Главная страница

полит. Демократия теория и реальность


Скачать 33.16 Kb.
НазваниеДемократия теория и реальность
Дата22.01.2019
Размер33.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаполит.docx
ТипДокументы
#64818

  1. Демократия: теория и реальность.

(Понятие, сущность, история демократии. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ДЕМОКРАТИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ)

  1. Конституция РБ — правовая основа идеологии белорусского государства.


1.За всю историю развития Беларуси как самостоятельного независимого государства было принято пять Конституций: в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг. Причем прежние из них носили порой явно классовый характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности, все было подчинено интересам коммунистического строительства. Недостатком текстов Конституций было то, что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина, не закреплялся принцип разделения властей, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике, порой подконституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией.
По предыдущей Конституции Беларуси государство имело явно выраженный тоталитарный аспект. Начиная с 1989 г. прежнюю Конституцию приходилось беспрерывно обновлять, причем не только отдельные статьи, но и разделы, и главы. Особенно это коснулось основ общественного строя Беларуси, положений об организации и деятельности органов государственной власти, статуса политических организаций. Раздел же о правах и свободах граждан оставался до принятия новой Конституции практически неизменным. В этом разделе явно прослеживался патерналистский характер государства [6, c.25].
В 90-е годы XX в. остро встала проблема принятия новой Конституции, базирующейся на демократических ценностях, опыте конституционного строительства стран с устойчивым развитием. 2 июня 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял решение об образовании Конституционной комиссии. Ее полный состав был определен 20 июля 1990 г. В нее вошли 61 депутат и 13 специалистов в области права (ученые и практики). Впервые проект Конституции был рассмотрен на седьмой сессии Верховного Совета в ноябре 1991 г. 29 октября 1992 г., Верховный Совет принял постановление, в котором заявил о необходимости ускорения конституционных преобразований в Республике Беларусь. Была отмечена необходимость принятия новой Конституции не позднее 1993 года и проведения в марте 1994 г. выборов в новый высший орган государственной власти.
Завершила работу над текстом Конституции 13-я сессия, начавшаяся в ноябре 1993 г. В целом Конституция была принята 15 марта 1994 г., опубликована 30 марта. С этого дня она вступила в силу.
Отличительными признаками нового Основного Закона Беларуси являются: 1) деидеологизированный характер; 2) закрепление в качестве экономической основы многообразие форм собственности; 3) установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств; 4) закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права; 5) разделение и взаимодействие властей; 6) прямой характер действия норм Конституции.
"Демократия в Республике Беларусь, - гласит ст. 4 в Конституции, - осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан" [1]. В новой Конституции нашли отражение политические и социально-экономические перемены, предусмотрена программа совершенствования демократии, гарантии прав и свобод.
В ст. 1 Конституции Республика Беларусь провозглашается демократическим государством. Это означает, что белорусское государство берется обеспечить на своей территории народовластие, политический, социальный, экономический и культурный плюрализм (включая многообразие взглядов, мнений, соревновательную многопартийность, многообразие форм собственности, равенство религий, национальностей), разделение властей.
Частью механизма реализации прав граждан на выражение своих взглядов и законных интересов, а также важнейшим элементом демократической политической системы являются общественные организации и политические партии. Согласно Закону «Об общественных объединениях» (от 4.10.1994), под общественным объединением понимается добровольное формирование граждан на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав. Разновидностью общественных объединений являются общественные организации. К ним относятся союзы (профессиональные, молодежные, женские, творческие и др.), а также разнообразные добровольные общества (научные, культурные, по интересам и др.). Общественные организации могут создаваться по инициативе не менее 10 человек, достигших 18 летнего возраста, молодежные и детские – с 16 лет.
Членами общественной организации могут быть лица с 16 лет при наличии письменного согласия родителей (но не входить в состав руководящих и контрольно-ревизионных органов), а также иностранные граждане и лица без гражданства. Отличительной чертой общественных организаций является то, что они не ставят в качестве основной цели участие в политической деятельности. По состоянию на 1 января 2009 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 15 политических партий, 36 профсоюзных организаций, 2221 общественное объединение, в том числе молодежных – 156, детских – 23, женских – 33, общественных объединений защитников природы, памятников истории, культуры – 71, ветеранских – 138, объединений национальных меньшинств – 103, физкультурно-спортивных – 521, творческих – 42, научно-технических – 98, просветительских, культурно-досуговых, воспитательных общественных организаций – 289, благотворительных – 350, прочих общественных объединений – 408.
Согласно ст. 1 Закона «О политических партиях» (5.10.1994), политическая партия – это независимое, созданное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, содействующее политической воле граждан и участвующее в выборах. Учредителями партии могут быть только граждане Беларуси с 18 лет, обладающие избирательным правом. Для создания партии необходимо не менее 1000 учредителей. Не допускается создание в Республике Беларусь партий других государств. Членами политических партий не могут быть: судьи; прокурорские работники; сотрудники органов внутренних дел; сотрудники Комитета государственного контроля; сотрудники органов безопасности; военнослужащие и лица, на которых распространяется статус военнослужащих; Президент и члены Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. Конституцией Республики Беларусь и законодательством запрещается деятельность экстремистских партий, ведущих пропаганду войны, различных форм вражды и угрожающих основам конституционного строя.
Принципы демократии предполагают многообразие форм собственности. Право собственности включает владение, пользование и распоряжение имуществом. Правомочие владения представляет собой возможность хозяйственного господства над имуществом; правомочие пользования — возможность извлечения из имущества полезных свойств; а правомочие распоряжения означает возможность определения судьбы имущества (продать, подарить и т.д.). Конституция Республики Беларусь закрепляет существование государственной и частной собственности (ст. 13), а также гарантирует каждому право собственности и содействует его приобретению (ст. 44). К государственной собственности относится собственность Республики Беларусь и собственность административно-территориальных образований (коммунальная собственность). К исключительной собственности государства относятся природные ресурсы (недра, воды, леса), земли сельскохозяйственного назначения. Конституция предусматривает равное развитие всех форм собственности в Республике Беларусь, охрану и защиту прав собственников, регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества.


