаем людьми, так что те, кто могли видеть его и прикоснуться к нему, считали себя получившими благословение. Но он, как истинный ученик Христов и сын кроткого Франциска, опасался, как бы мирские почести и уважение не смутили бы его покой и тем не подвергли бы угрозе спасение души его. Посему однажды он оставил Болонью и вернулся к Святому Франциску, которому сказал так: «Отец, в Болонье основан монастырь. Пошли туда иных братьев заботиться о нем и жить там, ибо я не могу долее находиться в месте том. В самом деле, я боюсь, что чрезмерный почет, который мне оказывают, может принести мне больше ущерба, чем прибыли». Святой Франциск, выслушав по порядку обо всем, что Господь свершил чрез брата Бернарда, вознес хвалу Богу, Который начал умножать повсюду бедных последователей Креста. А затем послал он иных братьев в Болонью и в Ломбардию, и так утвердил многие обители в разных пределах. Во славу и восхваление Иисуса Христа и Его бедного слуги Франциска. Амен «Цветочки Святого Франциска Ассизского» 25 Глава VI Как Святой Франциск, покидая земную жизнь, благословил праведного брата Бернарда, назначив его Викарием Ордена Блаженнейший брат Бернард воссиял столь ярко, что Святой Франциск весьма почитал его, и часто можно было слышать, как он восхвалял его. Однажды, когда Святой Франциск молился, Бог открыл ему, что брат Бернард Божьим попущением претерпевает многие тяжкие битвы с диаволом. И вот Святой Франциск испытал великое сострадание к брату Бернарду, которого он любил как сына. Много дней возносил он слезные молитвы, умоляя Господа Иисуса Христа подать брату Бернарду победу над врагом. И однажды, когда Святой Франциск так возносил благочестивую свою молитву, Господь ответил ему: «Не бойся, Франциск, ибо все искушения, которым должно подвергнуться брату Бернарду, попущены Богом, дабы преумножить его добродетель и доставить ему венец воздаяния. Ибо обретет он победу над всеми своими врагами, ибо он — один из служителей Царства Небесного». Ответ сей исполнил Святого Франциска ликованием. Он возблагодарил Бога и с этого момента брат Бернард стал еще дороже Святому Франциску, чем прежде. И многие свидетельства благорасположения явил он брату Бернарду, не только во дни жизни его, но особенно в свой смертный час. Ибо когда Святой Франциск почти оставил этот мир, окруженный, как пророк Иаков, верными сыновьями, опечаленными уходом возлюбленного Отца, он так обратился к ним: «Где мой сын первородный? Позвольте ему подойти ко мне, дабы душа моя могла благословить его, прежде чем я отойду». Тогда брат Бернард прошептал брату Илье, который в то время был Викарием Ордена: «Подойди под правую руку Святого, дабы мог он благословить тебя». На это брат Илья встал справа от Святого Франциска, утратившего зрение из-за многих рыданий, и Святой, положив свою правую руку на голову брата Ильи, сказал: «Глава сия — не первенца моего, брата Бернарда». Тогда брат Бернард встал слева от Святого Франциска, который, сложив руки крестом, положил свою правую руку на голову брата Бернарда, а левую – на голову брата Ильи. И сказал он брату Бернарду: «Благослови тебя Бог, Отец нашего Господа Иисуса Христа, всем благословением духовным и небесным, ибо ты есть мой первородный сын в Боге, избранный в Ордене сем, дабы являть пример истинной добродетели и следовать за Христом в евангелической бедности; ибо ты не только раздал свободно и непринужденно все свое имущество и достояние бедным, но «Цветочки Святого Франциска Ассизского» 26 ты также предложил себя Богу в Ордене сем, как жертву сладостную. Благословен будь посему Спасителем нашим Иисусом Христом и мной, Его бедным слугой, благословением вечным, когда выходишь и входишь, когда бодрствуешь и когда спишь, в жизни и в смерти. И благословляющий тебя да будет благословен, и проклинающий тебя не останется безнаказанным. Ты будешь во главе всех твоих братьев, и все твои повеления братья исполнят. Я даю тебе власть принимать в этот Орден всех, кого ты захочешь принять. Ни один брат не будет властвовать над тобой. Ты волен идти, куда хочешь и оставаться там, где посчитаешь для себя лучшим». И после кончины Святого Франциска братья любили и почитали брата Бернарда как своего отца, и когда пришло ему время оставить земную жизнь, многие братья пришли от всех пределов мира, чтобы попрощаться с ним. Бывший среди них ангелический брат Жиль, узрев брата Бернарда, воскликнул с великой радостью: «Sursum corda! Брат Бернард, Sursum corda!» (лат. «вознесем сердца», первые слова начальной части анафоры Мессы, вступительный диалог, за которым следует Префация — переводчик), и брат Бернард тайно приказал одному из братьев приготовить место брату Жилю, подходящее для созерцательных размышлений, которое тот укажет. И вот, когда настал последний час брата Бернарда, он попросил, чтобы его подняли на ложе, и так обратился к окружавшим его братьям: «Возлюбленные братья, не многое я хочу сказать вам. Я хочу, чтобы вы задумались над тем, что, как мой выбор пути в вере стал также и вашим выбором, так и час, который ныне приближается ко мне, приблизитсе некогда также и к вам. И вот что я нашел в душе моей, чтобы сказать вам. За тысячи миров я не стал бы служить иному Господу, кроме Спасителя нашего Иисуса Христа. Ныне винюсь я пред моим Спасителем и пред всеми вами во всех беззакониях, кои я совершил. Молю вас, дорогие мои братья, любить друг друга». И сказав слова сии и дав прочие добрые наставления, возлег он на ложе свое, и лицо его озарилось радостью и сиянием небесной чистоты, чему свидетелями были все братья. И в сем восторге радости святая его душа, увенчанная славой, оставила жизнь сию ради благословенной жизни ангельской. Во славу и восхваление Иисуса Христа и Его бедного слуги Франциска. Амен |