Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность исследования

  • Объектом

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И БИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ВОЛГИ В РОМАНЕ «ДЕНИС БУШУЕВ»

  • Роль мифопоэтического образа реки в художественной литературе

  • Биографические истоки повествования о жизни волжан в романе С.С. Максимова «Денис Бушуев»

  • ГЛАВА 2. ОБРАЗ ВОЛГИ И ЕГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ В РОМАНЕ «ДЕНИС БУШУЕВ»

  • курсовая работа по роману. Денис Бушуев


    Скачать 73.87 Kb.
    НазваниеДенис Бушуев
    Дата24.01.2023
    Размер73.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая работа по роману.docx
    ТипКурсовая
    #901901
    страница1 из 2
      1   2

    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Костромской государственный университет»

    (КГУ)
    Институт гуманитарных наук и социальных технологий

    Отечественная филология

    Направление подготовки/Специальность* 45.03.01

    Бакалавриат

    Дисциплина История русской литературы
    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Образ Волги в романе С. Максимова «Денис Бушуев»


    Выполнил студент

    Маркова Татьяна Викторовна

    Группа 19-Флбо-5

    Проверил

    Кандидат филологических

    доцент кафедры отечественной

    филологии КГУ

    Романова Алена Николаевна

    Оценка

    Подпись преподавателя

    Кострома 2023

    Содержание
    Введение…………………………………………………………………………3

    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И БИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ВОЛГИ В РОМАНЕ «ДЕНИС БУШУЕВ»………………………………………………………………………7

      1. Понятие художественного образа, средства его создания и функции в произведении…………………………………………7

      2. Роль мифопоэтического образа реки в художественной литературе…………………………………………………………9

      3. Биографические истоки повествования о жизни волжан в романе С.С. Максимова «Денис Бушуев»……………………………….10

    ГЛАВА 2. ОБРАЗ ВОЛГИ И ЕГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ В РОМАНЕ «ДЕНИС БУШУЕВ»……………………………………………….14

      1. Волга как художественный образ в романе С.С. Максимова «Денис Бушуев», его функции и средства создания………………………...14

      2. Композиционное значение образа Волги в структуре романа С.С. Максимова «Денис Бушуев»…………………………………………….31

    1.3. Роль мифопоэтического образа Волги в романе С.С. Максимова «Денис Бушуев»……………………………………………………………….34

    Заключение…………………………………………………………………….35
    Список литературы……………………………………………………………37


    ВВЕДЕНИЕ
    Данная курсовая работа посвящена описанию и изучению образа Волги в романе Сергея Максимова «Денис Бушуев», ее значению в жизни простого народа, ее влиянию, как мощной стихии, на судьбу героев произведения, ее изменчивости и противоречивости, как живого начала, ее роли в построении сюжета, композиции романа.

    Актуальность исследования обусловлена тем, что многие писатели и поэты обращались в своих произведениях к образу реки. Некоторые авторы, такие как М.Шолохов и В.Шишков, видели ее значение в качестве основного географического образа и давали своим книгам названия в честь водной стихии. («Тихий Дон», «Угрюм-река»). Река в их произведениях являлась вечным символом места, где проходит жизнь главных героев. Шолохов даже приписывал Дону человеческие чувства и поступки, поэтому для него образ реки выступает и как отдельный персонаж со своим «темпераментом», помогающим раскрыть трагедию взаимоотношений казачества в революционные годы. Не менее прекрасна река Волга, со своей русской глубиной, загадочностью, величественностью. Она до сих пор остается главным источником вдохновения у литераторов, поэтов, непостижимым хранилищем выразительности, поэтому во многих произведениях, в том числе и современных, данный образ играет важную роль, помогает раскрыть сюжетные линии, описать красоту России, ее деревень и сел. Ни об одной реке не сложено столько прозаических произведений и стихотворений, как о великой Волге. В ней скрыта широта души нашего народа, постичь которую невозможно до конца. Она была и будет кормилицей для многих людей: начиная от рыболовов и плотников, заканчивая художниками и поэтами. Поэтому литераторы не могут не обращаться к образу самой длинной реки в Европе. Для этого авторы используют в своих произведениях Волгу с разными целями: одни хотят показать ее земное значение для человека, другие стремятся найти в ней источник вдохновения для придания произведению эстетической формы. Некоторые писатели заключают в образе Волги множество функций: как географический образ, философско-символический, так и романтический образ, помогающий раскрыть настроение персонажей, точнее передать их чувства и поступки. Поэтому для исследования мы взяли роман Сергея Максимова «Денис Бушуев», который не уступает своей глубиной и мастерством повествования классическим произведениям. Образ великой реки в книге значим для автора, это его часть жизни.

    Научная новизна работы заключается в недостаточной изученности художественного образа Волги в творчестве писателя С.С. Максимова, поскольку, в основном, исследования посвящены путешествиям автора, географическому значению водной стихии, миру его детства. В нашем исследовании будут анализироваться разные литературные составляющие произведения.

    Объектом исследования выступает текст произведения русского прозаика, поэта и драматурга С.С. Максимова (Пасхина) «Денис Бушуев».

    Предметом исследования является художественный образ Волги, который играет ключевую роль в произведении.

    Цель данной курсовой работы заключается в выявлении особенностей изображения Волги как главного художественного образа в романе С.С. Максимова «Денис Бушуев».

    Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

    1. Раскрыть понятие художественного образа, его функции в художественном произведении

    2. Рассмотреть средства создания художественного образа Волги

    3. Проанализировать главы романа С.С. Максимова (Пасхина) «Денис Бушуев» и выявить особенности использования образа Волги в художественном мире романа.

    4. Выявить в романе мифопоэтическое начало в образе реки

    5. Показать, как картины природы обогащают произведение в идейном и художественном отношениях

    Практическая значимость курсовой работы отражается в возможности углубить понимание мира художественных образов современного писателя. Увидеть, что роман автора наполнен важным идейным содержанием, средствами выразительности, обладает особенной композицией, мифологическим подтекстом. Работа будет полезна для дальнейшего исследования произведений Сергея Максимова, которого можно причислить к талантливым писателям второй волны эмиграции. Практическая значимость курсового сочинения определяется также возможностью использовать результаты проведённого исследования в вузовском преподавании на занятиях по истории русской литературы, современной литературе, филологическому анализу текста, а также на уроках литературы в средней школе, занятиях по краеведению.

