Главная страница

Цветовая палитра лирики А. А. Фета и Ф. И. Тютчева


Скачать 47.93 Kb.
НазваниеЦветовая палитра лирики А. А. Фета и Ф. И. Тютчева
Дата17.05.2022
Размер47.93 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла11844133_kursispr.docx
ТипРеферат
#533813



Цветовая палитра лирики А. А. Фета и Ф. И. Тютчева

Содержание

Введение……………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические положения цветовой палитры поэтов………..

5

1.1. Основные цвета в языке поэзии Ф. И. Тютчева…………………….

5

1.2. Цвет в лирике А.А. Фета………………………………………………

12

Глава 2. Сравнение цветовой палитры поэтов в произведениях……….

16

2.1. Поэтический словарь Ф.И. Тютчева…………………………………

16

2.2. Сравнительная таблица произведений поэтов……………………..

18

Заключение…………………………………………………………………

20

Список использованной литературы……………………………………..

23

Введение

Актуальность исследования. Раскрытие данной темы предполагает особое восприятие природы, обращение к лирическим произведениям Ф. Тютчева и А. Фета, отражающим ее влияние на мысль, чувства, настроение каждого автора.

В стремлении к всестороннему, глубокому раскрытию темы следует обратить внимание на общую направленность, индивидуальность и оригинальность творческих исканий поэтов.

Проблема исследования. Лирика природы была величайшим художественным достижением Ф. Тютчева.

Поэт запечатлел диалектику движения в природе. Более того, диалектика явлений природы отражает таинственные движения человеческой души. Реально видимые признаки внешнего мира создают субъективное впечатление.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, с помощью цветописи поэт может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.

Объект исследования. Объектом исследования является цвет в лирике поэтов

Предмет исследования. Предметом исследования особенности цветовых образов в произведениях Фета и Тютчева.

Цель исследования. Целью исследования является изучение цветовой палитры лирики А. А. Фета и Ф. И. Тютчева.

Задачи исследования:

- выявить основные цвета в языке поэзии Ф. И. Тютчева;

- рассмотреть цвет в лирике А.А. Фета;

- провести сопоставительный анализ стихотворений;

- привести сравнительную таблицу произведений поэтов.

Практическая значимость проведённого исследования. Положения курсовой работы можно применять для более объемного научного исследования, посвященного данной проблематике.

Степень разработанности темы. Призыв к изучению проблем символической и эмоциональной функций слова «цвет» в художественном тексте в современной литературе Р.В. Алимпиева С.В. Бекова, Л.И. Донецк, Л.В. Зубова, Л.А. Качаева Л.В. Краснова, Р.З. Миллер-Будницкая, Б.К. Манакова, Б.А. Оррас, С.М. Соловьева, Ю.С. Язикова, Д.С. Берестовская и др. Их исследование ведется не только как изобразительного средства названия цвета (например, в поэзии А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, в творчестве Н. В. Гоголя), но и как средства выявления метафоры, средства выражение важности чувств героев, формируют их мировоззрение и создают особый эмоциональный настрой в художественном тексте.

Методы исследования:

Был осуществлен поиск и изучение научной литературы по данной проблематике. В дальнейшем проводился выбор методов исследования и их обоснование. В исследовании были применены общенаучные, а также частные методы исследования.

Общенаучные методы:

- комплексный анализ;

- дедукционный метод;

- индукционный метод.

В области частных методов были использованы такие методы, как:

- аналитический;

- системно-структурный.

Далее были получены, обработаны и проанализированы данные по исследуемой проблеме.
Глава 1. Теоретические положения цветовой палитры поэтов

1.1. Основные цвета в языке поэзии Ф. И. Тютчева

На сегодняшний день проблема колористического пространства поэзии Тютчева, можно констатировать, что мало-мальски значимых работ, положенных в основу исследования, не существует. Исследователи творчества Тютчева (Пумпянский Л. В., Лотман Ю. М., Пигарев К. В. и др.) неоднократно отмечали обилие красок в его стихах. Есть отдельные колористические фрагменты, детали, цветные ракурсы в нейтральном стихотворении, «цветные» шумы и стихи-десятки Тютчевых. Это большой значимый элемент его поэзии [2,с.3]

В рамках данного параграфа проведен структурно-семантический анализ цветовых номинаций в поэзии Тютчева. Ю. М. Лотман отмечал, что лирика Тютчева-явление уникальное: оно отличается своим многообразием, контрастным несоответствием всех красок образующей его картины, оно необычайно устойчиво по своим структурным особенностям. В Тютчеве действительно можно найти целую гамму цветов, настоящую палитру художника. Общая палитра цветовых номинаций отражает цветовое зрение автора и тон восприятия окружающей действительности.

