Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание детской субкультуры

  • Детская группа — носитель детской субкультуры

  • Основные функции детской субкультуры

  • Детская субкультура — зона вариативного развития ребенка

  • В практике психолога

  • Спасибо за внимание!

  • Детская субкультура. Детская субкультура Работу Смирнова А. В. 257гр


    Скачать 2.59 Mb.
    НазваниеДетская субкультура Работу Смирнова А. В. 257гр
    АнкорДетская субкультура
    Дата22.09.2022
    Размер2.59 Mb.
    Формат файлаppt
    Имя файла409424.pptx.ppt
    ТипДокументы
    #690531

    Детская субкультура

    Работу выполнила: Смирнова А. В. 257гр.

    Преподаватель: кандидат психол. н., доцент Микляева Анастасия Владимировна


    Санкт-Петербург

    2017

    Санкт-Петербургский Государственный

    Педиатрический Медицинский Университет

    Факультет Клинической Психологии
    • в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми;
    • в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

    ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА (от лат. sub — под и cultura — возделывание, воспитание, развитие)

    Детская субкультура — автономное целостное образование внутри культуры взрослых — представляет различные возрастные группы, социальные слои, региональные сообщества, неформальные объединения и пр.

    Содержание детской субкультуры

    Детская субкультура — это тот мир, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза.


    Составляющие:
    • традиционные народные игры;
    • детский фольклор;
    • детский правовой кодекс;
    • детский юмор;
    • детская магия и мифотворчество;
    • детское словотворчество;
    • эстетические представления детей;
    • наделение прозвищами сверстников и взрослых;
    • религиозные представления.

    Игры


    Важнейшее значение приобретают групповые игры, носящие особый интерактивный характер, предполагающие строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. («Лапта», «Горелки», «Казаки-разбойники», «Жмурки», «Бояре» и другие.)

    Некоторые исконно детские групповые игры, вошли в неотъемлемую часть детской субкультуры, будучи до того элементами карнавальной, игровой или ритуальной культуры взрослых.

    являются ведущей деятельностью ребенка по совершенствованию и управлению собственным поведением.

    Традиционная игра — не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире.

    «Прошедшие через века традиционные игры доносят до нас отголоски старинных обычаев, элементы древних магических обрядов, религиозных представлений разных народов»

    В.М. Григорьев

    Детский фольклор

    • Считалки и другие формы жеребьевки
    • Дразнилки
      • именные — для мальчиков и девочек
      • высмеивающие детские недостатки и

      • проступки
    • Страшилки

    • «Детский фольклор — одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности»

      М.В. Осорина

    Фольклорная традиция предоставляет дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а в подростковом возрасте — приобретение психологической независимости от взрослых и отстаивание своей позиции.

    Изменение содержания детского фольклора в зависимости от возраста:

    До 8-10 лет — наблюдаются преимущественно стихотворные жанры фольклора и правового быта.

    В 11-13 лет — детьми используются прозаические тексты демонстративного или юмористического содержания.

    В 14-17 лет — песни, пародии, анекдоты, «черный юмор».

    Словотворчество


    Часто дети придумывают «тайные языки», как бы недоступные пониманию непосвященных. Это необходимо детям для создания покрова романтической таинственности и свидетельствует о стремлении к автономизации детской субкультуры.

    В отличие от взрослого, маленький ребенок свободно экспериментирует с языковым материалом, чувствует скрытую энергию слова.

    В словотворческих опытах ребенок фиксирует резервный потенциал родного языка, возможности его развития, не ведая об этом.

    Язык общения между детьми, отличается особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью.

    Табуирование личных и наделение сверстников прозвищами


    Прозвище в отличие от собственного имени ребенка всегда эмоционально насыщено, оно несет в себе момент оценки (позитивной / негативной, либо амбивалентной).

    В младшем школьном возрасте прозвище — печать яркой индивидуальности, а отсутствие его обидно, у подростков оскорбительные прозвища — признак аутсайдера, но иметь прозвище значит быть замеченным сверстниками.

    Наделение прозвищами, создание своего языка, сленга внутри сообщества — атрибутивная характеристика любой субкультуры служит обособлению и автономизации социальной группы, ее структуризации и оценочным характеристикам ее членов.