    Данная работа включает в себя филологический анализ прозаического произведения, поэтому в процессе исследования применялись следующие методы:

    -Теоретический метод (анализ, синтез, обобщение, систематизация); эмпирический метод (наблюдение);

    семантико-стилистический метод;

    метод контекстуального анализа

    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И БИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ВОЛГИ В РОМАНЕ «ДЕНИС БУШУЕВ»


      1. Понятие художественного образа, средства его создания и функции в произведении

    Художественный образ – форма истолкования мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также можно сказать, что образ – любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Образ передает реальность и в то же время создаёт новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле.

    Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью авторский замысел воплощается в нетривиальную форму. Также он имеет большое значение в эстетическом плане.

    Особенностью художественных образов является обилие индивидуальных черт, которые определяют силу эмоционального воздействия на читателя, слушателя, зрителя, а также их идейную познавательную значимость. Несомненно, можно выделить ещё одну особенность – это способность вызывать у читателей массу различных ассоциаций. Это делает художественный образ приближённым к читателю, к его внутреннему миру, к рамкам его жизненного опыта. Лучанова говорит, что «создать произведение, художественный образ - это для художника значит «вывести» вовне свою субъективность в самом сущностном смысле: субъективно объять весь мир и высказать слово о мире, которое выражает боль и восторг от постижения жизни, овладение жизнью по высшему закону – Красоты». [1]


    Средства создания образов помогают писателю раскрыть свой замысел, сделать персонажей зримыми, донести центральную идею до читателя, передать настроение — то есть создать целостный художественный образ в произведении. В теории литературы средствами создания образа выступает речевая характеристика героя (диалог, монолог, внутренний монолог), взаимохарактеристика персонажей, авторская характеристика (портрет, пейзаж).

    Средствами создания художественного образа являются тропы, художественная деталь, композиция предложения, абзаца, главы, ритмика и мелодика произведения, синтаксис, недосказанность; кроме того, индивидуальная образность может проявиться через усиление чувства звука, цвета, предметно-чувственного восприятия и так далее. Например, Пейзаж – изображение картин природы в литературном произведении. Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определённый момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало ясно, что пугачевцы Гринева не казнят).

    Мы видим, что понятие «художественный образ» очень многолико, включает в себя много разных аспектов. Ведь это и изображение героев, и изображение природы, и изображение самой жизни, которую показывает нам писатель с целью доставить радость, наслаждение от прочитанного.


      1. Роль мифопоэтического образа реки в художественной литературе

    Образ реки является древним в мировосприятии человека. О воде изначально говорили, как об источнике жизни: она обладает способностью питать землю, человека, животных и растения, способность принимать разнообразную форму, отражать любой образ на своей поверхности. Существуют разнообразные верования и мифы, в которых вода становится гарантом жизнетворческой силы.

    Например, с помощью реки герой может пройти обряд инициации, сделать шаг за границу возможного. Преодолев трудность, человек становится совершенно другим. Так и герой в художественном произведении способен переродиться. Неслучайно обряд посвящения у многих первобытных племен, так или иначе, был связан с необходимостью пересечения неофитом реки. «Так осуществлялся символический переход от жизни к смерти, эстетически переживаемый в результате сопоставления бинарных оппозиций – «нашего» и «чужого», «хорошего» и «плохого», «правого» и «левого», «жизни» и «смерти»». [2]

    Вода способна восстановить душевные силы, обрести гармонию с окружающим миром, вдохновить человека. Несмотря на это, данная стихия обладает и разрушительной силой. Например, мы можем рассмотреть это в поэзии Ахматовой и Цветаевой: У М.И.Цветаевой (единственного, носящего морское имя, большого поэта) – это слезы неразделенной любви брошенной женщины: "И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася!", а у А.Ахматовой – вселенский плач по невинно убиенным, репрессированным: "И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли" ("Реквием"). [3] Или в поэме А.С Пушкина «Медный всадник» Нева выходит из берегов и топит город. Предстает взбунтовавшейся бездной, хаосом, готовым поглотить все сущее.

    Также важной особенностью образа реки, как водной стихии, является ее появление во снах. В старину сновидения считали посланиями из потустороннего мира, по ночным образам предсказывали будущее. Например, считалось, что спокойная и чистая река – признак того, что вскоре в жизнь придет радость. Мутная и бушующая предвещала споры и перебранки, жизненные испытания. «Сон героя в художественном произведении считается важным приемом создания сюжета, имеющим символичный смысл, с помощью сна передаются внутренние переживания персонажа». [2]

    Как мы видим, мифопоэтический образ реки послужил для авторов вдохновением для придания произведениям глубокого смысла, для раскрытия героев с новой стороны, для стирания границ между мирами, для возрождения души, и, разумеется, для того, чтобы раскрыть влияние водной стихии на жизнь людей.

      1. Биографические истоки повествования о жизни волжан в романе С.С. Максимова «Денис Бушуев»

    Сергей Сергеевич Максимов родился 1/14 июня 1916 г. в сельце Чернопенье Костромской губернии в крестьянской семье. Отец будущего писателя Сергей Николаевич Пасхин был уроженцем села Ульянова Зубцовского уезда Тверской губернии, а мать Александра Ивановна, урож. Широкова, – родом из Чернопенья. Учился будущий прозаик в школе с сыном Сергея Есенина – Юрой Есениным: «В классе сидел я, конечно, на ‘камчатке’, т. е. на последней парте. Парты у нас были трехместные. Я сидел посреди. Слева от меня сидел тихий кареглазый Сережа Пакшвер, а справа – такой же, как и я, шалун – Юра Есенин, сын поэта Сергея Есенина». Именно дружба с Юрой Есениным спровоцировала интерес Сергея к литературному творчеству. Первым произведением мальчика стало ‘Пираты Тихого океана’». [7] Отец Сергея, ознакомившись вместе с членами семьи с содержанием рассказа, с улыбкой заметил: «Отлично написано… Это вам не Чехов и даже не Толстой… Сережа пишет куда лучше их». [7] Сергей продолжал писать. Однажды отец посоветовал сыну издать что-нибудь из написанного. И вот весной 1931 г. в детском журнале «Мурзилка» был впервые напечатан рассказ «Бакен» – летние впечатления Сергея от семейных поездок в родное Чернопенье. В последующие несколько лет юный автор печатается в журналах «Огонек» и «Еж». 