Критик советской литературы, исследователь творчества Тютчева Кирилл Васильевич Пигарев назвал поэта "псаломщиком природы". Фактически, Тютчев попал в литературу в период расцвета романтической культуры и привнес в поэзию совершенно новое представление о бытии вообще, в том числе и о человеке[3,с.4]. У Тютчева было очень живое и прямое чувство природы. Тютчева часто называют поэтом-художником, автором бесподобных пейзажей в стихах. Поэзия Тютчева полна размышлений, но он был прежде всего художником.

С помощью цветовых терминов поэт передает одни и те же цвета, лишь немногие оттенки, которыми наполнена природа. Смысловое поле цвета активно используется поэтом. Колоризм Тютчева, как неоднократно отмечали исследователи, склонен к сложным оттенкам. П. Н. Толстогузов назвал поэзию Тютчева «выдающейся лирикой светотени". Ученый отметил, что светотень является основным выразительным средством в ряде стихотворений, а " вчера, во сне волшебства...", которые стали основной темой в таких произведениях.

Целый круг лексических единиц, отражающих красочную картину мира автора, составляет колористическое пространство его поэзии. В» поэтическом словаре Ф. И. Тютчева " более 6000 слов и фразеологических выражений. Из них 194 лексемы имеют цветовую семантику. Колоризмы, слова, обозначающие цвет, в лирике Тютчева представлены практически всеми существенными частями речи: существительными, глаголами, герундами, слоговыми соединениями и, конечно же, прилагательными.

При анализе структурно-семантического состава колоризмов в поэзии Тютчева рассматривалось обозначение десяти цветов, которые считаются основными. Так, в число основных цветовых названий входит семь названий цветов радуги: синий, голубой, зеленый, желтый, красный, оранжевый, фиолетовый, а также три ахроматических - серый, белый, черный [5,с.6]

Из этого основного спектра в поэзии Тютчева даны названия восьми цветов. Такие цвета, как фиолетовый, оранжевый, не нашли отражения в поэмах поэта. Обозначение основных цветов в поэзии Тютчева-лексема 92 с частотой употребления 25. Наиболее частыми были обозначения зеленого цвета (его представители составляют пятую часть от общего числа употребления: 25 из 92). Основная функция использования зеленых знаков-описание мира природы. Зелень в стихах Тютчева-вершины, волны, лес, мирт, кукуруза. Чтобы выразить значение зеленого, поэт использует слова зеленый, Зеленый, Зеленый, Зеленый. Наиболее часто используемая краска-это существительное с частотой 11.

В» поэтическом словаре Ф. И. Тютчева " выделяют два значения зеленого существительного:

1) покрывающие растения зеленым цветом,

2) сами растения.

Более того, второе значение было открыто Тютчевым во многих примерах (7 из 11). Использование рассматриваемого цветового знака отражало своеобразие художественного выражения поэтом темы природы. В своих стихах Тютчев дополняет существительное несколькими эпитетами: темным, тощим, роскошным, толстым, обновленным молнией. Вторая часто используемая часть зеленого слова-прилагательное. Тютчевская зелень «зеленеет, зеленеет", "начинает расти, зеленеет".

Двухцветная маркировка проявляется сложными цветовыми образованиями, представляющими собой оттенки зеленого: "Ах, Огненный Конь, о морской конь / / бледно-зеленая грива", " как сладко спит темно-зеленый сад ...».

Певец природы Тютчев замечает и описывает тонкие детали, цветовые переходы. Восхищаясь точностью и глубиной эпитетов Тютчева, многие исследователи отмечают удивительную наблюдательность поэта, его способность к получению очень четких описательных деталей. Если так, то поэт замечает, что в стихотворении» синяк под грозой " влажный лист приобрел насыщенный темно-зеленый цвет. Глагол быть зеленым встречается в стихах поэта четыре раза. Значения глагола быть зеленым характеризуют момент цветения растения. Поэт связывает цветение зелени с молодостью, силой.