Демократия в Республике Беларусь строится на следующих основных принципах:
– Равноправия всех перед законом независимо от расовой, национальной принадлежности, вероисповедания, имущественного положения, пола, возраста;
– Реализации международно-признанных прав человека;
– Единства прав и обязанностей;
– Выборности государственных органов и их подконтрольности народу;
– Политического плюрализма (многопартийности);
– Свободы мировоззрений в рамках закона;
– Веротерпимости, свободы вероисповеданий;
– Обязательности (принятых большинством) решений для всех;
– Самоуправления;
– Уважительности к мнению меньшинства, возможности отстаивания его позиций и взглядов;
– Предусмотренной законом свободы средств массовой информации;
– Активного участия народа в осуществлении государственной власти;
– Гласности в работе государственных органов и общественных объединений.

1.Демократия – одна из самых ранних форм политической организации. По крайней мере, в литературных источниках она отмечается и обсуждается как более ранняя по сравнению с монократическими формами. Широко известны демократические формы правления в древней Греции, Риме, на Руси (вече, соборы, земские формы организации самоуправления). Историки отмечают несколько этапов развития демократии, выделяя наиболее характерные черты демократии, присущие каждому этапу.

Первый этап связан в основном с именами Платона и Аристотеля. В творчестве каждого представление о демократии пережило свои внутренние эволюции. Платон сначала (в «Государстве») выделял пять форм правления, называя демократию хуже хороших, но лучше плохих. В «Законах» он остановился на двух формах правления: монархии и демократии. Это деление сохраняется на протяжении двух с половиной тысяч лет, признается современным и сегодня.

Аристотель выделил три правильных и три отклоняющихся формы правления. Правильные те, которые заботятся о благе всего общества, отклоняющиеся – только о благополучии господствующего класса. При таком подходе правильной может оказаться и тирания, хотя в принципе он относит ее к числу отклоняющихся. Аристотель разработал своеобразную модель идеального политического устройства общества: 1) богатые и бедные участвуют в правлении на равных условиях; 2) публичные (общественные) должности занимаются на основе очень низкого общественного ценза; 3) к занятию должностей допускаются все граждане, исключая тех, кто подвергается судебному преследованию; 4) к должностям допускаются все полноправные (т.е. свободные, не рабы) граждане; 5) какими бы ни были политические права, суверенна масса, народ, а не закон (это сфера действия «демагогов, «испорченной формой народного правления)[288]. Соглашаясь в целом с трактовкой первого периода в истории демократии, хотелось бы отметить одну неточность: суверенен действительно народ, он – верховная власть, именно он утверждает законы, которые становятся обязательными для всех, в том числе и для любого представителя народа.

Второй период характеризуется острой борьбой между абсолютистскими формами правления и демократическими. Римская церковь сумела подмять светскую власть так, что короли, герцоги и другие правители чувствовали себя вассалами папы Римского. Но и в эти годы отдельные мыслители (Марсилий Падуанский) поднимали вопрос о верховенстве власти: король или народ? Падуанский провозглашал сувереном – народ, а королю отводил лишь роль доверенного лица, который может быть и лишен своей власти, если превысит доверенные полномочия. Правда, эти полномочия носили весьма условный характер, да и народом признавалась лишь знать, но сама постановка вопроса о соотношении верховной (законодательной) и исполнительной властями свидетельствовала о том, что античная традиция поиска оптимальных отношений между этими двумя ветвями власти не прерывалась. А это значит, что не прерывалась и традиция решения таких фундаментальных вопросов, как демократического единства общества, равенства, справедливости, свободы и права.