    Религиозные представления и духовная жизнь


    В силу особой мифологичности детского сознания с верой в сверхъестественное, потребностью в обретении высшего средоточия целостного мира, его Творца и Вседержителя, каждый ребенок естественно религиозен.
            • В среде младших школьников бытуют различные «языческие» рассказы о колдовстве, нечистой силе и предметах-вредителях.
            • В более старшем возрасте присутствуют и христианские православные представления.

    Детская духовная жизнь являет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребенка, но и наиболее сокрытую часть от внешнего наблюдателя.

    Детский юмор

    • розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых
    • пародии («У Лукоморья дуб спилили...»)
    • детская неприличная поэзия и садистские стишки

    • Смеховая активность ребенка это всякий раз подтверждение собственного существования через как бы выворачивание себя и окружающих «наизнанку».

    Смеховой мир детства встроен в детскую субкультуру наряду с миром страшного, опасного, а также с миром божественного, мистического — в социокультурной регуляции жизни детского сообщества.

    Детская группа — носитель детской субкультуры

    Она формируется на достаточно ранних ступенях социогенеза человечества и индивидуальной истории человека в процессе совместной деятельности детей, направленной на овладение и воспроизведение ими общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений.
    Детская группа представляет собой социально-психологическую реальность, включенную в конкретные обстоятельства развития общества (общественно-политические, экономические, правовые) и обладающую собственным социальным статусом.

    Динамическим выражением социального статуса детской группы является социальная роль детской группы, которую она осваивает и выполняет по отношению к другим социальным общностям.

    Под влиянием причин социального, экономического и психологического характера, а также под влиянием средств массовой информации происходит деформация содержания детской субкультуры: обеднение репертуара детского фольклора, утрата устных текстов, примитивизация, а порой и исчезновение коллективных игр и т.п. процессы.

    Следствием этого являются, по мнению специалистов, рост детских неврозов, отчуждение детей от взрослых и сверстников, противоправное поведение.

    Основные функции детской субкультуры

    «Дети — вечные мессии человечества, воплощение его неотвратимого будущего»

    У. Эмерсон

    • Социализирующая функция
    • Психотерапевтическая функция
    • Культуроохранительная функция
    • Прогностическая (пророческая) функция
    • Служит экспериментальной площадкой для опробывания себя и определяет зону вариативного развития

    Проблематизируя и переосмысляя историческое наследие взрослых, детская субкультура высвечивает точки роста общечеловеческой культуры.

    Детская субкультура — зона вариативного развития ребенка

    ЗВР в детской группе представлена набором различных стратегий решения проблемных ситуаций в непредвиденных условиях. Благодаря этой зоне в детской субкультуре, ребенок приобщается не столько к опыту массового сознания, сколько к глубинному опыту «коллективного бессознательного».
    Смысл ЗВР для детской субкультуры в установлении связи со всеобщностью культуры через собственное словотворчество, фольклор, мифологию, традиционную игру.

    Заключение


    Детская субкультура — это результат коллективного творчества многих поколений детей. Она передается от ребенка к ребенку в непосредственном общении и характеризуется следующими особенностями.
    • Является частью, или подсистемой, культуры того общества, к которому принадлежат дети, но всегда сохраняет относительную автономию и самостоятельность.
    • Отличается консерватизмом, обладает своеобразными «цензурными фильтрами», не позволяющими расшатывать ее устои.
    • При этом она гибко реагирует на события окружающего мира и ассимилирует новую информацию, вводя ее в традиционно детские культуральные структуры.

    В практике психолога

    • Система образов, представленная в детских мифологических

    • рассказах, позволяет проследить изменение мироотношения

      ребенка, эволюцию представлений о добре и зле.
    • Изучение произведений детского фольклора в их возрастной динамике помогает проследить закономерности развития детского языкового, художественного мышления и личности.
    • «Чёрный юмор» обыгрывает противоречия современной действительности: обесценение художественного слова, сложности взаимоотношений в семье, между поколениями, потерю нравственных ориентиров.

    • Важно понимать, что тексты современного детского фольклора, в которых реализуется мифологическая картина мира, помогают ребенку преодолеть травмирующие переживания и страхи.

    Литература

    • Абраменкова В.В. А 16 Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с.
    • Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1998. — 368 с.
    • Шипова Г. А. Онтолингвистические закономерности развития жанров детского фольклора / Научные исследования в образовании № 6 / 2008
    • Психологический словарь, [Электронный ресурс] http://www.psychology.net.ru/dictionaries/psy.html (31.03.17)

    Спасибо за внимание!



    написать администратору сайта