Дементьева К. (История) Цивилизация и цивилизационный подход
Скачать 136.37 Kb.
|
Идеология: Для идейной составляющей эпохи Возрождения характерен антропоцентризм, где человек выступает в роли главного творца, а также центром всего искусства. Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный) характер. Другие, немало важные направления: 1.Гуманизм: идея о том, что жизнь человека является высшей ценностью общества. Его права неотчуждаемы и незыблемы. Все материальные и нематериальные ресурсы должны быть направлены на создание комфортной и безопасной жизни для человека. 2.Секуляризм: концепция, утверждающая отдельное существование каких-либо общественных институтов и норм права вне зависимости от религий. 3.Рационализм – человек познает окружающий мир благодаря разуму. Идеология заключается в самоценности человеческой личности, в безграничных возможностях человека. Эти идеи лягут в основу гуманизма – учения, которое станет ценностной основой эпохи возрождения. В основе гуманизма лежали принципы буржуазной идеологии + радостное восприятие мира, требование полноты жизни. Гуманисты полагали, что в человеке важно не его происхождение, а его личные качества (умственная предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля), идеалом гуманисты считали человека универсального, человека – созидателя. Возможности человека беспредельны, ибо разум человека равен божественному разуму, а человек – смертный бог. Людей, образованных в эпоху возрождения, чтили так же, как чтили святых. Человек выступал творцом своей судьбы, гуманизм не просто стал идеологией, то есть принципом культуры – это было мировое общественное движение. Гуманисты открывают кружки, читают лекции в университетах. 1) В области литературы: появление новелл, драм и трагедий. В основном вся литература разделилась на народную поэзию и античную книжность. 2) В Изобразительном искусстве: обращение художников к природе, человеческой анато-мии, действию света и другим естественным явлениям. 3) Архитектура: возвращение к Римскому античному искусству (например, всем известная статуя Св. Давида). КОНКРЕТИКА Северное Возрождение: Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии, Англии и Франции принято вы-делять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение». Основные отличия от Итальянского Возрождения: В живописи Северного Возрождения большое внимание уделялось готическому искусству, но меньшее на познание античного наследия и человеческой анатомии. Тщательная и детализированная техника письма Реформация – явилась важной идеологической составляющей Северного Возрождения Английский Ренессанс: Английский Ренессанс был культурным и художественное движение в Англии, начиная с конца 15 века до начала 17 в. Отличия от Итальянского искусства: Доминирующими видами искусства английского ренессанса были литература и музыка. Изобразительное искусство в английском ренессансе было гораздо менее значительным, чем в итальянском ренессансе. В английском искусстве доминировали портретная живопись, а затем и пейзажное искусство. Немецкий Ренессанс: В Германию идеи Возрождения проникали из Италии, и их влияние проявилось очень рано, уже в XIV веке. С конца XV века начинается расцвет немецкого Ренессанса. В городах Германии появляются меценаты, собирающие при своих дворах новых учёных, художников и литераторов. Особенности: Немецкий гуманизм, сохраняя основные черты движения, отличается от итальянского прежде всего более интенсивным патриотизмом. Немецкие гуманисты считают одной из главных своих задач - «выгнать варварство из Германии» и «вырвать науку у римлян». Другая особенность немецкого гуманизма — религиозность его представителей, которая внушила им интерес к Священному Писанию, помогла различить католицизм и христианство. Искусство формировалось в жестокой религиозной борьбе, которая наполнила его драматизмом, личными трагедиями и эмоциональными стрессами. Яркое воплощение в немецком искусстве приобрели темы смерти, Страшного суда, конца мира. Ренессанс в Нидерландах: Рост городов и уклад городской жизни способствовали формированию нового отношения к конкретной повседневной деятельности. Во всех слоях общества чрезвычайно повысилось стремление к украшению и опоэтизированию повседневности. Широкое распространение получила сатира, в которой высмеивались нравы и пороки общества. Ренессанс в Польше: Возрождение в Польше началось в конце XV века и продолжалось до начала XVI века. Период Ренессанса считается золотым веком польской культуры. Столетний период без крупных войн позволил этому государству продолжительный период культурного расцвета. Период Польского Возрождения сопровождался развитием интеллектуальной деятельности человека. Испанский Ренессанс: В Испании расцвет искусства наступил позднее, чем в передовых странах Европы того времени — Италии и Нидерландах. «Золотым веком» испанской литературы, театра, живописи обычно называют время с конца XVI до второй половины XVII столетия. Особенности: Неизгладимый отпечаток на испанское Возрождение накладывает грандиозный исторический фон эпохи — Великие географические открытия, в которых Португалия и Испания сыграли первостепенную роль и плодами которых пользовались в XVI столетии в большей мере, нежели какие-либо другие страны. Архитектура Испании заговорила языком самостоятельных, оригинальных форм раньше, чем другие виды искусства. Многие здания строились как памятники военным победам испанского оружия. Античность всегда играла в Испании значительно большую роль, чем в других странах. Спокойствие, уравновешенность, гармоничность античной пластики импонировали испанским деятелям искусства «золотого века». Возрождение в России: Родоначальник Ренессанса в России-Великий князь Иван III. С начала XVI и до конца XVII века в России были разработаны оригинальные традиции строительства каменных шатровых храмов. В Россию приглашались итальянские, испанские и французские зодчие. К XVII веку в результате влияния живописи эпохи Возрождения, русские иконы становятся немного реалистичнее. Постепенно появляется новый тип светского портрета — парсуна. В середине XVI века на Руси начали печатать книги, и Иван Фёдоров был первым известным русским печатником. Ряд технологий (в основном военных) эпохи Возрождения был принят русскими из Европы довольно рано, и, усовершенствованные, впоследствии они стали частью сильной внутренней традиции. |