доклад. доклад наина. Декоративноприкладное искусство
Скачать 22.43 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ «АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ» КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» Проверил (-а): Яковлева Наталья Марковна Оценка «____» Выполнила: Стручкова Наина Николаевна Студентка I курса БУ-21 Якутск 2021 г. СОДЕРЖАНИЕ Что такое декоративно-прикладное искусство? ...............................................................3 История зарождения и развития………………………………………………………….4 Виды декоративно-прикладного искусства……………………………………………...5 Что такое декоративно-прикладное искусство? Этот термин слышали все, но с ходу сказать, чем же декоративно-прикладное искусство отличается от, например, изобразительного искусства, может не каждый. Латинское слово «decoro» означает «украшаю», и оно объясняет основное предназначение данного направления. Но слово «прикладное» не просто уточняет первую часть определения, а предлагает его иначе осмыслить. Итак, декоративно-прикладное искусство – это собирательный термин, объединяющий в себе два рода искусств, декоративное и прикладное. Он охватывает такие отрасли художественной деятельности, которые соединяют в себе создание изделий с несколькими функциями. Эти изделия могут не только украшать (декорировать), их можно использовать (утилитарная функция). Говоря проще, на картину на стене мы может только смотреть. Это чистая эстетика, которая в бытовом плане мало полезна. Проявления декоративно-прикладного творчества находят (или могут находить) практическое применение в повседневности. Предназначение ДПИ: -соответствие эстетическим запросам; -расчет на художественный эффект; -оформление быта и интерьера. На этих «трех китах» и стоит декоративно-прикладное искусство, ставшее источником вдохновения для миллионов людей вчера, сегодня и, вероятно, в будущем. История зарождения и развития Нельзя сказать, что ДПИ зародилось с самим человечеством, но неправдой будет и пролагать огромную дистанцию между зарождением первых обществ и их попыткой украсить окружающую среду. Уже в древних произведениях читается содержательность образов, уже заметно внимание, уделяемое эстетике, уже видна рациональность построения форм. Кажется, что человек эволюционировал и вместе с этим все больше стремился к украшательству своего быта. Современные ученые считают, что без искусства человек не смог бы эволюционировать в принципе. Что образность, системы кодирования информации, эстетизация жизни и развивает мозг человека, меняет его. В древности человек обратился к природному началу: он черпал вдохновение в его образах, он пользовался натуральными материалами. В этом заключалась гармонизация человека и природы. Он не противопоставлял себя ей, а являлся ее частью. Цветы, птицы, природные явления становились мотивами в творчестве человека, которые дополнялись фантазией художника и желанием сделать образ более совершенным. На Руси много работали с деревом, глиной, так появилась гжель и золотая хохлома. Возникновение большинства направлений ДПИ связаны с регионом происхождения: человек взаимодействовал со своей средой, потому матрешка на Руси органична, хотя аналоги ее (а, скорее, предшественники) существовали в Японии. Но тематика, колористика, особенности обработки и росписи продиктованы местными художественными потребностями. Виды декоративно-прикладного искусства Народные промыслы и декоративное искусство связаны между собой, они питают друг друга. Комбинации получаются самые интересные и яркие. Вышивка Вышивание (вышивка) – один из самых распространенных видов ДПИ. Она издавна украшает одеяние человека и те тканевые изделия, что используются в быту. На скатертях, рушниках, салфетках, занавесках появляются красивейшие узоры, созданные преимущественно вручную. Мало тех народов (если они вообще есть) одежду которых не украшает вышивание, потому география направления просто огромна. Первые образцы вышивки найдены на артефактах древних цивилизаций Азии, Европы и Америки. У каждого народа – свои особенности вышивки, свои узоры и решения, которые дольше, чем многие другие виды ДПИ, сохраняют эту народную идентичность. И сегодня вышивка не утратила своего значения: на ярмарках ремесленников огромным спросом пользуются интерьерные игрушки с вышивкой, текстильный декор, сумки, одежда и т.д. В таких поделках совмещаются традиции, технологические возможности и мода времени. Образцы современной вышивки отлично вписываются в уютные интерьеры квартир и домов. Вязание Один из самых старинных видов рукоделия – вязание. Самый древний вязаный артефакт, найденный в Европе, датируется 4 столетием до нашей эры. Но это только показатель развитости данного направления на тот момент. Что говорить, если даже в гробнице Аменемхета археологи нашли рисунок, который датируется не много, не мало, 19 столетием до н. э.: и на этом рисунке изображены женщины будто бы в вязаных жилетах. А в гробнице другого фараона найден детский носочек из шерсти, вероятно – вязаный. В 13 столетии на Востоке случился настоящий «вязальный бум», со сложными орнаментами, необычайной геометрией решений. В Италии в то же время возникает популярность вязания как домашнего рукоделия. К 16 столетию вязание уже захватило всю Европу. Сегодня вяжут спицами (круглыми и обычными), крючком. Интересно, что старинное ремесло стало формировать новую культуру: в Инстаграм необычайную популярность завоевывают аккаунты с вязаными коврами, пуфами, чехлами и