культурно. Детский фольклор
Скачать 45.67 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный университет» Факультет педагогики и психологии Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки: Психология и педагогика начального образования Очная форма обучения (4 года) Реферат на тему: «Детский фольклор» Выполнила студентка 1 курса Анненкова Кристина Романовна Курск 2021 Содержание:Детский фольклор и его особенности_______________________________ Материнский фольклор и его особенности__________________________ Колыбельные песни___________________________________ Пестушки____________________________________________ Потешки_____________________________________________ Небылицы-перевертыши______________________________ Собственно детский фольклор_____________________________________ Поэзия подвижных игр_________________________________ Считалки__________________________________________ Жеребьевки_____________________________________ Игровые приговорки и припевки______________________ Поэзия словесных игр__________________________________ Заклички и приговорки_____________________________ Скороговорки________________________________ Молчанки____________________________________ Голосянки________________________________________ Детская сатира_______________________________________ Дразнилки_____________________________________ Насмешки_______________________________________ Уловки__________________________________________ Мерилки_________________________________________ Отговорки_______________________________________ Современная детская мифология_________________________ «Страшные истории»_______________________________ Заключение___________________________________________________ Литература___________________________________________________ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР И ЕГО ОСОБЕННОСТИДетский фольклор (по О. И. Капица, «Детский фольклор») – это термин, который вошел в употребление в последние годы и применяется для обозначения всех произведений устной народной словесности, предназначаемых для детей. Говоря о детском фольклоре, необходимо понимать, что это произведения, как созданные САМИМИ детьми (словесные игры, детская сатира и т.д.), так и произведения, созданные взрослыми ДЛЯ детей (материнский фольклор). Сам детский фольклор создается под влиянием двух факторов, неразрывно связанных: детского быта и детской психики. Стоит понимать, что быт ребенка, хоть и похож на мир взрослого, отражает его, но все же имеет свои особенности в силу возраста. Детская психика же дает нам понятие о вкусах ребенка: ритм и метрика, повторения, кумулятивность, звукоподражания, аллитерации, ассонансы и другие приемы литературы направлены на то, чтобы любыми способами заинтересовать и привлечь внимание ребенка. Также не стоит забывать о том, что дети, в отличие от взрослых, меняются очень быстро в течение короткого промежутка времени. Посему детский фольклор, хоть и объединен одним понятием – «детский» - можно разделить на разные временные промежутки. Так, для младенцев, которые пока находятся на полном попечении родителей, будут актуальны одни жанры, тогда как уже спустя пять лет ребёнка заинтересуют совершенно другие виды того же детского фольклора. Постепенно игры, песни станут все больше походить на то, чем занимаются взрослые: игры начнут включать элементы взрослого труда, а некоторые песни станут более походить на обрядовые. Так К. Н. Леонтьев разделяет детский фольклор на три этапа: До 7 лет (много простоты, неустойчивости); От 7 до 12 лет (самый яркий период, самобытный, период «цветения и цветущей сложности»); После 12 лет (характеризуется появлением у ребенка «слишком много здравого смысла и слишком мало силы воображения, чтобы вполне наслаждаться игрой» (Л. Н. Толстой, собрание сочинений) ) Получается, детский фольклор – многообразный и интересный пласт устного народного творчества, который мы рассмотрим подробнее далее. МАТЕРИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР И ЕГО ОСОБЕННОСТИМатеринский фольклор, т. е. некоторые жанры фольклора, которые взрослые (не обязательно мама) исполняют детям, представляет собой важное явление в традиционном поэтическом словесном творчестве. Это те ответвления детского фольклора, которые ребенок познает еще будучи младенцем: колыбельные, прибаутки, пестушки и т.