срсп 5. Д екабрьские события 1986 года в Алматы причины, ход, последствия
Скачать 30.44 Kb.
|
Эссе СРСП № 5 Тема: Декабрьские события 1986 года в Алматы: причины, ход, последствия Выполнила: Талмурзина Анель Проверил: Сарбаев А. Б. Г. Актобе 2022 г. Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате на площади перед зданием ЦК стала собираться молодежь, требующая объяснить причины избрания Г. Колбина и протестующая против игнорирования Москвой интересов республики. Привыкшее к администрированию руководство республики в самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью и выслушать ее мнение. Вместо откровенного диалога и попытки разобраться в причинах происшедшего, расценив политический протест как угрозу власти, оно отреагировало на него приведением в готовность Алма-Атинского гарнизона и оцеплением площади военными силами. После незаконных и настойчивых просьб республиканского руководства Министром внутренних дел СССР А.В. Власовым было принято решение о переброске из 8 разных регионов страны в Алма-Ату спецчастей внутренних войск Министерства внутренних дел. Против мирных демонстрантов войска использовали дубинки, малые саперные лопатки и служебных собак; людей на морозе обливали водой, задержанных избивали, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом, несколько сотен человек были без санкций прокурора помещены в следственные изоляторы. В разгоне демонстрации были задействованы дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий, вооруженные железными прутьями и обрезками кабеля. В ходе трагических событий 17–18 декабря погибли люди, многие были ранены и травмированы. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан. Во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями. В постановлении Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 24 сентября 1990 г. подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю. После декабрьского периода был ознаменован в Казахстане усилением тоталитарных и репрессивных функций государства. Число задержанных составило около 8,5 тыс. человек. Возбуждено 99 уголовных дел (46 человек через некоторое время были реабилитированы). Приговорены к расстрелу 2 человека; 83 — к лишению свободы от 1,5 до 15 лет. 52 человека были исключены из партии, 787 — из членов ВЛКСМ, 1138 — получили комсомольские взыскания, 12 ректоров вузов освобождены от занимаемой должности, 271 студент отчислен из учебных заведений, 1200 человек были уволены из Министерства внутренних дел, 309 — из Министерств здравоохранения и транспорта. Декабрь 1986 г. до сих пор вызывает неоднозначные оценки у казахстанцев. Наивная казахская молодежь, поверив красивым перестроечным высказываниям тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева, выйдя на мирную демонстрацию, выразила свое недовольство и несогласие в связи с тем, что совершенно не известный в Казахстане руководитель среднего ранга был назначен Первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. Таким образом, они первые смело выступили против «традиционных административных действий союзного центра в отношении принципов зарождавшейся демократии». Они выразили протест против лицемерия Москвы, против решений всесильной каменной крепости Советской империи. Это был первый случай, когда население Казахстана в лице студенческой молодежи, показало, что может проявить и выразить свою волю. «Это была мощная встряска для казахстанского общества, особенно для казахской его части, которая испытала очень сильное потрясение во время декабрьских событий», — считает известный казахстанский политик и общественный деятель Пётр Своик. В одном из обращения к Президенту говорится: «Несмотря на массовое их избиение, обливание холодной водой, использование против них собак, БТР, особых отрядов милиции, курсантов и солдат специальных войск и т.