Такие ассоциативно связанные существительные можно увидеть в следующих строках с эпитетами «молодой», «могучий»: «лист становится молодым зеленым ...", "Вот когда-то сильный и красивый / / волшебный лес шептал. и зеленого цвета ...». Второй наиболее часто используемый цвет-белый (23 из 92). Для придания белизны поэт использует лексемы белизна, белизна, белизна, белизна. Прилагательное» белый " (10 из 23) является наиболее распространенным из красок, используемых для обозначения белого цвета, которое часто используется для придания цвета конкретным деталям, объектам реальности (ткань, одежда, Парус).

Это цветовое обозначение также используется для описания человека: "белый локоть упирается / / много сладких, сонных мыслей". В стихах Тютчева белое прилагательное имеет еще одно значение - »цвет огня, пламени". Учитывая, что Белый огонь можно получить только при очень высоких температурах, можно сказать, что сочетание белых ламп дает высокое напряжение, степень нагрева. Конкретным примером сказанного растайық. В поэме» дым«, описывающей лес, некогда ставший» могучим и живописным «пожаром, поэт сопровождает фразу с эпитетом» свет «(»а еще они бродят по сгоревшим веткам // страшным скрипом»).

Все стихи» денисьевского цикла " появились в течение 18 лет после смерти Елены Александровны. Первые работы, начатые в июле 1850 года, были окрашены в спокойные, нежные, прозрачные цвета. Твердый цвет, как принять дем ..."в стихотворении все наполнено мягким полумраком:» все тихо и темно«,» в мрачной тени идут живые душистые благовония«,» полусонные сладкоежки«,» заколдованная тьма«,»сияющая полутьма". И вот все сумерки наполнены светом, он жив, мерцает, сияет:

В полусветном свете,

Занимается тайной страстью

Вот поэт влюблен

Легкий сон...

Аналогичная картина в поэме "Невада". В» легком набухании невских волн " отраженный звездный свет дает переливы бирюзы, бирюзы, серебра. Светлая, но безоблачная, тихая ночь. Впервые в строках этого мини-произведения прослеживается стремление спрятать от волн тайну любви, найти в них убежище. Обратите внимание на еще один интересный момент-в Тютчеве важную роль играет не только цвет, но и форма: волна объемная, она же «чудо-чудо» (не зря барокко запомнился), в ее поролоновом кружеве. , и невероятная волна не может быть легко скрыть их скромный клюв/чувство.

Перед нами «под дыханием непогоды ..."в строках августовского эскиза появляется совершенно другой взгляд на мир. Страшная картина грозных стихий поражает своей красотой-неконтролируемой и бурной ("набухшая, вода потемнела / стала свинцовой ...»). По сравнению с первыми стихами, здесь чувство-это еще не только сон, сон, даже не чувство, здесь бушует страсть, пустота, без которой невозможно остановиться. И тихий полумрак, скрытый от суеты, сменяется радужным светом облачно-красного вечера. Золотистые, огненно-красные, огненно-черные рубины воды уже не являются иллюстрацией природной стихии, а воплощением чувства, которое вспыхнуло в душе лирического героя, как цветок огненной розы[1,с.2].

Тютчев может проводить параллели между произведениями разных лет.. 3 августа 1865 года, 15 лет спустя «каким неожиданным и ярким ... появляется стихотворение " в котором мокрый навоз неба на мгновение украшен радугой:

Какой неожиданный и яркий

Во влажном голубом небе

построена воздушная арка

В вашей мгновенной победе!

Один конец утонул в лесу,

Другие зашкаливали над облаками -

Он обнял половину неба

А он устал на высоте.

О, в этом радужном отражении

Какое счастье в глазах!

Он дается нам на мгновение,

Держи его, держись быстрее!

Посмотрите, он отключился

Еще минута, еще две - и что?

Ушел, потому что полностью уничтожен,

Чем вы дышите, что живете.

