История и теория игры. История и теория игры
Скачать 24.92 Kb.
|
История и теория игры. Детская игра имеет многовековую историю. К.Д. Ушинский говорил, что детская игра могучее воспитательное средство выработанное самим человечеством и в котором выразилась истинная потребность человеческой природы. Происхождение игры в развитии человечества исследовал известный рус. филосов Георгий Валентинович Плеханов. Анализ содержания игр детей разных народов, дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра так же как искусство возникла после труда и на его основе. В игре находит отражение трудовая деятельность людей. Подражая в игре деятельности взрослых, дети практически овладевают несложными навыками трудовой деятельности и всем тем, что связанно в обычаях общества с этим трудом. В силу этого игра составляет одну из связей соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род. На ранних ступенях развит. человеч-ва, когда уровень производительных сил был ещё низким и основными способами добывания средств существования являлись: собирательство, охота – дети очень рано начинали принимать участие в общем с взрослыми труде. Практически усваивая способы употребления примитивных орудий, дети становились полноправными членами общества. Данных свидетельствующих о наличии игры на этом этапе развития общества – нет. Появление всё более сложных орудий труда вызывают необходимость в специальной подготовке детей к трудовой деятельности. В это время взрослые создают для детей облегчённые и уменьшенные в размерах разнообразные орудия труда. В это время возникают игровые упражнения с помощью которых дети овладевают необходимыми навыками и умениями использовать орудия труда. При этом их деятельность очень близка к деятельности взрослых. Последующее усложнение условий и орудий труда, возрастающее разделение труда, меняют положение детей в обществе. Дети уже не могут принимать непосредственное участие в производственном труде взрослых и в общественных отношениях. В это время появляется изобразительная игрушка, сохраняющая лишь внешнее сходство с орудиями труда. С ней нельзя упражняться в тех или иных действиях, а можно лишь изображать эти действия. В это же время возникает сюжетно-ролевая игра, в которой дети удовлетворяют свои стремления к совместной деятельности со взрослыми и воспроизводят в игре, основные черты социальных отношений и трудовой деятельности взрослых. В истории отечественной педагогики важные мысли о роли игры высказывал К.Д. Ушинский. Он указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения и утверждал, что детские игры не проходят бесследно, они могут определять характер и поведение человека в будущем, в обществе. Значительный вклад в разработку педагогики игры внёс Пётр Франсович Лесгафт. Он рассматривал игру как упражнение при посредстве которого ребёнок готовится к жизни. Е.И. Тихеева рассматривала игру, как одну из форм организации пед. процесса в дет. саду и как важное сред-во воспитательного воздействия на ребёнка. Александра Платонова Усова раскрыла значение игры, как средства формирования детского общества и как формы организации детской жизни. В педагогике предпринимались неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игр и дать классификацию. В отечественной педагогике сложилась классификация базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Лесгафт считал, что первые 6-7 лет жизни ребёнок стремится к отражению и осмыслению впечатлений от окружающего мира. Это стремление удовлетворяется в играх, которые по своему характеру имитационные (подражательные), а по организации это самостоятельные игры без излишней регламентации со стороны взрослых. А в школьные годы дети охотно играют в те игры, где деятельность регламентируется и по содержанию и по форме – игры с правилами. Таким образом, в его классификации игры делятся на: - подражательные игры - игры с правилами. Н.К. Крупская предлагала рассматривать 2 группы игр: 1) игры придуманные детьми (творческие игры) 2) игры придуманные взрослыми (игры с правилами) Е.И. Тихеева делила используемые игры в детском саду на 2 группы: 1) Свободные игры, стимулированные окруж. и педагогической средой. 2) Игры организованные педагогом или игры с правилами. Современная классификация дид. игр разработана Светланой Леонидовной Новосёловой. В основе лежит по чьей инициативе возникла игра. Выделила три класса: 1. Игры возникш. по иниц-ве реб-ка: - игры-эксперименты -игры сюжетно-отобразительные - режисёрская -сюжетно-ролевые -театрализованные 2. По инициат. взрослых: -д/игры -сюжетно-дидак. -музыкально-дидакт. -подвижные -досуговые -интеллектуальные игры -театрально-постановочные 3. Игры идущие от исторически сложившихся традиций народа: - подвижные игры -обрядовые игры. Б. 1 (28) Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребёнка дошкольного возраста На протяжении всего дошкольного детства, сюж.