корзинами. Это стало трендом, который настолько востребован, что мастера не справляются с потоком заказов. Шитье Шитье – еще один популярнейший вид ручного труда. Тысячелетиями люди шили исключительно вручную, и лишь с изобретением швейной машины и компьютеризацией технологии на стыке 20-21 веков ремесло превратилось в массовое производство. Но широкие возможности не убили ручное шитье. Средневековая швейная машинка Истории это вида ДПИ не один десяток тысяч лет. Первобытные люди прокалывали шкуры шилом из шипов (конечно, подобием инструмента), через отверстия шила они продевали сухожилия животных, и так получалось сделать одеяние для себя. Первую стальную иголку, считают исследователи, сделали в Китае, там же, еще в 3 столетии до н. э. придумали наперсток. В Африке люди вместо игл пользовались толстыми жилками пальмовых листьев. Что же до древнерусского лицевого шитья, то за его развитие нужно быть благодарным Византии. Эта преемственность культур, которую нельзя отрицать. Сегодня шитье все так же волнует и увлекает: оно представлено и высочайшими технологиями, и настоящим искусством – высокой модой, и обычным рукодельным творчеством, доступном каждому. Валяние Валяние, что относится к декоративно-прикладному искусству, считается самой древней техникой изготовления текстиля. Первым валяным изделиям примерно 8 тысяч лет. Неизвестно точно, как древним людям пришла в голову мысль использовать найденную шерсть животных, но они начали ее художественно преобразовывать. Лишь натуральная шерсть имеет прядильные качества, и она же умеет свойлачиваться. В процессе валяния шерсти получался войлок, и для множества народов (в особенности – кочевых) долгое время он был единственным текстилем. Из него делали ковры, юрты и чехлы, головные уборы и т.д. Для того, что традиционным способом сделать валяное изделие, нужно-то немного: грубая шерсть, мыло и вода, руки. Но в этих рука вся сила и жизнь, которую они вдыхают в материал. Сегодня валяют, в основном, в двух техниках – по-сухому и по-мокрому. Войлок часто называют текстильной глиной, и это справедливое замечание. Сейчас валяние также перешло на новые площадки для презентации: в аккаунтах мастеров появляются милейшие игрушки из войлока, картины и панно, броши и украшения. Ткачество Еще одно древнейшее ремесло – ткачество. Его истоки в первобытнообщинном строе. Возникло оно с появлением сырья: кожа животных, трава, лианы, тростник, молодые побеги деревьев становились таким сырьем. Самой старой тканью, найденной археологами, считает материал (лен), обнаруженный у турецкого поселка Чатал Хюиюк. Ему насчитали 6500 лет. Человек достаточно рано начал орнаментировать ткань – орнамент наносился вручную. Впоследствии его делали с помощью вышивки. Вершиной технологического открытия в этом деле был ткацкий станок, он мог быть как основным, так и вспомогательным инструментом ткача. Особенно ценны образцы ткачества не только демонстрацией тяжкого труда, сложной технологии, но и теми узорами, что появлялись на изделии. Орнамент на одежде, поясах, рушниках был не просто красивым набором элементов – это шифр, код, в котором могло заключаться пожелание молодым или оберег мужу. В этом символизме не одна красота мысли, но и молитва, и вера, и забота о близких. Выжигание Самые старинные образцы выжигания по дереву датированы 700 г до нашей эры, они найдены в Перу. В любом магазине для творчества сегодня вы найдете набор для выжигания. Этим направлением увлекаются дети и взрослые, пирография востребована, и результаты художественного труда превращаются в красивые деревянные сувениры, декор для дома и не только. Выжигание по коже – интересное ответвление ремесла. На кожаных изделиях пирограф словно плетет кружево. Такие изображения украшают портмоне, кошельки, обложки ежедневников, ремни и сумки. Мотивы фольклора чередуются с современными картинками. Это одно из самых доступных ремесел, которое могут постигать даже дети младшего школьного возраста. Ковка Художественная ковка приручила металл, из него стали делать изящные, очень тонкие вещи. История славит кельтские племена, которые, кажется, если не придумали ковку, так сделали ее известной. Горн и наковальня, ручник и кувалда – вот те инструменты, которыми пользуется мастер в создании изящных ворот, калиток, вывесок, козырьков. Кованые элементы стали отличительными чертами барокко и модерна, и сегодня ковка становится изюминкой сооружения. К слову, в древности, чтобы стать кузнецом, нужно было не просто постигнуть азы ремесла. Оттачивали профессионализм мастера годами, не каждый осиливал эту задачу. У кузнецов в обществе был особый статус, они были обеспеченными и уважаемыми людьми. В 6 веке на Руси зародилась именно художественная ковка: оружие мастер украшал узорами, которые уникализировали вещь. И не только оружие! Резьба В России резьбу по дереву называли резным делом, а рисунок – ознаменкой. В разных точках мира было распространено это творчество, потому культурные перекрестки часто случались и появлялись уникальные образцы: например, в Троице-Сергиевой лавре инок Амвросий сумел соединить в своих резных работах восточный стиль, западный и традиционный русский. В российских традициях немало преемственности от византийской резьбы, а также от немецкой (с готическими мотивами). Сегодня выделяют резьбу: сквозную, глухую, скульптурную, домовую, а также резьбу бензопилой. В последнее время особенно востребована скульптурная резьба, создаваемая на копировально-фрезерных станках. |