теоретическая часть литературной гостиной. Д Программа Литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова
Скачать 0.63 Mb.
|
2-й ведущий. Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю — за что не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. 1-й ведущий. Эту свою отчизну и повидал Лермонтов, когда в 1835 и 1836 годах пересек страну от приневских равнин до южных степей. Побывал он и в родных ему Тарханах, вгляделся в народную правду... Не здесь ли, в «полях земли родной», искал он убеждения и веры? Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасней ваши непогоды; Зима сходна в ней с первою зимой, Как с первыми людьми ее народы!.. Туман здесь одевает неба своды. И степь раскинулась лиловой пеленой, И так она свежа, и так родня с душой, Как будто создана лишь для свободы... Но эта степь любви моей чужда; Но этот снег летучий, серебристый И для страны порочной — слишком чистый, Не веселит мне сердца никогда. Его одеждой хладной, неизменной Сокрыта от очей могильная гряда И позабытый прах, но мне, но мне бесценный. 4-й ведущий. Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес волнуется при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганный душистой Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу При мирный край, откуда мчится он,— Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе,— И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога... Звучат музыкальные фрагменты из Пятой симфонии П. Чайковского или симфонической поэмы С. Рахманинова «Колокола». 3-й ведущий. 1840 год. Вспоминает писатель Владимир Соллогуб. «Наступил канун отъезда Лермонтова на Кавказ. Верный дорогой привычке, он приехал провести последний вечер к Карамзиным, сказать грустное прости собравшимся друзьям. Едва я взошел в этот вечер в гостиную Карамзиных, как Софья стремительно бросилась мне навстречу, схватила мои обе руки и сказала мне взволнованным голосом: „Ах, Владимир, послушайте, что Лермонтов написал, какая это прелесть! Заставьте сейчас его сказать вам эти стихи!" Я подошел к нему и выразил мое желание, мое нетерпение услышать тотчас вновь сочиненные им стихи. Он нехотя поднялся со своего стула. „Да я давно написал эту вещь",— проговорил он и подошел к окну. Софья Карамзина, я и еще двое, трое из гостей окружили его; он оглянул нас всех беглым взглядом, потом точно задумался и медленно начал: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. Когда он кончил, слезы потекли по его щекам, а мы, очарованные этим едва ли не самым поэтическим его произведением и редкой музыкальностью созвучий, стали горячо его хвалить. „Это по-пушкински",— сказал кто-то из присутствующих. „Нет, брат, далеко мне до Александра Сергеевича,— сказал он, грустно улыбнувшись,— да и времени работать мало остается; убьют меня, Владимир!" Предчувствие Лермонтова сбылось: в Петербург он больше не вернулся, но не от черкесской пули погиб гениальный юноша, а на русское имя кровавым пятном легла его смерть». Звучит музыкальный фрагмент (вальс А. Хачатуряна к драме «Маскарад»), Постепенно затихая, музыка становится фоном для чтения. 1-й ведущий. Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно Как полны их звуки Безумству желанья! В них слезы разлуки, В них трепет свиданья. Не встретив ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово; Но в храме, средь боя И где я ни буду, Услышав, его я Узнаю повсюду. Не кончив молитвы, На звук тот отвечу, И брошусь из битвы Ему я навстречу. Вальс А. Хачатуряна звучит в полную силу.
Поставленные цели были в полной мере реализованы. Средства (методы, технологии) отобраны в соответствии с поставленными целями и решают все задачи внеклассного мероприятия: формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову; развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика; освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами; приобретение опыта публичного выступления; расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил; приобретение личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников; нравственно-патриотическое воспитание, обогащение и расширение литературного круга знаний; формирование базовых навыков работы в команде, коммуникативных навыков, умения презентовать себя и свою работу; приобретение опыта публичных выступлений, что является неотъемлемой частью успешного начала профессиональной карьеры. Встреча в литературной гостиной не только углубила знания обучающихся о литературе, но и пробудила у многих интерес к искусству вообще, позволила показать свои умения и раскрыть театральные способности. Это замечательная форма внеклассной работы по предмету. 5. Литература 1. Федеральные государственные образовательные стандарты. 2. «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» 3. Н.В. Исаченкова «Сценарий литературный вечеров в школе» С-Петербург «Паритет»-2001 4. В.А. Агеносов «Литература в школе от А до Я» Москвы «Дрофа»-2007 год. |