п. в течение нескольких дней по всему Казахстану, где открыто, а где скрыто, выражая волю и чаяния народа, продолжали борьбу за идеи самостоятельности, свободы и суверенитета Республики. Они жертвовали своим здоровьем, благополучием, судьбой и даже жизнью! Почему мы не гордимся ими? Почему не воспитываем на их примере сегодняшних школьников и студентов? Мы хотим на таких примерах поднять упавший сегодня патриотизм молодежи. Мы хотим на таком мощном нравственном и идеологическом фундаменте мобилизовать казахстанцев совершить прорыв, подвиг — вывести страну в число 50 конкурентоспособных государств мира». Стоит отметить, что несомненно, декабрьские события в истории Казахстана сыграли в целом положительную роль, потому что способствовали развитию национального самосознания казахов, оказали влияние на общество в целом, и его политическое сознание. Глубокой причиной конфликта было нарастание экономических трудностей советской системы в условиях разных этно-демографических тенденций развития двух основных этносов Казахской СССР - русских и казахов, что вело к росту социальной и межнациональной напряженности. Рождаемость казахов, особенно в сельских регионах юга страны, продолжала оставаться на очень высоком уровне при том что детская смертность существенно снизилась. Параллельно в крупных городах страны, в том числе Алма-Ате, где имелось русское большинство, несмотря на объявленный процесс коренизации, продолжалась реализация политики русификации. На высшие руководящие посты здесь назначались как этнические казахи, так и русские не имеющие никакого отношения к Казахстану, так участились случаи назначения руководящих кадров, ранее не работавших в Казахстане и не знающих местной специфики. Высокий естественный прирост казахов приводил к тому что излишки сельского казахского населения выезжали в русскоязычные города, где возрастала конкуренция за жильё и рабочие места. Этническим казахам из сельской местности стало сложнее трудоустроится вследствие плохого знания русского языка. Помимо личных качеств было обязательное требование знание русского языка. В то же время для назначения этнического русского на руководящую работу в Казахстане не требовалось знание казахского языка, даже если он назначался в регионе, где преобладало казахское население. Среди населения росло недовольство. Кроме того, по данным официальной переписи 1989 года, в Алматы проживало чуть более одного миллиона человек. Из них доля казахов составляла всего 23,8%. А если учесть, что 100 тысяч их них были жителями общежитий, то вполне можно представить чувство казаха, как коренного этноса, в своей столице. Из истории известно, что в Казахстане при любом режиме и любом правителе периодически происходили восстания и бунты: в 1916 году вся Степь поднялась против царской России; в 30-х годах произошли сотни больших и малых выступлений, в том числе и вооруженных, против политики геноцида И.В. Сталина; в 1959 году восстание рабочих в г. Темиртау; летом 1966 года в Шымкенте произошел бунт против милиции и КГБ; в 1979 году население Целинограда (теперешнего Нур-Султана) выступило против намерений Кремля создать в Акмолинской области немецкую автономию; наконец, декабрьские события 1986 года. Все восстания и выступления, кроме Акмолинского в 1979 году, были жестоко подавлены белой и красной империями, военной силой. В середине 80-х годов прошлого века «творцы перестройки» (М.Горбачев, А.Яковлев) решили за короткий срок создать столько материальных благ, сколько было произведено за все время существования Советской власти. Одним из основных ее моментов они считали «окончательное решение национального вопроса в том виде, в каком он достался нам от прошлого». В качестве полигона реализации своих замыслов Центр выбрал Казахстан. Для эксперимента по решению национального вопроса, по их расчету, — это был оптимальный вариант: традиционно сельскохозяйственно-сырьевой регион, «лаборатория дружбы народов», «планета ста языков», во главе управления старая истинно-коммунистическая администрация. Поэтому ЦК КПСС принимает решение сменить Первого секретаря ЦК КП Казахстана Д.А. Кунаева на энергичного и опытного в делах усмирения народного недовольства Г.В.Колбина (Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). –Алматы: ИК, 1994, С.192). По подсчетам историков, до 1986 года в числе первых руководителей партийной организации советского Казахстана побывало 18 человек. Из них 15 были назначены Москвой командно-административным методом. Стать шестнадцатым выпало Колбину, находившемуся на хорошем счету у тогдашнего секретаря ЦК КПСС Е.