-рол. игра остаётся наиболее характерным видом деятельности реб-ка. Особенности с-р игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и мн. др.). Основой с-р игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключ. в том, что реб-к берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в с-р игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и прочее. Каждый реб-к свободен в выборе средств воплощения образа. Такая свобода в реализации замысла игры и полёт фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни ещё долго будут ему недоступны. Объединяясь в с-р игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. В игре реб-к воплощает свой взгляд, представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. Творческий характер с-р игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развит. у него способ-ти отображать свои впечат-ия об окруж. мире. С-р игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом с-р игры явл. сюжет, без него нет самой с-р игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета. Сюжеты деятельности: бытовые, производственные, общественные (полёт на Луну). На протяжении истории человечества сюжеты игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культуры, географических особенностях и др. Но есть вечные сюжеты (в школу, семью и т.д.) Содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Содержание детск. игр меняется в зависимости от глубины представлений ребёнка. Сначала сюжет состоит из действий с предметами – «человек-предмет», затем отражаются взаимоотношения людей «человек-человек». Сюжет наполняется за счёт использования предметов-заменителей. Содержание с-р игры воплощается реб-ком с помощью роли, которую он берёт. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент с-р игры. Для реб-ка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребёнком из окружающей жизни. Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом с-р игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнёров по игре. Таким образом для дошк-ка роль это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребёнок оценивает поведение участников игры, а затем и своё собственное. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. Развитие роли в с-р игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. Этапы развития игры: 1 этап – основным содержанием игры явл. действие с предметами. Эти действия осуществляются в определён. последов., хотя последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетн. характер. Основные сюжеты бытовые, действия однообразны, часто повторяющиеся, роль в игре не обозначена. По форме это одиночная игра, или игра рядом. Стимулом возникновения игры яв. игрушка, или предмет. 2 этап – основное содержание тоже действия с предметами, но они уже развёрнуты более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначена словом. Последовательность действий становится правилом, возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игры. Основные сюжеты – бытовые. Игра повторяется, игрушки заранее не подбираются (2-3 реб-ка). 3 этап – Основное содержание – действия с предметами, но эти действия дополняются действиями направленными на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре, роли чётко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются по ходу игры в соответствии с ролью. Логика и характер действий определяются в соответствии с ролью, это же и становится основным правилом. Продолжительность игры увеличивается, сюжеты разнообразны. 4 этап – основное содержание игры отражение отношений и взаимодействия взрослых. тематика разнообразна и определяется не только непосредственным опытом детей, но и опосредованным (сюжет книг, кино и пр.) Игра носит совместный, коллективный характер; объединения детей устойчивы, носят интерес к одним и тем же играм, или на основе симпатий. Чётко выделен подготовительный этап – распределение ролей, отбор игрового материала, изготовление атрибутов. Руководство с-р играми осуществляется в двух направлениях: 1. формирование игры как деятельности. 2. использование игры как средства воспитания реб-ка, становления детского коллектива. Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики с-р игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Большое внимание педагог уделяет организации игры. - младшим дош. – помогает сговориться на игру (согласование замыслов, определение игровой обстановки, распределение ролей). Стимулирует и направляет игровое общение детей, выступает в роли главного действующего лица. - Средний возраст – при сговоре на игру, помогает распределить роли, а так же развить сюжет. - Старший дошкольный возраст – в подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребёнок нашёл «свою нишу», в которой полнее сможет проявить свои способности. Б. 1 (29) Театрализованные игры, их роль в развитии творчества детей дошкольного возраста Театрализ. игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Особенность театрализ. игр – они имеют готовый сюжет, а значит деятельность реб-ка во многом предопределена текстом произведения. Театрализ. игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Прежде всего текст произведения – для реб-ка это только канва, в которую он вплетает новые сюжетные линии, вводит дополнительные роли, меняет концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Таким образом, творчество реб-ка проявляется в правдивом изображении персонажа. В театрализ. игре развиваются различные виды детского творч-ва: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Виды театрализованных игр: 1. Настольные театрализ. игры: настольный театр игрушек, настольный театр рисунков. 2. Стендовые театрализованные игры: стенд-книжка, фланелиграф, теневой театр. 3. Игры драматизации: пальчиковый театр, театр би-ба-бо, кукольный театр, игра драматизация с шапочками на голове, импровизация. Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, назовём след-ие: - с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. - воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. Создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Участие в оформлении спектакля, изготовление игрушек, костюмов, декораций. - заботиться об оснащении театрализованных игр. - уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр (динамичные сюжеты, понятные персонажи). Особенности руководства театрализ. играми в разных возрастных группах: В младших группах – главная цель педагога заинтересов. и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятельности: знакомить с отдельными видами театрализ. игр, учить приёмам вождения объёмных игрушек и плоскостных персонажей на столе, содействовать развитию речевых и двигательных способностей детей. Средняя группа – углублять знакомство детей с разными видами театрализованного искусства: продолжать обучение приёмам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объёмный, би-ба-бо), содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи, продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета, начинать знакомить с приёмами организации и проведения театрализованных представлений. В старших группах – осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления: дети учатся быть в роли ведущего, режисёра-постановщика, художника-декоратора; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям. Б. 1 (30) Дидактические игры как средство воспитания и обучения дошкольников. Основная особенность д/игры определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение д/игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Д/игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, т.е. основы обучения. Для д/игр характерно наличие обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную д/игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Ребёнка же в игре привлекает не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выйграть. Виды д/игр: - Предметные – разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидакт. материала использ. игрушки, предметы обихода, орудия труда, объекты природы, произведения декоративно-прикладного искусства. Эти игры дают возможность расширить и уточнить знания детей, развить мыслит. операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и т.д.), совершенствовать речь, воспитывать произвольное поведение, внимание, память. - Сюжетно-дидактич. (магазин) – помогают уточнить представления о различн. бытовых ситуациях, о нормах поведения и т.д. - Настольно-печатные – разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Помогают уточнить и расширить представления детей об окруж. мире, систематизир. знания, развивать мыслительные процессы. Преобладают игры в основе которых лежит парность картинок подбираемых по сходству (Лото, домино, разрезные картинки и т.д.) - Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. (в основном с детьми среднего и старш. дош. возр.) Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую след. компоненты: 1. Обучающая задача – основной элемент д/игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формируется как игровая. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Укрась сапожок» и т.д. 2. Игровые действия – это способ проявления активности ребёнка в игровых целях: (увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками). детей раннего и мл. дош. возр. в д/игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: сборка матрёшки, пирамидки и т.д. Для детей средн. и старш. дош. возр. предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. В зависимости от возраста и уровня развит. детей меняются и игровые действия в д/игре. Но обязат. все игровые действия реб. выполняет сам. 3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Им подчиняются все участники игры. Между всеми структурными компонентами д/игры существует тесная связь: обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществ. игров. действ. и решить задачу. В педагогическом процессе дош. учрежд. д/игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответ. дидакт. материал и игрушки. Продумывать как разместить д/материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться, обеспечить место для игр. Нужно постоянно обогащать игровой опыт детей. Для этого нужно проводить обучение игровым действиям с дидакт. игрушками, выполняя эти действия вместе с ребёнком, организовывать ситуации взаимообучения дет. Елизавета Ивановна Тихеева разработала дид. материалы, настольно печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольн. учрежд. (дидакт. кукла с комплектом сезон. одежды и предметами быта; парные картинки; геометрическая мозайка и т.д.). Обучающие задачи в предлагаемых Тихеевой играх направлены не только на упражнение внешних чувств, сенсорики ребёнка, но и предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствования речи (обогащение словаря, описание предметов), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. В Советской педагогике система д/игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В конце 20 века начала 21 в. поиски учёных идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интелекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умствен. действ. на новое содержание, чаще такие игры называют развивающими, а не дидактическими (игры Никитина, Воскобовича и т.д.). |