Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретическая часть исследования Что такое игровая зависимость, и каково влияние онлайн игр на подростков

  • Стадии «игровой зависимости».

  • Признаки «игровой зависимости» у подростков.

  • Практическая часть исследования .

  • Анкета и анализ полученных результатов.

  • Приложение. Анкета . 1.

  • 3 . Как часто Вы играете в виртуальные игры

  • 4. На чем предпочитаете играть : 1. На компьютере (ноутбук), 2 на телефоне; 3) на игровых консолях.5. Какой жанр компьютерных игр Вас привлекает

  • 8. Бывает ли такое, что Вы думаете о компьютерной игре, когда уже закончили в нее играть

  • 11. Как вы считаете, есть ли у вас зависимость от компьютерных игр

  • 13. Способны ли Вы прервать компьютерную игру и переключиться на другое занятие

  • 14. Какие признаки вследствие компьютерных игр Вы можете у себя отметить

  • 15. Когда родители просят отвлечься от игры на компьютере выражаешь ли яркое нежелание делать это

  • График 2. График 3.

  • График 4 График 5

  • График 6. График 7.

  • График 8. График 9.

  • График 10. График 11

  • Дамбаев Батор Зориктоевич учащийся 10 А класса Научный Буянтуева


    Скачать 415.54 Kb.
    НазваниеДамбаев Батор Зориктоевич учащийся 10 А класса Научный Буянтуева
    Дата02.03.2023
    Размер415.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаigrovaya_zavisimost_issl_rab.docx
    ТипРеферат
    #965406

    Направление: Психология.

    Компьютерные «игроманы»: зависимость…

    Выполнил: Дамбаев Батор Зориктоевич

    учащийся 10 «А» класса

    Научный руководитель: Буянтуева

    Баярма Борисовна, учитель биологии

    МАОУ «СОШ №8 г. Улан-Удэ»

    2017г.

    Содержание

    I. Введение……………………………………………………………………………………...2


    1. Введение.

    В наше время нельзя представить жизнь без компьютера, поскольку он помогает человеку выполнять простую монотонную работу быстрее и качественнее, в состоянии решить сложные, высшего уровня задачи, произвести точные расчеты, действия, которые даются человеку с большим трудом. Темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине и даже в самолете. Но наряду с положительными сторонами компьютеризации существуют и негативные факторы. С постоянным развитием компьютерных технологий растет число людей чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и Интернетом, так называемых компьютерных аддиктов. Сами себя они называют геймерами – игроками. Популярность компьютерных игр на сегодня очень высока. Как показывают статистические данные опроса, проведенные нами среди учеников в СОШ №8, регулярно играют в компьютер почти 50% опрошенных. Основой для формирования патологического увлечения компьютером является нарушение психических механизмов восприятия окружающего мира. В группу риска попадают подростки возрастом от 10 до 18 лет. Способствует этому широкая распространенность домашних компьютеров и компьютеризация школьного обучения, доступность подключения к Интернету, множество компьютерных клубов. Чаще в зависимость от компьютера попадают мальчики, ведь от природы у них больше развиты соревновательные мотивы, конкурентность и стремление быть первым. И порою сами дети, и взрослые недостаточно осознают последствия такой зависимости. Таким образом, автора заинтересовал вопрос зависимости от компьютерных игр у своих ровесников.

    Цель работы: изучение и выявление компьютерной игровой зависимости у подростков нашей школы.

    Основные задачи: 1. Изучение литературы по нашей проблеме.

    2. Проведение анкетирования у учащихся нашей школы и определения наличия проблемы игровой зависимости среди подростков.

    3. Диагностика уровня компьютерной зависимости у учащихся.

    4. Подготовка рекомендации по данной проблеме.

    Объекты исследования: учащиеся 9 и 11 классов.

    Предмет исследования: компьютерная игровая зависимость у подростков нашей школы.

    Методы исследования: сравнение и анализ результатов, измерение АД прибором OMRON.

    1. Теоретическая часть исследования

      1. Что такое игровая зависимость, и каково влияние онлайн игр на подростков?

    На сегодняшний день компьютерная зависимость у детей, особенно игровая зависимость, а также, от социальных сетей, зависимость от онлайн игр, и Интернета в целом, становится настоящей эпидемией. Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

    По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.

    Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психика страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У подростков при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками. Полностью трансформируется режим дня и ночи. В данном случае подросток теряет контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком.

    От компьютерной игромании страдает и физическое здоровье. Нередки случаи инфарктов и инсультов за компьютером. Компьютер является источником электромагнитного излучения и неионизирующей радиации, которая негативно воздействует на генофонд. Постоянное сидение за компьютером способствует развитию расстройств нервной системы и психосоматическим заболеваниям (головные боли, кожные заболевания, гипертонии, язвы, гастриты, колиты и др.). Появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом в связи с постоянным нахождением в нефизиологических позах и нарушениями осанки; возникает сухость в глазах, нарушается зрение; формируются нарушения ритма сна и бодрствования, появляются головные боли, головокружения, нарушения кровоснабжения головного мозга в связи с низкой физической активностью и редким пребыванием на свежем воздухе. Несоблюдение гигиены и пренебрежительное отношение к питанию влекут за собой дефицит витаминов и микроэлементов, риск развития некоторых заболеваний.

      1. Стадии «игровой зависимости».

    Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно. По мнению психолога М.С. Иванова и психотерапевта А.Л. Полуянова, различаются 4 стадии зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности.

    1. Стадия легкой увлеченности.

    Эта стадия имеет свою специфику: игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека.

    2. Стадия увлеченности.

    Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер.

    3. Стадия зависимости.

    Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере подростка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.

    Можно выделить две формы, в которых проявляется зависимость: социализированную и индивидуализированную. При социализированной форме компьютерной зависимости подросток поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам. Такие подростки очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. В данном случае игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику ребенка, чем следующая форма. Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Здесь происходит нарушение основной функции психики, и вместо реального окружающего подростка мира происходит отражение мира нереального и виртуального. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию.

    4. Стадия привязанности.

    Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Здесь подросток держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Важным в этом процессе будет считаться уровень снижения неконтролируемой тяги от общего ее показателя, и, чем он больше, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень.

      1. Признаки «игровой зависимости» у подростков.

    Симптомами компьютерной игромании можно считать:

    • Появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером, при ожидании этого контакта.

    • Отсутствие контроля над временем, проведенным за игрой.

    • Желание увеличить время пребывания в игре.

    • Появление чувства раздражения, гнева, либо пустоты, депрессии при отсутствии возможности поиграть.

    • Возникновение проблем в общении с близкими, в школе или на работе.

    Соматические:

    • Сухость глаз.

    • Отсутствие аппетита.

    • Неряшливость.

    • Нарушение сна.

    1. Практическая часть исследования.

    Исследование проводилось на базе школы №8 среди учащихся 9 и 11 классов. В ходе проводимого исследования приняли участие 110 учеников в возрасте от 14 до 17 лет.

    Эксперимент по определению артериального давления проводил автор на себе во время игры.

      1. Анкета и анализ полученных результатов.

    По данным нашего анкетирования, у 98% опрошенных учащихся есть компьютер или телефон с интернетом. 45% опрошенных предпочитают виртуальные игры в онлайн-режиме с друзьями или с другими игроками. Эта форма зависимости оказывает менее пагубное влияние на психику ребенка, чем следующая форма. Различие заключается в том, что подростки не отрываются от социума, не уходят в себя. А 13% предпочитают играть одиночные (индивидуализированную) игры. При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом. Регулярно каждый день играют 23% учащихся, почти каждый день – 24%, 1-2 раза в неделю – 15%, несколько раз в месяц – 6%, не играют вообще -32%. Чаще предпочитают играть на компьютере – 50%, на телефоне играют – 26%, что чревато ухудшением зрения.

    Часто подростки, заигравшись, переносят виртуальный мир в реальную жизнь. В ходе проведения опроса установлено, что 37% опрошенных обсуждают сценарии компьютерных игр, видеоигры со своими друзьями и одноклассниками постоянно. Иногда обсуждают - 44%, не обсуждают -19 %. Психологи считают, что подростки, активно играющие в компьютерные войны, считают агрессивное поведение нормой. А насилие считают эффективным способом разрешения конфликтов. Замечено, что у них снижена эмоциональная чувствительность к пострадавшим.