Не правда ли, похожие цвета, хоть и более светлые. Но если в первом случае жизнь, красота природы покоряет все своей страстью и не оставляет места для размышлений, то во втором случае возникает философское представление о явлении природы: все прекрасное - и в природе, и в жизни человека - очень быстро исчезает, его краски бледнеют, бледнеют, и ничего не остается, кроме пустоты.

Если в первых стихах герой находится только на уровне чувств, то в последующих стихах постепенно появляется четкий, яркий образ глубоко чувствующей, искренней, милой, страдающей женщины. Появляются и сопутствующие цвета:» ты любишь искренне и пламенем «(цвет огня переходит от стихии к человеку, в данном случае символизирует силу чувств героя), оторвать душу от» магии " невозможно. , страстная ночь " женский взгляд. Слово "ночь«, как характерная черта цвета глаз, как бы сразу дает нам ощущение темноты, темноты, но с выводом А. Д. Григорьевой трудно не согласиться:" учитывая склонность Тютчева к смысловому разнообразию слова. здесь правильнее было бы угадать не только цвет, но и глубину (черный огонь страсти и загадочный секрет, притягивающий лирического героя).

Слова "в тени густых ресниц», как бы обосновывают смысловое употребление слова «ночь» (цветовое описание), но в следующем стихотворении «наслаждение как усталость» выдвигают тему "страстная ночь", как бы конкретизируя двойственность метафоры ". Но в любом случае эта ночь вовсе не непроходимая тьма. Как и в предыдущем стихотворении, появляется слово «магия", где есть волшебный мир, созданный волшебным героем, ярко окрашенный яркими красками, мир искрящейся любви, и вот волшебная, пропитанная огнем страстная ночь.

Как мы видим, тема пламени продолжается, и появляется новый» волшебный " эпитет. Если принять за знак цвета, то все цвета радуги, искрящиеся искорками драгоценных камней, будут сразу. Невольно вспоминаются картины М. А. Врубеля, которые, как и стихи Тютчева, находятся на грани живописи и поэзии. Обратите внимание, что это многоцветное окрашивание в основном связано с персонажем.

Кроме того, в картине цикла появляются еще два оттенка, даже не цвет, а блеск. "Не говори: он любит меня, как прежде ..."в стихотворении нет ярких на первый взгляд цветов, но есть два слова, обозначающие сияние:" нож "(более того,»нож в руке". дрожит", т. е. неравномерный холодный блеск стали) и "в слезах" - живой блеск влаги на лице героя. Это единственное стихотворение, написанное Федором Ивановичем от имени женщины, которое вышло в 1852 году. Но есть и другое произведение, которому, хотя и дается заочный взгляд, поэт ставит себя на место своего героя и пытается понять его чувства. В 1858 году он посвятил свою жену Эрнестину Федоровну Тютчеву " она сидела на полу ... он написал поэму". У него снова стальные отблески - остывший пепел, который придает нам серый, черный, серебристый цвета. Может быть, поэт оставил бы грусть женщины, грусть близкого человека. Но вернуться тақырыбымызға.

В приведенном выше примере ("не говори: он любит меня, как раньше ...") мы видим расширение количества цветов. Способ их выражения Ф. И. Тютчев-часто такого цвета не бывает, но одним словом возникают разные цветовые ассоциации.

Постепенно трагическая нота в звучании "Денисьевского цикла" усиливается. Это открывает новую грань темы Огня, Света. По мнению А. Д. Григорьевой, образы Тютчева-Огня, Света, ночи, тьмы-можно отнести к «постоянным центрам традиционных смысловых комплексов». Это было замечено и в поэме» Последняя любовь «(1851), где поэт обращается к образам» позднего утра", прощального света. Вся поэма наполнена алым золотым светом заката, зажатого тенью. На Западе свет мигает, а потом гаснет - »свет отражается".

Истинный образ природы и настроение стареющего человека (образы вечера и рассвета отражают определенные возрастные периоды жизни человека. "Вечернее утро, закат-постоянные поэтические символы старости") сливаются в единое целое. Во втором слоге объединены два центральных образа-свет, пусть и прощальный, но темный (»Сияй, сияй, прощальный свет«) и тень (»тень, обнимающая пол-неба"). В результате впервые в цикле звучит нота отчаяния, сопровождающаяся осознанием того, что как бы медленно ни шел этот» вечерний день", его нельзя заменить тьмой.

