реферат. Реферат Караханян А.М группа 1.1.21а. Деятельность человека в произведении Человек машина Ж. Ламетри
Скачать 289.33 Kb.
|
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ Итоговый реферат по философии на тему: Деятельность человека в произведении «Человек – машина» Ж. Ламетри (по произведению Ламетри “Человек – машина”) Выполнил: Студент 21 группы Лечебного факультета Караханян Артур Ведущий преподаватель: доц. Моисеенко Г. В. ОглавлениеВведение…………………………………………………..……………………3 1. Деятельность человека в произведении «Человек – машина» Ж.Ламетри………………………………………………………………………5 2. «Человек машина»(duesestmachina)Ж.Ламетри…………………………...7 Заключение……………………….……………………………………………15 Список литературы……………………………………………………………19 Приложение…………………………………………………………………20 Введение Ламетри Жюльен Офре Де - французский философ.. Желание философски понять его медицинский опыт о зависимости души от тела побудило его написать трактат о душе. Книга была публично сожжена, а сам Ламетри сбежал в Голландию под предлогом неминуемого ареста. Согласно Ламетри, все зависит от духовных вещей, а духовная деятельность человека зависит от конкретной организации мозга и тела. это результат этой организации. Человек как «машина» - это целостное материальное существо, многие законы жизни которого имеют физиологическую и биологическую основу. Ж. Ламетри выражал идеи эволюции живых существ, рассматривая основные различия между человеком и флорой и фауной как больший объем врожденных потребностей, способность мыслить, способность отличать хорошее от плохого. Основные идеи Ж. Ламеттри в области этики касаются демонстрации неотъемлемого права каждого человека на личное и полностью земное счастье, полнокровную жизнь, ориентированную на ценности современности. Природная и культурная жизнь человека разворачивается только в социальной системе. Последний представляет собой упорядоченное целое, которое включает как отдельных людей, так и социальные группы и связано различными связями и отношениями. Принадлежность к такой группе традиционно рассматривалась как социальное происхождение. Кроме того, человек оказывается в различных социальных, материальных, политических и духовных условиях существования, образования и деятельности, обычно называемых социальной средой. В эпоху Возрождения Пико делла Мирандола заявил в своей «Речи о сущности человека», что в мире нет определенного места и четких границ для людей - они могут расти в размерах выше ангелов и в размерах ниже их. Демоны впадают в порок. В конце концов, французский философ-экзистенциалист Сартр называл людей «существованием, предшествующим сущности», что означает, что люди рождаются как биологические существа, а затем становятся разумными. 1. Деятельность человека в произведении «Человек – машина» Ж. Ламетри По мнению Жюльена Офре де Ламетри, душа - часть организма, которая мыслит в силу собственной организации мозговой ткани.Разница между человеческой и животной душой заключается только в более высокой организации. Растения, животные и люди образуют «лестницу с незаметными ступенями, которую природа незаметно проходит одна за другой и никогда не перепрыгивает через одну из ступенек». Знание, которое начинается с ощущений, сводится к построению образов с помощью воображения. Порядок привлекает внимание к познавательному процессу и придает ему активность. Функции внимания - удерживать одних и отвлекать от других. Человеческая деятельность - это особая форма взаимодействия с окружающей действительностью. Это сложная категория. Деятельность - это деятельность человека, изменяющая среду существования и самого человека. Это деятельность людей, которые действуют сообща или наедине с внешним миром. Но что бы это ни было, его