    Наиболее любимые жанры компьютерных игр среди опрошенных – экшен («стрелялки") – 18%, в основе которого лежит часто разрушительный сюжет. Ролевые компьютерные игры дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, эти погружения в виртуальную реальность игры наиболее опасны. «Стратегии» играют 8% подростков. Стратегические игры - "руководительские": играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру "с головой" больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом, реализуют свою потребность в доминировании и власти.

    «Симуляторы» играют 17% опрошенных, спортивные игры предпочитают – 11%, жанр «приключение» играют 10% . Все жанры играют – 35% подростков. Думают о компьютерной игре, когда закончили в нее играть 19% опрошенных, «иногда» – 35%.

    Негативной стороной зависимости от компьютерных игр является социальная изоляция. Болезненным это становиться тогда, когда подросток теряет связь с реальностью. Тогда начинают страдать социальные контакты, молодые люди замыкаются в мире игры. На вопрос «можете ли пожертвовать компьютерной игрой ради встречи с друзьями» ответили положительно 60%, а 14% не готовы отказаться от игры ради встречи с друзьями. И если их попытаться оторвать от компьютера, ограничить во времени, то возникает сильный дискомфорт, агрессивность к окружающим. Выражают «яркое нежелание отвлечься от компьютера, если просят родители» -3% опрошенных, а «иногда выражают нежелание» -33%. Становятся очень раздражительными, если оторвали от компьютера 2%, «иногда раздражаются » - 31% опрошенных. Не способны запланировать время окончания игры 17%, а «иногда» - 23% подростков. Играя в компьютерные игры, забывают о домашних делах и обязанностях, об учебе – 13% учащихся, а «иногда» - 27%. Пищу принимают без отрыва от компьютера – 10%, а «иногда» – 30 % игроков. Эмоциональный подъем, чувство эйфории испытывают 21% опрошенных, когда они начинают играть, 35% - «иногда». В этом случае зависимость у подростка неизбежна.  Ведь виртуальный мир дарит пьянящее состояние восторга, дает возможность ощутить себя значимым и даже любимым. Ради игры подросток может многим пожертвовать. Причина возможна в том, что реальность, которая его окружает, ему совсем не нравится — от нее хочется убежать в другой мир.

    Многие подростки засиживаются допоздна в Интернете, пренебрегая сном. Это - 23% подростков, а 31% -«иногда засиживаются допоздна за компьютером». Легко прервать компьютерную игру и переключиться на другое занятие способны всего лишь 40% подростков, « с трудом переключится» могут – 12%, не могут – 2%. Кроме того, 3% подростков считают, что у них есть зависимость от компьютерных игр, «похоже на то» согласны 10%, «возможно есть зависимость» считают 26% учащихся.

    Учеными-психологами давно уже установлена взаимосвязь между жесткостью в компьютерных играх и агрессивным поведением в жизни. Чувство опустошенности, плохое настроение вследствие компьютерных игр у себя отмечают 3% опрошенных, раздраженность и агрессивность -4%. Вследствие от компьютерных игр проблемы со сном (не высыпаются, мучают кошмары и т.п.) испытывают 6% опрошенных подростков, проблемы с учебой 4%.

    Стоит отметить, что родители не уделяют игровой зависимости своих детей должного внимания, не бьют тревогу. 10% родителей, со слов детей, относятся компьютерным играм «положительно (иногда даже играют сами)». 18% родителей «равнодушны», «иногда делают замечания»- 40%, «возмущаются»- 6%, а «запрещают играть»- всего 2%. А почему родители позволяют детям сидеть в интернет-сети и играть в игры? Возможно, потому что родители заняты своей жизнью и бытом. Возможно, потому что они не знают насколько опасно для детской психики воздействие компьютера и интернет игр. Возможно, потому что сами сидят подолгу в интернете и не понимают, не осознают, насколько важно для развития полноценного ребенка реальное общение с родителями и со сверстниками. И возможно, потому что родители совершенно не знают внутреннюю жизнь своего ребенка: его переживания, его интересы и мечты, его потребности и желания…

