Главная страница
Навигация по странице:

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Хасбулатова Наида Курс.работа. Цветообозначение в лирике М. Цветаевой


    Скачать 61.85 Kb.
    НазваниеЦветообозначение в лирике М. Цветаевой
    Дата11.07.2021
    Размер61.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаХасбулатова Наида Курс.работа.docx
    ТипКурсовая
    #223978
    страница3 из 3
    1   2   3

    Вывод по главе 2
    Таким образом, цветовая лексика в поэзии Марины Цветаевой играет огромную роль. Слова со значением цвета в поэзии Марины Цветае­вой многочисленны и разнообразны. Наиболее используемые в произведениях Марины Цветаевой цвета: черный, белый, красный, синий, зеленый, лазурный, золотой, серебряный. Кроме них в текстах используются такие цвета, как: седой, ржавый, розовый, пурпурный, рдяный, алый, кумачовый, голубой, червонный, янтарный, багровый, серы, желтый, сизый, карий, пестрый, радужный, русый. Особую выразительность текстам придают такие цвета, как: огненный, снеговой, льняной, кровавый, эбеновый, вишенный, индиго, палевый, розмариновый, жемчужный, пер­ламутровый, цвета кофейной гущи – цвета вре­мени,, цвета времени и снов, цвета месяц, , цвета зари.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Итак, проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы. Слова со значением цвета образуют в русском языке, как и в других языках мира, лексико-семантическую группу, в которой набор элементов, их семантика и соотношение исторически изменчивы, что определяется изменчивостью осознанно выделяемых в языке реалий внеязыковой действительности. Историческое исследование лексики цветообозначений показывает, что судьба слов, составляющих группу цветообозначений, очень различна. Многие из них очень изменились, некоторые почти не изменились. Одни развивают синонимические ряды, объединяются в какие-то группы, другие остаются как бы изолированными. Многие авторы использовали в своих произведения цветовую лексику. В данной работе нами был проведен анализ цветовой лексики в произведениях Марины Цветаевой.

    Марина Цветаева неоднократно говорила, что пишет по слуху, однако не только звуковые, но и зрительные образы занимают в ее поэзии значительное место. У Цветаевой есть целые стихотворения, циклы, фрагменты поэм, драматических произведений, построенных на активном использовании слов со значением цвета: «Лебединый стан», «Цыганская свадьба», «Бузина», «Отрок», «Душа», «Переулочки», «Георгий», «Автобус», «Ариадна» и др.

    Анализ цветообразования в произведениях Марины Цветаевой, проведенный по двум изданиям, показал, что наиболее употребительны у поэта слова с корнями -черн-, -бел-, -красн-, -син-, -зелен-, то есть чаще всего обозначенными оказываются основные цвета, традиционно выделяемые человеком. Это тона простые и максимально насыщенные. Специалисты по цветоведению отмечают, что предпочтение чистых и ярких цветов смешанным, оттеночным, свойственно в истории искусств периодам расцвета, такие цвета являются активными раздражителями, удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой.
    Самая употребительная группа обозначений белого цвета. Этот цвет символизирует добро, свет, чистоту. Для поэтессы он связан также с обозначением Белой армии. В связи с этим она использует символ Белой армии – Лебединый стан, так как он ассоциируется с белым цветом. Стихотворения содержат большое количество цветообозначений, употреблённых в своём прямом и ᴨереносном значении. Весь цикл построен на активном употреблении, использовании слов со значением цвета.

    Чаще других употребляются в сборнике «Лебединый стан» слова с основами бел-, красн-, чёрн-.Эта закономерность уходит корнями в глубокую древность. Но поэтесса, используя общеязыковые значения слов, ᴨȇреосмысляет их. Придаёт словам белый и красный также политическое значение.

    Цветообозначения преимущественно выражены именами прилагательными в полной (белый, чёрный, красный), реже в краткой форме(бел, красен). Меньше цветообозначений выражено именами существительными (белизна) и совсем небольшое количество глаголов (обелить), производных от прилагательных со значением цвета.

    Анализ цветообозначения в поэзии Марины Цветаевой убеж­дает в том, что у нее отсутствует чисто эстетическое отношение к цвету. По-видимому, именно этим общим свойством цветаевской изобразительной системы объясня­ются такие частности, как отсутствие уменьшительных форм и суффиксов неполноты качества при цветообо­значении.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка) / Ю. Д. Апресян. – М.: Языки русской культуры, 2016. – 472 с.

    2. Бахилина, Н. Б. История цветообозначений в русском языке. / Н.Б. Бахилина. – М.: Наука,   2016.  – 286 с.