    Вскоре Сергей стал посещать литературный кружок при библиотеке им. Белинского. К этому кружку на протяжении двух-трех лет был прикреплен писатель Валентин Катаев, живший в том же доме, что и Пасхины. К моменту, когда Сергей первый раз пришел на заседание, ему сообщили, что их новым руководителем будет поэт Сергей Митрофанович Городецкий.

    После окончания школы Сергей Пасхин в 1934 г. устроился фоторепортером и литсотрудником в крупную профсоюзную газету «Водный транспорт». Порой ему по заданию редактора удавалось съездить в Кострому. После одной из таких поездок он написал очерк о своем земляке из Чернопенья лоцмане Красильникове. Сергей имел способность к рисованию, и в 1934 г. поступил в Текстильный институт на художественное отделение. Учеба продолжалась всего два года. В апреле 1936 г. в жизни молодого студента произошло событие, последствия которого скажутся на всей дальнейшей его судьбе не только в СССР, но и в эмиграции. «Весной 1936 года, вместе с группой студентов, я был арестован в Москве органами НКВД и обвинен в антисоветской деятельности.» [7]

    После освобождения С. Максимов приехал в Калугу перед самым началом войны. Свою жизнь в этом городе он подробно описал в рассказе «Прокаженный», вошедшем в нью-йоркский сборник «Тайга». Но некоторые события его мытарств остались за рамками повествования.

    Сергей устраивается корректором в газету «Новый путь» (первоначально «Смоленский вестник»), основанное немцами русское издание. Первый номер «Нового пути» вышел 15 октября 1941 года. Бессменным редактором газеты был К. А. Долгоненков. На страницах газеты публиковались сообщения из Ставки фюрера, о событиях на фронте и статьи о преимуществах «нового порядка», репортажи о жизни русских рабочих в Германии. В прессе Сергей Пасхин, под псевдонимом Сергей Широков, печатал свои стихи и рассказы.
    Кроме книги стихов, в 1943 г. выходит отдельным изданием повесть «В сумерках». Судьба некоторых произведений, написанных в Смоленске, остается пока не известной. Это относится и к пьесе с предположительным названием «Волк», которая была поставлена театральной труппой Народного театра.

    Находясь в Германии, В первом номере «Граней» Сергей печатает поэму «Танюша», о работе над которой рассказывает в письме к брату, с радостью сообщая ему о долгожданном творческом подъеме: «Главное – пишу. И с удовольствием, с наслаждением, и с настоящим творческим волнением, прелесть которого давно не испытывал (со Смоленска). Пишу – поэму, которую год вынашивал». [7] После окончания войны С. Максимов начинает писать свое первое большое произведение – роман «Денис Бушуев». Мысль о написании романа возникла у С. Максимова давно, еще в пору его летних поездок в родное Чернопенье. «Непрерывный трехмесячный контакт с исконными волгарями, знакомство с их своеобразным бытом и языком, дали мне позднее тот материал, который лег в основу ‘Дениса Бушуева’». [7]

    В 1956 вышел 2-й том романа «Денис Бушуев» под названием «Бунт Дениса Бушуева», в котором как бы предвосхищается трагическая судьба талантливых советских писателей-диссидентов. По отзывам критики, «2-я книга романа уступает по художественным достоинствам 1-й (рыхлая композиция и др.), однако демонстрирует мастерство Максимов в изображении цельных человеческих характеров». [4] После этого романа Максимов больше не публиковал свои работы. Таким одаренным писателем был Сергей Сергеевич Максимов.

    ГЛАВА 2. ОБРАЗ ВОЛГИ И ЕГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ В РОМАНЕ «ДЕНИС БУШУЕВ»

      1. Волга как художественный образ в романе С.С. Максимова «Денис Бушуев», его функции и средства создания


    Сергей Сергеевич Максимов родился в селе Чернопенье на Волге. Это не могло не повлиять на развитие мальчика, его мировоззрение и на любовь к родным местам, к истории народа, проживающего на великой реке. Водная стихия стала центральным образом его романа «Денис Бушуев», наполняющим произведение особым философским и глубоким смыслом. Автор вложил множество ассоциаций и идей в образ Волги, поэтому каждая деталь, связанная с рекой, повлияла на сюжет романа, на его композицию, на характеристику персонажей. Волга становится не просто главным элементом повествования, без которого невозможно представить книгу, но и живым героем с непредсказуемым характером. Автор органично использует ее описание в каждой главе романа, Это является способом заставить читателя проникнуть во внутренний мир произведения. Итак, мы можем заметить, этот художественный образ выполняет ряд функций.

    Итак, начнем с того, что Волга – живой организм, отдельный герой романа, наделенный своими особенностями, неповторимым характером, противоречивостью. В этом выражается ее локально-динамический образ. Для того, чтобы раскрыть эту черту художественного образа, рассмотрим несколько описаний реки из произведения.

    С первым строк романа Волга предстает перед нами загадочной и непонятной. Всю ночь шел непроходимый дождь, поэтому на рассвете над рекой образовался туман: «На рассвете же точно языком слизало тучи, и жидкий туман заклубился над Волгой. Солнце поднималось, и белые стены домов розовели. На Молочной горе звонко застучали колеса телег о булыжник мостовой; широко, басисто, с утренней хрипотцой заголосили пароходы». [6] Из этого описания становится понятно, что автор намеренно скрывает образ реки за белой дымкой, словно скрывая его от посторонних глаз. Этот литературный прием позволяет читателю увидеть тайну в начале романа. А Волга становится источником воображения, интригой. Автор подводит нас к сюжету и к первому персонажу, к Мустафе Ахтырову.