    Во время игр подростки постоянно находятся в состоянии стресса. Из-за напряжения глаз, сидячего положения на протяжении игры повышается давление, краснеют глаза и начинает болеть голова. При измерении артериального давления в ходе исследования у меня выявлено, что во время игры оно повышается. В начале игры артериальное давление было 122/84 мм рт. ст., через час- 143/107, а через 10 минут после окончания игры 134/72 мм рт. ст. В норму давление пришло через полчаса. (прил.3)

    Вывод: Таким образом, большая часть подростков нашей школы относятся к обычным игрокам в стадии увлеченности. Они могут контролировать время, проведенное за игрой, не испытывая негативных эмоций по поводу прерывания игры. Количество подростков «игроманов» в нашей школе в среднем составляет 13%. Они находятся в стадии зависимости. Из всех опрошенных 32% учащихся не играют в компьютерные игры. Это в основном девочки, также учащиеся 11 класса. У большинства выпускников много времени уходит на подготовку к ЕГЭ и времени практически не остается на игры.

    1. Заключение.

    Компьютерная зависимость, в частном случае «игромания» имеет место среди подростков нашей школы. И этой проблеме нужно уделить должное внимание. Игромания становится проблемой, так как негативно отражается на учебе, на здоровье, на взаимоотношения подростков. Погружаясь в виртуальный мир, подростки теряют интерес к реальности. Чрезмерное увлечение компьютерными играми отрицательно влияет на связи в обществе, что приводит к таким последствиям как агрессия, социальная изоляция. Игроманы часто уверены в том, что они не находятся в состоянии чрезмерной зависимости, психического расстройства.

    Зачастую повышенная склонность к компьютерной зависимости наблюдается у детей, которые имеют конфликтные отношения в семье или в школе, не имеют никаких серьезных увлечений. В виртуальном мире они находят отдушину и принимают успехи в игре или пребывание в сети за самоутверждение. Многие подростки считают, что игры помогают выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, отвлечься от каких-то существующих проблем.

    Существуют множество познавательных, развивающих игр. Виртуальная реальность при умелом использовании является полем для развития, познания и совершенствования человека.

    Рекомендации: В эпоху компьютерных технологий актуальной задачей является грамотная организация обращения детей с компьютером и минимизация его негативного влияния на психическое здоровье детей.

    Профилактикой компьютерной зависимости является вовлечение подростков в процессы, которые не связанны с деятельностью за компьютером. Нужно показать ему, что помимо компьютера существует множество полезных и интересных занятий, это может быть творчество, спорт. Еще одним способом является использование увлечения ребенка компьютером с целью развить его и обучить. В таком случае это может быть созидательное творчество информационных технологий (курсы компьютерной графики, программирования).

    Если подросток уже «втянулся» в компьютерный мир, то лучше не запрещать всё сразу резко, а делать это последовательно.

    Родителям необходимо уделять достаточное внимание подростку, понять причины, почему подросток чрезмерно увлечен компьютерными играми. При возможности обратиться к психологу.

    Пересмотреть родителям и педагогам общение с подростком. Важно выделять время на общение с ребенком, слушать не только, что он делал в течение дня, уметь слушать его чувства, переживания.

    Необходимо ограничивать время пребывания ребенка за компьютерными играми. Согласно гигиеническим требованиям, 7-10 летние дети должны находиться за компьютером не больше 45 минут в день, 11-13 летние - два раза в день по 45 минут, старше - три раза в день по 45 минут.

    Также принимать витамины, особенно железосодержащие препараты.

    Работа над этой темой дала для меня вопросы для размышления, узнал много интересной и актуальной информации, о плюсах и минусах компьютерных игр.

    Литература

    1. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. - М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2010.

    2. Сыркина Е. Зависимость от компьютерных игр. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.chelpsy.ru/articles/zavisimost-ot-kompyuternykh-igr

    3. http://www.chelpsy.ru/articles/zavisimost-ot-kompyuternykh-igr

    4. http://solodovnikova.org/content/zavisimost-ot-kompyuternyh-igr

    5. http://psihomed.com/kompyuternaya-zavisimost-u-podrostkov/

    6. http://ladyvenus.ru/articles/domashnii-ochag-deti/psikhologiya-otnoshenii/kak-izbavitsya-ot-igrovoi-kompyuternoi-zavisim

    7. http://moy-narcolog.ru/kompyuternaya-zavisimost-u-podrostkov-kak-lechit/


    Приложение.

