Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Культурология

  • Культурология. культурология. Дайте определение культуры и покажите уровень ее зависимости от власти


    Скачать 19.34 Kb.
    НазваниеДайте определение культуры и покажите уровень ее зависимости от власти
    АнкорКультурология
    Дата31.01.2022
    Размер19.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакультурология.docx
    ТипДокументы
    #347287

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
    Форма обучения: заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    Культурология



    Группа 20Л111
    Студент
    А.И. Чуракова


    МОСКВА 2022
    Ответы на задания по практическим занятиям


    1. Дайте определение культуры и покажите уровень ее зависимости от власти.


    Многозначность понимания термина «культура» обусловлена многообразием реальных форм ее существования, которая в различные времена и у разных народов облекалась в самобытные языковые конструкции. В современном звучании и написании слово «культура» берет свое начало от латинских слов colore и cultura. Культура — слово древне-латинского происхождения, в переводе имеет несколько значений:

    1) возделывание, обработка, уход, разведение, улучшение

    2) земледелие, сельское хозяйство

    3) воспитание, образование, развитие

    4) почитание, культ

    Тесные отношения между политикой и культурой существовали всегда. Уже в Древней Греции ее правитель Перикл (V в. до н.э.), при котором Эллада достигла своего наивысшего расцвета, уделял исключительное внимание искусству и культуре. 

    Чтобы развиваться и передаваться от поколения к поколению, культура нуждается в поддержке со стороны политической власти и государства. В свою очередь, чтобы утверждаться и поддерживаться, политическая власть нуждается в культуре.
    Власть есть необходимое условие культуры. Культура вырастает из коммуникации, но власть есть то, что делает возможной коммуникацию как конституирующий феномен социума. Культура в своем основании есть совокупность норм жизнедеятельности, поведения. Власть в сущности своей также не что иное, как санкционированное установление системной совокупности норм жизнедеятельности как взаимодействия. Ключевое, связующее звено здесь – понятие и явление нормы, конкретное содержание которой и определяется культурой. И культура, и власть устанавливают границы, отделяющие нормальное (способствующее выживанию группы и в силу этого закрепленное в образцах деятельности, правилах взаимодействия) от ненормального (не способствующего). Культура есть порождающая, а власть – закрепляющая форма социальности.

    2. Покажите степень зависимости культуры от экономики и экономики от культуры.
    В античную и средневековую эпохи экономика и культура не были четко разделены, пребывали в состоянии единства. Ценность и ее стоимость были одинаковы. Деятель культуры (художник, музыкант и т.п.) одновременно мог являться и ремесленником. Кроме того, христианский монастырь был как духовным центром, так и экономическим. С эпохи Нового времени культура и экономика начинают обосабливаться. Если в в е к а XVII−XVIII века их параллельное существование проходило мирно, то с в е к а XIX века заметна напряженность. Причиной этому стало негативное отношение культуры к результатам научно-технической революции и технологизация человеческой жизни. В рамках западного капиталистического общества в XX веке культура и достижения науки попадают в зависимость от экономики и порождаемых ей отношений.


    Вторая половина XX века связана с окончательным разрывом между культурой и экономикой. Так называемая «культурная индустрия» становится сектором экономики, приносящим доход от получения эстетического удовольствия. Результатом этого становится появление массовой культуры, ориентированной на потребительские идеалы и игнорирующей высокую культуру.

    При определенных условиях экономика может навредить культуре, при других же – нет. Например, традиционные императивы японской культуры позволили этой стране достичь в XX веке больших успехов в экономике и производстве. Экономический кризис в России в 90-е годы пагубно повлиял и на культурное развитие. Современные исследователи склонны прослеживать системные связи между культурой и экономикой. Основным при этом выступает ситуационный подход, который гласит, что исходя из места и времени могут преобладать те или иные экономические и культурные установки.
    На формирование взаимоотношений между экономикой и культурой в современном мире оказывает и гражданское общество. Оно выступает одновременно своего рода заказчиком и исполнителем. Гражданское общество задает культурные и морально-нравственные императивы, которые затем экстраполируются и на сферу экономики. Современная экономика учитывает национально-культурные особенности. Так проведение экономических реформ без учета своеобразия культуры и менталитета страны оказывается сегодня нецелесообразным.

    3. Шопенгауэр считал, что люди делятся на два типа: «люди пользы» и «люди гения». Как Вы это понимаете?
    Шопенгауэр условно делит индивидов на «людей пользы» и «людей гения». К числу первых он относит абсолютное множество обыкновенных людей, а также тех, кто обладает выдающимся талантом. Эти люди полностью подчинены слепой воле, лежащей в самом основании мира, а каждый человек, сущность которого задана изначально, является проявлением этой самой воли. Единственным выходом из-под власти воли – этой довлеющей надо всем мирозданием силой – является бескорыстное и безусловное творчество – т. е. искусство гения, осуществляющего познание посредством созерцания с целью поиска возвышенного и прекрасного. Именно в гениальности человек достигает «блаженства созерцания», освобождается «от мук воли», становится «чистым субъектом познания» и поднимается до «познания истинной сущности мира, т. е. идеи». Таким образом, единственным человеческим типом, способным прорваться сквозь оковы этой самой слепой воли, безраздельно управляющей миром, является тип гения, и отсюда же проистекают сверхвозможности творческой деятельности гениального человека.
    Пример — пушкинский Сальери, положивший жизнь на изучение законов гармонии. Став величайшим знатоком и ценителем музыки, гениальности Сальери так и не приобрел. Его антипод Моцарт — образец художественного склада ума («люди гения»), при котором интуитивное восприятие превалирует над рассудочным: не зная законов гармонии, он бессознательно творит по этим законам. 


    написать администратору сайта