Таким образом, постепенно от начала и до конца цикла яркие, яркие цвета сменяются темнотой, тьмой. Если в стихах первых лет тьма редко побеждает, то в более позднем периоде основной становится тема света, исходящего в зависимости от характера. Особенно, когда влюбляешься в лирического героя, ощущаешь, что он жив, видишь и яркость мира, и тьму, но как только ощущаешь себя на грани жизни и смерти («живой»), душа видит и свет, и тьму. тьма утихла,и туман засиял. Все сливается и покрывает прошлое пеленой.
1.2. Цвет в лирике А.А. Фета

Поэтический текст А. А. Фета при экспериментальной проверке оказался действительно многоцветным.

Наиболее часто используемым гласным был а-10, за ним следуют Е-9, И-7, О-5, И-4, У-2, У-2, Е-1. [8,с.4]

Такой контроль привел к выводу, что в стихотворении А. А. Фета преобладают красный и зеленый цвета. При этом обращает на себя внимание тот факт, что поэт редко высказывал свое личное отношение к окружающей действительности. Анализируемое стихотворение также уникально. Все произведение, с дороги-на дорогу, наполнено любовью к родной земле. Зеленый-тихий и спокойный. С этой точки зрения можно сказать, что поэтический текст благоприятно влияет на психологическое состояние читателя: создает ощущение спокойствия и умиротворения.

Иллюстрации моих одноклассников используют традиционную цветовую палитру для зимнего ночного пейзажа. Синий, синий, желтый, белый-оттенки стиха.

Таким образом, благодаря умению А. А. Фета красочно передать читателю свое настроение, каждое его стихотворение становится божественным. Во-вторых, исследование показало, что действительно поэтические тексты вызывают в сознании читателя красочные ассоциации, отличные от авторских[7,с.3].

Меня в лирике Фета привлекла цветовая гамма, которой поэт раскрасил мир - природу, человека.

Фетовские краски образуют многоцветную, щедрую на сочные тона и нежные оттенки «радугу». Поэт использует цветовые сочетания всегда очень в меру, лаконично, но тем создаёт ощущение неповторимости образа.

Мною прочитано почти 200 стихотворений, в которых я обнаружила более 150 упоминаний и названий 17 цветов и оттенков.

Интересная статистика использованного цвета:

белый - 38

золотой -23

чёрный- 13

зелёный - 11

красный, пурпурный, багровый - 15

серый-10

прозрачный и серебряный - по 9,

Что придаёт данный цвет предмету, ощущению; какие чувства он вызывает у читателя? За что полюбил поэт цвет белый, казалось бы, нейтральный?

Вот «побелевшие яблони сада» (стих «Цветы») - традиционный эпитет, но в нём скрыто движение, весенний процесс расцвета природы.

Как много белого цвета видит поэт в окружающей природе:

Где храм оставленный подъял свой купол белый И по колоннам вверх кудрявый плющ бежит

(Греция)

Кряхтит и крестится, схватившись за кольцо, И хлопья белые летят ему в лицо.

(Вот утро севера - сонливое, скупое.) Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна.

(Чудная картина) То будто бы белый мой город, Мой город знакомый, родной.

(Воздушный город)

Уснуло озеро; безмолвен чёрный лес; Русалка белая небрежно выплывает

(Уснуло озеро; безмолвен чёрный лес) Белое в портрете героинь и героев лирики подчёркивает тонкость, изящество, и нежность лирических персонажей:

Что за головка у ней, за белые плечи и руки! Что за янтарный отлив на роскошных извивах волос!

Белый цвет в некоторых стихах придает особый оттенок, придающий предмету вид драгоценности:

Приподнятая грудь, жемчужный ряд зубов, И огненный зрачок, и бархатная бровь. (К красавцу)

До луны жемчужной пеной мещут И алмазной пылью водомёты. (Фантазия)

Совсем иное настроение возникает, когда поэт вместо белого использует близкое ему прилагательное «бледный»: нечто болезненное, несчастное, сочувственное. Движение бледненькой ручки И робко опущенный взгляд (Деревня)

По контрасту со скромным белым цветом рассмотрим использованные Фетом от тёплого, розового до горячего багряного оттенки.

Окрашенное розовым предстаёт нежным. Любовным чувством не только по отношению к человеку.

