теоретическая часть литературной гостиной. Д Программа Литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова
Скачать 0.63 Mb.
|
Содержание Введение. а) Обоснование и конкретизация выбора темы. б) Описание целеполагания. Ожидаемый результат. в) Цель литературной гостиной. г) Задачи внеклассного мероприятия. д) Программа Литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. 2. Теоретическая часть. Анализ и систематизация научных знаний по заданной теме: а) Литературная гостиная. Этапы работы. Схема литературной гостиной. б) Требования, которые необходимо соблюдать при подготовке и проведении литературно-музыкальных мероприятий. 3. Технологическая часть. Материалы проектного задания. а) Цели данной литературной гостиной. б) Ход литературной гостиной. 4. Заключение. 5. Литература 1. Введение. А. Обоснование и конкретизация выбора темы. Социально-педагогическая суть изменений, связанных с модернизацией образования, – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права. Поэтому Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе; дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями; обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. В свою очередь, постановка целей по предмету «Литература» в стандарте на базовом уровне обозначена следующим образом: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. При этом основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников в условиях современной школы чрезвычайно актуален на сегодняшний день (падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всем мире). А ведь чтение всегда рассматривалось как средство обучения и воспитания молодого поколения. Понимая это, мы обращаемся к теме «Развитие индивидуальных способностей обучающихся в процессе подготовки и проведения внеклассного мероприятия «Литературная гостиная». Почему же именно литературная гостиная? Во - первых, это форма тесного творческого общения с учащимися, педагогами, родителями. Во - вторых, в зависимости от целей и задач, которые поставлены разработчиком литературного мероприятия, можно провести и литературную гостиную, и составить литературно-музыкальную композицию, и пригласить ребят в литературное кафе или на встречу добрых друзей… В – третьих, литературная гостиная – это та форма, которая располагает к задушевному общению. Именно она позволяет раздвинуть рамки урока, помочь ребятам стать участниками далеких или недавних событий. В – четвертых, ребята во время этих мероприятий играют роли и писателей (поэтов), и их современников. Это в свою очередь помогает учащимся не просто лучше узнать культуру разных времен и народов, но и глубже почувствовать ее, пополнить свой словарный запас, понять, уловить связь времен. В – пятых, данная форма внеклассной работы способствует самовыражению каждого. При проведении литературной гостиной много внимания уделяется оформлению интерьера зала в зависимости от эпохи. Всевозможные декорации, макеты, эскизы костюмов, рисунки, выполненные юными художниками-декораторами, становятся важной частью происходящего. Многое сейчас делается при помощи компьютерных технологий. А это уже обучение информационной культуре. Дети всегда рады пообщаться в неформальной, располагающей обстановке. Б. Описание целеполагания. Ожидаемый результат. Литературная гостиная - одна из оптимальных и адекватных форм общения с искусством средствами самого искусства. Эта форма творится самим подростком и адресована ему же. Среди результатов и эффектов прохождения речевой практики "Литературная гостиная" можно выделить следующие: формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову; развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика; освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами; приобретение опыта публичного выступления; расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил. Таким образом, данная речевая практика направлена на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сферы личности. Литературно-музыкальная гостиная не только дает возможность повысить языковую и речевую компетенцию учащихся, но и выступает как формирующий человека фактор. Кроме того, проведение литературных гостиных обеспечивает приобретение личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных; Литературная гостиная способствует нравственно-патриотическому воспитанию, обогащению и расширению литературного круга знаний. Кроме того, участие учащихся в данном проекте формирует у них базовые навыки работы в команде, формирует коммуникативные навыки, учит презентовать себя и свою работу, формирует правильную речь, дает опыт публичных выступлений, что является неотъемлемой частью успешного начала профессиональной карьеры. Прогноз связей между целями, средствами и результатами. Обоснование выбора методов, средств и технологий, представленных в проекте. В) Цель литературной гостиной: создание оптимальных условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала учащихся, приобщение к богатствам отечественной художественной литературы и культуры, а также воспитание эстетического вкуса, нравственной позиции учащихся. В ходе подготовки и проведения литературной гостиной получают развитие «универсальные учебные действия», то есть совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса:
Литературная гостиная по своей сути является наиболее оптимальной формой внеклассной работы по литературе. Во-первых, эта форма способствует развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию их возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет осуществлять воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию. Во-вторых, литературная гостиная в полной мере осуществляет возрастносообразное построение образовательного процесса на основе учета возрастных психологических особенностей. В-третьих, формы и методы работы в литературной гостиной столь разнообразны, что позволяют учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося, обеспечивая рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащая формами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, расширяя зоны ближайшего развития. Наша литературная гостиная «Из пламя из света рожденное слово…», посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова объединила учащихся разных возрастов (5,7,10 классы). Вся организационная подготовка проводилась учащимися 10 класса под руководством И.А.Пушкиной. Использование активных форм взаимодействия, владение учителем и учащимися современными технологиями, высокая мотивация участников, сотрудничество взрослых и детей, старших и младших школьников, групповые формы работы - всё это позволило провести праздник на высоком эмоциональном и содержательном уровне, отметить большой воспитательный и развивающийэффект данного мероприятия. Поставленные цели были в полной мере реализованы. Средства (методы, технологии) отобраны в соответствии с поставленными целями и решают все Г)задачи внеклассного мероприятия: формирование языковой компетентности ученика, языкового чутья и бережного отношения к слову; развитие связной, правильной, образной и эмоциональной речи, литературных и творческих способностей, совершенствование речевой культуры ученика; освоение рациональных приемов и навыков работы с научной, учебной, справочной литературой, с художественными текстами; приобретение опыта публичного выступления; расширение и углубление представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил; приобретение личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников; нравственно-патриотическое воспитание, обогащение и расширение литературного круга знаний; формирование базовых навыков работы в команде, коммуникативных навыков, умения презентовать себя и свою работу; приобретение опыта публичных выступлений, что является неотъемлемой частью успешного начала профессиональной карьеры. Д) Программа Литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова
2. Теоретическая часть. Анализ и систематизация научных знаний по заданной теме. Литературная гостиная. Этапы работы. Схема литературной гостиной Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне возможно. Предмет “литература” соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука. Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить, прежде всего, развитие ученика как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке. Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода. Следует ориентироваться на ведущий тип деятельности подросткового периода — интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной гостиной: Информационно – предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой; деятельно – коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми; ценностно - ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения. Литературная гостиная как форма интеллектуального общения заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации. Литературная гостиная – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Встреча при свечах, прослушивание музыкальных композиций, чтение стихов способствует формированию потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное. За основу работы взято традиционное понимание слова «гостиная», данное многими методистами, в том числе и Н Е Щурковой «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это гибкая форма организационного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость». Дело книги - духовное собирание человека, попытка разгадать его тайну, загадку человеческой судьбы, опираясь на вечные критерии Свободы, Истины, Добра и Красоты. Наедине с книгой человек становится свободной личностью. Формы работы: литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, авторские поэтические вечера, информационные обзоры, книжные выставки, просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, экскурсии в музей… Главные принципы построения программы: 1) принцип историзма, научности, системности; 2) принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта; 3) принцип доступности, толерантности. Концепция литературного образования исходит из того, что литература демократична по самой своей природе, создаётся личностью, к личности обращена и личностью потребляется. Литература рассчитана на сопереживание, соразмышление, диалог. Предполагается – в границах объективного смысла произведения – возможность различных точек зрения и толкований. Существует достаточное многообразие форм методов и приёмов, но считаю одним из эффективных приёмов обучения и развития творческих способностей – общение. Именно умение общаться позволяет обучаемому говорить, открываться, творить. Но, где же общаться? Конечно, на уроке! Но урок – это структура, это рамки учебной деятельности. Вот тогда-то и открываются двери Литературной гостиной: Откроем дверь нашей гостиной, Куда не входят без причины, Куда ведёт души стремленье И благородное общенье! Как показывает опыт, в обстановке гостиной происходит развитие индивидуальных возможностей учащихся. Во всей полноте раскрываются их артистичность, поэтический дар, художественный вкус. Встречи в литературной гостиной проходят в атмосфере сотрудничества, открытости и откровенности. Любая из тем в литературной гостиной до своего воплощения в жизнь проходит несколько этапов: 1 этап. Определение темы. На совместном совещании библиотеки и МО русского языка и литературы обсуждаются примерные темы, чаще всего подсказанные самими учащимися. Затем темы конкретизируются, уточняются сроки. 2 этап. Разработка сценария, который является творчеством самих организаторов, определение в нем места учащихся и гостей. Подготовка групп учащихся, репетиции. Но никогда не репетируется весь ход литературной гостиной, весь сценарий, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности. 3 этап. Реклама. Пригласительные билеты. Книжные выставки. Красочные объявления. 4 этап. Создание соответствующего интерьера декорации, костюмы, свечи. 5 этап. Создание эмоционального настроя, через интригующее начало, введение музыкальных фрагментов. 6 этап. Момент творчества, музыкальное исполнение стихов песен, романсов, участие в спектаклях и сценках. 7 этап. Рефлексия. Традиционное заключение, когда участники и зрители делятся впечатлениями. Б) Требования, которые необходимо соблюдать при подготовке и проведении литературно-музыкальных мероприятий. 1. Гостиная должна создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных нравственных установок. 2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие в «празднике слова». 3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. 4. При проведении мероприятий ориентироваться на уже достигнутый уровень развития учащихся. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем нельзя делать мероприятие «наукообразным». Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной. 5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние на ребят. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. 6. Активное применение игровых, ролевых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей. 7. При подготовке мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности школьников. 8. Особенностью мероприятий, проводимых в школе, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и поощрения чтения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно ни затрагивало и в какой бы форме ни происходило, подразумевает, в первую очередь, «рекламу» книги и чтения. Существует множество пособий по внеклассной работе по литературе с готовыми разработками сценариев литературных гостиных. Однако следует отметить, что часто происходит подмена методического термина “литературная гостиная” понятием “литературный вечер” или “литературно-музыкальная композиция”. Ведь литературная гостиная — более гибкая форма работы, предполагающая свободное общение на литературном материале, действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов; “живой” диалог “на равных”. 3. Технологическая часть. Материалы проектного задания. Сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. Звучит музыкальная заставка — вальс А. Хачатуряна к драме «Маскарад». Мелодия неожиданно резко об- рывается. Читается стихотворение М. Лермонтова «Смерть Поэта». 1-й ведущий. Погиб поэт!— невольник чести — Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит! Убит!., к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь...— он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар... спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно. В руке не дрогнул пистолет. И что за диво?., издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!.. И он убит — и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой. Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет, завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласковым и ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. И прежний сняв венок,— они венец терновый, Увитый лаврами, надели не него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд. И умер он — с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпою стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — все молчи!.. Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! На разных концах сцены — две группы участников. Они ведут диалоги о только что услышанном стихотворении. В первой группе 1-й ведущий. «Я уже имел честь сообщить Вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи, и о взятии его бумаг как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи распространяются в городе одним из его товарищей, которого он назвать не захотел» (А. Бенкендорф). 2-й ведущий. "Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться; а затем мы поступим с ним согласно закону" (Николай I). |