нельзя рассматривать отдельно, его нельзя вырывать из общественных отношений, из жизни общества. Эта система является частью системы общественных отношений, без которой вообще нет человеческой деятельности. Сходство с животными состоит в том, что человек тоже приспосабливается к условиям жизни, но главное отличие заключается в следующем: его деятельность по своей сути преобразующая. Следовательно, животные живут в естественной среде, а люди живут в социальной среде, которая является результатом их сознательного труда, в котором устанавливается ряд отношений: социальных, политических, экономических, правовых и так далее. В животном мире связи просто не существует. Реальность, окружающая людей, - результат их творений. Человеческое действие целесообразно, потому что оно сознательное. В результате получается некий результат, который закладывался в сознании. Поставленная цель до лжна со ответствовать возможностям. Вс е, что сп особствует до стижению по ставленной це ли в ра бочем пр оцессе, на зывается ра бочим оборудованием. То лько че ловек мо жет во здействовать на ок ружающую ср еду сп ециальными средствами. У ка ждой че ловеческой де ятельности ес ть мо тивация, то ес ть пр ичина, по буждающая его действовать. Мо тив во зникает под вл иянием по требностей и интересов. Гл авный мо тив - же лание уд овлетворить св ои по требности, гл авный ис точник че ловеческих действий. В ос новном де ятельность че ловека де лится на фи зическую и умственную. Пр еобразование ра зличных пр иродных или об щественных об ъектов но сит фи зический характер. Ду ховно он за ключается в из менении че ловеческого сознания. Пр актическая де ятельность - это пр актическое из менение ок ружающего ми ра и об щества, в том чи сле са мого человека.Только пр еобразование пр ироды - это ма териальное пр оизводство, а пр еобразование об щества - это со циально-организационная деятельность. По знавательная де ятельность че ловека ра знообразна и разнообразна. Ес ть по нимание це нностей, ко торое вы ражается в ид еологии и мировоззрении. Че ловек сп особен со здавать ма териальные и ду ховные це нности, то есть бы ть творческим. Но мо тивы по ведения лю дей не то лько со знательные, нои бессознательные. Ин туиция иг рает ос обую ро ль в творчестве. Для по лноценного су ществования в об ществе тр ебуются ра зличные сф еры деятельности. То чно так же лю ди, ра зличающиеся по св оим ха рактеристикам, пр едпочитают ту или ин ую об ласть, ко торая им ближе. 2. «Ч еловек – ма шина» (d ues est ma china) Ж. Ла метри «Ч еловек-машина» Ла метри - ид еальная мо дель хо рошо пр испособленного ме ханизма ор гана, бе здушного тела. Пр евращение те ла ра звратника в ма шину для уд овольствия им еет как ми нимум че тыре преимущества. Те ло, ко торое по нимается как ма шина, бо льше не не сет от ветственности за сл учай, ко торый пр евосходит его (с овесть, ду ша) «Мы ст алкиваемся с во зражением, что ма териализм ви дит в че ловеке не что ин ое, как ма шину и по этому бе счестит че ловечество, но так ли это ск азано в че сть че ловеку в то м, чт оон по дчиняется та инственным по рывам ду ха или да же не зн ает то чно, что ну жно, чт обы вд охнуть в не го жи знь не постижимыми способами? «О свободившись от ду ши, ма шина та кже ус траняет мо ральные пр едрассудки; не доступная для ра скаяния и со страдания, не доступная для чу вства ви ны, она ко нечном ит оге ут верждает, что все по зволено, ес ли ду ша не существует. С др угой ст ороны, ма шина - это ус тройство, ко торое по сле на чала ра боты бо льше не яв ляется хо зяином св оих со бственных дв ижений: они оп ределяются то лько ко нструкцией ма шины и ко личеством энергии. Од нажды на чатые дв ижения ме ханизма уже не