Лигачева. Из числа представителей титульной национальности права руководить республикой были удостоены лишь трое: Мухаммед-Хафий Мурзагалиев (1921 год), Жумабай Шаяхметов (1946-1954 годы), Динмухамед Кунаев (1960-1962 и 1964-1986 годы). Причем Д.Кунаев являлся духовным преемником борцов за свободу и независимость казахского народа. Он, находясь длительное время на самом переднем крае событий, имел возможность вмешиваться в решения судьбоносных для нации проблем. Постоянно, шаг за шагом, проявляя высокое терпение и мудрость, он способствовал возрождению духа нации, заботясь о деятелях культуры, творческой интеллигенции. Проводя ряд международных конференций, симпозиумов с участием ЮНЕСКО, авторитетных международных организаций, обеспечил выход республики на международную арену. Создавая по всем территориям очаги промышленности, переводя на индустриальную основу сельское хозяйство, строя города, осуществляя политику урбанизации, вовлекая в этот процесс все население, Кунаев стремился учесть интересы всех народов, населяющих республику и на этой основе создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Он постоянно отстаивал интересы Казахстана перед Центром, благодаря своему высокому авторитету. Вот почему, несмотря на лютый мороз, значительные массы студенческой и рабочей молодежи вышли 16-17 декабря на улицы и площади Алма-Аты в знак несогласия с решением Центра о снятии Д.А.Кунаева с поста Первого секретаря ЦК КПК. Тот факт, что новым лидером в Казахстан был направлен «солдат партии» (как он сам себя называл Г.Колбин, работавший до того вторым секретарем ЦК Компартии Грузии и в Ульяновской области, был первый (и последний) прецедент в СССР, когда во главе национальной республики поставили человека, не только не представляющего коренного этноса, но даже и не жившего в ней. Естественно, это ущемляло достоинства казахского населения, его национальное самосознание, вызывало чувство обиды за публичную демонстрацию отказа в доверии народу и его представителям. На этот комплекс причин накладывались провалы в социальной и национальной политике, экономике, маргинализация населения и студенческой молодежи и т.д. Все это, соединяясь в едином векторе, дало мощную этническую мобилизацию, вызвало импульсивный всплеск недовольства. Важно отметить, что манифестанты вели себя мирно. Они даже не подозревали, какой переполох возбудили в республиканских коридорах власти и в Кремле. Но вместо того, чтобы убедить молодежь мирно разойтись, местные власти запустили в их среду профессиональных провокаторов и взбудоражили массу. После этого было сообщено в Москву, что якобы ситуация выходит из-под контроля. И тогда была задумана и осуществлена карательная акция под кодовым названием «Метель». Трагические события «черного» декабря 1986 года до сих пор оцениваются по-разному. Одни их называют манифестацией, другие – восстанием, наиболее горячие – революцией, а некоторые сухо – просто «декабрьскими событиями». По мнению большинства специалистов и очевидцев, события декабря 1986 года можно и следует охарактеризовать как восстание по целям, характеру, методам подавления, предпосылкам, причинам, последствиям и значимости. Данное событие имело демократический, антитоталитарный, национально-освободительный, прогрессивный характер. То, что наиболее точным является определение «восстания», говорят его масштабы. Оно охватило 11 областей Казахстана. Подавлением волнений огромной толпы молодежи, в основном студентов, руководила Москва, которая в экстренном порядке прислала в Алма-Ату не только своих функционеров, но и войсковые подкрепления. Уже 21 декабря 1986 года в Управлении внутренних войск по Средней Азии и Казахстану на оперативном совещании были приведены следующие данные: всего погибло 168 человек, из них военнослужащих ВВ – 8 человек, курсантов, пограничников – 4, из Алма-Атинского гарнизона милиции – 1. Отсюда количество погибших манифестантов получается 155 человек, в большинстве своем девушек. И это была минимально возможная цифра. Интересны сведения из материалов комиссии Президиума Верховного Совета КазССР, по окончательной оценке, обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате в декабре 1986 года: «В целом к