д. С материнского фольклора начинается знакомство маленького человека с устным народным творчеством. Колыбельные песниНаверное, нет наиболее обширного пласта материнского фольклора, как колыбельные песни. Примеров их собрано огромное множество, ведь чуть ли не в каждой русской семье была и есть своя, уникальная колыбельная. Само название «колыбельная» образовано от глагола «колебать», т.е. «укачивать». На севере колыбельные называли «байки» от «байкать, убаюкивать». Нередко матери в крестьянских семьях импровизировали у колыбели ребенка. Примеров таких импровизаций осталось немного, потому как они были мгновенны и быстро забывались. Один из уцелевших примеров: «Спи, поспи, А мы потеряли денёк, А не пряли простыньки, Не мотали мотки, Не ткали поставки.» Чаще детям пелись традиционные колыбельные, передающиеся из поколения в поколение и известные многим семьям: «Ой, лю-лю, мое дитятко, Спи-тко, усни, дитя материно, Все ласточки спят, И касатки спят, Куницы спят, И лисицы спят. Нашему Ванюше Спать велят. Для чего, зачем Ванюше не спать? Ласточки спят Все по гнездышкам, Лисицы спят Все по подкусточкам, Куницы спят Все по норочкам, Соколы спят Все по гнездышкам, Соболи спят, Где им вздумалось, Маленькие детки В колыбелях спят. Спит-тко, Ванюша, Спи-тко, дитятко родное!» В большинстве колыбельных матери либо раскрывают свой собственный мир, показывая свое настроение и переживания, либо же песни рисуют мир ребенка со свойственными ему интересами. Вот молодая мать упрашивает ребенка поспать, потому как она хочет погулять с казаками, а ребенок просит ее не уходить и спрашивает, кто же будет укачивать его. Мать отвечает: «Поставлю тя на ликонце, Буде ветер повевати Буди тебя колыхати, Пойдет дощик – скупает тя, Буде солнце – согреет тя, Будут птешки прилетати Будут тебе щебетати.» Также частым явлением в колыбельных являются пожелания ребенку на будущее: «Спи в камке, Пробудись в тафте, В алом бархате.» Также колыбельные рисовали и идеалы трудовой жизни, ведь без труда крестьянин не мог бы ни себя прокормить, ни в том самом «алом бархате» проснуться: «На работу пойдешь, Себе хлебца понесешь, Будешь работу работать, Будешь время коротать.» ПестушкиЗа колыбельными в возрасте ребенка следуют пестушки. Это новая ступень детского фольклора, потому как теперь основная задача чистого творчества взрослых для ребенка не усыпить его, а наоборот, позабавить. Конкретно пестушки сопровождают разные моменты жизни ребенка, например, момент сразу после пробуждения: «Потягунюшки, прастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки, А в роток говорок, А в головку разумок.» Вся потешка состоит из уменьшительно-ласкательных слов: «Печу, печу хлебчик, Большему большенький, Меньшему – меньшенький, Шусть тико в печь.» Также пестушками сопровождались различные игры. Так, в Тобольской губернии, сажая ребенка на колени и подбрасывая его, сказывают «Петровну»: «Бабушка Петровна, Поехала по бревна, Вскачь погонила, Бревно уронила, Ногу изломала, Как старику показать. Шубной рукав привязать.» ПотешкиЭто песенки, сопровождаемые разными элементарными играми с пальцами, руками и другими движениями. В деревне, где почти нет игрушек, с помощью пальцев и рук изображали самые разные предметы и действия. Самой популярной игрой такого рода можно назвать игру «ладушки» - песенка, сопровождающаяся хлопками в ладоши и под конец подниманием рук над головой ребенка, изображающими полет птиц. Эта песня устойчива, но есть варианты с разными угощениями, или же с бабушкой, которая может быть доброй, а может и не очень. Примеры: «Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Бабушка добренька, Попили, поели Шу-у-у! Полетели На голову сели!» *** «Кашку ели с семечком, Погнали нас венчиком, Били лозенькой. Сек, сек, сек; Проводили голичком.» «Сорока-ворона Кашку варила, На порог скакала, Гостей зазывала. Гости не бывали, Кашки не едали Все своим деткам Отдала. Этому дала (палец загнуть), Этому не дала (тронуть мизинец). Зачем дров не пилил, Волу не носил, Пошел сам искать, Здесь водица холодненькая, Здесь тепленькая, Здесь горяченькая, Здесь кипяток, кипяток». Небылицы-перевертышиЭто особый жанр фольклора, сущность которого в приписывании функций и свойств одного предмета – другому. Небылицами их называли еще сами сказители, тогда как термин перевертыши был введен К. И. Чуковским. В небылицах животные очеловечеваются, или же становятся похожими на совсем других зверей. Примеры: «Козел муку мелет, Коза подсыпает, А маленьки козляточки В амбарах гуляют» *** «Где это видано, Где это слыхано, Чтоб курочка бычка родила, Поросенок яичко снес, Безрукий-то клеть обокрал, Нагому за пазуху наклал, Безногий вприпрыжку побежал» В перевертышах уже происходит перестановка объекта или действия или же признаков, характеризующих разные предметы. «Эх сапоги у меня на вате А поддевка га скрипах. Да я на пегой телеге На сосновой лошади» Собственно детский фольклор Поэзия подвижных игр.