могут бы ть ис правлены, ре зультат ра боты ма шины вс егда не избежен и предопределен. Св оеобразная «с удьба ди сков» ст ановится уд елом ку зовной машины. Вс якая во зможность су ществования от ветственного за вещания ис ключена; ос тается то лько да нность сл епого ма териального по рядка, на зываемого «п риродой», ко торому ну жно по дчиняться, со храняя при эт ом чу вство юмора. Вот что го ворит Ла меттри: «Мы не бу дем пр етендовать на вл асть над те м, что на ми уп равляет, мы не бу дем ди ктовать св ои чу вства ...». Са дэ по дтверждает эт о: «В се эти ве щи за висят от на шей ко нституции, на ших ор ганов и от то го, как они вл ияют др уг на друга. Из менение на шего вк уса не бо лее в на шей вл асти, чем из менение фо рмы на шего тела». От ношения с др угими лю дьми, ко торые яв ляются ме ханическими от ношениями, по лностью оч ищены от вс ей пс ихологии и ос обенно от сентиментальности. Для ра звратника др угой - эт опрежде вс его си стема ор ганов, св язанных се го со бственной системой. Что ра спутник сч итает на иболее ва жным в ор ганизме др уг др уга, так это ор ганы, ко торые пр едназначены для об еспечения на илучшей св язи ме жду дв умя системами. Сн ачала оц ениваются и оп исываются ча сти те ла, а за тем ра зрабатывается пр ограмма их функций. В да нном сл учае яз ык - это яз ык ра звлекательных те хнологий; Им ея это в ви ду, «П рограммы» сл едует чи тать сл едующим об разом: «П ослушайте ме ня: Дж ульетта ля жет на эту кр овать, и ка ждый из вас бу дет пы таться по лучать от нее уд овольствие, как вам за благорассудится; Ко гда я см отрю эту сц ену, ко гда ты от ойдешь от не е, я бу ду вл адеть то бой, и ра дости, ко торые на чались с не е, за кончатся со мной. но я не бу ду то ропиться, мое се мя не пр орвется, по ка я не ов ладею вс еми ва ми »Ч то мо жет бы ть ме нее романтичным? Во вс ех эт их ди спозициях нет во зможности ли рического со зерцания др уг друга. те ло, ко торое со единяется, и ра дость, ко торая от эт ого исходит. Кр оме то го, гр уппа, ра сположенная та ким об разом для ор гии, до лжна пр оизводить эф фект по лной де персонализации: зд есь во зникает бе зличный ан самбль, об ъективный ме ханизм, ко торый не яв ляется су ммой ин дивидов, но пр едшествует им и со здает их в не котором см ысле как од но целое. В ра боте эт ого мн огокомпонентного иг рового ав томата ун ичтожаются ли чности, уд аляются им ена, пр едложения бе зличны, а ме стоимения не ограниченно пр едпочтительны («все»). Это пе реход от че ловека-машины к пр оизводственному це ху, от Во кансона к Жа кару, со вс еми по следствиями эт ого пе рехода с то чки зр ения ор ганизации, пр оизводительности, ра бочего на пряжения и заботы. В ко нце ко нцов, все до водится до по истине юм ористического па радокса, ко гда ст ахановцы от уд овольствия ст араются тр атить как мо жно бо льше эн ергии: так на зываемая «п ростаивающая машина». Гр упповое те ло лу чше вс его ол ицетворяет те ло ра звратника в том см ысле, в ко тором он го ворит о ди пломатическом или ар мейском ко рпусе: это со вокупность ин дивидов, ко торые пр евращаются в ин ститут, вы полняя об щие функции. Те перь яс но, по чему это со ставное те ло со стоит из лю дей, чьи ме ханические фу нкции св одятся к вы полнению сл ужебной за дачи (р абота, не обходимая для по лучения ро скошных уд овольствий) ил и, что еще ху же, к вы полнению па ссивной функции. За тем ун ас ес ть те лесная ме бель, по хожая на то, как ба лует се бя ка ннибал Ли бертин Ми нски: «М ебель, ко торую вы ви дите зд есь», - ск азал он. На зовем на сыщенное зн аками ли рическое те ло, ко тороепри вс ех его из менениях, дв ижениях, вы ражениях св идетельствует, об ъясняет и в то же вр емя ск рывает св