уголовной ответственности, были привлечены 99 человек, из них 80 признаны виновными по статьям 60 и 65 УК Казахской ССР (нарушение национального и расового равноправия, массовые беспорядки). Из 99 осужденных 83 были лишены свободы. Административному аресту подвергнуты 707 человек, предупреждены 1400, исключены из партии 53 человека, наказаны в партийном порядке 210, исключены из комсомола 758 человек, из вузов и техникумов – 266 студентов, 1164 человека получили комсомольские взыскания». Количество задержанных демонстрантов по разным источникам составляло: МВД- 2336, КГБ-2212, прокуратуры – 2401. Комиссией было установлено: от учета укрыто около шести тысяч человек, доставленных в изоляторы, спецприемники, следственные изоляторы, а также вывезенных за город несколькими рейсами на машинах и автобусах. Таким образом, общее количество задержанных по оценке комиссии составило 8500 человек. Двое молодых людей были приговорены к расстрелу, несмотря на протесты мировой общественности. Тогдашние власти сделали все, чтобы скрыть масштабы своего преступления. В те дни за городом, в потаенных местах совершались массовые захоронения, поскольку погибли сотни безвинных людей. Сотни исчезли без следа, а тысячи людей получили увечья. Между тем, советская пропаганда все перевернула с ног на голову. Молодежь на площади была объявлена экстремистскими и хулиганскими элементами. Власти постарались сделать из демонстрантов образ разрушительной толпы, враждебной населению. После этого можно было штамповать конвейер уголовных дел, как в 1937 году. На деле так и получилось. Декабрьские события 1986 года с первого дня были трактованы ошибочно, в угоду некоторым должностным лицам, повинным в противоправном подавлении мирной демонстрации. Истинный масштаб и глубина этой трагедии тем самым скрывались от народа, от мировой общественности. Между тем специальным оперативным планом «Метель», впервые апробированным в Казахстане, предусматривались мероприятия по переводу событий в нужное русло – уголовное или националистическое, по желанию, вплоть до провокаций, предусматривалось использование оружия. Дело в том, в жестокой карательной акции под кодовым названием «Метель» участвовали огромные воинские силы. Значительная их часть была доставлена из Средней Азии, Сибири и с Урала. Всего 3200 человек личного состава спецназа, милиции и внутренних войск, а также более 10 000 дружинников. В ход были пущены 11 пожарных машин, поливавших демонстрантов ледяной водой из брандспойтов; 15 БТРов, таранивших ряды митингующих; специально натасканные служебные собаки; дубинки милиционеров. По приказу из Москвы на головы демонстрантов обрушились саперные лопатки Горбачева. Так по преступной воле «верных интернационалистов-ленинцев» из Кремля миллионный многонациональный город (как и вся республика) в одночасье был ввергнут в атмосферу межэтнического отчуждения, взаимных обид и непонимания, унижения и морального оскорбления. Вместе с тем события декабря 1986 года показали, что межнациональное согласие и мир, как любая гармония, как и все драгоценное в этом мире, — вещи весьма хрупкие. Поэтому они требуют очень бережного отношения. События в Алма-Ате в постановлении ЦК КПСС были обозначены как проявление казахского национализма. А в рамках широко развернувшейся кампании по борьбе с «казахским национализмом» началось как бы вторичное (со времен 30-х годов) выкорчевывание из исторической памяти народа всего того, что так или иначе связывалось с национально-либеральной интеллигенцией, репрессированной сталинским режимом. Вся гласность сводилась к критике в печати и на партийно-хозяйственных активах коррупции (главным рассадником ее в республике объявлялись Д.Кунаев и его окружение), кадрового и регионального протекционизма. В целях имитации «непоколебимой решимости властей бороться с этими пороками» ряду высокопоставленных лиц были инкриминированы уголовные дела. Позднее за отсутствием состава преступления они были прекращены. Предполагал ли кто-нибудь тогда, в конце 1986 года, что СССР стоит у порога крупных социальных потрясений и волнений на межнациональной почве? Глубинные причины, вызвавшие декабрьские события 1986 годы: Декабрь 1986 года был сигналом надвигающейся опасности, которым руководство республик и СССР так и не был услышан. Чем же все-таки были вызваны декабрьские события? Как писали западные СМИ, смещение Д.