Главная страница

готовая курсовая. Д. Б. Эльконин подчёркивает, что именно в игре ребёнок приобщается к тем общественным отношениям, которые приняты в обществе и считает игру одним из самых эффективных средств нравственного воспитания дошкольников. О


Скачать 82.42 Kb.
НазваниеД. Б. Эльконин подчёркивает, что именно в игре ребёнок приобщается к тем общественным отношениям, которые приняты в обществе и считает игру одним из самых эффективных средств нравственного воспитания дошкольников. О
Дата09.09.2018
Размер82.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаготовая курсовая.docx
ТипДокументы
#50136
страница1 из 4
  1   2   3   4


Введение
Ребёнок пристально присматривается ко всему, что происходит вокруг, постигая мир человеческих взаимоотношений и открывая для себя законы, по которым эти отношения выстраиваются, то есть он постигает нормы и правила поведения в обществе. Стремясь стать взрослым, малыш подчиняет свои действия этим правилам и нормам. Поэтому именно в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей.

Д.Б. Эльконин подчёркивает, что именно в игре ребёнок приобщается к тем общественным отношениям, которые приняты в обществе и считает игру одним из самых эффективных средств нравственного воспитания дошкольников. Особое место в деятельности дошкольника занимают так называемые сюжетно-ролевые игры.

Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский [20].

Известный русский ученый и психолог К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых [23; с. 483].

Выдающий исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаний со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры [5; с. 62 - 76].

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых - философов, социологов, историков культуры (Гайнца Либшера, Георга Клауса, К. Г. Юсупова, В. И. Истомина, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения [10; с. 251].

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б.Эльконина, Д.В.Менджерицкой, А.В. Черкова, П.Г.Саморуковой, Н.В.Королёвой) показал, что основой сюжетно - ролевых игр является общественная жизнь взрослых в её различных проявлениях, а значит и взаимоотношения между людьми, строящиеся на правилах и нормах морали. Следовательно, сюжетно-ролевая игра в силу своей специфики оказывает влияние на нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения механизмов влияния сюжетно - ролевой игры на нравственное воспитание дошкольников.

Проблема: педагогические условия эффективности использования сюжетно-ролевой игры как средства нравственного воспитания детей.

Объект исследования: нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания дошкольников

Цель исследования: изучить психолого-педагогические возможности использования потенциала сюжетно-ролевой игры как средства нравственного воспитания дошкольников.

Гипотеза исследования: нравственные качества детей дошкольного возраста будут иметь тенденцию к развитию в сюжетно-ролевой игре если:

- сюжетно-ролевые игры будут обогащаться нравственным содержанием;

- будут созданы условия для развития сюжетно-ролевой игры

- будут использованы разнообразные методы развития сюжетно-ролевой игры;

Задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу использования сюжетно - ролевой игры как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

2. определить влияние сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание

дошкольника;

3. выявить условия развития нравственных качеств в дошкольников в сюжетно-ролевой игре;

4. разработать рекомендации по организации и проведению сюжетно - ролевых игр направленных на нравственное воспитание детей;

Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы; анализ.


ГЛАВА 1 Теоретические основы сюжетно-ролевой игры
1.1 Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка
Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых" (Д. Б. Эльконин) [24; с. 374].

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» [13; с. 210].

По мнению А. П. Усовой, Л. Г. Лысюк, реальные отношения играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Как отмечает Ядешко В.И. - в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом [6; с. 321].

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

А.С. Макаренко считал что игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни и имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба [12; с. 92].

С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что сюжетно - ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее как наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка со взрослыми. Говорил, что ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество [18; с. 528].

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

Игра - важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Сюжетно - ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга:

- ознакомительная игра,

- отобразительная игра,

- сюжетно - отобразительная игра,

- сюжетно-ролевая игра,

- игра - драматизация.

На втором году жизни у детей складываются элементы сюжетно-ролевой игры, однако ее можно назвать лишь отобразительной.

Различные действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

На третьем году жизни ребенка игра носит процессуальный характер, главное в ней действия. Они совершенствуются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Постепенно появляются действия с предметами-заместителями, формируются предпосылки сюжетно - ролевой игры, развивается умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.

В возрасте 3 - 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

В игровой деятельности детей дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

На шестом году жизни дети уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

В сюжетно - ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, фермерство, рождение ребенка, болезнь, приход гостей.

Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
1.2 Структура, содержание и виды сюжетно - ролевой игры
Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности [9; с. 284].

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры.

По игровому замыслу игры можно разделить группы:

- отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.);

- отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов,.); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.

Д.Б. Эльконин отмечает, что содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр.

Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей «человек - человек», а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка).

Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное [21; с. 92- 286].

Содержание сюжетно - ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого - либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре, то есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого [19; с. 539].

Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу [7; с. 476].

Таким образом, можно сделать вывод, что главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются:

- сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности;

- содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим направлениям:

- усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;

- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);

- роль - средство реализации сюжета.

Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.

Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно - ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр. Сюжетно-ролевые игры различаются:

- по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни);

- по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);

- по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации разыгрывание сказок и рассказов, строительные).
1.3 Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры
"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать сопровождение игровой деятельности детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л.В. [14; с. 280].

Процесс педагогического сопровождения сюжетно - ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа, можно выделить 3 группы методов.

Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.

К ним можно отнести:

- наблюдения;

- экскурсии (первичная, повторная, завершающая);

- встречи с людьми разных профессий;

- эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;

- беседу;

- беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его;

- рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране;

- составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни;

- индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях;

- инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;

- этические беседы.

Вторая группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.

Педагог учитывает индивидуальные особенности ребёнка, если он уверен в себе важно, научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.

В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используются также поручения:

- задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок);

- беседы;

- поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.

Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.

Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям, лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.

Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро»; подбор материала для обыгрывания построек.

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы), из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство города").

Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла), чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра. Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.

  1   2   3   4


написать администратору сайта