идетельства ид иом и эн ергий, с по мощью ко торых те кст др аматизирует со стояние лю бви и лю бовных отношений. . Хо тя Ла меттри ср авнивает че ловеческое те ло с ча сами, он сч итает, что по сле по ломки, то ес ть Х. Х. В ре зультате бо лезни пр одолжает функционировать. Сл едовательно, для Ла меттри «ч еловек-машина» - это «ч еловек-животное», ед иное ма териальное су щество, су щество из ор ганического мира. Ла меттри был пе рвым фи лософом, вы разившим ид ею о во зможности жи вотных че ловеческого происхождения. Он та кже сч итал, что вн ешность че ловека не ну жно об ъяснять ис ключительно би ологическими фа кторами, по скольку об разование че ловека тр ебует яз ыка, ар тикулированного языка. Для не го та кже бы ло ва жно во спитание лю дей: «Б ез об разования да же са мый ор ганизованный ум ли шен вс ей св оей ценности». Со циальная жи знь - не обходимое ус ловие об разования человека. Ла меттри сч итает, что лю ди от пр ироды хи трые, оп асные и ко варные жи вотные, что лю ди пл охо рождаются. До бродетель Ла меттри уч итывает то лько ре зультат во спитания, ко торое че ловек по лучает в пр оцессе жи зни в обществе. А во зможности для во спитания оч ень бо льшие, ве дь лю ди, как фл югеры, по ворачиваются в ту или ин ую ст орону под вл иянием воспитания. В фи лософии оч ень ва жны все во просы, ко торые так или ин аче ка саются су щности людей. Бы ть че ловеком - ли шь од ин из та ких вопросов. Пр инято сч итать, что он пр едставлен в тр ех ре альностях: - в су бъективной ду ховности; - ре альность жи вой ма терии; - об ъективная ма териальная реальность. Все они пр оявляются в дв ух фо рмах: - Тр ебование; - результат. Ср азу по сле ро ждения че ловек по падает в об щество, ко торое де лает вс е, чт обы ст ать не то лько ли чностью, но и личностью. Ду ховное и ма териальное су ществование че ловека - это ед иный ди алектический пр оцесс, св язанный с со циально-материальной ис торией людей. Да вно из вестно, ка ким до лжен бы ть человек. Это пр едназначение ос новано на ур овне ра звития об щества, в ко тором он по лучил образование. Мн огие лю ди сп орят на пр отяжении мн огих веков. Об ычно ли чность из ображается как дв ойственное су щество, то ес ть как ес тественное тв орение, так и тв орение общества. Бы тиеили, ск орее, ст ановление че ловека на прямую св язано с ду ховной и пр оизводительной сф ерами жизни. ла метт че ловек ма шина пр оизведение ис кусства Как «Ж. Ла меттри по нимает ду ховную, со циальную и би ологическую жи знь людей». Ка ждый, кто жи вет в об ществе, - личность. Вне об щества мы не мо жем ст ать личностью. Все лю ди те сно св язаны др уг с др угом: по всюду пр оисходит об мен оп ытом, лю ди по стоянно пр едлагают др уг др угу ус луги во бмен на др угих и так далее. Це нности, ко торыми об ладает че ловек, яв ляются це нностями вс его об щества или его части. Со циальная пр ирода че ловека оп ределяет его не повторимость и неповторимость. "" Из начально че ловек не им ел в жи зни тв орческих, со зидательных, ду ховных и со циокультурных функций. Та кже ва жно от метить, что мн огие би ологические фу нкции жи зни бы ли «культивированы». В ка честве пр имера мо жно пр ивести се ксуальные отношения. Уже до казано, что из менилось и из начальное во сприятие ми ра людьми. Со вр еменем из менилось не то лько об щество, нои са ми лю ди, в ча стности, их те ло и разум. Ра звитие об оих те сно св язано, хо тя за коны ра звития в ка ждом сл учае разные. По чему так ва жен ду ховный об лик человека? Ж. Ла меттри сч итал, что им енно он мо жет да ть от веты на са мые сл ожные во просы, оп ределяющие су ть вс его на шего существования. Ин дивидуальность че ловека вс егда пр отиворечит са ма себе. Это