Кунаева с поста Первого секретаря было лишь предлогом для студенческих волнений, а главной причиной был рост национального самосознания и засилье Москвы. Иначе говоря, в основе декабрьских событий был комплекс политических, экономических и социальных причин: а) одной из глубинных причин, сделавших эти события, явился политический волюнтаризм властей. Десятилетиями административная система вместо реальной работы занималась лакировкой действительности и мифотворчеством – типа того, что в СССР национальный вопрос решен «окончательно и бесповоротно». Между тем во второй половине 80- годов по огромному тюркскому пространству автономных и союзных республики СССР прокатилась тревожная волна межнациональных стычек: Якутск (Якутия), Кызыл (Тува), Казань (Татария), Чебоксары (Чувашия), Наманган (Узбекистан), Ош (Кыргызстан)…При этом некоторые эксцессы из этих событий власти замолчали, другие подали в извращенном виде, третьи жестоко подавили и оклеветали. Почти все выступления основывались на недовольстве политикой Центра. Конечно, все это не могло быть случайностью. Здесь возможны, прежде всего два объяснения. Во-первых, тюркский дух первым почувствовал отвращение к ярму тоталитаризма несвободы и выплеснул свое недовольство режимом. Во-вторых, существовали некие режиссеры, понимавшие, что союзную лодку можно раскачать только лишь противоборством самых больших (условных) суперэтносов – славян и тюрков. В этой связи их действия носили целенаправленный и стратегический характер; б) важная причина, приведшая к событиям декабря 1986 года, состояла в том, что политический волюнтаризм шел рука об руку с диктатом общесоюзных министерств и ведомств. Последствия административно-командной системы породили крупные перекосы в развитии структуры экономики. Казахстан, обладая громадными природными богатствами, превратился в сырьевой придаток более развитых в промышленном отношении регионов; в) серьезной причиной трагедии декабря 1986 года явилось то, что в сельской местности, где проживало около половины коренного населения республики, развивалась безработица, неудовлетворенность низким уровнем жизни. Подавляющее большинство сельских населенных пунктов не имел типовых школ, дошкольных учреждений, предприятий торговли, учреждений здравоохранения. Молодежь, выталкиваемая безработицей, нерешенностью социальных проблем, из аулов устремлялась в город. А там – та же бытовая неустроенность, дороговизна. Интересно отметить, что в связи с восстанием казахской молодежи Совет Министров КазССР в 1988 году был вынужден дать специальное поручение министерствам и ведомствам об изучении социально- экономического положения сельских районов республики. Итоги исследования были обсуждены на расширенном Президиуме 27 февраля 1989 года. Была сделана типология обследуемых сельских районов. И было признано, что 71 район находятся в неблагополучном состоянии, а 30 из них могут отнесены к разряду катастрофических. Основная причина бедственного положения – расположенность этих районов в пустынной и полупустынной зоне (Айтимбет И. Личность в условиях тоталитарной системы// Мысль, 2011, №11, с.16); г) извлекая сегодня уроки из прошлого, осознаешь, насколько важен постоянный учет государственной властью этнического фактора. Дело в том, что за годы советской власти этнический состав населения Казахстана весьма усложнился. По данным исследований профессора Ж.Артыкбаева. Учебник-хрестоматия. – Астана: ИКФ «Фолиант», 1999, с.220-221), если по переписи в 1920 году в степных областях было зафиксировано 38 национальностей, то уже по данным переписи 1970 года – 114, а в 1986 году – 120 национальностей. В промежутке между переписями 1926-1939 годов численность русских в республике возросла от 1275 до 2448 тысяч, немцев – от 51,1 до 92,4 тысяч, татар – от 79,8 до 160 тысяч, корейцев – от 0,1 до 95,5 тысяч. Прирост населения в основном, произошел за счет ссыльных и депортированных людей. Как следствие, в 1926- 1959 годы численность казахов уменьшилась от 58,7% до 29,8%. Удельный вес русских возрос от 