Прилагательное «алый» встречается в сочетании с устаревшими словами и существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Глава 2. Сравнение цветовой палитры поэтов в произведениях

2.1. Поэтический словарь Ф.И.Тютчева

Среди выдающихся поэтов второй половины 19 века были Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев. Их творчество существенно отличается от других деятелей писателя того времени1.

Можно сказать, что на сегодняшний день нет более или менее значительныхработ, в которых проблема колористического пространства поэзии Тютчева была помещена в центр исследования. Исследователи творчества Тютчева (Пумпянский Л.В., Лотман Ю.М., Пигарев К.В. и др.) не раз отмечали обилие красок в его стихах. Отдельные колористические фрагменты, детали, цветные уголки в нейтральном стихотворении, «раскрашенные» строфы и стихи -насчитываются у Тютчева десятками. Это большой значащий составной элемент его поэзии [4, с. 38].

Тютчева часто называют поэтом-художником, автором непревзойденных пейзажей в стихах. Поэзия Тютчева полна мысли, но он был прежде всего художником [6, с. 285]. С помощью цветообозначений поэт передает те краски и малейшие оттенки, которыми наполнена природа. Семантическое поле цвета активно используется поэтом. Тютчевский колоризм, как неоднократно отмечалось исследователями, тяготеет к сложным оттенкам.

П.Н. Толстогузов называл поэзию Тютчева «выдающейся лирикой светотени» [7, с. 262]. Ученый отмечал, что светотеневые нюансы являютсяосновным выразительным средством в ряде стихотворений,ав таких произведениях, как «Вчера, в мечтах обвороженных...», становятся основной темой. Весь спектр лексических единиц, отражающих цветовую картину мира автора, составляет колористическое пространство его поэзии. «Поэтический словарь Ф.И. Тютчева» насчитывает свыше 6000 слов и фразеологических сочетаний.

Из них 194 лексемы имеют семантику цвета. Колоризмы, слова обозначающие цвет, в лирике Тютчева представлены практически всеми знаменательными частями речи: существительными, глаголами, деепричастиями, причастиями и, конечно, прилагательными. При анализе структурно-семантического состава колоризмов в поэзии Тютчева были рассмотрены обозначения десяти цветов, считающихся основными. Так, А.П. Василевич к числу основных цвето-наименований относит «семь названий цветов радуги: синий, голубой, зеленый, желтый, красный, оранжевый, фиолетовый, а также три ахроматических–серый, белый, черный[8, с.116].

Из этого базового спектра в поэзии Тютчева представлены наименования восьми цветов. Такие цвета, как фиолетовый и оранжевый, не были отражены поэтом в его стихах. Обозначению основных цветов в поэзии Тютчева служат 25 лексем с частотой употребления 92. Самыми частотными оказались обозначения зеленого цвета(его репрезентанты составляют более пятой части от общего числа употреблений:25 из 92). Основная функция использования обозначений зеленого цвета –характеристика мира природы. Зелеными в стихах Тютчева представлены вершины, волны, лес, мирт, нива. Для выражения значения зеленого цвета поэт использует слова зелень, зеленеть, зеленый, зеленеющий.

Самым частотным колоративом оказывается существительное с частотой употребления 11. В «Поэтическом словаре Ф.И.Тютчева» выделено два значения существительного зелень:

1) то, что покрывает растительность зеленым цветом,

2) сама растительность. При этом второе значение раскрыто Тютчевым в большинстве примеров (7 из11 употреблений).

В употреблении рассматриваемого цветообозначения отразилось своеобразие художественного воплощения поэтом темы природы. В своих стихотворениях Тютчев наделяет существительное зелень рядом эпитетов: темная, тощая, роскошная, густая, грозою освеженная. Второй по частоте обращения частью речи, обозначающей зеленый цвет, стало прилагательное. Зеленый у Тютчева «поросший зеленью, покрытый зеленью», «начинающий расти, цвести зеленым цветом» [9, с.248].Два цветообозначения выражены сложными колористическими образованиями, представляющими собой оттенки зеленого цвета: «О рьяный конь, о конь морской // С бледно-зеленой гривой»[10, с. 107], «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...»