по тому, что по большей ча сти ка ждый см отрит на мир че рез пр изму оп ыта, ко торый он пр изнает своим. Ин дивидуальные вз гляды на жи знь та кже за висят от ли чных интересов. Да, об щество да ло оп ределенные ор иентиры, но оп ределенно ос тается индивидуальным. Ес ть ли у че ловека хо рошая кв алификация для развития? Да, отлично. Это ка сается ка ждого из егосуществ. Гл авное тр ебование - жи знь тела. Че ловек су ществует в ес тественном ми ре им енно как те ло, за висящее от ес тественного ци кла: он ро ждается, ра звивается и за тем умирает. Жи знь ду ха не возможна без жи зни тела. Ис ходя из эт ой ис тины, все в об ществе ус троено та к, чт обы ка ждый мог но рмально жи ть, ра звивать на выки, со вершенствоваться и так далее. Мо жно ли ст ать че ловеком, то лько по дчиняясь тр ебованиям, св язанным с за конами тела? В пр инципе да, но в да нном сл учае ли чность не ра звивается ин дивидуально, конкретно. Во прос Ж. Ла меттри об об щественной жи зни че ловека та кже широк. «П режде вс его, мы пр инадлежим оп ределенной ча сти общества. Но при оп ределенных об стоятельствах на ша си туация мо жет измениться. Че ловек мо жет бе сконечно по дниматься и сп ускаться по со циальной лестнице. Все за висит от во левых ка честв, мо тивации, це лей и т. п. " Во зникновение хр истианства пе ревернуло фи лософское по нимание пр облемы че ловека с ног на го лову - вм есто то го, чт обы бы ть од ним из эл ементов ми роздания, как в др евности, оно ст ало за нимать оп ределенное ме сто, да нное ему са мим Богом. С од ной ст ороны, он был со здан Бо гом для ос обой ми ссии, с др угой ст ороны, он был от делен от не го в ре зультате грехопадения. Та ким об разом, бо гословское мы шление пе рвых ве ков на шего вр емени пр едставляло су щность че ловека ду алистическим об разом, разделенным. В ср едневековой хр истианской фи лософии пр еобладала до ктрина, со гласно ко торой бо жественная и че ловеческая пр ирода со впадают в об разе Христа. Хр истос ст ал че ловеком, не пе реставая бы ть Бо гом, и в то же вр емя че рез об щение с бл агодатью ка ждый че ловек пр иближается ко Христу. Это ун икальное ме сто в ко смосе ме жду до линой тр аура и Бо гом ст ало «м икрокосмом» для мы слителей эп охи Во зрождения, ко торый, по их мн ению, был на прямую св язан с ма крокосмом (и в эт ом сл учае па нтеизм и хр истианский ми стицизм совпали). . Ни колай фон Ку занский, Па рацельс и Бё ме сч итали, что ни кто и ни что не мо жет ср авниться с лю дьми, и за являли, что «м акрокосм и ми крокосм - од но и то же». Од нако но вый ев ропейский ра ционализм по ставил во прос о то м, что ес ть су щность че ловека в др угих отношениях. Со вр емен Де карта сп особность мы слить бы ла на пе реднем пл ане эт ого оп ределения, по тому что ра ционализм ви дит все ос обенности че ловеческого су ществования в уме. Ес ли Де карт од новременно ви дел не кий пс ихофизический па раллелизм в св язи ме жду фи зическим и ду ховным ко мпонентами, то Ле йбниц сч итал их неразделимыми. Эп оха Пр освещения да ла нам та кой аф оризм, как «ч еловек-машина», бл агодаря Ла Ме ттри, по скольку фр анцузский фи лософ сч итал, что ду ша то ждественна со знанию, ко торое ре агирует на вн ешние и вн утренние раздражители. В 18 ве ке пр облема «В чем су щность че ловека, что он такое?» Об од ном из ва жнейших фи лософских вопросов. На пример, Ка нт ис ходит из ду алистического по нимания ра зумного су щества и об ращается к ра зным «в селенным» - ес тественной не обходимости и морали. Он на зывает фи зиологией вс е, что пр ирода де лает из человека, и пр агматикой, то, что это ра зумное су щество де лает или мо жет сд елать из себя. Од нако др угие пр едставители кл ассической фи лософии