      1. Анкета .

    1. Есть ли у вас компьютер, ноутбук или телефон- смартфон? да или нет

    2. Есть ли у вас доступ к интернету? Через компьютер или через телефон? да (нет)

    3 . Как часто Вы играете в виртуальные игры?

    1. регулярно каждый день 2. почти каждый день 3. 1-2 раза в неделю

    4. несколько раз в месяц 5. не играю вообще

    4. На чем предпочитаете играть :

    1. На компьютере (ноутбук), 2 на телефоне; 3) на игровых консолях.

    5. Какой жанр компьютерных игр Вас привлекает?

    1. Экшен (например, «GTA») 2. Стратегии (например, «Warcraft, Civilization»)

    3. Спортивные игры (например, «FIFA,  NBA»)

    4. Ролевые игры (например, «The Elder Scrolls, World of Warcraft»)

    5. Симуляторы (например, «Sims, Spore, SimCity»)

    6.Приключения (например, «Tomb Raider, Assassin's Creed, Mario»)

    7. другое______________________________

    6.. Какую игру предпочитаешь: 1) онлайн- сетевая. 2) одиночная.

    7. Как относятся Ваши родители к тому, что Вы играете в компьютерные игры?

    1. положительно, иногда даже играют сами

    2. равнодушно

    3. иногда делают замечания

    4. возмущаются

    5. запрещают играть

    8. Бывает ли такое, что Вы думаете о компьютерной игре, когда уже закончили в нее играть?

    1. да 2. иногда 3. нет

    9. Можете ли Вы пожертвовать игрой в компьютерную новинку ради встречи с друзьями? 1. да2. нет

    10. Обсуждаете ли Вы компьютерные игры с друзьями, одноклассниками?

    1. да, постоянно

    2. иногда

    3. не обсуждаю

    11. Как вы считаете, есть ли у вас зависимость от компьютерных игр?

    1. да, однозначно

    2. похоже на то

    3. возможно

    4. нет

    12. Как долго Вы можете играть в компьютерную игру (игры)?

    1. не дольше 10-15 минут, потом надоедает

    2. 1-2 часа

    3. около 4 часов

    4. целый день

    13. Способны ли Вы прервать компьютерную игру и переключиться на другое занятие?

    1. да, легко

    2. да, но с трудом

    3. в зависимости от ситуации, проблемы

    4. нет

    14. Какие признаки вследствие компьютерных игр Вы можете у себя отметить:

    1. чувство опустошенности, плохое настроение

    2. раздраженность, агрессивность

    3. ухудшение зрения

    4. проблемы со сном (не высыпаюсь, мучают кошмары и т.п.)

    5. проблемы с учебой

    6. другое_____________________________

    15. Когда родители просят отвлечься от игры на компьютере выражаешь ли яркое нежелание делать это: да, иногда, нет.

    16. Если все же вас отвлекли от компьютера, то становитесь ли очень раздражительным: да, иногда, нет.

    17. Способен ли ты запланировать время окончания игры: да, иногда, нет.

    18. Играя в компьютерные игры, забываешь ли о домашних делах и обязанностях, об учебе: да, иногда, нет.

    19. Происходит ли твой прием пищи без отрыва от компьютера: да, иногда, нет.

    20. Ощущаешь ли ты эмоциональный подъем (чувство эйфории) когда начинаешь играть или работать на компьютере -да, иногда, нет.

    21. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна? да, иногда, нет.



      1. Диаграммы.

    График 1.



    График 2.



    График 3.



    График 4



    График 5



    График 6.



    График 7.



    График 8.



    График 9.



    График 10.



    График 11



    График 12.



      1. Эксперимент. Измерение артериального давления тонометром.



    Время измерения

    Показатели АД мм.рт.ст

    До начала игры

    122/84

    Через час – во время игры

    143/107

    После игры- через 10 минут

    134/72

    Через 30 мин

    124/82


    написать администратору сайта