Главная страница

Статья О.В. Горских. Деятельность польского архитектора Викентия Оржешко в контексте


Скачать 64.5 Kb.
НазваниеДеятельность польского архитектора Викентия Оржешко в контексте
Дата22.03.2021
Размер64.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСтатья О.В. Горских.doc
ТипДокументы
#187125



деятельность польского архитектора оржешко



Деятельность польского

архитектора Викентия Оржешко в контексте

сибирского деревянного зодчества
Заметную роль в организации художественного пространства Томска сыграли польские архитекторы, по проектам которых были построены многие примечательные здания в городе, самым выдающимся из них был Викентий Флорентинович Оржешко.

Родился архитектор в Томске в 1876 г.

Оржешко принимал деятельное участие в польском повстанческом движении, за что по приговору военно-полевого суда в январе 1864 г. был сослан в Томск.

Его отец еще в раннем детстве отдал его в художественную школу, открытую А. С. Капустиной. Капустина посоветовала отцу отправить его на обучение в Санкт-Петербург. По окончании томского Алексеевского реального училища Оржешко едет в Санкт-Петербург и в 1895 г. поступает в Академию художеств, в мастерскую к знаменитому академику архитектуры Л. Н. Бенуа. В 1902 г. молодой архитектор возвращается в Томск и становится штатным преподавателем рисования и архитектуры на инженерно-строительном отделении Томского технологического института. Здесь происходит творческое развитие и становление В.Ф. Оржешко как архитектора.

С 1909–1918 гг. в городе действовало «Томское общество любителей художеств», в числе учредителей которого был В. Оржешко.

В Томске к началу XX в. складывается особая культурная среда, которая подготовила почву для формирования самобытной сибирской архитектуры и развития таланта В.Ф. Оржешко.

Первой крупной работой, которую осуществил Оржешко сразу по приезду в Томск в 1903 г., стала часовня на могиле старца Федора Кузьмича при Алексеевском монастыре1.

Оржешко проектирует в Томске еще ряд крупных каменных построек. Среди них: трехэтажная типография «Сибирского товарищества печатного дела» (1906–1908; угол ул. Гагарина, 11 и пер. Нахановича, 9; ранее угол Дворянской ул. и Ямского пер.).

В 1911 г. архитектор создает проект краснокирпичной часовни в готическом стиле во имя Св. Антония, которая была возведена на польском кладбище в Томске, где в 1905 г. был похоронен отец архитектора.

В это же время он составляет проект здания первой паровой кондитерской фабрики в Сибири варшавского мещанина Б. Бородзича (пер. Трифонова; ранее – Татарский) в историческом торгово-промышленном районе Томска – Татарской слободе, в Заисточье.

К 1911 г. относится также проект постройки павильона с террасой в Городском саду.

Совместно с Т.Л. Фишелем Оржешко строит корпуса богадельни Калинина-Шушляева (1911–1912; ул. Красноармейская, 15; ранее ул. Солдатская),

А в 1912 г. проектирует кожевенный завод торгового дома «Г. Голованов и С»; достраивает дом общества физического развития по проекту Б.Ф. Татарчука (ныне здание горбольницы № 1, ул. Красноармейская, 14).

Вместе с тем, самыми значительными и выдающимися по своей индивидуальности явились деревянные строения В.Ф. Оржешко.

В.Ф. Оржешко осуществлял свои художественные поиски в стиле деревянного «северного» модерна, предлагая смелые и оригинальные решения, сублимирующие в себе национальный колорит.

Так появился в 1910-х гг., особняк учителя И.А. Быстржицкого (ул. Красноармейской, 68), более известный как «дом с драконами». Главный акцент – шпилеобразное завершение угловой башни и семь стилизованных голов-драконов венчающие части фронтонов здания.

Еще одним шедевром в архитектурном пространстве Томска является жилой дом известного томского купца А.Ф. Громова, построенный по проекту В.Ф. Оржешко в 1908 г., ныне «Дом охотника» (ул. Гагарина, 42; ранее ул. Дворянская).

Художественное творчество В.Ф. Оржешко сыграло исключительную роль в формировании самобытной сибирской архитектурной традиции. Уникальность польского архитектора заключалась в оперировании разными архитектурными стилями, синтезе региональных, европейских и общемировых тенденций. Кроме того, его общественная и педагогическая деятельность сыграла значительную роль в формировании культурного сознания сибирского общества, его просвещении и приобщении к событиям мировой общественной и культурной жизни.


1



написать администратору сайта