Со времени английской (ХУП в) и французской (ХУШ в.) революций демократия означает форму правления, в которой, по теоретическим замыслам, в управлении делами государства и общества в равной мере участвуют все граждане. Но на деле, как в свое время метко заметил К. Маркс, рабочие получили право один раз в несколько лет «решать, какой член господствующего класса должен представлять и подавлять народ в парламенте»[289]. Поиск наилучшего демократического устройства сопровождался кровавыми войнами между феодалами и разоряемыми крестьянами, с одной стороны, между поднимающимся пролетариатом и буржуазией, захватившей господствующие высоты власти, с другой. По-прежнему в центре внимания вопросы справедливости, равенства, свободы. Правда, представление о свободе в демократии получило принципиально новое решение. Если раньше выборы властей, утверждение законов происходило в коллективной форме, то теперь приоритет отдавался индивидуальной свободе и воле человека: каждый сам решал, за кого ему голосовать. Весь последующий период стал эпохой борьбы утверждения свободы индивидуального выбора и превращения его во всеобщее избирательное право, в коллективный выбор всего народа. Принцип демократизма, выдвинутый еще Ж. Боденом в ХУ1 в., распространился не только на политическую сферу жизни общества, но и на многие другие: экономику, культуру, местное самоуправление, формы гражданского общества.

Однако правящие органы власти (как правило, наиболее богатая часть общества, составляющая меньшинство) предпринимали и предпринимают все усилия, чтобы ограничить верховную власть народа только декларацией, отняв у него права контроля за деятельностью властей, смещения неугодных депутатов и президентов, отмены законов, ущемляющих права больших социальных групп, не стыдясь нападать на безоружный народ с пушками, танками, огнестрельным оружием. Провозглашенная демократия в таких случаях в мгновение ока превращается в вооруженную диктатуру правящего класса. Для прикрытия своих диктаторских, тиранических действий в ход пускаются самые лживые и циничные формы манипуляции сознанием народа.

В связи с этим политические социологи подразделили виды демократии еще по одному основанию - ее реалистичности: на формальную и реальную. Формальная – это провозглашение прав и свобод граждан в конституциях и фальшивых заверениях, что любой акт парламента, правительства, президента предпринимается во имя блага народа. А реальная демократия – это дубинки омоновцев, вооруженные цепи спецназа, стрельба из пушек БТР и танков.

С наступлением эры информационного общества, когда главным товаром и инструментом управления станет информация, существенно изменится и демократия. В России, многих других странах уже применяется электронная система выборов, содержащая большие возможности фальсификации результатов голосования, хотя власти уверяют, что система ГАС «Выборы» – самая «чистая» система. Но некоторые факты (вроде массовой явки избирателей за полчаса до окончания срока голосования: на 19.00 передавали, что к урнам явилось примерно 17 процентов, а уже в 19.15 процент поднялся до 22-23, а в итоге в голосовании приняли участие 27 процентов избирателей. Выборы состоялись!). Мэр города избран законно.

В России намечается кардинальная реформа всей избирательной системы. Предполагается, что избиратель будет голосовать не за конкретного кандидата в депутаты, как было до этого в половине избирательных участков, а по партийным спискам. Голосование превратится в известную жульническую игру в колпачок: угадал под каким колпачком фишка – выигрыш твой, не угадал – пропали твои денежки. Ловкость рук – и никакого мошенничества!

Философы разных времен отмечали как сильные, так и слабые стороны демократии. Платон подчеркивал, что главным субъектом демократии является народ, т.е. те, кто зарабатывает своими руками, особенно они сильны, когда соберутся вместе. Аристотель тоже видел силу народа и говорил: когда народ допущен к власти, он спокоен. Поэтому в Афинах существовала специальная народная палата – эфория, где заседали в основном представители трудящихся. Народ также выдвигал своих представителей в судьи. Ему принадлежало право окончательного утверждения законов.

Римляне вели настойчивую борьбу за то, чтобы мнение народа отражалось в законах. Они добились, чтобы наиболее важные вопросы выносились на всенародное обсуждение – плебисциты. Одно время один из консулов обязательно избирался от народа.

Но слабость демократической власти в разобщенности народа. Главная повседневная его забота – кусок хлеба. Зарабатывание средств на содержание семьи забирало все время ремесленников, торговцев, моряков и других, кто трудом кормил себя. На выработку законов, на их обсуждение времени практически не оставалось, поэтому Н. Макиавелли не без насмешки писал, что всегда найдется тот, кто сумеет обвести народ вокруг пальца.

