Главная страница

диалог. Диалог это речь нескольких лиц, образующая единое высказывание


Скачать 30.52 Kb.
НазваниеДиалог это речь нескольких лиц, образующая единое высказывание
Дата03.12.2019
Размер30.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладиалог.docx
ТипДокументы
#98371



Диалог – это речь нескольких лиц, образующая единое высказывание.

Общие правила диалога выглядят следующим образом: вопрос требует ответа, повеление требует ответа действием или словом, повествование требует ответа повествованием или внимательным молчанием. Под внимательным молчанием понимается отсутствие речи, когда выражением лица, жестом, междометием, повтором слова слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понятна.

Для диалога характерны ситуативность, краткость, умолчание, подхват реплики (темы), выражающийся в чередовании тем, ритмов мелодий речи. Участие людей в речевых действиях бывает трех родом: активное, пассивное и активно-пассивное.

Большую роль в деятельности учителя занимает этикетный диалог (диа­логическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула («паро­ля») и реплики-реакции («отзыва»).

Например:

- Здравствуйте, Марина Ивановна! (пароль)

- Рада Вас видеть, Михаил Васильевич (отзыв).

Этикетные диалоги достаточно часто используются в профессиональной деятельности учителя и отличаются типовым разнообразием:

- диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, по­здравление),

- побудительные речевые акты (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование),

- ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие, отказ, раз­решение.

Насколько грамотно каждый учитель использует возможности этикетно­го диалога, учитывает особенности партнера по общению, настолько удачно выстраивается в целом его работа по воспитанию подрастающего поколения.

Необходимыми условиями организации диалога являются:

а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;

б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;

в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов: – ни одна из реплик не должна остаться без ответа; – учебный диалог ограничен во времени; – учебный диалог требует полных ответов;–учебный диалог требует предварительной подготовки.
Нарушения этики ведения диалога с учащимися.
Умение этически грамотно организовывать диалог на занятии – это одно из профессиональных умений педагога.

Однако часто в практике работы с учащимися в аудитории педагог делает различные замечания детям, не задумываясь о дальнейшей реакции ребенка на сказанное.

Показателями низкой культуры диалога с обучаемыми можно считать следующие:

1. Ограничение свободы выражения мнений, в особенности несовпадающих с точкой зрения преподавателя («Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгля-ды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»).

2. Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ничего не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Семенова, своими заумными вопросами!»).

3. Акцентирование того, что разъединяет с обучаемыми («Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала»).

4. Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь, Игнатьева! Положи руки на стол», «Как можно не знать таких простых вещей?»).

5. Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, ка-кой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать ивспомнить о полученной неудовлетворительной оценке!»).

6. Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).

7. Упреки («Сколько раз напоминала, а ты...», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать...!»).

8. Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну по-смотрите на этого „профессора“! Лучше бы постригся»).

9. Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»).

10. Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что, в голове –две извилины?»), смягченной («Ты вроде понятливый, Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно!»).

11. Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях?»).

12. Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно не знать элементарных вещей»).

13. Использование лести, показной доброты, улыбки (Ната-шенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выгоды, достижения эгоистических целей.

14. Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»).

Пути совершенствования речевого мастерства учителя.

Сегодня существует достаточно много методик, помогающих совершенствовать речевое мастерство учителя. Большинство из них предлагают начать занятия с тренировки голосового аппарата (работа над дикцией, интонацией, мелодикой речи, грамотная постановка фразового и логического ударения и т.д.).

Техника речи, безусловно, играет важную роль в профессиональной деятельности педагога, но многие качества речи невозможно «заготовить впрок». Они рождаются в конкретной педагогической ситуации, в импровизированном творчестве говорящего. Это относится, прежде всего, к эмоциональной окраске речи. Поэтому работа по совершенствованию речи должна начинаться с выявления своих индивидуальных особенностей и возможностей. Поиск нужной речевой партитуры увлекательное, но сложное занятие: это не только работа над голосовым аппаратом, но и совершенствование мимики и жестов учителя. В этой работе Вам могут помочь советы С.Б.Елканова, В.А.Кан-Калика, Л.М. Митиной, Поль Л., Сопер, Е.Н.Щурковой и др. авторов.

Необходимо следить за собственной речью, помнить, что речь - отражение личности как педагога, несущего культуру живого слова.
Важные правила речевого этикета:

- не употреблять в своей речи ненормированную лексику: жаргонные слова (молодежный жаргон, сленг), арготизмы. Академик Д.С. Лихачев пи­сал: «В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит сла­бость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. Поэтому сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо»;

- не повторять речевые ошибки учащихся;

- следить за грамотностью своей речи (грамотное произношение слов, постановка ударений, соответствующее словоупотребление и т. д.);

- не использовать в речи «слова-паразиты»: «ну», «так значит», «в об­щем», «как бы», «типа того» и т. д.;

- следить за темпом речи, помнить, что от него во многом зависит эффек­тивность усвоения знаний;

- обратить особое внимание на интонирование, помнить, что верно рас­ставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия инфор­мации, уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический микроклимат в классе;

- исключить из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на воспитанников, дестабилизируют их, вызывая эмоциональный дискомфорт. Вспомним еще раз Д.С. Лихачева: «Учиться хорошей, спокой­ной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запо­миная, замечая, читая и изучая... Наша речь - важнейшая часть не только на­шего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

Список литературы

1. Батракова С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре //Педагогика, 2002, № 4.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

3. Воронина М. П. Диалог на уроке в начальной школе //Начальная школа, 2004, № 6.


написать администратору сайта