2.2. Сравнительная таблица произведений поэтов

Фет — поэт-живописец, во многих его стихотворениях прослеживается богатая цветовая гамма, подчас контрастная, где четко проявляются свет и тени: Месяц светом с высоты Обдал нивы.

А в овраге блеск воды, Тень да ивы.

Как грустны сумрачные дни Беззвучной осени и хладной!

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за красками природы и малейшими изменениями в ней. «Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет» — этот прозаический и нечем неприметный пейзаж, окрашенный в серые тона непогоды, автору удается наполнить весенней свежестью и теплотой. Поэтому когда незваный гость-дождь приходит в сад и «по свежим листьям барабанит», это вызывает чувство радости и умиротворения, а не разочарования.

Мир природы у Тютчева многолик и разноцветен. Хотя почти весь текст окутан мраком наступающей грозы, мысль о грозе как временном явлении подчёркивают яркие цветные картины: «зеленеющие нивы», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий», земля «в сиянье». Разнообразна цветовая палитра, но общий колорит текста светлый, радостный.

Описание грозы динамично и построено по принципу сменяющихся картин.

Вначале это солнце, боящееся приближающейся грозы. Затем порывы ветра, наступающий сумрак, когда зелень полей кажется темнее.

Центральная картина — вспышка молнии. В ней наиболее яркие цветовые образы.

Следом идёт изображение расходящегося дождя, поднятой ветром пыли и усиление громовых раскатов.

И в завершение вновь появляется солнце, залившее мир сиянием.

Кольцевая композиция тютчевского текста подчёркивает философскую мысль о том, что гроза — это явление временное, что она обязательно пройдёт и солнце снова воссияет на небе. Торжественный оттенок придаёт тексту устаревшая и возвышенная лексика: струя, пламень, смятенная.)

Таким образом, можно сделать вывод цветовая палитра Фета и Тютчева весьма многообразна и обширна.


Заключение

На сегодняшний день проблема колористического пространства поэзии Тютчева, можно констатировать, что мало-мальски значимых работ, положенных в основу исследования, не существует. Исследователи творчества Тютчева (Пумпянский Л. В., Лотман Ю. М., Пигарев К. В. и др.) неоднократно отмечали обилие красок в его стихах. Есть отдельные колористические фрагменты, детали, цветные ракурсы в нейтральном стихотворении, «цветные» шумы и стихи-десятки Тютчевых. Это большой значимый элемент его поэзии.

Целый круг лексических единиц, отражающих красочную картину мира автора, составляет колористическое пространство его поэзии. В» поэтическом словаре Ф. И. Тютчева " более 6000 слов и фразеологических выражений. Из них 194 лексемы имеют цветовую семантику. Колоризмы, слова, обозначающие цвет, в лирике Тютчева представлены практически всеми существенными частями речи: существительными, глаголами, герундами, слоговыми соединениями и, конечно же, прилагательными.

При анализе структурно-семантического состава колоризмов в поэзии Тютчева рассматривалось обозначение десяти цветов, которые считаются основными. Так, в число основных цветовых названий входит семь названий цветов радуги: синий, голубой, зеленый, желтый, красный, оранжевый, фиолетовый, а также три ахроматических - серый, белый, черный.

Из этого основного спектра в поэзии Тютчева даны названия восьми цветов. Такие цвета, как фиолетовый, оранжевый, не нашли отражения в поэмах поэта. Обозначение основных цветов в поэзии Тютчева-лексема 92 с частотой употребления 25. Наиболее частыми были обозначения зеленого цвета (его представители составляют пятую часть от общего числа употребления: 25 из 92). Основная функция использования зеленых знаков-описание мира природы. Зелень в стихах Тютчева-вершины, волны, лес, мирт, кукуруза. Чтобы выразить значение зеленого, поэт использует слова зеленый, Зеленый, Зеленый, Зеленый. Наиболее часто используемая краска-это существительное с частотой 11.

Поэтический текст А. А. Фета при экспериментальной проверке оказался действительно многоцветным.

Наиболее часто используемым гласным был а-10, за ним следуют Е-9, И-7, О-5, И-4, У-2, У-2, Е-1.