Ге рмании вз яли за об разец ре презентации эп охи Во зрождения (н апример, Ге рдер, Ге те, по следователи «н атурфилософии романтизма»). Ге рдер ск азал, что лю ди - пе рвые ос вободители пр ироды, по тому что их эм оции не так ре гулируются, как жи вотные, и мо гут со здавать ку льтуру, а Но валис да же на звал эту ис торию антропологией. В фи лософии «ч еловек - ма шина» Ж. Ла меттри по кидает пр ироду с мо мента по явления ра зумного существа. Со гласно Ж. Ла меттри, су щность че ловека со стоит в са мопонимании аб солютной идеи. Пр ежде вс его, ос ознает св ою су бъективность (а нтропология, фе номенология, пс ихология); за тем - как це ль (з акон, мо раль, го сударство); и, на конец, как аб солютный дух (и скусство, ре лигия и философия). С со зданием по следнего ис тория ра звития ид еи за канчивается, и ра зум во звращается к се бе как бы по за кону отрицания. Вц елом не мецкая фи лософия то го вр емени сч итала, что лю ди яв ляются су бъектом ду ховной де ятельности, со здающей мир ку льтуры, но сителями об щего ид еала и ра зумного начала. Ж. Ла меттри по нимает лю дей как чу вственных и фи зических существ. Ма рксизм же по дходит к об ъяснению ес тественного и со циального в «H omo Sa piens» на ос нове пр инципа ди алектического ма териалистического мо низма и ви дит в нем пр одукт и об ъект об щественной тр удовой деятельности. «Г лавное - это со циальная су щность че ловека, по скольку он пр едставляет со бой со вокупность вс ех со циальных от ношений», - ск азал Маркс. XIX век об огатил ан тропологию ир рациональными ко нцепциями, вы деляющими су щности и си лы, ле жащие вне мы сли (ч увства, во ля и т. п.). Ни цше им еет пр иоритет в эт ой об ласти и ра ссматривает иг ру жи зненных сил и эм оций, а не со знания и разума. Кь еркегор ви дит са мое фу ндаментальное в ак те во ли, где на са мом де ле пр оисходит ро ждение че ловека и бл агодаря ко торому ес тественное су щество ст ановится ду ховным существом. Би осоциальная пр ирода че ловека не сч итается по пулярной ид еей в 20 ве ке, по скольку со временные мы слители в пе рвую оч ередь оз абочены пр облемой ли чности, в ко нтексте ко торой мн огие об ласти со временной фи лософии об означаются как персоналистические. Со ответственно, че ловеческое су ществование не мо жет бы ть св едено к фу ндаментальной основе. Эк зистенциализм и пе рсонализм от вергают как со циальные, так и ме ханистические по дходы и ра зделяют ко нцепции ин дивидуальности (к ак ча сти пр ироды и со циального це лого) и ли чности (у никального ду ховного са моопределения) в ра зных направлениях. Ид еи «ф илософии жи зни» (Д ильтей) и фе номенологии (Г уссерль) ле гли в ос нову фи лософской ан тропологии как са мостоятельного на правления в пр оизведении Ж. Ла метри «M ensch - Maschine». Хо тя пр едставители фр ейдизма и его шк ол сф ормированы на туралистическим подходом. Заключение Мо жно ск азать, что «ч еловеко-машинная» пр облема Ж. Ла меттри - од ин из гл авных во просов философии. Ж. Ла меттри в св оих зн аменитых пр оизведениях «Ч еловек-машина» и «Ч еловек-растение» ра звил уч ение о ду ше, уч итывающее сп особность че ловека мы слить и чу вствовать се бя как св ойства ма териальной телесности. Уже да вно су ществует мн ожество оп ределений пр инадлежности к человечеству. Ар истотель ск азал: че ловек - это по литикон, то ес ть ра зумное жи вотное, ко торое не мо жет жи ть без со циального взаимодействия. Че ловек как «м ашина» - это це лостное ма териальное су щество, мн огие за коны жи зни ко торого им еют фи зиологическую и би ологическую основу. Дж. Ла метри та кже вы разил ид еи эв олюции жи вых су ществ, ра ссматривая ос новные ра зличия ме жду че ловеком и фл орой и фа уной