    Художественный образ реки, как было сказано выше, не только является отдельным «героем» произведения, но и помогает увидеть настроение персонажей, словно отзеркаливая их. Ведь, как известно, в воде отражаются рядом располагающиеся объекты. Но река может не только отображать похожую картинку, но и влиять на чувства и поступки человека. Это одно из важных свойств воды, вполне реальное и доказанное. Что мы можем увидеть в первой главе книги? Мустафа Ахтыров, приказчик из Татарской слободы, смотрит на Волгу: «Черные глаза на горбоносом лице смотрели тускло и безразлично поверх голов грузчиков куда-то за Волгу, в белесую дымку тумана. Странное чувство, появившееся еще вчера днем, когда он бесцельно бродил по городу, ожидая накладной на товар, не проходило, а, наоборот, – все больше и больше беспокоило». [6] Загадочное состояние реки вточности соответствует настроению героя. Он находится в непонятном для самого себя состоянии, в раздумьях, которые пока невозможно решить из-за их расплывчатости. Как туман, обволакивающий Волгу, так и мысли Мустафы незаметно появляются в его голове и не дают покоя. Сначала они пропадают, а потом снова, как круги на реке, затуманивают сознание. Затем автор дает четкое объяснение, почему герой предстает перед нами в таком смятении: он волнуется о том, что Манефа, жена его родного брата, догадалась о чувствах, зародившихся к ней. При этом Максимов использует красочный эпитет, помогающий описать состояние Ахтырова: «Внезапно знакомое, острое, беспокоящее чувство новой горячей волной захлестнуло его». [6]Благодаря данному средству выразительности образ Волги снова предстает перед нами, становится свидетелем теплых отношений между персонажами. В этом фрагменте можно заметить также сравнение могучей стихии со страстью, которая может резко захлестнуть человека.

    Во 2 главе романа Волга имеет совершенно другой облик, отличающийся от первого описания. Она спокойна и невозмутима, не таит в себе никакой опасности, не создает причины для беспокойства, а озаряет читателя своим светом. Данный художественный образ словно оживает: «За садом, круто спускавшимся к берегу, катилась Волга. Окрашенная мягким красновато-желтым закатом, она была тиха и спокойна». [6] Если первое появление Волги наполнено таинственностью, то второе – открытостью и дружелюбием по отношению ко всему живому, что ее окружает. Река, как центральный образ, заставляет все вокруг двигаться. Несмотря на то, что автор описывает закат, создается ощущение, что день еще не закончился, и героев романа ждут впереди интересные события. «Красновато-желтый закат» над Волгой создает романтичное настроение, влияет на состояние главной героини, Манефы, которая любуется природой из окна. Она видит пролетающих чаек, пассажирский пароход. Нам становится понятно, что Волга для девушки особенно прекрасна, она ее понимает и признает, как родную стихию. Сергей Сергеевич Максимов хотел, чтобы именно женская романтичная натура открыла нам образ реки с другой стороны, передала его личное отношение к Волге: «Манефа облокотилась на подоконник. Серые глаза с какой-то трогательной нежностью смотрели на Волгу. Ах, как она любила свою реку! Всегда любила: и тихую, и ветреную, и бурную, и в солнце, и в дождь…». [6] Как и автор, главная героиня романа влюблена в красоту и одухотворенность реки, принимает ее со всеми недостатками. Для нее Волга в любом состоянии остается родной. Это отношение к своему краю раскрывает характер Манефы: она впечатлительная натура, которая способна всем сердцем любить то, что считает близким ее духу. Героиня не представляет жизни без Волги. Она удивляется, что в Туркестане люди никогда не видели этой могучей реки: «А как же там люди-то живут? Как же они без Волги-то живут?». [6] Ее любовь к Волге становится еще теплее и глубже после замужества с человеком, которого она терпеть не может. Для героини река - источник сил, приют, согревающий ее в тяжелые периоды жизни. По сюжету романа мы не раз убедимся, как Манефа ищет помощи, словно просит совета, у Волги. Автор на фоне контраста чувств показывает отношение главной героини романа к водной стихии. Она любила Волгу так сильно, как ненавидела своего мужа. Благодаря сравнению мы узнаем, что Манефа вошла в супружескую жизнь также необдуманно и спонтанно, как она всегда поступала в силу своего горячего темперамента. Ее первая влюбленность не смогла перерасти в более серьезные отношения из-за слабохарактерного Сенечки, который не мог рассказать отцу об их отношениях. Из-за нерешительности любимого главная героиня романа отвечает согласием на предложение Алима выйти замуж. Итак, исходя из анализа фрагмента произведения, становится понятно, что центральный образ Волги влияет на настроение персонажей, на их судьбу, является жизненно необходимым для главной героини.

    В третьей главе романа река, словно живое существо, наделяется человеческой характеристикой: «Увязая в буром суглинке, лениво бредет по берегу Волги стадо коров. Танцуют волны зноя; вьются, тихо жужжат оводы». [6] Река живет своей жизнью, она танцует, одурманивает людей и животных, завораживая всех игрой плескающих волн. Стадо коров, проходящих около – лениво бредет по берегу, медленно плывет плот. Благодаря такому описанию создается ощущение вечности бытия. Стоит отметить в этом фрагменте появление нового персонажа романа – Гриши Банного, так как именно его можно сравнить с одурманенным состоянием реки. Этот персонаж живет по течению, куда его занесет, ему все равно. Он от природы наделен ленью и свободолюбивой душой, а также любит пофилософствовать о научных открытиях, поделиться своим жизненным опытом.

    В пятой главе происходят ужасные события, которые приносят беспокойство в дом каждого из жителей Отважного. А догадаться в трагических событиям нам помогает состояние Волги-матушки, не находящей себе места и словно сигнализирующей людям о предстоящей опасности. Автор использует слова деда Северьяна, чтобы читатель смог ощутить тревогу, исходящую от реки: «Стонет матушка, стонет родимая.… Жалуется, – вслух проговорил старик и пошел в дом». [6 ] Волга принимает на себя человеческие качества, словно оживает. Она волнуется, «ревет», пытается всеми способами привлечь внимание жителей Отважного.