Такой контроль привел к выводу, что в стихотворении А. А. Фета преобладают красный и зеленый цвета. При этом обращает на себя внимание тот факт, что поэт редко высказывал свое личное отношение к окружающей действительности. Анализируемое стихотворение также уникально. Все произведение, с дороги-на дорогу, наполнено любовью к родной земле. Зеленый-тихий и спокойный. С этой точки зрения можно сказать, что поэтический текст благоприятно влияет на психологическое состояние читателя: создает ощущение спокойствия и умиротворения.

Иллюстрации моих одноклассников используют традиционную цветовую палитру для зимнего ночного пейзажа. Синий, синий, желтый, белый-оттенки стиха.

Таким образом, благодаря умению А. А. Фета красочно передать читателю свое настроение, каждое его стихотворение становится божественным. Во-вторых, исследование показало, что действительно поэтические тексты вызывают в сознании читателя красочные ассоциации, отличные от авторских.

Давно замечено, что слово «первичный» фета является многомерным, что его конкретное лексическое значение не всегда соблюдается. Современники часто упрекали Фета в «двусмысленности», неясности смысла многих поэтических метафор. Употребляя здесь слова "из-под снега", поэт, возможно, говорит с нами о позднем весеннем времени, поскольку подснежник обычно цветет в мае, или это слово не используется в прямом смысле слова и является метафорой.

Важно также не попадаться на глаза аллитерацией: звуки слова "Лилия", кажется, повторяются другими словами:

Л - «ландыш», «Солнце», «Лучи»,

H - «ландыш», «счастье», «девочка», «солнечный»,

Ш - «Лилия ала», «вопрос», «благоухание».

1-шум 2-из-за красноречия: "что!.. Как!.. Что!.. Как! Вестник весны. Мотив весны, подготовленный в 1 купюре во 2 купюре, становится ведущим.

В первом пункте 2 куплета звучит «свет весны» (помни: в 1 купюре: «...ты спрашиваешь свет дня»). В последнем слоге 2 Первым пунктом дано изображение «пламенного родника», образующего смысловое кольцо. «Первый луч "весны перекликается с началом стихотворения (»первый подснежник"). Именно так рождается первый любовный мотив, о котором говорится в последнем, заключительном слове стихотворения. Поэт называет первый луч весны "пламенеющим даром ""пламенной весны". Природа этой метафоры Фета выражает в поэзии особое состояние предвосхищения любви, счастья, которое традиционно ассоциируется с образом весны.

В 3-м звуке появляется образ девственницы, слышится ее первый "трусливый вздох" - Предчувствие любви. Слово "первый" встречается как во 2-м, так и в 1-м Слове, является ключевым в стихотворении и обозначается в названии. Метафора "мускус со вздохом плода" связывает образ первого застенчивого чувства с образом весны и подснежника.
Список использованной литературы

  1. Абузова Н.Ю. КОЛОРИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕЙЗАЖА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Ф.И. ТЮТЧЕВА // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2020. №3 (38).

  2. Воронец Евгения Владимировна Место поэтической колористики Ф. И. Тютчева в русской литературе // БГЖ. 2019. №1 (10).

  3. Воронец Евгения Владимировна Цветовая оппозиция «Черное - белое» в русской и переводной поэзии Ф. И. Тютчева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. №8-2 (62).

  4. Жаплова Т. М. Символизация и метафоризация в усадебной лирике А. Фета // Вестник ОГУ. 2019. №12.

  5. Зайцева Е. В. Основные цвета в языке поэзии Ф. И. Тютчева // Вестник БГУ. 2022. №2 (1).

  6. Ковынева Ирина Анатольевна, Скляр Елена Станиславовна Функционально-семантические особенности окказионализмов в поэзии А. А. Фета, Ф. И. Тютчева и М. И. Цветаевой // БГЖ. 2019. №1 (26).

  7. С. В. Касторский Из наблюдений над стихотворной техникой Фета // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 1928. №1.

  8. Скляр Елена Станиславовна Языковая номинация эмоций радость и грусть в поэзии А. А. Фета и Ф. И. Тютчева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2020. №21 (197).

1 Ковынева Ирина Анатольевна, Скляр Елена Станиславовна Функционально-семантические особенности окказионализмов в поэзии А. А. Фета, Ф. И. Тютчева и М. И. Цветаевой // БГЖ. 2019. №1 (26).


написать администратору сайта