как бо льший об ъем вр ожденных по требностей, сп особность мы слить, сп особность от личать хо рошее от плохого. А де таль че ловека - это ос обая фо рма вз аимодействия с ок ружающей действительностью. Сл едовательно, че ловек - это св оего ро да «п роект», ко торый они со здают сами. Бл агодаря эт ому че ловек мо жет ра звиваться и по знавать себя. Че ловек со здает не то лько се бя, но и «в торую пр ироду» - культуру. Гл авное, о чем не сл едует за бывать, - это то, что де ятельность не льзя уб ирать из жи зни общества. Без об щества его не возможно из учить и понять. В ос новном де ятельность че ловека де лится на фи зическую и умственную. Ко гда че ловек тв орческий, он в эт от мо мент со здает ма териальные и ду ховные ценности. Ес ли мы пр евратим че ловеческое те ло в ма шину, мы по лучим не которые пр еимущества, но мы не до лжны за бывать, что че ловек - это ма шина без души. По лучается, что ма шине до зволено вс е, но в то же время. При за пуске ма шины ни чего из менить нельзя. По лучается, что че ловек ст ановится безликим. Ес ли мы по смотрим на че ловеческую ме бель, мы по ймем, что ис пользование че ловеком в ка честве ме бели ст авится под уг розу из -за его ис пользования в ка честве машины. Че ловеческое те ло яв ляется его вн утренним отражением. Ж. Ла мерти то же ср авнивает че ловека с ча сами, но в от личие от них че ловек пр одолжает ра ботать по сле по ломки, то ес ть по сле болезни. Для Ж. Ла мерти оч ень ва жно во спитывать че ловека, что мо жно да ть то лько с по мощью чл енораздельной ре чи, ко торая от личает че ловека от животного. С по мощью яз ыка мы мо жем вы жить в об ществе, а об щество пр евращает че ловека в че ловека, что чр езвычайно важно. «J. La Me ttrie» оз начает ду ховную, со циальную и би ологическую жи знь людей. Жи знь че ловека, его вз гляды, мы сли, все за висит от ли чных интересов. Об щество ус троено та к, чт обы ка ждый мог но рмально жи ть, ра звивать на выки и со вершенствоваться и так далее. Пр облемы «ч еловек-машина» Ж. Ла метри ст авилась та кже в св язи с со отношением ми крокосма, то ес ть вн утреннего ми ра че ловека, и ма крокосма - ок ружающего мира. В др евнеиндийской, др евнекитайской и др евнегреческой фи лософии лю ди по нимались как ча сть ко смоса, ед иного вн евременного «п орядка», природы. Ге раклит, од нако, уже пр идерживался др угой то чки зр ения, так на зываемого «п араллелизма» ми кро- и ма крокосма, со гласно ко торому че ловек ра ссматривался как от ражение или си мвол макрокосма. Пр облема «ч еловек-машина» Дж. Ла Ме ттри и по пытки ее ре шения та кже пр ивели к по ниманию ко смоса и пр ироды как жи вого и од ухотворенного организма. Те ло эт ого че ловека по родило пр ироду, ко торая та кже им еет «к осмическую ду шу», и эту пр ироду ча сто от ождествляют с им манентным божеством. Зн ание ми ра с эт ой то чки зр ения ча сто де йствует как самопознание. Не оплатоники ра зделили ко смос на ду шу и дух Та ким об разом, на личие те ла и ду ши че ловека по дняло еще од ну пр облему, ко торая ха рактеризует пр облему че ловека в философии. С од ной то чки зр ения, ду ша и те ло - это два ра зных ти па од ного и то го же су щества (п оследователи Ар истотеля), а с др угой - две ра зные ре альности (п оследователи Платона). В до ктрине пе реселения душ гр аницы ме жду жи выми су ществами оч ень ги бкие, но то лько од ин че ловек ст ремится к «о свобождению» от ига ко леса существования. Че ловеческая пр облема в ис тории фи лософии ра ссматривалась по-разному. Для Ар истотеля че ловек - это су щество с ра зумной ду шой и сп особностью к об щественной жизни. Хр истианская фи лософия по дтолкнула лю дей к ос обому ме сту - как «по об разу и по добию Бо