    Художественный образ обладает предсказывающей функцией. Благодаря использованию автором олицетворений, вплетенных в художественную словесную ткань, создается трагическое восприятие происходящего. Далее мы узнаем, что из сельсовета пришел городской и милиционер, но автор оставляет интригу, чтобы читатель сам постарался догадаться, что могло случиться. И опять в сюжет добавляется яркое описание Волги, которое нельзя обойти стороной для того, чтобы понять смысл романа «Денис Бушуев»: «Металась Волга, выплевывая желтую пену на прибережный гравий, лизала песчаные косы, раскачивала одинокие и жалкие в такую ночь бакена. Это была не красавица река, а измученная, истерзанная русская душа, бешеная в своем бессилии». [6] В этих строках автор раскрывает художественный образ реки, ее огромную роль в произведении, которая достигает глобальных масштабов. Можно сказать, что во фрагменте присутствует гиперболизация и олицетворение. Волга словно выходит из берегов, заполняя собой все пространство. Она является символом русского народа, который претерпел многие лишения, израненный несправедливостью жизни и коварными поворотами судьбы. Максимов показывает нам художественный образ совершенно с другой стороны. Перед нами не прекрасное творение природы, а яростная, могущественная стихия.

    Описание Волги в этих строках можно расшифровывать по-разному. Во-первых, как было сказано выше, река сигнализирует о беде, нависшей над селом Отважное. Во-вторых, она не только жалуется, но и ругает жителей. Эта точка зрения подтверждается сюжетом, так как становится ясно, что произошло убийство Мустафы Ахтырова, поэтому и природа негодует над содеянным, чувствует грех, как Гроза у Островского.

    Если рассмотреть, какие средства выразительности использовал автор в изображении водной стихии, то стоит отметить фонетические особенности языка: «засвител, желтую, жалкие, измученная, истерзанная, бешеная». [6] Звуки [ж], [з] напоминают шипение волн. Добавляется экспрессия в описание Волги. Можно сделать вывод, что автору становится жалко и красавицу реку, и русский народ. Исходя из анализа пятой главы, мы выяснили, что в образном воплощении сущности русской народности у С.С. Максимова Волга имеет исключительное значение, как символ всего русского народа, его идеал. Она одушевлена. Русский человек должен соответствовать образу реки, чувствовать ее изменения, как замечает это герой романа, дед Северьян. Он обладает не только практичным взглядом на вещи, но и особым мироощущением: не только уважает природу, а также испытывает ее влияние на себе.

    Стоит обратить внимание на Волгу в праздник Троицы в селе Отважном. Она была тихая и гладкая, словно политая маслом. Возникает ощущение, что река тоже готовится к праздничному событию и еще не подозревает, что вскоре произойдет драка между отважнинцами и карнахинцами. Побеждают Денис и его товарищи. Карнахинцы со всех ног удирают к Волге, к лодкам. В этой ситуации образ Волги не играет особой ключевой роли, так как является лишь единственным способом скрыться от погони. То есть остается лишь деталью пейзажно-бытового фона.

    В этот же день приезжает семья Белецких на свою дачу, чтобы отдохнуть от шумной Москвы и насладиться красотой природы. Они интеллигенты, привыкшие жить в роскоши, в большом столичном городе. Но, несмотря на это мы видим, как они с любовью относятся к реке. Увидеть их отношение можно в репликах автора: «Белецкие любили Волгу, а для дочерей, Жени и Вари, переезд в Отважное из наскучившей за зиму Москвы был настоящим праздником. Небольшая деревянная дача с открытой верандой стояла на обрыве, на самом берегу Волги, утопая в кустах жасмина и сирени. Ее яркая красная крыша была далеко видна с реки». [6]

    Максимов выделяет Варю, которая по-особенному наслаждается Заволжьем, с детским умилением. Таким образом, это третий персонаж, дающий свою положительную оценку жизни у реки. Причем даже дача Белецких располагается совсем близко к Волге, чтобы быть с ней рядом. Прозаик использует эстетичное по своему содержанию дополнение, характеризирующее атмосферу праздника: «утопая в кустах жасмина и сирени». [6] Это добавляет особую романтичность образу Волги, по берегам которой растут чудно пахнущие цветы. Особенная прелесть и выразительность присутствует в описании заката, когда река окрашивается в фиолетово-красный цвет, отражая небо. Такая цветовая гамма характеризует нежную тягу к Волжским просторам, глубину чувств, наполняющих героев. Как счастлив пребыванием здесь отец семейства Белецких: «Ну нет! К чёрту все дворцы на свете! Будем отдыхать и наслаждаться Волгой». [6] Ему уже не хочется видеть городские прилавки, привычные визиты в столичных салонах. Он тоже вдохновлен Волгой, хочет растянуть удовольствие. Мы можем сделать вывод, что даже городские жители ценят природу, ее изменчивую натуру, чувствует свободу рядом с рекой. Дети Белецких до самого вечера наслаждаются прогулками у берега и купанием. Максимов в этом фрагменте добавляет в изображение реки другие важные детали, которые делают ее образ более насыщенным и полным: «Солнце совсем скрылось за лесом, и от реки потянуло свежим ветерком. Полоснули потемневшее небо стремительные чирки. Над водой заплавал белесый туман». [6] Автор напоминает нам Бунина, который тоже тонко мог чувствовать природу, ее свежесть, и с помощью простого набора слов создавать живую картинку, преображать действительность в нечто волшебное, с особыми запахами и красками. Так и Максимов смог точно передать атмосферу, способную перенести человека в природу, и жить в гармонии с ней.

    В конце десятой главы содержится игривое изображение луны на фоне Волги: «Над Татарской слободой взошла желтая луна и заполоскалась в посветлевшей Волге. Вспыхивали огоньки бакенов». [6] Луна осветила Волгу своим мерцанием. Известно, что это небесное светило влияет на приливы и отливы любой реки, таким образом, влияя на ее состояние. Из данного отрывка можно заметить, что Луна доверяет Волге, хочет ее согреть своим светом, поэтому она игриво отражается в воде.

    Волга не только оказывает влияние на персонажей, но и влияет на их речь. Например, даже на свадьбе один из героев поет песню о великой реке. Художественный образ раскрывает менталитет русского народа, его сильную связь к родным местам. Песню начинают петь все гости:

    «…Эх, вниз по Во-о-лге реке,
    С Нижня Но-о-вгорода-а…

    …Снаряжен стру-у-ужок
    Как стрела-а лети-ит…

    Как на том на стружке,
    На снаря-а-аженном,
    Удалы-их гребцов
    Сорок два-а сидят…» [6]
    Образ реки не случайно присутствует в песне. Волга – одно из русских природных чудес. Это и символ стойкости русского народа, и его душа, и красота, и величие. Все слилось в ней. Существует множество песен о Волге, которые передают отношение людей к ней. И как мы видим пример из романа имеет положительный контекст. Художественное воплощение в образе водной стихии отражает культуру человека. Согласно песням о реке человек, считающий себя волжанином, должен соответствовать образу этой реки.