    3. Бахилина, Н.Б. Румянец. Из истории цветообозначений / Н.Б. Бахилина // Русская речь. - 2016. - №6. - С.83-87.

    4. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: Учеб.пособие / Н.С.Болотнова. – М.: Флинта:Наука, 2017. – 520 с.

    5. Брагина, А. А. Цветовые определения и формирование новых значений слов и словосочетаний / А.А. Брагина // Лексикология и лексикография. – М., 2015. – С. 73–104.

    6. Вежбицкая, А. Обозначение цвета и универсалии зрительного восприятия / Вежбицкая А. // Язык. Культура. Познание. – М., 2016. – 412 с.

    7. Дюпина, Ю. В. Классификации цветообозначений в лингвистической литературе [Текст] / Ю. В. Дюпина, Т. В. Шакирова, Н. А. Чуманова // Молодой ученый. – 2017. – №1. – С. 220-221.

    8. Зубова, Л.В. Язык поэзии Марины Цветаевой (Фонетика, словообразование, фразеология). / Л.В. Зубова. – СПб.: Издательство Cанкт-Петербургского университета, 2016. – 232 с.

    9. Зубова, Л. В. О семантической функции грамматических архаизмов в поэзии М. Цветаевой. / Л.В. Зубова // «Вопросы стилистики. Функциональные стили русского языка и методы их изучения». – Саратов, 2016. – 361 с.

    10. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический асᴨект. / Л.В. Зубова. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 2017. – С.110-114.

    11. Иваровская, В. И. Лексическое значение цветовых прилагательных в синагматико-парадигматическом и словообразовательном аспектах/ В.И. Иваровская // Вестник СПбГУ: Сер. 2. – 2017. – С. 104–109.

    12. Крысин, Л. П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Л.П.Крысин. – М.: «Академия», 2017. – 240 с.

    13. Кульпина, В. Г. Лингвистика цвета: Термины цвета в русском языке./ В.Г. Кульпина. – М.: «Академия», 2016. – 470 с.

    14. Макеенко, И. В. Семантика цвета в разноструктурных языках: универсальное и национальное./ И.В. Макеенко. – Саратов, 2015. – 258 с.

    15. Маслова, В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста: Учеб.пособие / В.А. Маслова. – Минск: Высш.школа, 2017. – 156 с.

    16. Маслова, В.А. Лингвокультурология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. – М.: «Академия», 2017. – 208 с.

    17. Маслова, В.А. Русская поэзия XX века. Лингвокультурологический взгляд: Учеб. пособие / В.А. Маслова. – М.: Высш. шк., 2016. – 256 с.

    18. Москович, В. Л. Система цветообозначений в современном английском языке / В.Л. Москович. // Вопросы языкознания. – 2015. – № 6. – С. 83–87.

    19. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ Н.А. Николина. – М.: «Академия», 2016. – 256 с.

    20. Носовец, С. Г. Цветовая картина мира в когнитивно-прагматическом аспекте (цикл рассказов «Весна в Фиальте»).– Омск, 2016. – 249 с.

    21. Рябова, В. Н. Пейзажная единица текста: семантика, грамматическая форма, функция. – Тамбов, 2017. – 196 с.

    22. Соловьев, С. М. Цвет, число и русская словесность // Знание – сила, 2017. – С. 54.

    23. Тойшибаева, Г. К. Цветовая лексика в художественном тексте. – М., 2016. – 19 с.

    24. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста:учеб.пособие для студ.филол.фак.высш.учеб.заведений / В.И. Тюпа – М.: «Академия», 2016. – 336 с.

    25. Фрумкина, Р.М. Цвет, смысл, сходство: Асᴨекты психолингвистического анализа. – М., 2015.

    26. Фысина, У.Н. Белые, красные, оранжевые…(Из речевой практики современного политического лексикона)//Русская речь. – 2017– №2-53с.

    27. Цветаева, Марина. Избранные произведения. – М., 2017.

    28. Цветаева, М. Сочинения: В 2 т. – М., 2016

    29. Цветаева, М. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. –М.: Художественная литература, 2017.

    30. Якобсон, Р. Работы по поэтике. – М., 2017. – С. 5-22




    1 Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка) / Ю. Д. Апресян. – М.: Языки русской культуры, 2016. – 472 с.

    2 Фрумкина, Р.М. Цвет, смысл, сходство: Асᴨекты психолингвистического анализа. – М., 2015.

    3 Якобсон, Р. Работы по поэтике. – М., 2017. – С. 5-22

    4 Цветаева, М. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. –М.: Художественная литература, 2017.
    1   2   3


    написать администратору сайта