жию», из -за гр ехопадения они од новременно ра зделены на две части. В эп оху Во зрождения че ловеческая ав тономия бы ла пр овозглашена с треском. Мы слители во семнадцатого ве ка - Ла метри, Фр анклин - от ождествляли че ловеческое со знание с ме ханизмом или с «ж ивотным, со здающим ср едства производства». Не мецкая кл ассическая фи лософия по нимала че ловека как жи вую це лостность, а ма рксизм пы тается со единить в че ловеке ес тественное и со циальное с по мощью ди алектического материализма. Однако в философии ХХ века преобладает персонализм, который делает акцент не на «сущности» человека, а на его неповторимости, неповторимости и индивидуальности. Список литературы 1. Богуславский В.М. Ла Меттри. - М .: Мысль, 1977 - 160 с. 2. Леденева Е. В. Менш-машина (между Ламетри и Декартом) / Credonew, Санкт-Петербург, 2010, № 3. 3. Ламетри Ж. О. Сочинения / Пер. С французского. Э. А. Гроссман, В. Левицкий, ред. В. М. Богуславский. М., 1983. с. 242. 4. Прево Л.-Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско / Пер. На французском. М. Петровский // Прево А.-Ф. История кавалера де Грие и Манон Леско; Laclos Ch. De. Опасные облигации. М., 1985. с. 51. 5. Руссо Ж.-Ж. Джулия или Новая Элоиза / Пер. С французским. Н. И. Немчинова, А. А. Худадова, ред. В. А. Дынник и Л. Е. Пинский // Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения: В 3-х томах. Т. II. М., 1961. С. 15-е 6. Робб Грийе А. Предисловие // Саде Д.А. F. de. La Nouvelle Justine. П, 1979. 7. Boguslavskiy V.M. La Mettri. - M .: Mysl', 1977 - 160 s. 2. Ledeneva Ye. V. Mensh-ma П риложение Жюлье́н Офре́ де Ламетри́- французский врач и философ-материалист, изучал медицину в Париже, а затем в Лейдене под руководством знаменитого врача и естествоиспытателя Германа Бургаве Родился в богатой семье торговца тканями. Изучал медицину в Париже. В 1733 году получил звание бакалавра медицины, а несколько месяцев спустя — доктора медицины. В том же году отправился в Лейден, где в течение двух лет занимался под руководством врача-новатора и химика Г. Бургаве. В 1742 году возвращается в Париж. В 1743—1745 году участвует в Войне за австрийское наследство в армии герцога де Граммона. Был полковым врачом. Заболев горячкой, на основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения «Естественная история души» („Histoire naturelle de l'âme“, 1745, иначе «Трактат о душе»), вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожжённого по приговору суда, как и его сатирическое произведение Politique du Medecin de Machiavel, направленное против злоупотреблений, невежества и самомнения его коллег-врачей. Несмотря на то, что оба запрещённых трактата вышли из печати анонимно, Ламетри был вынужден эмигрировать в Голландию, оставив семью во Франции. Здесь он также анонимно опубликовал сочинение «Человек-машина» („L'homme machine“, 1747, русский перевод 1911), которое также было публично сожжено (но доставило ему широкую известность). В 1748 году по приглашению прусского короля Фридриха II переехал в Берлин, где состоял членом Академии наук, личным врачом короля и получил возможность беспрепятственно издавать свои труды, среди прочих — «Человек-растение» (1748), «Человек больше, чем машина» (1748) и «Система Эпикура» (1751). Однако вскоре и в Сан-Суси у учёного возникает конфликт с двором, он принуждён выставлять себя чудаком и придворным шутом. Умер Ламетри, по преданию, отравившись большим количеством трюфельного паштета на обеде у французского посла Тирконнеля. Согласно указаниям самого Ламетри, оставленным в его последних сочинениях, учёный был отравлен. Также существует версия, что философ скончался от острого аппендицита. Смерть Ламетри так никогда и не была расследована. |