Кризис политики мультикультурализма в Западной Европе. Кризис политики мультикультурализма в Западной Европе Подготовила Антонова Арина, 4 курс вшссн
Скачать 1.16 Mb.
|
Кризис политики мультикультурализма в Западной Европе Подготовила Антонова Арина, 4 курс ВШССН Суть мультикультурализма Параллельное существование культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Проживание в диалоге различных этнокультурных групп, основанных на взаимном уважении этнокультурных особенностей, стремлении к консенсусу и соблюдении ценностей свободы и прав человека равенство, свобода, одинаковые права и обязанности обеспечивают уважение прав другого человека, а также устранение поводов к конфликтам за счет высокой социальной справедливости, равенства возможностей, уровня рациональности и равного распределения благ и прав Включение в культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира» *Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. Основные принципы и идеи мультикультурализма Равенство прав и возможностей придерживаться своих культурных традиций всем социальным группам и сообществам людей Культурное разнообразие оценивается как проявление национальной силы Против единой стандартизированной культуры Открытие перед индивидуумом свободы выбора идентичностей, что способствует свободе самореализации Виды мультикультурализма Мягкий
Межэтническая и религиозная толерантность Невозможность сохранения культуры меньшинств Необходимость гражданского диалога, где дискурсы культур придут к консенсусу Жёсткий
Меньшинства должны быть наделены особыми правами Ликвидация негативного стереотипа меньшинств в публичной сфере Предоставление второму поколению мигрантов возможности смены культурной традиции, которая бы отвечала нормам либерально -демократического общества Радикальный
Восстановление доколониального образа жизни культур меньшинств и обращение эмансипированных народов к изначальным культурным моделям Отказ от западного универсализма в любой форме Отрицание единства исторического процесса Попытка построения многополярного мира, где каждая культура будет иметь свое право на виденье мира В Европе политика мультикультурализма, имея достаточно долгую историю своего становления, стала целенаправленно реализовываться и совершенствоваться в 60–70-х годах ХХ в: иммигрантам предоставлялась возможность сохранения и воспроизведения своих этнокультурной и религиозной идентичностей, этнокультурных особенностей; создание иммигрантских и этнических организаций, которым делегировался ряд функций, выделение финансирования на реализацию всевозможных программ, направленных на сохранение этнокультурных особенностей иммигрантов; включение иммигрантов в принимающее общество в качестве отдельных этнокультурных групп с теми же гражданскими правами и обязанностями, как и у других граждан Негативные эффекты политики мультикультурализма степень культурной интеграции иммигрантов и их последующих поколений в принимающее общество оказалась достаточно низкой, что привело к культурному и ценностному противостоянию между иммигрантами и принимающим обществом изолирование общин иммигрантов, образованию «параллельных» обществ со своими социальными и правовыми нормами вследствие завышенных ожиданий к уровню готовности иммигрантов адаптироваться значительный приток и высокая численность иммигрантов сильные культурные, социальные и религиозные различия между иммигрантами и населением принимающих стран недостаточные социально-экономические условия проживания иммигрантов социальная маргинализация и изоляция мигрантов Причины кризиса мультикультурализма Политика мультикультурализма в реальности оказалась политикой «неполной» интеграции, приведшей к целому ряду негативных последствий для культурной и социально-экономической стабильности принимающих европейских стран: низкий культурный, социальный и, как следствие, экономический уровень интеграции ксенофобия и связанный с ней экстремизм отдельных слоев населения как иммигрантского, так и коренного происхождения Ксенофобия как основная черта кризиса Ксенофобия - явление, проявляющееся в нетерпимости, неприятии, ненависти к «чужому», «инородному». Приверженность крайним взглядам, призывающим к радикальным нетолерантным поступкам, дискриминации, сегрегации и депортации, расизму, фашизму и насилию Мусульманский конфликт Для мусульман характерна высокая значимость своих религиозной, культурной и социальной идентичностей, укорененность религии, нежелание принимать некоторые европейские ценности и образ жизни. Подавляющее большинство мусульман Франции, Германии, Великобритании (69, 82, 70% соответственно) подтвердили, что религия является важной частью их повседневной жизни Проблемы в интеграции мусульман обусловливаются низкая культурная интеграция и плохими социально-экономическими условиями (безработица, низкий уровень образования) Возникающие как следствие экстремизм и ксенофобия Последующая дискриминация и социальная маргинализация мусульман Ксенофобия принимающих стран Население принимающих европейских стран указывает на то, что иммигранты ухудшают стандарты жизни в их странах, способствуют росту преступности, забирают у них рабочие места За 2000–2008 гг. в большинстве стран Европы, по которым есть данные, отмечается рост количества преступлений, совершенных на почве расовой неприязни, правоэкстремистских взглядов Антимультикультурализм как алтернатива мультикультурализму необходимость достижения национального единства; развитие национальной идентичности у иммигрантов; более тесная культурная, социальная интеграция иммигрантов в принимающее общество; настойчивое прививание базовых европейских ценностей, права и образа жизни; «ответственная» интеграция иммигрантов; отказ от преувеличенной этнокультурной дифференциации, от искусственной поддержки первичного содержания культурной идентичности иммигранта, его этнокультурных и религиозных особенностей и ценностей, более селективный подход к иммиграции; борьба с правовым нигилизмом и криминализацией среди иммигрантов; более активные усилия по усвоению языка страны проживания, требование овладения данным языком; «секуляризация» европейского мусульманского общества. Источники Конец мультикультурной эпохи / Темы / Главная — liberty.ru И. Н. Харитонов, «Кризис политики мультикультурализма и ксенофобия в странах европы», 2011. Кукатас, Ч. Теоретические основы мультикультурализма / Ч. Кукатас. Shavit, U. Should Muslims Integrate into the West? / U. Shavit // Middle East Quarterly. – Fall, 2007. – C. 13–21. Experience of discrimination, social marginalisation and violence: A comparative study of Muslim and non-Muslim youth in three EU Member States / FRA - European Union Agency for Fundamental Rights, 2010. EUROBAROMETER 71. Future of Europe / Standard Eurobarometer 71. Spring 2009. TNS Opinion & Social. – 2010. Data in Focus Report. Multiple Discrimination. European Union Agency for Fundamental Rights (FRA) / EU-MIDIS. European Union Agency for Fundamental Rights (FRA), 2010. Data in Focus. Report 2: Muslims. European Union Minorities and Discrimination Survey / EU-MIDIS. European Union Agency for Fundamental Rights (FRA). – Printer: Elanders Hungary Kft.: Budapest, 2009. Спасибо за внимание! |