20,5% до 42,7%. Таким образом, Казахстан к середине 80-х годов не только входил в единый народнохозяйственный комплекс, но и в этническом плане был безличен, превращаясь в подобие российской глубинки; д) еще одной причиной, приведшей к трагическим событиям в середине 80-х годов, стало то, что в 1950-1980 годы происходило неуклонное сокращение сферы применения казахского языка. Как утверждает ученый-историк А. Абдакимов (Абдакимов А. История Казахстана ( с древнейших времен до наших дней). – Алматы: РИК, 1994, С.197), «он перестал быть полнокровным языком на территории республики. Возникла реальная угроза его деградации и постепенного исчезновения. Так, например, из 50 социальных функций, которые необходимы любому языку для нормального функционирования, казахский язык действовал лишь в 10-ти. В силу падения его престижа, незнания истории народа распространялось пренебрежение к родному казахскому языку среди подрастающего поколения. Это вызывало негодование у другой части коренного населения»; е) наконец, можно назвать еще один фактор, приведший к печальным событиям 1986 года. На протяжении тысячи лет на территории Казахстана культурно-воспитательная роль ислама была огромной. Под его непосредственным воздействием формировалась и традиционная культура казахов начала ХХ века. Однако вслед за таким привлекательным для мусульман актом, как Обращение Совета Народных комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 года начался новый этап в жизни мусульман, ознаменовавшийся уничтожением мечетей, книг, гонением служителей и т.д. Одним из распространенных обвинений в Советское время было обвинение в панисламизме. В 20-годах ХХ века таковым считали любого человека, высказывавшего сомнения по поводу перехода к другому алфавиту, в 30-50- годы- хранящего у себя книги на арабице, в 70-80-е годы – простого посетителя мечети. Антирелигиозную борьбу Коммунистическая партия проводила через деятельность «Союза воинствующих безбожников». В целом приведенные факты свидетельствуют о том, что в течение долгих лет горючий материал был накоплен. Поэтому декабрь не мог состояться. Для взрыва был нужен лишь повод. И решение Москвы 16 декабря 1986 года спустить в Казахстан своего ставленника (Г.В.Колбина) стало таким поводом для выступлений социально неустроенной молодежи, остро чувствовавшей на себе всю глубину нерешенных проблем в области национальной политики. Декабрьские события 1986 года в Казахстане имели объективные предпосылки, вызревшие в недрах тоталитарного режима. Они взорвали молчаливое сопротивление союзных республик диктату Центра, нарушили затишье перед бурей. За Алма-Атой последовали Сумгаит, Баку, Тбилиси, Вильнюс, Фергана, Ош. Они продемонстрировали бурный рост национального самосознания среди самых широких масс народа. Национальные движения стали локомотивом развала Советского Союза. Заключение Сейчас во многих государствах бывшего Советского Союза забыли о «декабрьском восстании» в Казахстане. Сегодня они заняты воспеванием своего освобождения и укреплением своего государства. А в родном отечестве, из –за противодействия некоторых бывших партократов, замешанных в его подавлении, стараются если не искоренить, то приглушить память о нем. А между тем об этом восстании и его жертвах надо бы помнить всему миру. Именно декабрь 1986 года в Алма-Ате положил начало свободолюбивым порывам народов, приведшим к образованию новых независимых государств. В конечном счете, это изменило баланс сил в мире в пользу демократии. По иронии судьбы Казахстан последним обрел свою независимость. При этом декабрьские события 1986 года навсегда остались в истории суровым испытанием, пережитым в начале пути к новой жизни, о которой мечтали наши предки. Память о событиях декабря 1986 года призывает всех нас высоко нести знамя свободы для дальнейшего укрепления основ нашей Независимости. Конечно, раны, оставленные декабрьскими событиями в наших сердцах, постепенно излечивает время. Хладнокровие, трезвый разум и взвешенная политика помогли нам вынести из прошлого необходимые уроки, без страха и упрека пойти навстречу будущему. Поэтому низкий поклон героям Желтоксана, в трудный для Родины час вставшим на защиту ее чести и достоинства! |