    Еще одним из важных особенностей образа Волги является то, что она способна вдохновить, раскрыть в герое романа то, что он не замечал в себе, помочь найти свой жизненный путь, как например, Денис Бушуев начинает писать стихи, впечатлившись от случая с Фенечкой. А сочиняет он, находясь на камне около реки, видимо, красота природы незаметно для самого персонажа оказывает на него существенное влияние. Строчка за строчкой появляются в голове у мальчика, рифмы находятся сами. Многие писатели, начинающие свой творческий путь, вдохновлялись Волгой. Поэтому река в этом фрагменте является источником поэтического начала для мальчика.

    Но Волга не всегда способна контролировать и влиять на героев романа. Например, когда Фенечка читает первое стихотворение Дениса, не спросив его разрешения, даже красоты реки не спасает героев от злости по отношению к друг другу. Мальчик ощущает себя загнанным в тупик, как будто его светлую тайну нарушили, «бросили тяжелый камень в тихое лесное озеро». [6] Когда в Волгу кидают камни, она тоже становится неспокойной, так и состояние Дениса в этот момент бушующее, расстроенное. Его внутренний мир был нарушен посторонним человеком. Можно сказать, что Максимов сравнивает главного героя романа с рекой. Его характер меняется так же, как и Волга.

    В девятнадцатой главе автор хотел показать совершенно неуправляемый характер реки, поэтому тщательно поработал над ее образом. Как мы можем заметить, Волга не просто недовольна тем, что происходит вокруг, у нее больше нет ни сил, ни терпения. Она, словно, беспокойная женская натура, старается выплеснуть весь негатив наружу. Если предыдущие изображения реки были в положительном контексте, то в этом фрагменте перед нами сметающая все на своем пути вода: «В клочьях темных облаков плавно нырял зеленый серпик луны. Под сильным верховым ветром гнулись деревья, шумела Волга. Грустно стучала колотушка ночного сторожа – глухого старика Чижова». [6] Река предупреждает о неминуемой опасности, с которой герои вскоре столкнутся. В дом к Бушуевым стучится дед Северьян и предупреждает их, что один из бакенов потух, а рядом проплывает буксирный пароход, который может потерпеть крушение. На Анания с Денисом возлагается важная миссия – включить бакен. А для этого предстоит проплыть по разгневанной Волге: «На берегу было темно и шумно. Месяц скрылся. Черные громады волн, шипя, накатывались на прибрежный гравий. Гнулись, трепеща листвой, кусты тальников». [6] В этих строках мы видим, что даже месяц скрылся от реки, словно боится ее. Автор использовал гиперболизацию, возвеличил силу реки. Возникает ощущение, что перед нами цунами. Также Максимов сделал образ живым, использовав олицетворение «шипя». Мы словно находимся внутри романа, плывем вместе с героями. Эффект присутствия создается засчет реплик персонажей, находящихся во власти стихии, эпитета «черные волны», олицетворений «волны вздыхали», «шипя гребнями».

    Денис Бушуев по-настоящему в этот день прочувствовал на себе влияние Волги. Волны становились еще сильнее: «Теперь уже волны не могли подымать ботник на себя, они смачно, с шумом сбрасывали в него седые шипучие гребни». [6] Максимов не раз использует эпитет «черная вода». Данный цвет символизирует непроглядную тьму, в которой оказались герои, опасность, нависшую над ними. Выход из нее один - довериться стихии. И к счастью героям повезло: «Выплыл месяц и голубым слабым светом озарил пенящуюся Волгу. И Денис заметил совсем рядом, саженях в десяти от них, лодку». [6] Оказалось, что это Манефа проплывала рядом с ними, она и стала спасителем. В этом заключается особый смысл изображения Волги, которую можно сравнить с разгневанной Манефой. Она сбежала из дома в свой день рождения. Спасением и успокоением для нее была река. И как ни странно, именно Волга привела ее к Денису и Ананию. Таким образом, можно утверждать, что «двойником» Волги является Манефа с ее горячим характером.

    В 25 главе С.С. Максимов создает образ реки, наполненный разными средствами выразительности и создающий особое настроение. Волга словно ждет чего-то нового, волнуется: «…Дул крепкий низовой ветер. По Волге ходили свинцовые волны с белыми, шипучими, как змеи, гребешками, шумно накатывались на приплеск, жадно щупая каждый камешек, каждую ямку». [6]

    Автор использует эпитет «свинцовые волны», который придает реке мрачный вид, так как прилагательное «свинцовые» означает темно-серые. Для усиления этого эффекта в описание Волги добавляется сравнение «с белыми, шипучими, как змеи, гребешками». Река совсем одичала, поэтому на ней образовалась пена. Она словно выплескивает яд на берег. Мы можем заметить в этом фрагменте олицетворение «жадно щупая каждый камешек, каждую ямку», с помощью которого Максимов достигает своей цели – Волга оживает и предстает перед нами в виде недовольного «существа», желающего жить, словно последний раз дотрагиваясь до суши, прощаясь с ней. Автор использовал мрачное описание реки для того, чтобы показать, как река готовится к приближению зимы. Скоро ее покроет льдом, и она не сможет увидеть ни землю, ни людей долгое время: «Еще несколько крепких заморозков – и вьюжная русская зима белым лебедем опустится на землю». [6]

    Между небом и рекой существует определенная связь: небо сочувствует Волге, поэтому тоже становится серым, «с тяжелыми иссиня-черными тучами». Чайки, которые пролетают над водой, боятся нырнуть в нее за добычей. Благодаря дополнительным деталям, художественный образ становится полностью раскрытым: Волга томится в ожидании скорых перемен.

    Максимов добавляет в этот фрагмент описание Дениса, который тоже меняется: «Он сильно изменился за последние месяцы: вытянулся так, что перерос на голову отца, стал шире в плечах, карие глаза потемнели, стали глубже, непонятнее, задумчивее; длинные руки окрепли, и резко намечались круглые бицепсы; ломался голос и приобретал низкую мужскую окраску. В январе Денису исполнялось семнадцать лет». [6] Это указывает на взаимосвязь Волги и главного героя, их внутреннее и внешнее родство. Денис идет по берегу и любуется бушующей рекой. Он любит ее, тоже прощается с ней на время.