СчиталкиБолее сложные образования детского фольклора, необходимые для установления очереди, для определения, кто начинает игру. Считалки бывают рифмованными и не рифмованными, но основная их суть состоит в том, что один из участников произносит данное произведение, слегка ударяя приятелей по плечу при каждом слоге или слове. «Первички, другички, На голубе, на жолубе, Ставка, пленка, Сучек, обручек!» *** «Раз, два, Голова; Три, четыре, Прицепили; Пять, шесть, Сено везть; Семь, восемь, Сено косим; Девять, десять, Деньги весить; Одиннадцать, двенадцать, На улице бранятся, В избе ссорятся» *** «Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге, Сколько нужно гвоздей? Говори поскорей.» ЖеребьевкиЖеребьевки, как и считалки, используются для разделения участников затевающейся игры на партии. Их отличие состоит в том, что в жеребьевках всегда есть какой-то выбор, вопрос. В считалках же применяются разные формы. «Матка, матка, Каво нада – Каня варанова Али барабана златова?» *** «Канат вертеть или с неба лететь? За печкой заблудился Или в стакане утопился? Шар тесать Или на воде плясать? Брать коня сивого Или златогривого? Листочек или цветочек? Ниточка или иголочка? Сахару кусочек Или аленький платочек? С неба стрельца Или с неба молодца?» Игровые приговорки и припевкиИгровые приговорки и припевки – это то, чем сопровождаются многие подвижные игры. Во многих играх детей есть условия, по которым мало просто догнать кого-то, нужно еще успеть сказать заветные слова. Вот несколько примеров: «Дедушка, медведушко! Горошек воруешь! Тятеньке стаканчик! Маменьке стаканчик! А тебе ничего!» Или вот игра с палочкой, в которой нужно крутить палку и приговаривать в начале: «Калечино, малечино, Сколько часов Осталось до вечера, До зимнего? Раз, два, три…» А вот приговорка для пряток: «Паплочка пришла, Никого не нашла, Кого первого найдет, Тот за палочкой пойдет.» Поэзия словесных игрЗаклички и приговоркиНебольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей! Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают котлетки. Всем по одной, А тебе ни одной. СкороговоркиЭто самые невинные короткие фразы, которые при медленном, неторопливом произношении не вызывают трудностей, но при частом и быстром повторении получают некий налет или даже меняют свой смысл (на не всегда приличный). МолчанкиИграя в молчанку, нужно было, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: валялся в снегу, обливался водой...Мы бежим, Бежим, бежим, Добежали и молчим! Кто начнет говорить, Тому и водить! * * * Первый скажет и молчит, А второй - всё говорит! Кто нарушит наказ, Съест лягушек целый таз! * * * Летели три утки, Молчи три минутки! * * * Раз, два, три! Ничего не говори. Рты закрыты на крючок, Кто проговорится, тому щелчок! Голосянкиголосянки связаны, вероятно, с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим. Соберемся на полянке И затянем голосянки! А кто не дотянет, Тот безголосым станет! Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-е-е-е-ей!.. * * * На дворе уж месяц май! Ай-ай! Май-май! Сеять в поле помогай, помогай! Ай-ай! Май-май! Ты тяни, тяни - По-мо-ги-и-и-и-и-и-и!.. * * * Ну-ка, девицы-красавицы, ^ Голосяночка вам нравится?! Тянем-тянем-голосим, А кто не дотянет, Того за косы-ы-ы-ы-ы-ы-ы!.. Детская сатира Дразнилки Занимают весьма видное место в детском фольклоре из-за огромного разнообразия. Составление и использование их имеет задачей высмеять, обидеть человека, поиздеваться над ним. Вот девочкам надоело внимание мальчика и они называют его «девичий пастух», приговаривая: «Девичий пастух Девок пас, В грязи вяз…» А если кто подумает, что товарищ неровно дышит к девчонке, начнут: «Коля, Коля, не ярись, Ты в реке умойся; Тебя Галенька не любит, Ты не беспокойся» Если заподозрят мальчишку в том, что он жалуется старшим, надолго за ним закрепится следующее: «Фискал, фискал! По Невскому кишки таскал, Никто не покупал, Сам сожрал» Еще примеры: «Федя-медя Съел медведя, Упал в яму, Кричал маму» *** «Мишка-кубышка, Около уха шишка» *** «Сидор баню продает, Сидориха не дает, Сидорята верещат – Под угор баню тащат» НасмешкиВ отличие от дразнилок, обычно не мотивированны. Они возникают из прозвищ, т. е. рифмованных прибавлений к имени.