Другая слабость демократии – малограмотность народа. Патриции в Греции, оптиматы в Риме этим ловко пользовались, вкладывая в формулировки законов такой неясный смысл, что их можно было истолковать и так и эдак. Да и в последующие годы законодатели (состоящие, как правило, из состоятельных слоев населения) постоянно прибегали к этому приему, так что народ, даже участвуя в выработке закона, утверждая его, не всегда ясно понимал смысл нормативного акта.

Эфоры в Греции были выходцами из бедноты, поэтому они легко шли на подкуп. Аристотель, пожалуй, один из ранних философов, - кто указал на распространение взяточничества среди законодателей. Эфоры, избираемые в Лакедемоне из всех слоев населения, в том числе из беднейших, представителей которых «вследствие их необеспеченности легко можно подкупить, и в прежнее время такие подкупы нередко случались». Но взяточничеством были поражены и другие должностные лица, в частности, - геронты (старейшие). «Люди, занимающие эту должность, - пишет Аристотель, - оказывается, бывают доступны подкупу и часто приносят в жертву государственные дела ради угождения»[290].

Худшим видом демократии Аристотель называет охлократию, т.е. власть неорганизованной толпы. К сожалению, в истории многих государств толпа нередко брала власть в свои руки. Достаточно вспомнить древнеегипетское «Речение Ипусера» – одно из наиболее ярких и эмоциональных описаний охлократии.

И тем не менее большинство мыслителей разных времен высказывается за демократические формы правления, признает народ верховным властителем, а все остальные власти его доверенными. Особенно убедительно эта мысль выражена Д. Локком – теоретиком английской буржуазной революции ХУП в. Среди трех ветвей власти высшей является законодательная, но она сама «представляет собой лишь доверенную власть… у народа остается верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию»[291].

Свое положительное мнение о демократии большинство философов основывает на том, что народ составляет основу всякого государства, он создает его материальную и духовную базу, он строит, собирает урожай, защищает страну от внешнего врага, славит своих богов, рождает и растит детей. Государство без народа – это король без королевства.

Воздавая должное фундаментальным качествам народа, мыслители видят малограмотность (а то и полную безграмотность), инертность мышления, консервативность образа жизни, подозрительность (а в ряде случаев – враждебность) ко всему новому, непривычному. Поэтому так настойчиво ставили вопрос о просвещении народа просветители ХУП в.

Необразованность народа послужила для некоторых философов основанием для выдвижения и разработки теории элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс и др.). Да, испокон веков властвовали сильнейшие и умнейшие. Казалось, что это вечный закон природы, который переступить человечеству не дано. Но вот человечество изобрело информационно-электронную технику, в которой главным компонентом является информация, знание. И американский философ Э. Тоффлер уже убедительно доказывает, что первенствовать в мире будет тот, кто больше знает. Незнание, невежество лишает народ будущего, он исчезает с лица планеты. Это жестокий итог, но такова неумолимая логика знания. А отсюда один-единственный верный вывод – учить народ, вкладывать в его образование как можно больше средств. Неслучайно японцы поставили задачу - в ближайшие десятилетия сделать высшее образование обязательным. Иное образование выталкивает страну из числа лидеров, на обочину истории и в безвестность.

Высокое образование – это не пустая сумма знаний. Это навыки, умения, привычки использовать всю сумму знаний в практической деятельности, превращать их в сверхкороткое время в нужные изделия, архитектурные сооружения, художественные произведения, создавать новые материалы, которые сами способны ускорять процесс производства и повышать качество продукции. И иметь полный объем знаний не только в узкой сфере избранной специальности, практически во всех областях общественной жизни – и в технических, и естественных, и гуманитарных, и общественных.

Если говорить о политической области, то знать надо все аспекты политики, потому что она касается практически всех сторон жизни человека. И не просто заучить основы политических знаний, нужно активно участвовать в политике. Знание тогда прочно закрепляется в сознании и становится надежным инструментом жизни, когда оно применяется на практике. Это всемирный педагогический закон. Знание, не находящее употребления, оседает где-то в законсервированных нишах мозга и чтобы извлечь его оттуда, требуются большие усилия и затраты большого количества времени. А «ускорение времени», учит Тоффлер, - это выигрыш в благосостоянии, культуре, здоровье, комфорте, в образе жизни. Активное, деятельное участие в политике – это один из самых эффективных способов повышения уровня своего образования, расширения, углубление своего знания, улучшения своей жизни. Причем это участие должно быть не бессмысленным (прогулялся в рядах демонстрантов под непонятными знаменами и двусмысленными лозунгами). Участие должно быть осмысленным, целенаправленным, ориентированным на четкие и ясные политические позиции. Разумеется, они будут разными, но надо помнить истину о короле без королевства или сказку Андерсена о голом короле. Если в Конституции записано, что сувереном и единственным источником власти является народ, то и политическая позиция, политическая активность должна оцениваться, исходя из этой истины.


написать администратору сайта