    И тут мы видим, что дальше сюжет развивается необычным образом. Гриша Банный лежит на берегу и стонет от тоски, от душевной боли. Его состояние подобно реке, которая тоже испытывает страдания: «А на берегу, уронив голову на вытянутые руки с кистями, похожими на увядшие листья, сидел по-прежнему неподвижно Гриша Банный и, казалось, не слышал ни рева волн, ни свиста ветра». [6]

    Что-то плохое произошло с этим человеком. Мы можем заметить это по описанию: у него увядшие руки, словно уже не живые, он ничего не чувствует вокруг себя, не слышит звуков, как будто жизнь его оборвалась.

    Точно то же самое происходит с Волгой. Наступает зима, и образ реки редко используется автором для создания определенного настроения. Мы можем увидеть только некоторые упоминания автора. Например, в диалогах персонажей:

    – Ну подарил и подарил… а ты-то тут при чем? – улыбнулась Анна Сергеевна.

    – А мне, кажется, не понравилось, что он ей подарил… – тихо ответила Варя, не поворачиваясь и продолжая смотреть на Волгу, занесенную снегом. [6]

    Варя смотрит на реку, чтобы забыться и не думать о том, что творится в ее сердце.

    Несмотря на то, что река заледенела, во 2 части романа в 4 главе, Максимов возвеличивает ее образ: «На широком снежном поле, под которым где-то внизу неторопливо текла могучая река, было холодно. Дул ветер, шурша поземкой». [6]Автор говорит о том, что, несмотря на то, что река находится под толщей льда, она продолжает жить, двигаться, и остается сильной.

    В девятой главе Волга наконец-то начинает таять, освобождается ото льда. На ней образуются первые проталины: «За два дня до Пасхи, на рассвете, взревела кормилица-Волга, сломала ледяной покров и, радуясь теплу и свету, шумно понеслась, заторопилась, качая на своей широкой груди, как младенцев, огромные радужные льдины». [6] В этом фрагменте автор использует олицетворения «сломала ледяной покров», «шумно понеслась, заторопилась» для того, чтобы показать, как река жаждет воли, хочет увидеть мир. Интересное сравнение «как младенцев» необходимо писателю для придания образу реки души. Волга, словно мать, не держит зла на зимние морозы, она бережно относится к окружающим ее льдинам. Не зря Максимов упоминает святой праздник Пасхи, который символизирует возрождение жизни.

    Вся природа вместе с Волгой наполнена весенней свежестью: «Словно крадучись, на цыпочках, пришел май, позеленил луга и леса, обсыпал белыми пахучими цветами черемухи и яблони, выкрасил лазурью небо и повесил на березы янтарные сережки». [6]

    Даже пароход, на котором плывет Денис Бушуев, радуется пробуждению реки. Он весело бежит по полноводной Волге. Мы видим, что Денис черпает вдохновение от своих переплав по реке, и постепенно пишет поэму «Матрос Хомяков». Таким образом, образ реки отражается в его произведениях. В этом проявляется автобиографичность романа Максимова. Он, как и его герой, Денис Бушуев, имеет неразрывную связь с великой и могучей Волгой, в которой он находит вдохновение. Поэтому автор по-особому изображает реку в произведении, уделяя внимание каждому ее изменению.

    Например, следующий фрагмент романа насыщен средствами художественной выразительности: «Сумерки быстро сгущались, и скоро стало совсем темно. Загорелись звезды, над луговым берегом повис алюминиевый полумесяц, и вода, сливаясь с весел, сверкала голубыми искорками. В слободе скрипел колодезный журавель, было свежо, тихо, все казалось призрачным, окутанным тишиной и серебристым сиянием. В воздухе густо плыл запах цветущих черемух, сладкий и пьянящий. Где-то на берегу щелкнул соловей, щелкнул и замолк, и вдруг залился длинной цветистой трелью и снова смолк. Тогда взметнулся другой, потом третий, и полились соловьиные песни по-над Волгой, словно ручьи вешние». [6] Это оно из самых красивых описаний реки в произведении. Максимов прочувствовал каждую деталь, добавил образ полумесяца, звезд. Автор изобразил пленяющую своей эстетичностью ночь, на фоне которой искрится Волга. Присутствуют запахи, создающие атмосферу свежести и прохлады. Раздаются звуки соловья. Автор дополняет образ реки запахи и звуками. Создается эффект присутствия.

    Даже Гриша Банный, проплывая с Ананием на лодке по ночной реке, изумлен ее красотой. Он настолько одухотворен этим, что у него возникает странное чувство. Как будто герой уже был здесь, а сейчас все происходит снова и снова: «Да, да, ночь, Волга, запах цветов, луна, и двое в лодке, он и… кто же еще? Кто же сидит с веслами в руках, там, где сидит Ананий Северьяныч?». [6]

    Что же происходит с персонажем – остается загадкой. Ему мерещатся кошмары. Он словно что-то скрывает или не может вспомнить.

    Когда герои выходят на берег, они собирают хворост для костра, чтобы согреться. Огонь - это стихия, которая противопоставляется воде. Но автор сделал акцент не на этом. Он, наоборот, соединил их воедино: «Вскоре запылал жаркий костер, золотистым столпом отражаясь в черной воде реки». [6]

    Мы можем сделать вывод, что для Максимова Волга была особенным источником вдохновения, поэтому у автора получаются яркие живые описания природы. И поэты, и художники наслаждались ее красотой. Например, в романе «Денис Бушуев» творческий человек, Кистенев, с жаром набрасывается на работу, и целые дни проводит на берегу реки. Даже Варя чувствует, что наиболее подходящим местом для беседы поэта Густомесова и начинающего писателя Дениса будет берег реки. Девушка делает все для того, чтобы создать творческую атмосферу для того, чтобы талант ее друга раскрылся перед столичными гостями. Но, к сожалению, Денис нервничает и не может вспомнить целиком все стихотворение, сбивается и читает невпопад. Волга в это время сонно вздыхает, словно разочарованная в юноше. Герой пытается успокоиться и остается на берегу, чтобы прийти в себя, осмыслить то, что произошло.