Рифмованные прозвища к имени ни в кой мере не отражали реальных качеств носителя данного имени. Для детей это начальный этап погружения в мир неожиданных созвучий: Аленка – пеленка, Ленка – пенка, Галка – палка, Сергей – воробей, Федя – бредя, Мишка – шишка, Иван – болван и т. д.Уловкичат быть начеку, рассчитаны на то, чтобы обмануть собеседника, поставить его впросак и потребовать расплаты за глупость или оплошность. - Таня, Саня, Лизавета ехали на лодке, Таня, Саня утонули, кто остался в лодке? - Лизавета. - Хлоп тебе за это. - Федя, скажи поп. - А что? - Ну скажи, поп. - Ну, поп. - Твой отец клоп. - Скажи двести. - Двести. - У тебя голова в тесте. МерилкиКак и считалки, приговоры организуют процесс игры, регулируют все ее моменты. На случай ссоры придуманы приговоры-мирилки. * * * Раз поссорился - мирись, Больше с другом не дерись! Дай мне руку, дай мне пять - Будем вместе мы опять! * * * Мирись, мирись! Не ругайся, не дерись! * * * Мизинчик, мизинчик, Пойдем в магазинчик, Купим конфетки, Чтоб не ругались детки! * * * Чтоб мириться пять на пять, Нужно руки крепко сжать. Пять на пять! Пять на пять! Мы друзья с тобой опять! ОтговоркиЗамечательное средство стихотворной самозащиты в ответ на дразнилки, обзывания. Есть определенные отговорки на дразнилки и поддевки, есть универсальные, защищающие от любого словесного нападения. Обзывайся, обзывайся! Сдачи дам, не сомневайся! Обзывайся, обзывайся, Как лягушка раздувайся! Ква - ква, ква -ква - Вот и все твои слова! Обзывалки, словно галки, Встрепенулись и к тебе вернулись! Обзывайся, обзывайся, Без подружек оставайся! Современная детская мифология Современные дети имеют иной кругозор. Его формируют городской быт, литература, кино, радио, телевидение. Однако форма устного слова сохраняет свое значение. Стихийный поток современного детского повествовательного творчества – «страшные истории» (так их называют дети) или «страшилки» (так их стали называть исследователи) – сделался предметом изучения фольклористов, психологов и педагогов с 1960-х гг. По-видимому, к этому времени и относится начало массового бытования детских страшных историй. Страшилки функционируют по всем правилам фольклора: закрепляются традицией, передаются «из уст в уста». Их рассказывают дети всех возрастов, от 5 до 15 лет, однако наиболее характерные возрастные границы – от 8 до 12 лет. «Страшные истории»В жанровом отношении страшные истории – явление диффузное и неоднородное. В отличие от традиционной фольклорной прозы, в них существует не один, а два доминирующих центра: повествовательный и игровой. В страшных историях можно найти все типы фольклорных повествовательных структур, от кумулятивной до замкнутой цепочки мотивов разного содержания (аналогичной волшебным сказкам). Используются эпические утроения, сказочные композиционные формулы (Жили-были...), традиция благополучного конца. Хороший конец своеобразно проявляется и в игровых историях с выкрикиваемой последней фразой: «Отдай мое сердце!» (черный мертвец); «Мясо ела!» (женщина-вампир). Чем сильнее испуг, тем веселее можно над ним посмеяться. В страшных историях трансформированы или типологически проявились признаки мифа и многих фольклорных жанров: заговора, волшебной сказки, животного эпоса, былички, анекдота. В них также обнаруживаются следы литературных жанров: фантастического и детективного рассказа, очерка. Страшные истории – факт современного детского фольклора и существенная психолого-педагогическая проблема. Они выявляют возрастные закономерности в развитии сознания. Изучение этого материала поможет открыть пути положительного воздействия на становление личности ребенка. ЗаключениеМногие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словам, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно. Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Литература Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. Выпуск III – Иркутск, 1925 г. Капица О. И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. «Прибой» - Ленинград, 1928 г. Чередникова М. П. «Голос детства из дальней дали…» (Игры, магия, миф в детской культуре). Лабиринт – Москва, 2002 г. https://infourok.ru/user/aleksandrov-denis-mihajlovich/blog/detskij-folklor-specificheskaya-oblast-ustnogo-tvorchestva-183007.html https://ped-kopilka.ru/roditeljam/detskii-folklor.html |