    В семнадцатой главе впервые в романе рассказывается о ссылке одного из отважинцев. Мужчину раскулачили и отправили в исправительно-трудовой лагерь на пять лет. Жена умерла, как только узнала о том, что семья останется без отца. Максимов параллельно этому рассказу дает описание Волги, чувствующей беды народа: «Моросил дождь. Над Волгой низко ходили оловянные тучи. Волны покачивали «Товарища», ударялись о борта и, шипя, отлетали в стороны, взмахивая, как платочками, белыми гребнями. Бежали назад серые, выцветшие берега». [6] Река тоже находится в трагическом состоянии. Увидеть это, помогает сравнение «волны покачивали…, взмахивая, как платочками…». [6] Платочек это символ прощания, поэтому автор использует его в произведении, чтобы сделать акцент на эмоциональную сторону повествования. Из данного фрагмента можно сделать вывод, что река олицетворяется автором, как женщина или даже целый народ, который прощается со своими родными. Так Волга становится участницей исторических событий, надвигающихся на жителей поволжья.

    В романе Волга выполняет еще и другие функции. Например, она помогает сблизить главных героев друг с другом. Денис и Манефа встречаются на палубе у парохода «Товарищ». Их разговор протекает не так радужно, и Манефа сначала уходит от юноши. После очередного отказа поговорить, Денис расстраивается и уходит в каюту в одиночестве. Что же происходит с Волгой в этот момент? «Все так же моросил дождь. По сумрачной Волге ходили тяжелые свинцовые волны. Молчаливо проплыл красный бакен, покачивая еловой веткой, воткнутой в вершину конуса». [6 ]Река плачет от того, что влюбленные не могут быть вместе. Но вдруг происходит невероятное, и Манефа заходит в каюту к Денису. После счастливого события Волга словно расцветает. Дождь резко проходит, и начинается история любви главных героев.

    В другой главе образ реки описан иначе. Он создает в сюжетной линии печальное настроение: «Смеркалось. Вечер выдался тихий, теплый. По зеленоватому светлому небу тянулись на север розовыми перышками облака и бесшумно сгорали за лесом на алых языках заката. Над Татарской слободой тлели две одинокие звездочки. По Волге стлался легкий прозрачный туман, тихо плыли плоты, и далеко по воде неслась грустная песня.

    Ой, накрыла нас ноченька темная.
    Видно, засветло нам не дойти…
    Ой, ты, зоренька, зоренька ясная,
    Хоть часок нам еще посвети…» [6]
    Образ реки подчеркивает и усиливает страдания народа по заключенным. Волга утихает, скрывается от постороннего взгляда туманом, чтобы ее не заметили, как сами жители Отважного, боящиеся «ночных гостей». С помощью песни Максимов усиливает эмоциональность сюжета, чтобы глубже передать весь ужас событий.

    Следующий фрагмент романа тоже передает боль и тревогу Волги за русский народ: «Над Волгой бронзовым пятачком повисла луна. Тихо вспыхивали и мерцали зеленые звезды, отражаясь в воде. Где-то за рекой тоскливо выла собака. В тени невысокого развесистого тополя стояла кучка людей». [6] Мы видим, что даже небесное светило повисло, как предзнаменование чего-то ужасного над рекой. За Волгой воет собака, а животные, как известно, чувствует беду лучше, чем люди.

    В третьей части романа, когда дед Северьян узнает об отношениях Манефы с Денисом, то сильно гневается на внука. Образ Волги в этой главе очень печальный, даже вода чернеет.

    В другой главе Волга не просто бушует, но и бьет волнами по штурвалу парохода «Товарищ», на котором плывет целая команда вместе с Денисом. Все боятся, что их судно врежется в баржу. Благодаря ловкости юноши все проходит успешно. Важно отметить, что Денис в этот страшный момент проживает похожую ситуация, когда он маленьким мальчиком плыл в лодке с отцом зажигать бакен. Точно так же беспокоится его напарник Лазарев, как и отец Бушуева когда-то: «Бушуев улыбнулся. Лазарев напомнил ему отца, когда они ехали зажигать бакен тогда, давным-давно. Так же металась Волга, так же свистел ветер и так же трусил отец, как трусит теперь Лазарев. Все так же. Только он, Денис, не тот уж…». [6] Волга проявляет свой могущественный характер, испытывает людей. К сожалению, для одного из членов команды все заканчивается очень трагично:

    – Ну вот и отплавал… Матушка-Волга кормила, матушка-Волга и спать положила…. [6]

    Вскоре происходит еще одно ужасное событие, которое оскорбляет Дениса. Он видит Финочку в растрепанном виде, печальную и обреченную. Бушуев идет к Густомесову, чтобы защитить честь своей подруги, которую он считал своей сестрой. И в этот самый момент образ Волги предстает перед нами, как нечто красивое, но в то же время пугающее: «Впереди чернела Волга, пересеченная серебристым ножом луны». [6] Метафора, использованная автором, означает ту боль, нанесенную Финочке, словно всему русскому народу.

    Таким образом, исходя из вышеперечисленного, мы можем сказать, что Волга в романе «Денис Бушуев» выполняет разные функции: она помогает передать настроение персонажей, их внутренний мир, их переживания. Река тесно связана с каждым из героев, но по-своему. Для кого-то, как для Дениса, она является источником вдохновения. Для Манефы – пристанищем в трудные периоды жизни. Для деда Северьяна – Волга, как родная мать. Река, как удалось выяснить, обладает своим характером, меняется в зависимости от сюжета. Волга – это отдельный персонаж, образ которого особенно важен для того, чтобы полноценно понять смысл произведения. Могучая стихия есть воплощение живой жизни, ее красоты, тайны, изменчивости. Есть еще одна важная функция – символическая. Волга – символ всего русского народа. Нам удалось рассмотреть это на примере жизни жителей Отважного. Для каждого из них, Волга играет огромную роль.

    Также великая река наделена особенной красотой. Для того, чтобы передать эстетику образа, Максимов использует разнообразные средства художественной выразительности: олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения. Для автора Волга – часть жизни, поэтому он особенно относится к каждому описанию реки: бушующей и неспокойной, таинственной и загадочной, медленной и пленительной.

      1.   1   2


    написать администратору сайта